Математические затруднения студентов 1 курса при изучении физики и пути их преодоления.
консультация на тему
Разделы математики часто используемые в преподавании физики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Затруднения студентов | 14.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Математические затруднения студентов 1 курса при изучении физики и пути их преодоления
В последнее время обозначились снижение уровня школьного физического образования и потеря интереса к изучению физики у студентов колледжа. Интерес понижается, в частности, из-за появления трудностей в усвоении учебного материала, а они нередко объясняются недостаточностью математических знаний и неумением применить их на уроках физики.
Анализ письменных работ (самостоятельных, контрольных и лабораторных) помог выявить, какой именно математический материал вызывает затруднения при изучении физики. Его можно условно разделить на общий и специальный, характерный для отдельного конкретной группы.
Одна из них – в том, что необходимые для физики математические знания не сформированы на уроках математики. Например, в курсе физики IX класса требуется умение находить проекции вектора на оси координат, а на уроках математики понятие «проекция вектора на ось» не вводят и прием нахождения проекций не формируют.
Другая причина: знания, которые, согласно программе по математике, должны быть сформированы к моменту их применения на уроках физики (например, действия с векторами, преобразования формул, построения графиков функций), недостаточны из-за неудачной методики преподавания.
Третья причина: не сформированы умения переносить знания из области математики в область физики. Например, многие студенты, успешно справляются на уроках математики с заданием построить график линейной функции y=ax+b, где a=2, b=5, не могут выполнить построения графика, выражающего линейную зависимость между физическими величинами a, t при равнопеременном движении: ʋ(t)=ʋ0+at, где t0=0, ʋ0=2 м/с, а=5 м/с.
Трудности в экстраполяции математических знаний на область физики частично связаны с тем, что стили изложения в учебниках по физике и математике существенно различны.
Четвертая причина – психологические барьеры, не связанные напрямую с конкретным физическим или математическим содержанием. В своих анкетах многие студенты отмечали, что при чтении учебника трудности в первую очередь вызывают те фрагменты текста, в которых много формул, что «длинные выводы все равно не понять», но при этом возникает чувство неполноценности, неверия в свои силы.
В современных условиях рассогласование школьных программ по физике и математике нарастает, а число часов, выделяемых на изучение этих дисциплин, сокращается, что усугубляет воздействия перечисленных выше причин. В связи с этим остро ощущается необходимость в разработке способов преодоления выявленных математических затруднений студентов.
Сложность решения этой задачи состоит в том, что на уроках физики практически нет времени вспоминать математические понятия и знания, поэтому приходиться искать пути организации самостоятельной работы студентов дома и на дополнительных занятиях.
Один из таких путей – работы с коррекционными карточками. Карточки составлены нами по образцу карточек, используемых в курсе математики, но ориентированы на курс физики. Карточки у нас сделаны по вопросам курса математики, вызывающим трудности у студентов на занятиях по физике («Перевод единицы измерения», «Вычисления с десятичными дробями», «Округление чисел», «Изображение чисел на числовой оси» и др.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия на тему «Творческие отчёты студентов по исследованию основных экономических проблем и проектированию путей их преодоления»
Методическая разработказанятияна тему«Творческие отчёты студентов по исследованию основных экономических проблем и проектированию путей их преодоления»...
Методическая разработка учебного занятия Тема: Анализ результатов лабораторных занятий. Прогнозирование затруднений учащихся-подростков в школьной жизни, путей их преодоления.
Пояснительная записка Учебная дисциплина «Психолого-педагогический практикум» предполагает минимум теоретических занятий, а основное количество...
Статья на тему: "Проблемы реализации института социального партнерства работодателей и профессиональных образовательных организаций и пути их преодоления в условиях реализации экономических стратегий импортозамещения"
В данной статье рассмотрены проблемы реализации института социального партнерства работодателей и профессиональных образовательных организаций. Выявлена и обоснована необходимость реализации положений...
Статья на тему: "Некоторые проблемы правового регулирования социального партнерства работодателей и профессиональных образовательных организаций и пути их преодоления"
В данной статье рассмотрены некоторые проблемы, существующие в правовом регулировании социального партнерства работодателей и профессиональных образовательных организ...
Проблемы института гражданства и пути их преодоления в целях повышения научного потенциала России
Социальную основу гражданства составляет фактическая принадлежность лица к государственно-организованному обществу, в рамках которого осуществляется государственная власть, или, другими словами, прина...
"Конфликт и пути его преодоления"
Тип урока: урок изучения нового материала. Форма организации: фронтальная, групповая. Методы обучения: проблемно-диалогический, рефлексивный. Основные понятия: конфликт, противоречие, участники кон...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для проведения внеаудиторной самостоятельной работы студентов в процессе изучения дисциплины ОУД.10 Астрономия для студентов I курса
Комплект методических рекомендаций по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине ОУД.10 Астрономия, разработан на основе Федерального государственного образовательно...