Методическая разработка занятия на тему «Творческие отчёты студентов по исследованию основных экономических проблем и проектированию путей их преодоления»
методическая разработка на тему
Методическая разработка
занятия
на тему
«Творческие отчёты студентов по исследованию основных экономических проблем и проектированию путей их преодоления»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 185.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное агентство по образованию
ФГОУ СПО «Ардатовский аграрный техникум»
Методическая разработка
итогового занятия
на тему
«Творческие отчёты студентов по исследованию основных экономических проблем и проектированию путей их преодоления (Презентация проектов)»
по дисциплине «Экономическая теория»
Преподаватель: Омётова Г.В.
2011 г.
Федеральное агентство по образованию
ФГОУ СПО «Ардатовский аграрный техникум»
«Утверждаю»
Заместитель директора по учебной работе
________________ Котомёнкова В.М.
« ___» __________ 2011г.
Методическая разработка
итогового занятия
на тему
«Творческие отчёты студентов по исследованию основных экономических проблем и проектированию путей их преодоления
(Презентация проектов)»
по дисциплине «Экономическая теория»
Преподаватель: Омётова Г.В.
Методист Рассмотрен на заседании
техникума: методической комиссии
__________ экономических и бухгалтерских
Блинова Е.Е. дисциплин. Протокол № _____
от «___» ____________ 2011 г.
Председатель методкомиссии:
______________ Н.Г.Маркова
2011 г.
Содержание:
1. Введение ………………………………………………. 1 стр.
2. Методика подготовки занятия ………………………………3 стр.
3. План и содержание занятия ………………………………..10 стр.
4. Перечень использованных источников ……………………13 стр.
5.Приложения ………………………………………………….14стр.
1.Введение
Обоснование выбора темы и формы занятия.
Дисциплина « экономическая теория» является общепрофессиональной, устанавливающей базовые знания для освоения специальных дисциплин и соединяющей важнейшие теоретические проблемы экономической науки с главными тенденциями мировой и отечественной экономики, следовательно дисциплина «Экономическая теория» играет важную роль в подготовке качественного специалиста.
Экономическая теория - теоретический фундамент прикладных экономических дисциплин, обеспечивающих приобретение тех знаний и навыков, которые могут быть положены в основу принятия практических действий для решения главных экономических задач: «что?», «как?», «для кого?»
Изучение учебной дисциплины « Экономическая теория» является базой для освоения «Экономики организации (предприятия)», «Анализа финансово- хозяйственной деятельности», «Бухгалтерского учета» и ряда других дисциплин.
Учебная дисциплина «Экономическая теория» - одна из
важных составляющих, относящаяся к общим основам развития личности. Предметом изучения в ней является основа жизни общества - хозяйственная практика, в которой люди производят блага, распределяют и обменивают их, потребляют в личной и производительной формах. В конечном итоге обеспечивается удовлетворение жизненно важных потребностей: материальных и духовных. Стабильность общества, позитивная динамика развития обеспечиваются, прежде всего, масштабом и качеством общественного воспроизводства.
1
Современное общество вступило в период кардинальных изменений во всех сферах государственной и общественной жизни. В связи с этим профессиональное образование призвано обеспечивать условия для успешной социализации студентов в процессе обучения, для реализации их способностей, возможностей и интересов. Это предполагает изменения в организации и управлении образовательным процессом, обеспечивающие развитие творческой активности студентов. Субъектная позиция студента формируется в условиях активных форм и методов обучения, которые ориентированы на персонализацию характера образования на основе приоритетного отношения к его интересам и потребностям.
Очевидно, что использовать только методы традиционного обучения недостаточно, нужны современные образовательные технологии.
Одной из таких технологий, позволяющих существенно повысить качество образовательного процесса, я считаю метод учебного проекта.
В данной методической разработке представлено использование метода проектной деятельности при проведении итогового занятия по дисциплине «Экономическая теория».
2
2.Методика подготовки занятия.
Подготовка к итоговому занятию начиналась со знакомства студентов с методом проектной деятельности.
