Организация деятельности студенческого самоуправления в техникуме
статья

Разуваева Мария Владимировна

Современное общество делает заказ на личность, обладающую социальными, коммуникативными, информационными компетентностями, способную к успешной социализации. Все это требует воспитания и развития у обучающихся таких качеств как: творческая инициатива; умение ставить цели и достигать их; самостоятельность в решении личных и общественных проблем; ответственность за себя и других; умение работать в команде. И тут на первый план выходит самоуправление. Самоуправление  - это форма организации жизнедеятельности коллектива образовательного учреждения, обеспечивающая развитие у студентов самостоятельности, инициативности, навыков эффективной коллективной деятельности, формирования ключевых социально-коммуникационных компетенций.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsii_samoupravleniya_v_tehnikume.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Организация деятельности студенческого самоуправления в техникуме

Современное общество делает заказ на личность, обладающую социальными, коммуникативными, информационными компетентностями, способную к успешной социализации.

Все это требует воспитания и развития у обучающихся таких качеств как:

  1. Творческая инициатива;
  2. Умение ставить цели и достигать их;
  3. Самостоятельность в решении личных и общественных проблем;
  4. Ответственность за себя и других
  5. Умение работать в команде.
  6. И тут на первый план выходит самоуправление.

Самоуправление – в нашем техникуме - это форма организации жизнедеятельности коллектива образовательного учреждения, обеспечивающая развитие у студентов самостоятельности, инициативности, навыков эффективной коллективной деятельности, формирования ключевых социально-коммуникационных компетенций.  

Деятельность органов самоуправления нашего техникума регламентируется локальными актами: Уставом техникума, Положением о самоуправлении обучающихся, Положением о конференции обучающихся, положением о профсоюзной организации студентов, где определены основные цели, задачи и принципы деятельности органов самоуправления.

Модель самоуправления обучающихся  -  это организационная структура Советов и комиссий по основным направлениям деятельности.

На первом уровне в учебных группах по решению студентов создается актив группы, избранный общим голосованием, сроком на один год. Большинство студентов группы  имеют общественное поручение, за выполнение которого отчитываются регулярно перед группой.

На втором уровне из активов групп формируются органы самоуправления техникума: комиссии и советы.

Комиссии и советы организуют подготовку и проведение общетехникумовских дел, координируют внеурочную деятельность учебных групп. Организуют участие техникума в городских, зональных, областных и всероссийских соревнованиях, программах и смотрах-конкурсах. Руководят советами и комиссиями председатели, избранные голосованием.

Из числа старост учебных групп формируется Совет старост техникума. Его функциями являются, содействие  выполнению   каждым   студентом   техникума   правил   внутреннего распорядка, содействие  занятости студентов,  вовлечение студентов в мероприятия, проводимые в техникуме.

Из числа ответственных за учебный сектор формируется комиссия по образованию, функциями которой является формирование сознательного отношения студентов к учебной деятельности, повышение качества знаний и содействие исполнению учебной дисциплины.

Профсоюзный комитет, сформированный из профоргов,  осуществляет представительство и защиту прав и интересов членов профсоюза в области учебы, отдыха, здоровья и других прав и гарантий,  организацию  культурно-досуговых мероприятий и конкурсов.

Физорги групп образуют комиссию по спорту, которая ведёт работу по вовлечению  студентов в спортивные   секции   и   спортивно  -  массовые   мероприятия, участие в спартакиаде техникума, участвует в организации спортивных соревнований.

Информационный центр формируется из активов объединений дополнительного образования: кружков «Телестудия», «Редактор», «Фотокорреспондент». Он обеспечивает информационную поддержку всей жизнедеятельности техникума, сотрудничество со СМИ города по вопросам освещения на телевидении и в прессе деятельности органов студенческого самоуправления.

Совет общежития формируется из активных обучающихся, проживающих в общежитии путём выдвижения кандидатов от каждого этажа и оказывает помощи администрации и воспитателям общежития в организации быта и досуга иногородних студентов, контроль над соблюдением правил проживания в общежитии.

Из числа заместителей старост формируется стипендиальная комиссия, в которую входят также представители администрации и классные руководители и она является органом самоуправления. Руководит комиссией директор техникума. На заседаниях комиссий  и советов подводятся итоги сделанного, анализируются мероприятия с точки зрения их организации и проведения, составляется план работы на месяц. Непременным условием успешной работы каждой комиссии и совета является четкое распределение функций и определение круга обязанностей. Каждая комиссия имеет право готовить вопросы на заседания педсовета, совета профилактики правонарушений, заслушивает отчеты актива групп по вопросам учебной и правовой дисциплины, порядка, организации досуга.

