"Конфликт и пути его преодоления"
план-конспект урока на тему

Семина Ольга Васильевна
Тип урока: урок изучения нового материала. Форма организации: фронтальная, групповая. Методы обучения: проблемно-диалогический, рефлексивный. Основные понятия: конфликт, противоречие, участники конфликта, структура конфликта, причины конфликта, типология конфликта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologiya_konspekt_uroka.docx24.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

по учебной дисциплине «Психология» для студентов по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»

Тема "Конфликт и пути его преодоления"


Прежде чем сказать – посчитай до десяти,
Прежде чем обидеть – посчитай до ста,
Прежде чем ударить – посчитай до тысячи.

(Старинная народная мудрость)

Методическая база урока

Задачи:

1. Образовательные:

  • способствовать актуализации представлений учащихся о конфликтах, их структуре, видах и причинах;
  • создать условия для понимания амбивалентного смысла конфликтов (положительного и отрицательного).

    2. Развивающие: содействовать развитию социальной и коммуникативной компетентности, аналитического мышления, активности, рефлексивных способностей учащихся.

  1. Воспитательные: создать условия для выражения учащимися собственного мнения, воспитания активной жизненной позиции.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма организации: фронтальная, групповая.

Методы обучения: проблемно-диалогический, рефлексивный.

Основные понятия: конфликт, противоречие, участники конфликта, структура конфликта, причины конфликта, типология конфликта.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран.

Необходимые материалы: презентация (создана в программе MicrosoftPowerPoint), фрагмент фильма “Большая перемена”, демонстрирующий конфликтную ситуацию; учебные листы;).

План темы:

  1. Понятие конфликта.
  2. Структура конфликта.
  3. Причины конфликтов.
  4. Типология конфликтов.
  5. Значение конфликтов (положительное и отрицательное).
  6. Разрешение конфликта.
  7. «Кодекс поведения» в конфликтных ситуациях.

Ход урока:

1 этап. Организационный  момент. Создание мотивации

Актуализация знаний и постановка целей и задач.

  1. Приветствие, проверка готовности к уроку
  2. Вступительное слово учителя
  3. Заинтересовать студентов проблемами общения
  4. Привлечь внимание студентов к проблеме конструктивного общения


Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Приветствие, проверка готовности к уроку

«Мы живем в мире, где часто солнечный свет взаимопонимания заслоняется мрачными тучами обид, дует холодный ветер подозрений, сверкают молнии конфликтов.… Как сохранить прекрасную погоду в нашей душе, жить в мире и радости? Как не «промокнуть» под дождем непонимания и как помочь в этом другим?

Одной из актуальных проблем современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия».

Прил. (слайд 1)


2 этап.  Объяснение нового материала

  1. Создание проблемной ситуации
  2. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся.
  3. Восприятие нового учебного материала.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Просмотр видеофрагмента из кинофильма “Большая перемена”

(ссора, спор, конфликт…)

Ответы студентов(об отношениях, конфликтах…)

Общение – это то, что сопутствует человеку на жизненном пути. Но не все могут его осилить”.

Создание проблемной ситуации: А о чём пойдёт речь на уроке, догадайтесь, просмотрев видеофрагмент.

Пожалуйста, ребята. Кто хочет назвать, что это за ситуация? Как называются такие ситуации? Так о чём мы сегодня будем говорить на уроке

Действительно, мы будем рассматривать взаимоотношения людей.

Ответы студентов

(ссора, спор, драка, война, неприязнь, крик, слёзы…)?

Ответы студентов

Ответы студентов противоречие, – две стороны)


Ответы студентов по содержанию слайда


Студенты фиксируют структуру конфликта в своих учебных листах


Ответы студентов

(из-за порванной куртки; из-за того, что комната не убрана; из-за разных взглядов на одно и то же; из-за того, что человек нам неприятен…)

Студенты отмечают их в рабочих листах

Выполнение студентами задания

(группы анализируют ситуации и предполагают, к какому виду она относится).

Ответы студентов

Ответы студентов

Ответы студентов(межличностный)

Ответы студентов(педагогический

Ответы студентов (разногласие или противодействие)

чащиеся обдумывают и аргументировано представляют своё мнение)

(в учебных листах пишут, беседа).


И тема нашего урока… (Запишите её в учебных

листах

Какие ассоциации возникают у вас со словом “конфликт” ?

Спасибо за ответы. Все эти действия и переживания связаны с конфликтами.

Что же такое конфликт? Дайте ему определение из своего личного опыта.