Было принято решение разделиться на пять микрогрупп и взять следующие темы:
1.Исследование безработицы и разработка методов снижения безработицы.
2.Исследование инфляции и пути преодоления инфляции.
3.Исследование типов экономических систем и проект экономической системы будущего.
4.Исследование причины экономического кризиса и проект выхода из кризиса.
5.Исследование доходов населения и проект повышения доходов.
Были поставлены следующие цели:
- развивать теоретическое и творческое мышление, формировать операционное мышление, направленное на выбор оптимальных решений;
- развивать умения и навыки применения современных компьютерных технологий;
- развивать исследовательские, аналитические способности и, логическое мышление;
- воспитывать в себе коммуникативные способности, самостоятельность, уважение к своим партнерам, ответственность за результаты работы;
- воспитывать в себе навыки публичного выступления.
Моя цель как преподавателя наряду с этими целями была - выявление качества и уровня усвоения студентами материала по экономической теории.
3
К этому занятию шла большая подготовительная работа в течение месяца. Мы определились, что наша деятельность будет заключаться в разработке выбранных тем. Итогом станут мультимедийные презентации.
Студентам были предложены план и правила работы в микрогруппе.
План работы микрогруппы:
- Выбрать лидера.
- Изучить задание.
- Сформулировать цели и задачи группы.
- Распределить задания в группе.
- Подобрать литературу по заданной проблеме.
- Составить план и сценарий защиты проекта.
Правила работы в микрогруппе:
- Работу в группе направляет преподаватель, а руководит ею лидер группы.
- Все в группе проявляют активность и вносят свой вклад в общее дело. В группе не должно быть «спящих».
- Каждый в группе должен получить удовольствие от чувства уверенности в себе.
- Микрогруппы не соревнуются между собой, все студенты группы работают с удовольствием от общения друг с другом, от того, что они вместе выполняют проектное задание.
- Ответственность за конечный результат несут все члены группы, выполняющие проект.
- В презентации участвует вся микрогруппа.
- Проект следует защищать уверенно.
- Необходимо уважать свой труд и труд товарищей - внимательно выслушивать друг друга.
Были определены основные этапы работы над проектами.
4
Основные этапы работы над проектами:
п/п | Этаны работы | Содержание работы | Деятельность студентов | Деятельность преподавателя | ||
1 | Под- | 1. Определение темы проекта | 1. Обсуждают тему и ее | 1. Знакомит с сутью | ||
готов- | и ее актуальности | актуальноеть с преподава- | проектной деятельно- | |||
ка | телем, получают при этом | сти, мотивирует студен- | ||||
дополнительную инфор- | тов. | |||||
мацию. | 2. Помогает в определе- | |||||
2. Выделение проблемы. По- | 2. Формулируют проблему. | нии проблем, постанов- | ||||
становка целей и задач про- | 3. Устанавливают цели и | ке целей и задач проекта | ||||
екта | задачи проекта | |||||
2 | Пла- | 1. Определение источников | 1. Знакомятся с пред- | 1. Предлагает идеи и | ||
ниро- | информации (литературы) | ложенной литературой и | высказывает предложе- | |||
вание | способами сбора инфор- | ния. | ||||
мации. | ||||||
2. Определение способов ссбо- | 2. Вырабатывают план | |||||
сбора | действий. | 2. Предлагает источни- | ||||
и анализа информации. | 3. Знакомятся с формой | ки информации. | ||||
3. Определение плана работы | отчета и критериями оце- | 3. Определяет сроки | ||||
и формы отчета | нок. | работы. | ||||
4. Установление | 4. Формируют команды и | |||||
критериев оценки | распределяют свои роли в | 4. Координирует план | ||||
проекте. | действий. | |||||
5. Формирование команд и | 5. Знакомятся с планом и | 5. Знакомит с формой | ||||
распределение ролей в про- | и правилами работы в груп- | отчета и критериями | ||||
проекте | группе. | оценок. | ||||
6. Знакомство с планом и | 6. Формулируют адачи. | 6. Знакомит с правила- | ||||
правилами работы в группе | задачи | ми работы в группе. | ||||
