Рабочая программа театральный кружок "Радуга"
рабочая программа
рабочая программа по внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_teatr_raduga.docx | 26.54 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Пояснительная записка.
Данная рабочая программа составлена, основываясь на методические рекомендации авторов: Е.Х.Афанасенко, С.А. Клюнеева, К.Б. Шишова, А.И. Коняшов.
Программа рассчитана на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности. В программе впервые систематизированы средства и методы театрализовано-игровой деятельности. В младшем школьном возрасте ведущая деятельность – это сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевой игре ребёнок переживает жизненные ситуации других людей как свои собственные, понимает смысл их действий и поступков, эмоционально вживается в сложный социальный мир взрослых людей. В свободных играх детей страх, агрессия и напряжение находят выход и ослабевают, что значительно облегчает реальные взаимоотношения между детьми.
Настоящая программа предусматривает 4 года обучения. Комплектование кружка производится только на добровольных началах без ограничения и отбора детей в возрасте 7 – 11 лет. Оптимальное количество детей в группе 10-12 человек, что позволяет работать с каждым индивидуально.
Младший школьный возраст является периодом интенсивного психологического развития. В этом возрасте внимание носит непроизвольный характер. Подобие соотнесение произвольной и непроизвольной формы отличается в отношении такой психической функции как воображение.
Данная программа рассматривает возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру школьников. Сценическое искусство оказывает огромное влияние на сознание, чувства, вкусы, поступки детей.
Цель программы: гармоничное развитие личности ребенка средствами эстетического образования; развитие его художественно – творческих умений; нравственное становление.
В результате освоения программы театрального кружка «Радуга» учащиеся получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения. К концу года они должны:
- Уметь правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков;
- Достигнуть состояния актерской раскованности, уметь проживать тот или иной литературный сюжет этюдным методом, импровизировать за достаточно сжатые сроки;
- Воспитывать в себе такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, чувство собственного достоинства , уверенность;
- Овладеть навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке.
Задачи данной программы:
- Побуждать интерес к театральной деятельности, создавая необходимые условия для ее проведения;
- Знакомить учащихся с театральной культурой ( устройство театра, правила поведения в театре, театральные профессии, театральные термины, театральные жанры, виды театров);
- Развивать речь, способность передавать различные эмоциональные состояния в ролевой игре. духовно-нравственное развитие учащихся. Освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;
- Формирование целостной картины мира материально и духовной культуры как продукта творческой предметно-образующей деятельности человека;
- Формировании мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
2. Общая характеристика внеурочной деятельности театрального кружка «Радуга»
В период психологической адаптации ребёнка в школе у детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других наоборот, развязанность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучению чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, и не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления, именно способность ребёнка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребёнка. Театрализованная деятельность – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии. Театрализованная деятельность раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться в социальной среде.
В современном театре произошло взаимопроникновение искусств. Ответить на вопрос, где театр, а где его нет сегодня непросто, ни одно из определений нельзя назвать исчерпывающим потому, что театр продолжает развиваться. Театр доставляет детям много радости и удовольствие, и создаёт у них хорошее настроение. Однако нельзя рассматривать спектакль как развлечение.
3. Описание места внеурочной деятельности театрального кружка «Радуга»
Программой предусматривается 68 занятий( 2 часа в неделю). Время проведения одного занятия составляет 45 минут с обязательным перерывом для проведения физкультминутки, согласно здоровьесберегающим технологиям, применимым для нормального развития школьников. На занятиях предполагается создание спокойной, благоприятной обстановки и условий для возникновения ситуации успеха.
4. Описание ценностных ориентиров внеурочной деятельности театрального кружка «Радуга»
Во все века детское театральное творчество было тесно связано с образованием и передачей культурных традиций в самом широком смысле этого слова. В формах театральной игры дети всегда приобщались к основным культурным ценностям своей общины, к ее традициям, верованиям и мировоззрению в целом.
История театра, где играют дети, непрерывна, но в ней есть особенно яркие взлёты. Они всегда приходятся на переломные эпохи, на то время, когда становится особенно важным реализовать две взаимообусловленные идеи. Первая заключается в том, чтобы передать молодому поколению культурные ценности прошлого в наиболее яркой, незабываемой форме, передать так, чтобы они вошли в плоть и кровь, стали личностно значимыми. Вторая идея заключается в воспитании поколения свободных творцов, способных генерировать принципиально новые идеи. Одно без другого, как показывает исторический опыт, невозможно.
Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Ребёнок, оказавшийся в позиции актёра-исполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира, а это значит – задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни.
Театр - искусство коллективное, и творцом в театральном искусстве является не отдельно взятый человек, а коллектив, творческий ансамбль, который, по сути, и есть автор спектакля. Поэтому процесс его коллективной подготовки, где у каждого воспитанника - своя творческая задача, дает ребятам возможность заявить о себе и приобщиться к коллективному делу. Поэтому это направление художественного творчества вызывает вполне закономерный интерес у детей.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты внеурочной деятельности театрального кружка «Радуга»
- Личностными результатами являются воспитание и развитие социально значимых личностных качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок. Раскрывающих отношение к труду. Систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.