  1. Конфликт – это процесс резкого обострения противоречий и борьбы двух или более сторон-участников в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из участников (В.И. Андреев).
  2. Конфликт – это актуализировавшееся противоречие, то есть воплощённые во взаимодействии противостоящие ценности, установки, мотивы (Б.И. Хасан).
  3. Конфликт – это противостояние двух субъектов, проявляющееся в активности сторон, направленной на преодоление противоречий (Н.В. Гришина).

Сравните полученные определения. Есть ли у них что-то общее?

(– противоречие,– две стороны)

Какие признаки, элементы конфликта можно выделить?

Структура конфликта

Беседа по содержанию слайда.

Основные структурные элементы конфликта.

  1. Стороны конфликта – люди или группы людей, находящиеся в конфликтных отношениях или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих (участники).
  2. Предмет конфликта – то, из-за чего он возникает (объект, идея).
  3. Образ конфликтной ситуации – отражение предмета конфликта в сознании втянутых в него людей (переживания).
  4. Мотивы конфликта – внутренние или внешние силы, подталкивающие к нему людей (причины).
  5. Позиции конфликтующих сторон – то, что люди заявляют друг другу, какие требования предъявляют (действия).

Зафиксируйте структуру конфликта в своих учебных листах

Причины конфликтов

В вашей жизни бывают конфликты? (Да) Приведите примеры (приводят).

Упражнение “Копилка”

Почему же в жизни так часто возникают конфликты? Назовите возможные причины конфликтов (из-за порванной куртки; из-за того, что комната не убрана; из-за разных взглядов на одно и то же; из-за того, что человек нам неприятен…)

Причины конфликтов – это рассогласование:

  1. Целей, интересов.
  2. Взглядов, убеждений.
  3. Личностных качеств.
  4. Понимания информации.
  5. Ожиданий, позиций.

Посмотрите, из перечисленных причин вы назвали… (взгляды, интересы, качества). Отметьте их в рабочих листах


Упражнение “Снежинки”

Я предлагаю вам выполнить следующее задание.

Главное условие – работать молча, не смотря на соседей.

Возьмите листок бумаги. Сложите его пополам. Оторвите правый верхний угол. Сложите еще раз пополам. Еще раз оторвите правый верхний угол. Ещё раз сложите пополам. И еще раз оторвите правый верхний угол. Теперь разверните листок и покажите всем получившуюся снежинку (поднимите её вверх).

Обсуждение: Почему все снежинки получились разными?

Каждый из нас – индивидуальность. У нас разные интересы, мечты, стремления. Это может вызывать конфликты.

Типология конфликтов

Какие виды конфликтов выделяют учёные? На этот вопрос вы ответите после анализа предложенной вам ситуации (группы анализируют ситуации и предполагают, к какому виду она относится).

Ситуации:

  1. Ты должен подготовиться к контрольной работе по физике на завтра, а по телевидению показывают интересный фильм (внутриличностный конфликт).
  2. Друг взял у тебя книгу и обещал вернуть её через неделю. С тех пор прошёл месяц, а он её так и не вернул. А она позарез нужна тебе для подготовки домашнего задания. Вчера ты позвонил ему домой и напомнил про книгу, он клятвенно обещал её принести. А сегодня говорит: “Извини, я забыл, куда её положил, и теперь не могу её найти” (межличностный конфликт).
  3. Ваша компания все вечера проводит в беседке во дворе вашего дома. Однажды, выйдя погулять, в вашей беседке вы увидели группу незнакомых вам молодых людей. Попытавшись объяснить им, что это ваше место, вы услышали грубость в свой адрес (межгрупповой конфликт).

Так какие виды конфликтов выделяют учёные? (внутриличностные, межличностные и межгрупповые)

По степени вовлечённости людей в конфликт:

  1. Внутриличностные
  2. Межличностные
  3. Межгрупповые

Определите, пожалуйста, к какому типу можно отнести конфликт из кинофильма “Большая перемена”, с которого мы начали урок? (межличностный)

По проблемно-деятельностному признаку:

  1. Педагогические
  2. Управленческие
  3. Производственные
  4. Творческие
  5. Политические

Определите, пожалуйста, к какому типу можно отнести конфликт из кинофильма “Большая перемена”, с которого мы начали урок? (педагогический)

По степени остроты противоречий:

  1. Недовольство
  2. Разногласие
  3. Противодействие
  4. Раздор
  5. Вражда

Определите, пожалуйста, к какому типу можно отнести конфликт из кинофильма “Большая перемена”, с которого мы начали урок? (разногласие или противодействие)

Постановка проблемного вопроса: А что бы с нами было, если бы в нашей жизни не было конфликтов? (Учащиеся обдумывают и аргументировано представляют своё мнение)

Действительно, конфликт – это естественный и неизбежный элемент процесса общения. В нём есть как отрицательные, так и положительные стороны. Я предлагаю вам определить их (в учебных листах пишут, беседа).