7. Знакомство с графиком | 7. Оп редел я ют день | 7. Знакомит с графиком | ||||
графиком консультаций | консультаций | консультаций | ||||
3 | Ис- | 1. Сбор информации и решение промежуточных | 1. Решают промежуточные | 1.Руководит | ||
следо- | задач. | задачи и выполняют ис- | деятельностью студен- | |||
вание | 2. Выполнение исследования | исследования | тов (наблюдает, совету- | |||
исследования | ет, консультирует). | |||||
2. Координирует в слу- | ||||||
чае необходимости | ||||||
4 | Ре- | 1. Анализ и обработка инфор- | 1. Оформляют творческую | 1. Наблюдает, советует, | ||
зуль- | информации. | работу по проекту. | консультирует | |||
таты и | 2. Мультимедийный отчет в виде | 2 Готовят презентацию. | ||||
выво- | отчет и вариант на бумажном носителе | 3. Анализируют инфор- | ||||
ды | 3. Формулирование выводов | мацию и формулируют выводы |
Были определены следующие составные части проекта:
- Исследовательская работа.( в печатном варианте)
- Приложение (мультимедийная презентация).
1.1. Требования к содержанию исследовательской работы:
Структура | Требования к содержанию |
Титульный лист | Содержит: — наименование учебного заведения, где выполнена работа; - фамилию, имя и отчество авторов; — тему работы; — фамилию, имя и отчество руководителя проекта; город и год |
Оглавление | Включает: — наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал |
Введение(до2-х страниц) | Содержит: - оценку современного состояния решаемой проблемы или задачи; -обоснование необходимости проведения работы |
Основная часть(не более 10-ти страниц) | Состоит из глав (разделов), в которых содержится материал по конкретной исследуемой теме. Авторы работы должны делать ссылки на источники, из которых они заимствуют материалы |
Выводы | Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной работы |
Список литературы | Должен содержать перечень источников, использованных при написании работы |
2.1. Требования к содержанию презентации:
- Объем —10-15 слайдов.
6
- Презентация должна быть оптимизирована для сопровождения доклада.
- Оформление презентации должно быть корректным с точки зрения дизайна.
Студенты были предварительно ознакомлены с критериями оценки презентации проекта.
Критерии оценки презентации проекта:
1.Актуальность и значимость темы |
2.Полнота раскрытия темы |
3.Качество разработки идеи |
4.Завершенность исследования |
5.Оригинальность и творческий подход |
6.Эмоциональность и выразительность выступления |
7.Оформление работы |
8.Раскрытие содержания проекта |
9.Активность каждого участника |
10. Культура речи выступающих |
Студенты были ознакомлены с порядком оценки презентаций, который включает:
- самооценку
- оценку экспертной группы преподавателей
- оценку ведущего преподавателя.
С этой целью были разработаны листы оценки презентаций проекта и экран.
Лист оценки презентаций проекта
Краткое название темы Критерии оценки проекта | Экономичес-кие системы |
Безработица | Инфляция |
Доходы |
Кризис | |||
Актуальность и значимость темы | ||||||||
Полнота раскрытия темы | ||||||||
Качество разработки идеи | ||||||||
Завершенность исследования | ||||||||
Оригинальность и творческий подход | ||||||||
Эмоциональность и выразительность выступления | ||||||||
Оформление работы | ||||||||
Раскрытие содержания проекта на презентации | ||||||||
Активность каждого участника | ||||||||
Культура речи выступающих | ||||||||
Итог: |
Результаты оценивают по пятибалльной системе (1-5 баллов).
Экран оценки проектов
№ п/п | Темы проектов | Самооценка группы | Оценка прподпвате-лей | Оценка Омётовой Г.В. | Итоговая оценка |
1 |
Исследование типов экономических систем и проект экономической системы будущего. | ||||
2 | Исследование безработицы и разработка методов снижения безработицы | ||||
3 | Исследование причин инфляции и путей преодоления инфляции | ||||
4 | Исследование доходов населения и проект повышения доходов. | ||||
5 | Исследование причины экономического кризиса и проект выхода из кризиса. |
.