Исполнительным и координирующим органом самоуправления техникума является совет лидеров «Радуга». Совет лидеров действует в период между конференцией и подотчетен ей. Он выполняет  различные функции: организационную, представительскую, информационно-пропагандистскую. В его структуре выделены сектора (учебный, досуговый, информационный, спортивный, патриотический, профсоюзный и волонтерский) и члены Совета лидеров осуществляют работу по направлениям деятельности. Совет лидеров собирается не реже одного раза в месяц. Председатель Совета лидеров является членом Совета техникума.

Совет лидеров имеет свой девиз, гимн, эмблему. На специальном стенде в вестибюле техникума находит отражение жизнедеятельность органов самоуправления.

Высшим органом самоуправления студентов в техникуме является конференция, на которой решаются вопросы жизнедеятельности коллектива обучающихся, утверждаются планы работы  на год, заслушиваются отчеты органов самоуправления, утверждается состав Совета лидеров. На ее заседаниях обсуждаются итоги успеваемости, состояние дисциплины, вопросы организации досуга, она проводится 1 раз в год.

Для того, чтобы самоуправление постоянно развивалось и совершенствовалось ему надо учить и учиться, в противном случае ничего кроме компроментации идеи из этого не выйдет, поэтому педагогический коллектив техникума оказывает органам ученического самоуправления постоянную педагогическую поддержку. За каждой комиссией и советом закреплены консультанты из числа педагогических работников.    

Для развития лидерских качеств в техникуме реализуется программа «Школа делового успеха».

Эта программа направлена на общение и самовыражение, она решает задачи по интеграции, вовлечению подростков в открытую деятельность и способствует полному раскрытию их творческого и личностного потенциала.

В содержании программы рассматриваются 3 раздела: развитие лидерских качеств, психология общения, творчество.

По итогам работы Школы делового актива в прошедшем учебном году было проведено оценивание её эффективности по указанным критериям и обучающиеся по этой программе студенты улучшили  результаты по показателям теста Я-лидер.

Сегодня важно говорить не только о формировании лидерских умений и навыков, но и о характере лидерства. Современные подростки оказались не в лучшей ситуации. Природа социальной активности, закономерно присущая подросткам, не всегда находит своей позитивной реализации. Готовность действовать в социально значимом пространстве зачастую  остается невостребованной. Следствием этого становится резкое снижение интереса к другим людям, отсутствие социально значимых умений взаимодействия сотрудничества и партнерства, социальный инфантилизм.

Подростковый возраст является периодом активного формирования личности, поиска себя и своего места в жизни, определения своих склонностей и способностей, поэтому вовлечение подростков в открытую деятельность, выявление лидеров способствует  полному раскрытию их творческого и личностного потенциала. Поэтому жизнедеятельность студентов в образовательном учреждении должна быть многогранной и разноплановой, чтобы каждый мог занять свою нишу, быть востребованном в каком-либо виде деятельности,  а затем проявлять инициативу и увлекать за собой других.

Направленность и конкретный перечень мероприятий коллективно-творческой деятельности в нашем техникуме ежегодно утверждается на совете лидеров в начале каждого учебного года. Для подготовки и проведения каждого конкретного КТД создается совет, который воплощает его в жизнь. После его проведения, обязательно, проводится анализ, который позволяет выявить плюсы и минусы и определить его рейтинг, что дает возможность более качественного проведения последующих коллективно-творческих дел.

Мониторинг участия учебных групп в спортивно-массовых соревнованиях, конкурсах, КТД техникума мы сделали общедоступным, что способствует проявлению наибольшего интереса со стороны отдельных студентов к участию в общих делах техникума. Кроме того, все, проводимые в техникуме мероприятия находят отражение в средствах массовой информации техникума: телестудии,  студенческой газете  «Перемена» и  на сайте техникума, что также стимулирует потребность в их лучшей подготовке и организации.

Огромным ресурсом для формирования  творческой личности и повышения стартовых возможностей выпускников на рынке труда является система дополнительного образования, которая в нашем техникуме представлена 38 кружками и секциями различных направлений. Мы стараемся предоставить возможность раскрытия самых разных способностей нашим студентам. Во внеурочное время в течение учебного года проводим традиционные мероприятия в различных формах. Это традиционные концерты, фестивали, вечера отдыха.  

В день студента в техникуме проходит групповой фестиваль команд КВН, где каждый может не только продемонстрировать свой талант, но и поднять острые проблемы, существующие в окружающем мире и в нашем студенческом сообществе.

В преддверии нового года мы проводим новогодний огонёк с весёлыми розыгрышами, творческой программой и танцами, чтобы стать его участником, нужно проявить себя в том или ином виде деятельности: учёбе, спорте, социально-значимой деятельности, творчестве.  

