Методическая разработка занятия на тему «Творческие отчёты студентов по исследованию основных экономических проблем и проектированию путей их преодоления»
методическая разработка на тему

Ометова Галина Викторовна

Методическая разработка

занятия

на тему

«Творческие отчёты студентов по исследованию основных экономических проблем и проектированию путей их преодоления»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodrazrabotka_zanyatiya.doc185.5 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное агентство по образованию

ФГОУ СПО «Ардатовский аграрный техникум»

Методическая разработка

итогового занятия

на тему

«Творческие отчёты студентов по исследованию основных экономических проблем и проектированию путей их преодоления (Презентация проектов)»

по дисциплине «Экономическая теория»

                                           Преподаватель: Омётова Г.В.

2011 г.

Федеральное агентство по образованию

ФГОУ СПО «Ардатовский аграрный техникум»

                                          «Утверждаю»

                                           Заместитель директора по учебной работе

                                                 ________________ Котомёнкова В.М.

                                                          « ___»  __________ 2011г.

Методическая разработка

итогового занятия

на тему

«Творческие отчёты студентов по исследованию основных экономических проблем и проектированию путей их преодоления

 (Презентация проектов)»

по дисциплине «Экономическая теория»

                                         Преподаватель: Омётова Г.В.

Методист                                                          Рассмотрен на заседании

техникума:                                                       методической комиссии

__________                                                      экономических и бухгалтерских

Блинова Е.Е.                                                   дисциплин. Протокол № _____

                                                                         от «___» ____________ 2011 г.

                                                                         Председатель методкомиссии:

                                                                          ______________  Н.Г.Маркова

2011 г.

Содержание:

1. Введение         ………………………………………………. 1 стр.                                                                    

2. Методика подготовки занятия ………………………………3 стр.

3. План и содержание занятия ………………………………..10 стр.

4. Перечень использованных источников ……………………13 стр.

5.Приложения  ………………………………………………….14стр.                                                                              

1.Введение

Обоснование выбора темы и формы занятия.

     Дисциплина « экономическая теория» является общепрофессиональной,  устанавливающей базовые знания для освоения специальных дисциплин и соединяющей важнейшие теоретические проблемы экономической науки с главными тенденциями мировой и отечественной экономики, следовательно дисциплина «Экономическая теория» играет важную роль в подготовке качественного специалиста.

Экономическая теория - теоретический фундамент прикладных экономических дисциплин, обеспечивающих приобретение тех знаний и навыков, которые могут быть положены в основу принятия практических действий для решения главных экономических задач: «что?», «как?», «для кого?»

      Изучение учебной дисциплины « Экономическая теория» является базой  для освоения «Экономики организации (предприятия)», «Анализа финансово- хозяйственной деятельности»,  «Бухгалтерского учета» и ряда других дисциплин.

Учебная дисциплина «Экономическая теория» - одна из
важных составляющих, относящаяся к общим основам развития личности. Предметом изучения в ней является основа жизни общества - хозяйственная практика, в которой люди производят блага, распределяют и обменивают их, потребляют в личной и производительной формах. В конечном итоге обеспечивается удовлетворение жизненно важных потребностей: материальных и духовных. Стабильность общества, позитивная динамика развития обеспечиваются, прежде всего, масштабом и качеством общественного воспроизводства.        

1

     

         Современное общество вступило в период кардинальных изменений во всех сферах государственной и общественной жизни. В связи с этим профессиональное образование призвано обеспечивать условия для успешной социализации студентов в процессе обучения, для реализации их способностей, возможностей и интересов. Это предполагает изменения в организации и управлении образовательным процессом, обеспечивающие развитие творческой активности студентов. Субъектная позиция студента формируется в условиях активных форм и методов обучения, которые ориентированы на персонализацию характера образования на основе приоритетного отношения к его интересам и потребностям.

      Очевидно, что использовать только методы традиционного обучения недостаточно, нужны современные образовательные технологии.