9
3.План и содержание занятия.
ФГОУ СПО «Ардатовский аграрный техникум»
План открытого занятия
по дисциплине «Экономическая теория»
группа 211 Дата: 17.12.2011г.
преподаватель: Омётова Г.В.
Тема: Творческие отчёты студентов по исследованию основных экономических проблем и проектированию путей их преодоления (Презентация проектов)
Цели:
1.Обучающие:
- Выявить качество и уровень овладения студентами знаниями и умениями, полученными в процессе изучения дисциплины;
- Научить навыкам сбора и обработки информации по данной проблеме;
- Научить предвидеть мини-проблемы, которые предстоит при этом решить;
- Научить проектной деятельности.
2.Развивающие:
- Развивать умения поиска решения поставленных проблем; логическое мышление ( умения сравнивать, наблюдать, обобщать, делать выводы); коммуникативные навыки при работе в микрогруппах;
- Развивать исследовательские способности.
- Совершенствовать навыки презентации полученных знаний и опыта.
3.Воспитательные:
- Воспитывать у студентов самостоятельность, терпимость и уважение к своим партнерам, чувство ответственности, уверенность в себе;
- Воспитывать культуру учебного труда, навыки самообразования, экономного расходования времени.
- Воспитывать культуру речи.
Вид занятия: урок
Тип: урок систематизации и обобщения знаний
Межпредметные связи с дисциплинами «Информатика», «Статистика»
Средства обеспечения занятия: мультимедийная установка, компьютеры, проекты студентов.
10
Технологическая карта занятия:
№ п/п | Этап урока | Деятельность преподавателя | Приемы и методы | Деятельность студентов | Время, мин. |
1. | Орг.момент | Приветствует студентов и преподавателей. Напоминает об этапах работы над проектами и темах проектов. | Словесный метод. Наглядно-демонстрационный. | Слушают. | 10 |
2. | Постановка целей (актуализация и мотивация) | Формулирует цели, задачи. Напоминает требования к проектам и критерии оценки презентации. | Словесный метод. Наглядно-демонстрационный. Метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности. | Принимают, уточняют цели и задачи. осмысливают критерии оценки презентации. | 10 |
3. | Основная часть. Презентация проектов. | Организует выступления микрогрупп с презентациями. Побуждает студентов других микрогрупп к вниманию. Задает вопросы. Поправляет или сам дает ответ в случае затруднения студентов. Дает пояснения. | Проблемно-поисковый метод. Наглядно-демонстрационный. Словесный метод. | Осуществляют презентацию своих проектов. Поясняют, отвечают на вопросы. Слушают выступления других. | 45 |
4. | Рефлексия и подведение итогов. | Предлагает студентам сделать самооценку по презентациям. Предлагает присутствующим педагогам высказать свое мнение о презентациях.Анализирует деятельность микрогрупп и делает выводы по презентациям. Подводит итоги занятия. | Словесный метод. Наглядно-демонстрационный | Рефлексируют свою работу. Слушают мнения других студентов, присутствующих преподавателей, преподавателя экономической теории. Задают в случае необходимости вопросы, отвечают на вопросы. | 25 |
11
После презентаций проектов студентам были даны следующие вопросы к рефлексии:
- Что вам дала работа над проектом?
- Достаточно ли было времени на разработку проекта? С какими трудностями вы встретились?
- Какие знания и умения вы приобрели в процессе работы над проектом, какие свои способности развивали?
- Понравилась ли вам проектная деятельность? Довольны ли вы своим результатом?
12
4.Перечень использованных источников:
4.1 Библиография:
1.Гукосьян Г М Экономическая теория:
Ключевые вопросы: учебное пособие \ Под ред. д. э. н. проф.А.Н. Добрынина,3-е изд.доп.-м.: инфор. -м , 2000
2.Куликов Л.М. Основы экономической теории: Учебное пособие-М.:ФИС,2006.