В канун 8 марта стало традицией проведение конкурса «Мисс триумф», а 23 февраля – «Мистер Триумф». Кроме этого ежегодные смотры-конкурсы чтецов, литературных работ по разным номинациям, творческие конкурсы различной тематики по номинациям: плакат; буклет; презентация; видеоролик, видеоклип, фотоконкурсы позволяют студентам проявить себя.

Ежегодно  наши студенты отправляются в турпоходы и велопробеги, проходит  спартакиада по 10 видам спорта, спортивно-массовые мероприятия, соревнования по военно-прикладным видам спорта.

Студенты занимаются поисковой работой, регулярно выезжают к местам захоронений выпускников, погибших в горячих точках.

В техникуме активно развивается волонтёрское движение. Волонтёры техникума шефствуют над семьями, где есть дети с ограниченными возможностями, проводят трудовые десанты,  игровые и концертные программы для воспитанников коррекционной школы восьмого вида и социально-реабилитационного центра, для ветеранов техникума и КУМа. Стала традиционной  акция сбора донорской крови.

В течение года регулярно проходят экологические акции.    В акции  Всероссийской недели принимают участие все учебные группы. В основном это взаимодействие с детскими садами города, и социальным приютом для детей и подростков, коррекционной школой 8 вида, приютом для бездомных животных «Жизнь» и другими структурами, нуждающимися в адресной помощи. На слайде видно, что формы оказания помощи самые различные.

Ежегодно в техникуме проходит конкурс на лучшую группу. Победители  заносятся на Доску почёта и награждаются туристической  поездкой, группы-призёры – денежной премией.

Кроме того, в результате конкурсного отбора по совокупности ключевых показателей успешной деятельности отбираются кандидаты на Доску Почёта техникума.

Студенты, проявляющие себя в различных видах деятельности  имеют возможность принимать участие в профильных сменах на базе областного оздоровительно-образовательного центра «Красный плёс» и  молодёжного лагеря «Смена» в г. Анапа.

Стало доброй традицией ежегодно в конце учебного года организовывать выезды на базу отдыха «Мечта» для лидеров студенческого самоуправления, успешных в учёбе и активных  студентов.

Для того, чтобы оценить степень эффективности и результативности и деятельности студенческого самоуправления были разработаны критерии:

  • рост потребности студентов в деятельности органов студенческого самоуправления;
  • применение приобретенных умений и навыков в сфере самоуправления, степень включенности в различные видыдеятельности;
  • интенсивность и продолжительность участия студентов в деятельности органов самоуправления;
  • определение уровня самоуправления в группе и техникуме по методике  М.И.Рожкова;
  • количество разработанных и реализованных проектов, в том числе с привлечением социальных партнёров и их результативность;
  • количество участников акций, конкурсов, проектов, спортивно-массовых и других мероприятий, организуемых в техникуме.

Конечно, это не эталон, но мы идём методом проб и ошибок и ищем наиболее эффективный инструментарий оценки качества нашей деятельности.

Количество участников органов самоуправления и волонтёров увеличивается, многие студенты работают в молодёжных объединениях города. Растёт количество участников творческих конкурсов, военно – спротивных соревнований. В системе дополнительного образования занято 87% студентов.

По итогам мониторинга можно сказать, что уровень развития самоуправления в техникуме немного выше среднего и здесь нам есть над, чем работать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие правосознания студентов через организацию студенческого самоуправления

В статье предложен проект организации студенческогог самоуправления....

Развитие правосознания студентов через организацию студенческого самоуправления

В статье предложен проект организации студенческогог самоуправления....

«Решение проблем социальной активности через студенческое самоуправление».

Рассматриваются вопросы  решения проблем обучения и воспитания через  студенческое самоуправление. Раскрывается  его цель, формы организации, показан опыт  и этапы становления...

Ученическое самоуправление в техникуме, как средство коммуникативных компетенций обучающихся

В настоящеее время модернизация общего образования предполагает углубление его гуманизации, что в свою очередь актуализирует ориентацию на свободное, целостное развитие и саморазвитие личности, на рак...

Студенческое самоуправление

Студенческое самоуправление...

2016 Всероссийская научно - практическая конференция " Инновационные направления развития среднего медицинского образования", г. Тюмень, статья "Новые подходы в организации воспитательной работы и развитие студенческого самоуправления"

2016 Всероссийская научно - практическая конференция " Инновационные направления развития среднего медицинского образования", г. Тюмень, статья "Новые подходы в организации  ...

Статья: «Развитие лидерских качеств у обучающихся в деятельности органов студенческого самоуправления в колледже»

В статье рассматриваются понятие и сущность лидерства и лидерских качеств, проблемные вопросы воспитания лидера в образовательной организации.Ключевые слова: лидер, лидерство, лидерские качества, восп...