          Одной из таких технологий, позволяющих существенно повысить качество образовательного процесса, я считаю метод учебного проекта.

      В данной методической разработке представлено использование метода проектной деятельности  при проведении итогового занятия по дисциплине «Экономическая теория».

   

2

2.Методика подготовки занятия.

    Подготовка к итоговому занятию начиналась со знакомства студентов с методом проектной деятельности.

Было принято решение разделиться на пять микрогрупп и взять следующие темы:

1.Исследование безработицы и разработка методов снижения безработицы.

2.Исследование инфляции и пути преодоления инфляции.

3.Исследование типов экономических систем и проект экономической системы будущего.

4.Исследование причины экономического кризиса и проект выхода из кризиса.

5.Исследование доходов населения и проект повышения доходов.        

Были поставлены следующие цели:

  • развивать теоретическое и творческое мышление, формировать операционное мышление, направленное на выбор оптимальных решений;
  • развивать умения и навыки применения современных компьютерных технологий;
  • развивать исследовательские, аналитические способности и,  логическое мышление;
  • воспитывать в себе коммуникативные способности, самостоятельность,  уважение к своим партнерам, ответственность за результаты работы;
  • воспитывать в себе навыки публичного выступления.

Моя цель как преподавателя наряду с этими целями  была - выявление качества и уровня усвоения студентами материала по экономической теории.

3

     К этому занятию шла большая подготовительная работа в течение месяца. Мы определились, что наша деятельность будет заключаться в разработке выбранных  тем. Итогом станут мультимедийные презентации.

Студентам были предложены план и правила работы в микрогруппе.

План работы  микрогруппы:

  1. Выбрать лидера.
  2. Изучить задание.
  3. Сформулировать цели и задачи группы.
  4. Распределить задания в группе.
  5. Подобрать литературу по заданной проблеме.
  6. Составить план и сценарий защиты проекта.

Правила работы в микрогруппе:

  1. Работу в группе направляет преподаватель, а руководит ею лидер группы.
  2. Все в группе проявляют активность и вносят свой вклад в общее дело. В группе не должно быть «спящих».
  3. Каждый в группе должен получить удовольствие от чувства уверенности в себе.
  4. Микрогруппы не соревнуются между собой, все студенты группы работают с удовольствием от общения друг с другом, от того, что они вместе выполняют проектное задание.
  1. Ответственность за конечный результат несут все члены группы, выполняющие проект.
  2. В презентации участвует вся микрогруппа.
  3. Проект следует защищать уверенно.
  4. Необходимо уважать свой труд и труд товарищей - внимательно выслушивать друг друга.

Были определены основные этапы работы над проектами.

4

Основные этапы работы над проектами:

п/п

Этаны работы

Содержание работы

Деятельность студентов

Деятельность

преподавателя

1

Под-

1. Определение темы проекта

1. Обсуждают тему и ее

1. Знакомит с сутью

готов-

и ее актуальности

актуальноеть с преподава-

проектной деятельно-

ка

телем, получают при этом

сти, мотивирует студен-

дополнительную инфор-

тов.

мацию.

2. Помогает в определе-

2. Выделение проблемы. По-

2. Формулируют проблему.

нии проблем, постанов-

становка целей и задач про-

3. Устанавливают цели и

ке целей и задач проекта

екта

задачи проекта

2

Пла-

1. Определение источников

1. Знакомятся с пред-

1. Предлагает идеи и

ниро-

информации (литературы)

ложенной  литературой и

высказывает предложе-

вание

способами сбора инфор-

ния.

мации.

2. Определение способов ссбо-

2. Вырабатывают план

сбора

действий.

2. Предлагает источни-

и анализа информации.

3. Знакомятся с формой

ки информации.

3. Определение плана работы

отчета и критериями оце-

3. Определяет сроки

и формы отчета

нок.

работы.

4. Установление

4. Формируют команды и

критериев оценки

распределяют свои роли в

4. Координирует план

проекте.

