Проблемы института гражданства и пути их преодоления в целях повышения научного потенциала России
статья на тему
Социальную основу гражданства составляет фактическая принадлежность лица к государственно-организованному обществу, в рамках которого осуществляется государственная власть, или, другими словами, принадлежность к государству. Эта принадлежность индивида к государству выступает в юридической форме, получает политико-правовое выражение в институте гражданства, нормы которого определяют основания и порядок приобретения, прекращения гражданства и т.д.
Институт гражданства выполняет двойную функцию, представляя собой средство защиты прав индивида и институт защиты прав и интересов государства.
Институт гражданства следует рассматривать комплексно, в единстве политической, правовой, нравственной значимости. Политический, государственный критерий, связь интересов, забот личности с делами государства и общества — это важнейшие черты, сущность института гражданства.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Абрамова Ю.С.
Проблемы института гражданства и пути их преодоления в целях повышения научного потенциала России
Государственное (областное) бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Лебедянский торгово-экономический техникум» г. Лебедянь Липецкая область Россия
Социальную основу гражданства составляет фактическая принадлежность лица к государственно-организованному обществу, в рамках которого осуществляется государственная власть, или, другими словами, принадлежность к государству. Эта принадлежность индивида к государству выступает в юридической форме, получает политико-правовое выражение в институте гражданства, нормы которого определяют основания и порядок приобретения, прекращения гражданства и т.д.
Институт гражданства выполняет двойную функцию, представляя собой средство защиты прав индивида и институт защиты прав и интересов государства.
Институт гражданства следует рассматривать комплексно, в единстве политической, правовой, нравственной значимости. Политический, государственный критерий, связь интересов, забот личности с делами государства и общества — это важнейшие черты, сущность института гражданства.
Однако на практике не всегда данные принципы воплощаются в жизнь. В соответствии со статьей 11.1. Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» соотечественники имеют право на приобретение гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательными правовыми актами Российской Федерации в сфере гражданства. В тоже время до настоящего времени необходимые изменения в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» не внесены.
Для устранения данного пробела необходимо внести изменения в Закон о Гражданстве Российской Федерации об установлении упрощенного порядка приема в российское гражданство – без соблюдения условий о сроке проживания на территории Российской Федерации, о получении вида на жительство в Российской Федерации и об отказе от иного гражданства – для иностранных граждан и лиц без гражданства, признаваемых соотечественниками в соответствии с Федеральным законом "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом".
Российские соотечественники за рубежом, в том числе ученые, являются мощным ресурсом, который надо использовать по максимуму. Вносимые изменения в закон распространяют свое действие в том числе и на эмигрантов первой волны, составлявших наиболее культурные и просвещенные слои российского дореволюционного общества. По данным Лиги Наций, Россию после октября 1917 года покинуло 1 160 000 человек. Российские соотечественники – выходцы (эмигранты) из Российского государства были лишены гражданства Декретами СНК РСФСР от 28 октября 1921 г. и 15 декабря 1921 г.
Согласно Закону о гражданстве от 28 ноября 1991 года российский гражданин может одновременно иметь и гражданство иностранного государства, но допускается это только в одном из следующих случаев:
- если такую возможность предусматривает федеральный закон
- если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Признание в соответствии с Конституцией двойного гражданства российских граждан лишь в указанных, строго ограниченных случаях означает, что общий принцип, по которому за лицом, состоящим в гражданстве, не признается принадлежность к гражданству другого государства, продолжает действовать.
Отсюда практически вытекает, что гражданин иностранного государства при приобретении российского гражданства может сохранить гражданство этой страны (обязательного отказа от иностранного гражданства, как это предписывалось в прежнем законе о гражданстве, при приеме в российское гражданство не требуется).
Факт двойного гражданства "не умаляет прав и свобод российского гражданина и не освобождает его от обязанностей, вытекающих из российского законодательства". Однако допускается, что федеральным законом или международным договором Российской Федерации может быть предусмотрено то или иное ограничение в правах или освобождение от обязанностей, вытекающих из факта двойного гражданства.
Всё это соответствует международной практике, и согласно Конвенции о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве 1930 года, лицо, обладающее двумя гражданствами, может рассматриваться каждым из государств, гражданином которого он является, как его гражданин.
Распоряжения о двойном гражданстве принимает Президент Российской Федерации, и если разрешение получено, то гражданин Российской Федерации, имеющий так же иное гражданство, не может быть на этом основании быть ограничен в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Российской Федерации.
Наши соотечественники, включая представителей Великих русских фамилий, будучи гражданами иностранных государств, хотели бы принимать более активное участие в жизни и развитии современной России. Прожив не одно поколение за рубежом, они представляют собой квинтэссенцию русских традиций и западного прагматизма и их опыт, в том числе и в научной работе, будет востребован в России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия на тему «Творческие отчёты студентов по исследованию основных экономических проблем и проектированию путей их преодоления»
Методическая разработказанятияна тему«Творческие отчёты студентов по исследованию основных экономических проблем и проектированию путей их преодоления»...
Методическая разработка учебного занятия Тема: Анализ результатов лабораторных занятий. Прогнозирование затруднений учащихся-подростков в школьной жизни, путей их преодоления.
Пояснительная записка Учебная дисциплина «Психолого-педагогический практикум» предполагает минимум теоретических занятий, а основное количество...
Статья на тему: "Проблемы реализации института социального партнерства работодателей и профессиональных образовательных организаций и пути их преодоления в условиях реализации экономических стратегий импортозамещения"
В данной статье рассмотрены проблемы реализации института социального партнерства работодателей и профессиональных образовательных организаций. Выявлена и обоснована необходимость реализации положений...
Статья на тему: "Некоторые проблемы правового регулирования социального партнерства работодателей и профессиональных образовательных организаций и пути их преодоления"
В данной статье рассмотрены некоторые проблемы, существующие в правовом регулировании социального партнерства работодателей и профессиональных образовательных организ...
"Конфликт и пути его преодоления"
Тип урока: урок изучения нового материала. Форма организации: фронтальная, групповая. Методы обучения: проблемно-диалогический, рефлексивный. Основные понятия: конфликт, противоречие, участники кон...
Серия практических семинаров по повышению кадрового потенциала педагогов русского языка и литературы пройдет в регионах России
Серия практических семинаров по повышению кадрового потенциала педагогов русского языка и литературы пройдет в регионах России С 11 по 18 ноября 2019 года в пяти регионах Российской Федерации пр...
Модель практического семинара по проблеме коррекции и оптимизации социальной тревожности обучающихся, с целью повышения социальной активности и самоэффективности.
Как можно помочь интегрироваться в социальное общество современному подростку, с выраженными социально-психологическими трудностями, с низкой мотивацией приобщения к социально-культурному опыту....