- Метапредметными результатами является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
- Предметными результатами являются доступные по возрасту начальные сведения о театре, искусстве и сценической деятельности, об основах культуры творческого труда. Элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, элементарный опыт творческой деятельности.
6.Содержание внеурочной деятельности театрального кружка «Радуга»
Основное содержание занятий театрального коллектива составляет работа по сценическому воплощению пьесы. Она строится на основе принципов реалистического театрального искусства. Это необходимое условие для решения всего комплекса художественно-воспитательных задач.
Необходимо помочь школьникам действовать в сценических условиях подлинно, логично, целенаправленно, увлеченно раскрывать содержание доступных им ролей и всей пьесы в действии и взаимодействии друг с другом.
Подлинное сценическое действие требует постоянного обращения к жизни, сопоставления и оценки происходящего в сценических условиях с аналогичными явлениями жизни. Важно развивать у учеников интерес к таким сопоставлениям, помогать им осознавать, что критерием правдивости, подлинности поведения на сцене является жизнь.
Особое внимание следует обращать на умение действовать словом, так как прежде всего через слово раскрываются мысли, чувства, отношения, стремления персонажей пьесы.
Формы и методы работы.
Занятия включают наряду с работой над пьесой проведение бесед об искусстве, в том числе и о традициях, методах и формах национального сценического мастерства. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, посещение выставок местных художников, национального театра. Школьники выполняют самостоятельные творческие задания: устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения, посвященные жизни и творчеству того или иного мастера сцены, в том числе актеров мордовских театров.
Беседы о театре знакомят детей в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами, с творчеством ряда деятелей русского театра; раскрывает общественно-воспитательную роль театра и русской культуры. Все это направлено на развитие зрительской культуры учащихся.
Практическое знакомство со сценическим действием целесообразно начинать с игр-упражнений, импровизаций, этюдов, близких жизненному опыту детей, находящих у них эмоциональный отклик, требующих творческой активности, работы фантазии.
Необходимо проводить обсуждение этюдов, воспитывать у кружковцев интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы.
Этюды-импровизации учебного характера полезно проводить не только на начальной стадии, но и позднее - либо параллельно с работой над пьесой, либо в самом процессе репетиции. Учебные этюды-импровизации, непосредственно не связанные с репетируемой пьесой, могут служить и хорошей эмоциональной разрядкой, способствовать поднятию творческой активности, общего тонуса работы.
Работа над сценическим воплощением пьесы строится на основе ее углубленного анализа (выявление темы, основного конфликта, идейных устремлений и поступков героев, условий и обстоятельств их жизни, жанровых особенностей пьесы, стиля автора и т.д.). Она включает предварительный разбор пьесы; работу, непосредственно связанную со сценическим воплощением. Работа над внешним оформлением спектакля: изготовление декораций и бутафории, кукол, ремонт кукол; ремонт костюмов; выступление со спектаклем перед родителями или учащимися.
7. Тематическое планирование внеурочной деятельности театрального кружка «Радуга»
№ п/п | Раздел/Тема | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие | 2 |
2 | Культура и техника речи | 12 |
3 | Основы театральной культуры | 4 |
4 | Ритмопластика | 4 |
5 | Театральная игра | 10 |
6 | Работа с костюмами | 4 |
7 | Генеральная репетиция | 4 |
8 | Премьера сказки | 2 |
9 | Работа над спектаклем | 10 |
10 | Генеральная репетиция | 4 |
11 | Премьера кукольного спектакля | 2 |
12 | Театр пантомимы | 6 |
13 | Этика и этикет | 2 |
14 | Творчество детей | 2 |
8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса внеурочной деятельности театрального кружка «Радуга»
- Компьютер;
- Проектор + экран;
- Комплект презентаций по данному материалу;
- Интернет-ресурсы (мастер-классы, спектакли, сказки)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по театральной педагогике 5-11 класс
Программа составлена учителем театральной педагогики МАОУ «СОШ № 127 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Перми Краснокутской Я.В. в 2012 г. на основе работ деятелей театрального иску...
Рабочая программа дополнительного образования ГБПОУ Колледж полиции "Театральное и вокальное мастерство"
Программа по вокалу и театральной деятельности...
Рабочая программа театрального кружка "Маска" в старшей группе
Представляю свою рабочую программу театрального кружка....
Программа театрального объединения "Среда"
В программе представлен курс для подготовки студентов к развитию сценической речи....
Программа театрального кружка "СКАЗ"
Цель программы: гармоничное развитие личности средствами эстетического образования, развитие художественно-творческих умений, нравственное становление....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПО.02.УП.02 "Беседы об искусстве" Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа В области Театрального искусства «Искусство театра»
Программа по учебному предмету «Беседы об искусстве» разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями (далее – ФГТ) к минимуму содержания, структуре и условиям...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 2-9 классов "Шекспировские чтения" ( театральный кружок на английском языке)
Учащиеся, занимающиеся в данном кружке смогу совершенствовать свои знания и умения английского языка на практике. Кроме того, они расширят свой кругозор, знакомясь с традициями английского театра. Мно...