действий.

5. Формирование команд и

5. Знакомятся с планом и

5. Знакомит с формой

распределение ролей в про-

 и правилами работы в груп-

отчета и критериями

проекте

группе.

оценок.

6. Знакомство с планом и

6. Формулируют

адачи.

6. Знакомит с правила-

правилами работы в группе

 задачи

ми работы в группе.

7. Знакомство с графиком

7. Оп редел я ют  день

7. Знакомит с графиком

графиком консультаций

консультаций

консультаций

3

Ис-

1. Сбор информации и решение промежуточных

1. Решают промежуточные

1.Руководит

следо-

задач.

задачи и выполняют ис-

деятельностью студен-

вание

2. Выполнение исследования

исследования

тов (наблюдает, совету-

 исследования

ет, консультирует).

2. Координирует в слу-

чае необходимости

4

Ре-

1. Анализ и обработка инфор-

1. Оформляют творческую

1. Наблюдает, советует,

зуль-

информации.

работу по проекту.

консультирует

таты и

2. Мультимедийный отчет в виде

2 Готовят презентацию.

выво-

отчет и вариант на бумажном носителе

3. Анализируют инфор-

ды

3. Формулирование выводов

мацию и формулируют

выводы

Были определены следующие составные части проекта:

  1. Исследовательская  работа.( в печатном варианте)
  2. Приложение (мультимедийная презентация).

1.1. Требования к содержанию исследовательской работы:

Структура

Требования к содержанию

Титульный лист

Содержит: — наименование учебного заведения, где выполнена работа; - фамилию, имя и отчество авторов; — тему работы; — фамилию, имя и отчество руководителя проекта; город и год

Оглавление

Включает: — наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал

Введение(до2-х страниц)

Содержит: - оценку современного состояния решаемой проблемы или задачи; -обоснование необходимости проведения работы

Основная часть(не более 10-ти страниц)

Состоит из глав (разделов), в которых содержится материал по конкретной исследуемой теме. Авторы работы должны делать ссылки на источники, из которых они заимствуют материалы

Выводы

Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной работы

Список литературы

Должен содержать перечень источников, использованных при написании работы

2.1. Требования к содержанию презентации:

  • Объем —10-15 слайдов.

6

  • Презентация должна быть оптимизирована для сопровождения доклада.
  • Оформление презентации должно быть корректным с точки зрения дизайна.

  Студенты были предварительно ознакомлены с критериями оценки презентации проекта.

Критерии оценки презентации проекта:

1.Актуальность и значимость темы

2.Полнота раскрытия темы

3.Качество разработки идеи

4.Завершенность исследования

5.Оригинальность и творческий подход

6.Эмоциональность и выразительность выступления

7.Оформление работы

8.Раскрытие  содержания     проекта  

9.Активность каждого участника

10. Культура речи выступающих

Студенты были ознакомлены с порядком оценки презентаций, который включает:

  • самооценку
  • оценку экспертной группы преподавателей
  • оценку ведущего преподавателя.

С этой целью были разработаны листы оценки презентаций проекта и экран.

Лист оценки презентаций проекта

               Краткое название темы

Критерии оценки проекта

Экономичес-кие системы

   

Безработица

Инфляция

 

Доходы

 

 Кризис

Актуальность и значимость темы

Полнота раскрытия темы

Качество разработки идеи

Завершенность исследования

Оригинальность и творческий подход

Эмоциональность  и выразительность выступления

Оформление работы

Раскрытие  содержания     проекта  на презентации

Активность каждого участника

Культура речи выступающих

Итог:

Результаты оценивают по пятибалльной системе (1-5 баллов).

                         

Экран оценки проектов

п/п

Темы проектов

Самооценка     группы

Оценка прподпвате-лей

Оценка Омётовой Г.В.

Итоговая оценка

1

     

     Исследование типов экономических систем и проект экономической системы будущего.

