Статья на тему: "Проблемы реализации института социального партнерства работодателей и профессиональных образовательных организаций и пути их преодоления в условиях реализации экономических стратегий импортозамещения"
статья на тему

Агапов Сергей Викторович

В данной статье рассмотрены проблемы реализации института социального партнерства работодателей и профессиональных образовательных организаций. Выявлена и обоснована необходимость реализации положений института социального партнерства в деле подготовки профессиональных кадров. На основе проведенного исследования, автором предлагается принятие мер правового, экономического и организационного характера, направленных на повышение эффективности реализации института социального партнерства работодателей и профессиональных образовательных организаций.     

This article describes the problems of implementing the institute of social partnership of employers and professional educational organizations. And revealed the necessity of the implementation of the institute of social partnership in professional training. On the basis of the study, the authors propose the adoption of legal, economic and organizational measures aimed at improving the efficiency of the implementation of the institute of social partnership of employers and professional educational organizations.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл materialy_dlya_konferentsii_23.04.15_agapov_s.v.docx21.99 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА РАБОТОДАТЕЛЕЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ

С.В. Агапов

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области «Красногорский колледж», город Красногорск


         В данной статье рассмотрены проблемы реализации института социального партнерства работодателей и профессиональных образовательных организаций. Выявлена и обоснована необходимость реализации положений института социального партнерства в деле подготовки профессиональных кадров. На основе проведенного исследования, автором предлагается принятие мер правового, экономического и организационного характера, направленных на повышение эффективности реализации института социального партнерства работодателей и профессиональных образовательных организаций.    

This article describes the problems of implementing the institute of social partnership of employers and professional educational organizations. And revealed the necessity of the implementation of the institute of social partnership in professional training. On the basis of the study, the authors propose the adoption of legal, economic and organizational measures aimed at improving the efficiency of the implementation of the institute of social partnership of employers and professional educational organizations.

Образование, социальное партнерство, работодатель, профессиональная образовательная организация

Education, social partnership, employer, professional educational organization

Современные экономические условия ставят перед руководителями предприятий различных отраслей экономики необходимость выработки и реализации такой стратегии развития, которая позволит им не только выжить, но и сохраняя конкурентоспособность, расширить присутствие на рынках сбыта товаров и услуг, в том числе за счет замещения импорта товарами, произведенными внутри страны.

Важным фактором, определяющим конкурентоспособность предприятия, является его обеспеченность профессиональными кадрами. Отсутствие сотрудников, квалификация которых позволит производить товары и оказывать услуги, способные составить конкуренцию либо полностью заместить импорт, ослабляет конкурентоспособность предприятия, а также затрудняет или может сделать невозможным его стратегическое развитие.

Профессиональные образовательные организации, в свою очередь, также заинтересованы в сохранении конкурентоспособности, осуществляя подготовку кадров исключительно с учетом состояния рынка труда, а также требований, которые предъявляются работодателем к компетенциям специалистов.

Основным механизмом взаимодействия предприятий – работодателей и профессиональных образовательных организаций является институт социального партнерства, под которым понимается основанная на договорах или соглашениях система взаимодействия между образовательной организацией, работодателями, службой занятости, профсоюзами и другими субъектами, позволяющая отслеживать и адекватно реагировать на показатели развития рынка труда, а также на объем и структуру востребованных профессий и специальностей [2].

Социальное партнерство является действенным механизмом, позволяющим работодателям принимать участие в формировании заказа на образовательные услуги по подготовке кадров, коррекции содержания профессиональной подготовки, оценке качества подготовки и др.

Отдавая должное отдельным руководителям предприятий – работодателей и профессиональных образовательных организаций, активно и последовательно реализующим на практике положения института социального партнерства, необходимо отметить, что взаимодействие между ними не лишено некоторых проблем и недостатков, возможные пути устранения которых являются предметом рассмотрения в настоящей статье.  

Актуальность темы настоящей статьи обусловлена тем, что без изучения и полноценного функционирования института социального партнерства невозможно обеспечение конкурентоспособности, а также поступательного развития предприятий различных секторов экономики и профессиональных образовательных организаций, что приобретает особое значение в условиях реализации экономических стратегий импортозамещения.  

Рассматривая проблемы, существующие в практической реализации института социального партнерства, можно условно разделить их на три группы: 1) нормативно – правовые; 2) экономические; 3) организационные.

Так, говоря о проблемах реализации института социального партнерства нормативно – правового характера, можно констатировать отсутствие четкого регулирования правового статуса договоров и соглашений между работодателем и профессиональной образовательной организацией, что часто затрудняет их заключение и исполнение.