3.Носова С.С.Основы экономики: Учебник-М : Владос,2004
4.Сладога В,Г, Экономическая теория: Учебное пособие-М: инфор.-М, 2005
5.Соколова С.В. Основы экономики: Учебное пособие-М : Академия, 2005
6.Экономическая теория в вопросах и ответах.У чебное пособие\ Под ред. И.П. Николаевой,-М : ООО «ТК Велби», 2002 .
4.2 Интернетсайты:
http://www.akdi.ru — Агентство консультаций и деловой информации «Экономика»;
http://www.eeg.ru — макроэкономическая статистика России на сайте Экономической экспертной группы Министерства финансов Российской Федерации;
http://www.vedi.ru /statbase.htm#l — макроэкономическая статистика России на сайте аналитической лаборатории «Веди»;
http://www.nns.rn/analytdoc/anal2.html — аналитические доклады по экономическим проблемам России на сайте Национальной электронной библиотеки;
http://www.online.rn/sp/iet/trends/ — обзоры состояния экономики России на сайте Института экономики переходного периода;
http://www.exin.ru/test/doc.html — аналитические доклады по экономическим проблемам России на сайте Экспертного института;
http://referats-tv.stars.ru/link/ — перечень информационных ресурсов Интернета (в том числе по экономике) в помощь учащимся;
http://www.europrimex.com/education/center...line.htm — библиотека на сайте Еuroprimex Corp. On-line—учебники, статьи и обзоры по различным аспектам бизнеса;
13
http://e-management.newmail.ru/ — E-MANAGEMENT — полнотекстовые публикации по вопросам экономики, менеджмента и маркетинга на предприятии;
http://www.iet.ru/ — Институт экономики переходного периода. Книги, статьи по проблемам экономики переходного периода;
http://www.marketing.spb.ru/ — I.Marketing — сайт, посвященный вопросам маркетинга: учебные пособия, монографии, статьи, программное обеспечение, конференции маркетологов;
http://capitalizm.narod.ru/ — кризис мирового капитализма. Джордж Сорос. Книга для всех, кого интересуют проблемы экономики, для политических деятелей и их советников, специалистов исследовательских институтов и аналитических ведомств, специалистов по финансам;
http://www.econline.hl.ru/ — собрание ссылок на экономические сайты.
5.Приложения ( материалы презентаций студентов)
14
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/13/picture-446020-1399941878.jpg)
Методическая разработка занятия по теме "Подготовка к концертному выступлению".
Учебно-практическое занятие....
Методическая разработка занятия по теме "Генетика человека и ее значение для медицины и охраны здоровья"
Методика проведения открытого занятия по теме "Генетика человека"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/17/picture-126575-1350490106.jpg)
Методическая разработка занятия по теме "Предметы ухода за больными "
Основными целями данного пособия являются:1. Ознакомление студентов с профессиональной терминологией по теме «Предметы ухода, инструменты»2. Разви...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/17/picture-126575-1350490106.jpg)
Методическая разработка занятия по теме "Здоровое питание"
1. Ознакомление студентов с профессиональной терминологией по теме «Здоровое питание».2. Развитие навыков монологической и диалогической речи по т...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/17/picture-126575-1350490106.jpg)
Методическая разработка занятия по теме "Диабет "
Основными целями данной разработки являются:1. Ознакомление студентов с профессиональной терминологией по теме «Диабет»2. Развитие навыков монолог...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/19/picture-711987-1447905737.jpg)
Методическая разработка занятия по теме «Монтаж схемы управления электродвигателем из двух мест»
Методическая разработка занятия по теме «Монтаж схемы управления электродвигателем из двух мест»...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/23/picture-960455-1656000311.jpg)
Методическая разработка занятий на тему: Изучение природы межличностного конфликта Учебно-методическое пособие для студентов средних медицинских образовательных учреждений по специальностям: 31.02.05 Стоматология ортопедическая
Предлагаемое пособие разработано с учётом государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника медицинского училища, с учётом целей и задач системы непрерывной психологическ...