2

   Исследование безработицы и разработка методов снижения безработицы

3

Исследование причин инфляции и путей преодоления инфляции

4

   Исследование доходов населения и проект повышения доходов.

5

  Исследование причины экономического кризиса и проект выхода из кризиса.

.

9

3.План и содержание занятия.

ФГОУ СПО «Ардатовский аграрный техникум»

План  открытого занятия

по дисциплине «Экономическая теория»

                             

                             группа 211                                     Дата: 17.12.2011г.

 

                             преподаватель: Омётова Г.В.

Тема: Творческие отчёты студентов по исследованию основных экономических проблем и проектированию путей их преодоления (Презентация проектов)

Цели:

     1.Обучающие:

  • Выявить качество и уровень овладения студентами знаниями и умениями, полученными в процессе изучения дисциплины;
  • Научить навыкам сбора и обработки информации по данной проблеме;
  • Научить предвидеть мини-проблемы, которые предстоит при этом решить;
  • Научить проектной деятельности.

2.Развивающие:

  • Развивать умения поиска решения поставленных проблем; логическое мышление ( умения сравнивать, наблюдать, обобщать, делать выводы);     коммуникативные навыки при работе в микрогруппах;
  • Развивать исследовательские способности.
  • Совершенствовать навыки презентации полученных знаний и опыта.

       3.Воспитательные:

  • Воспитывать у студентов самостоятельность, терпимость и уважение к своим партнерам, чувство ответственности, уверенность в себе;
  • Воспитывать культуру учебного труда, навыки самообразования, экономного расходования времени.
  • Воспитывать культуру речи.

Вид занятия: урок

Тип: урок систематизации и обобщения знаний

Межпредметные связи с дисциплинами «Информатика», «Статистика»

Средства обеспечения занятия: мультимедийная установка, компьютеры, проекты студентов.

10

Технологическая карта занятия:

п/п

Этап урока

Деятельность преподавателя

Приемы и методы

Деятельность студентов

Время,

мин.

1.

Орг.момент

Приветствует студентов и преподавателей.

Напоминает об этапах работы над проектами и темах проектов.

Словесный метод.

Наглядно-демонстрационный.

Слушают.

10

2.

Постановка целей (актуализация и мотивация)

Формулирует цели, задачи.

Напоминает требования к проектам и критерии оценки презентации.

Словесный метод.

Наглядно-демонстрационный.

Метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.

Принимают, уточняют цели и задачи. осмысливают критерии оценки презентации.

10

3.

Основная часть.

Презентация проектов.

Организует выступления микрогрупп с презентациями.

Побуждает студентов других микрогрупп к вниманию.

Задает вопросы.

Поправляет или сам дает ответ в случае затруднения студентов.

Дает пояснения.

Проблемно-поисковый метод.

Наглядно-демонстрационный.

Словесный метод.

Осуществляют презентацию своих проектов.

Поясняют, отвечают на вопросы.

Слушают выступления других.

45

4.

Рефлексия и подведение итогов.

Предлагает студентам сделать самооценку по презентациям.

Предлагает присутствующим педагогам высказать свое мнение о презентациях.Анализирует деятельность микрогрупп и делает выводы по презентациям.

Подводит итоги занятия.

Словесный метод.

Наглядно-демонстрационный

Рефлексируют свою работу.

Слушают мнения других студентов, присутствующих преподавателей, преподавателя экономической теории.

Задают в случае необходимости вопросы, отвечают на вопросы.

25

11

После презентаций проектов студентам были даны следующие вопросы к рефлексии:

  • Что вам дала работа над проектом?
  • Достаточно ли было времени на разработку проекта? С какими трудностями вы встретились?
  • Какие знания и умения вы приобрели в процессе работы над проектом, какие свои способности развивали?
  • Понравилась ли вам проектная деятельность? Довольны ли вы своим результатом?