Кроме того, недостаточно урегулирован порядок и формы участия работодателей в формировании заказа на образовательные услуги, коррекции содержания образовательных программ, в оценке качества подготовки выпускников и других направлениях социального партнерства.

Представляется, что действующее законодательство необходимо дополнить, включив в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» главу, содержанием которой должно являться установление понятия, принципов, уровней и форм социального партнерства в сфере образования, прав и обязанностей его субъектов, а также регулирование содержания, порядка разработки, заключения и исполнения договоров (соглашений) о социальном партнерстве между предприятиями – работодателями (их объединениями) и профессиональными образовательными организациями.

Экономическое обеспечение реализации института социального партнерства является его важной составляющей, так как участие работодателей в процессе подготовки кадров путем предоставления учебной литературы и базы обучения, привлечения специалистов предприятия к образовательному процессу, а также организации практик студентов, требует финансирования с их стороны.

Необходимо отметить, что создание действенных механизмов экономического стимулирования (в виде софинансирования со стороны государства и др.) работодателей к участию в социальном партнерстве с профессиональными образовательными организациями, либо компенсации возникающих в связи с этим затрат, может способствовать расширению и более активной практической реализации такого партнерства.

Рассматривая организационные проблемы реализации института социального партнерства можно отметить отсутствие, либо недостаточно эффективное функционирование координирующих и координационно-аналитических структур (в форме многосторонних комиссий, круглых столов, конференций и семинаров) в рассматриваемой сфере, которые должны вырабатывать планы работы, создавать материалы информационно-методического характера, а также давать оценку результатам деятельности по различным элементам социального партнерства.  

Создание новых или развитие и более активное функционирование существующих координационно-аналитических центров социального партнерства в сфере образования при профессиональных образовательных организациях, органах управления образованием, а также предприятиях – работодателях (их объединениях) может способствовать совершенствованию и увеличению результативности социального партнерства.  

Таким образом, в настоящей статье были рассмотрены некоторые проблемы социального партнерства в сфере образования, а также намечены возможные пути их решения.

Представляется, что дальнейшее обсуждение и практическая реализация изложенных тезисов может способствовать повышению эффективности социального партнерства в сфере образования, что в перспективе обеспечит развитие и конкурентоспособность предприятий различных секторов экономики, а также профессиональных образовательных организаций, в том числе в условиях реализации экономических стратегий импортозамещения.

Список литературы

1 Федеральный закон от 29 декабря 2012 года  273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации"//СПС КонсультантПлюс

2 Общая и профессиональная педагогика: учебник / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов. - М.: ИНФРА-М, 2013. – 448 с. : ил. – (ПРОФИль).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Некоторые проблемы правового регулирования социального партнерства работодателей и профессиональных образовательных организаций и пути их преодоления"

       В данной статье рассмотрены некоторые проблемы, существующие в правовом регулировании социального партнерства работодателей и профессиональных образовательных организ...

Статья на тему: Организация научно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов

Рассматриваются некоторые вопросы организации научно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов: содержание, направления и ...

Статья на тему: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЭКОНОМИКА» НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ В УСЛОВИЯХ ЮЖНО-ЯКУТСКОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА ГОРОДА НЕРЮНГРИ РС (Я)

Современное общество предъявляет непростые требования к личности специалиста: высокий образовательный уровень,  гибкое мышление,  профессиональная мобильность, умение вырабатывать собственну...

Социальное партнерство в сфере профессионального образования как путь к формированию компетентного специалиста

Опыт организации самостоятельной работы студентов Тольяттинского медицинского колледжа при прохождении производственной практики....

Статья на тему "Проблемы низкой успеваемости по обществознанию у обучающихся, сменивших образовательный маршрут"

Материал поможет выявить проблемы низкой успеваемости у обучающихся по предмету "Обществознание"....

Статья "Системный подход в профилактике нарушений осанки у обучающихся в условиях профессиональной образовательной организации"

В статье освещен вопрос системного подхода при профилактике нарушений осанки. Раскрыты основные причины возникновения нарушений осанки, способы профилактики в условиях образовательного учреждения....

Современные технологии организации воспитательной работы в профессиональной образовательной организации как средство формирования общих и профессиональных компетенций, а также реализация личностных результатов обучения будущих специалистов.

laquo;Мы несем ответственность за то, чтобы каждый человек имел возможность получить качественное образование, от дошкольного до начального и среднего образования, до специального, технического и выс...