12

4.Перечень использованных источников:

4.1 Библиография:

1.Гукосьян Г М Экономическая теория:

 Ключевые вопросы: учебное пособие \  Под ред. д. э. н. проф.А.Н.         Добрынина,3-е  изд.доп.-м.: инфор. -м , 2000

2.Куликов Л.М. Основы экономической теории: Учебное пособие-М.:ФИС,2006.

3.Носова С.С.Основы экономики: Учебник-М : Владос,2004

4.Сладога В,Г, Экономическая теория: Учебное пособие-М: инфор.-М, 2005

5.Соколова С.В. Основы экономики: Учебное пособие-М : Академия, 2005

6.Экономическая теория в вопросах и ответах.У чебное пособие\ Под ред. И.П. Николаевой,-М : ООО «ТК Велби», 2002 .

4.2 Интернетсайты:

http://www.akdi.ru — Агентство консультаций и деловой информации «Экономика»;

http://www.eeg.ru — макроэкономическая статистика России на сайте Экономической экспертной группы Министерства финансов Российской Федерации;

http://www.vedi.ru /statbase.htm#l — макроэкономическая статистика России на сайте аналитической лаборатории «Веди»;

http://www.nns.rn/analytdoc/anal2.html — аналитические доклады по экономическим проблемам России на сайте Национальной электронной библиотеки;

http://www.online.rn/sp/iet/trends/ — обзоры состояния экономики России на сайте Института экономики переходного периода;

http://www.exin.ru/test/doc.html — аналитические доклады по экономическим проблемам России на сайте Экспертного института;

http://referats-tv.stars.ru/link/ — перечень информационных ресурсов Интернета (в том числе по экономике) в помощь учащимся;

http://www.europrimex.com/education/center...line.htm — библиотека на сайте Еuroprimex Corp. On-line—учебники, статьи и обзоры по различным аспектам бизнеса;

13

http://e-management.newmail.ru/ — E-MANAGEMENT — полнотекстовые публикации по вопросам экономики, менеджмента и маркетинга на предприятии;

http://www.iet.ru/ — Институт экономики переходного периода. Книги, статьи по проблемам экономики переходного периода;

http://www.marketing.spb.ru/ — I.Marketing — сайт, посвященный вопросам маркетинга: учебные пособия, монографии, статьи, программное обеспечение, конференции маркетологов;

http://capitalizm.narod.ru/ — кризис мирового капитализма. Джордж Сорос. Книга для всех, кого интересуют проблемы экономики, для политических деятелей и их советников, специалистов исследовательских институтов и аналитических ведомств, специалистов по финансам;

http://www.econline.hl.ru/ — собрание ссылок на экономические сайты.

5.Приложения ( материалы презентаций студентов)

   

14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по теме "Генетика человека и ее значение для медицины и охраны здоровья"

  Методика проведения открытого занятия по теме "Генетика человека"...

Методическая разработка занятия по теме "Предметы ухода за больными "

Основными целями данного пособия являются:1.     Ознакомление студентов  с профессиональной терминологией по теме «Предметы ухода, инструменты»2.     Разви...

Методическая разработка занятия по теме "Здоровое питание"

1.     Ознакомление студентов  с профессиональной терминологией по теме «Здоровое питание».2.     Развитие навыков монологической и диалогической речи по т...

Методическая разработка занятия по теме "Диабет "

Основными целями данной разработки являются:1.     Ознакомление студентов  с профессиональной терминологией по теме «Диабет»2.     Развитие навыков монолог...

Методическая разработка занятия по теме «Монтаж схемы управления электродвигателем из двух мест»

Методическая разработка занятия по теме «Монтаж схемы управления электродвигателем из двух мест»...

Методическая разработка занятий на тему: Изучение природы межличностного конфликта Учебно-методическое пособие для студентов средних медицинских образовательных учреждений по специальностям: 31.02.05 Стоматология ортопедическая

Предлагаемое пособие разработано с учётом государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника медицинского училища, с учётом целей и задач системы непрерывной психологическ...