К негативным сторонам конфликта можно отнести разрушение отношений между людьми, стресс, ухудшение здоровья.

С другой стороны, конфликт – это источник развития, сигнал к изменению, возможность сближения, разрядки напряжения, “оздоровления” отношений.

Если уже дело дошло до конфликта, то основная задача выйти из него наименьшими потерями.

Существует пять стилей конфликтного поведения, их эффективность зависит от типа конфликта, его глубины, причин.

№ п/п

Способ разрешения конфликта

Утверждение, предпочтения при способах разрешения конфликта

Эффективность такого способа разрешения конфликта

1.

УКЛОНЕНИЕ

(стараюсь уклониться от участия в конфликте)

1. Мне сложно отстаивать свою позицию, даже если точно знаю, что я прав.

2. Избегаю напряженных конфликтных ситуаций.

3. Добиваюсь эффективных результатов, когда работаю под руководством более опытного партнера.

+ Оправдан как один из единственных способов разрешения конфликта в межличностном противостоянии.

- Неэффективен, если конфликт возник по каким-либо объективным причинам.

2.

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ

(стараюсь выработать решение, удовлетворяющее конфликтующих)

1. Для меня важно сохранить хорошие отношения, даже если приходится жертвовать своими интересами.

2. Много времени уделяю проблемам других и часто забываю о себе.

3. Если это сделает другого счастливым, даю ему возможность настоять на своем.

4. "Не стоит раскачивать лодку".

5. "Давайте жить дружно".

+ Может быть способом разрешения конфликта. Наиболее эффективен в конфликтах организационного характера.

- Не оправдан при эмоциональном раздражении противников друг на друга, у оппонентов различные цели.

3.

КОНФРОНТАЦИЯ

(активно отстаиваю собственную позицию)

1.Я человек принципиальный и никогда не меняю своей позиции.

2. Из любого конфликта выхожу победителем.

3. Продолжаю спор до тех пор, пока собеседник не примет мою точку зрения.

+ Эффективен, если оппонент легко идет на уступки.

- Неэффективен во всех других случаях.

4.

СОТРУДНИЧЕСТВО

(ищу пути совместного решения проблемы)

1. Трачу много времени на поиски общих точек соприкосновения.

2. Пересматриваю свою точку зрения, если почувствую свою неправоту.

3. С удовольствием проявляю инициативу в примирении сторон.

+ Эффективен между грамотными, эмоционально интеллектуальными участниками конфликта, так как требует время, терпения, мудрости, умения выразить свою позицию, выслушать другую и прийти к выработке альтернативы и согласованному выбору.

5.

КОМПРОМИСС

(ищу решение, основанное на взаимных уступках)

1. Отзываюсь на предложения других, но сам не склонен проявлять инициативу.

2. Легко соглашаюсь уступить, если и другой поступает также.

3. Часто соглашаюсь на первое же условие, если оно ведет к урегулированию во взаимоотношениях.

+ Эффективен при любом конфликте; способность к компромиссу высоко ценится в социуме.

- Могут проявиться такие последствия, как неудовлетворенность "половинчатыми" решениями или проблема? породившая конфликт не решена, что повлечет последствия.


Подведение итогов урока.

1.Подведение и анализ деятельности каждого студента

2.Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

(Студенты делают выводы: узнали, что такое конфликт, конфликтология, структура, причины, виды конфликтов, положительные и отрицательные стороны)

Вот и подошёл к концу наш урок. Давайте проанализируем, чему каждый из вас научился.

Да, сегодня мы расширили представление о конфликте, его признаках, причинах и видах. Пришли к выводу, что конфликт – это не всегда плохо, у него есть и положительные стороны.

Это только начало вашего знакомства с конфликтами. Как вести себя в конфликтной ситуации и как найти пути выхода из неё, вы узнаете на следующих уроках. Нужно учиться вовремя распознавать зарождающийся конфликт, быть терпимее к другому.

Я благодарю вас за вашу активность, сотрудничество. Хочу отметить … и поставить вам за урок “отлично”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия на тему «Творческие отчёты студентов по исследованию основных экономических проблем и проектированию путей их преодоления»

Методическая разработказанятияна тему«Творческие отчёты студентов по исследованию основных экономических проблем и проектированию путей их преодоления»...

Методическая разработка учебного занятия Тема: Анализ результатов лабораторных занятий. Прогнозирование затруднений учащихся-подростков в школьной жизни, путей их преодоления.

Пояснительная  записка Учебная дисциплина «Психолого-педагогический практикум»  предполагает  минимум  теоретических   занятий, а  основное  количество...

Статья на тему: "Проблемы реализации института социального партнерства работодателей и профессиональных образовательных организаций и пути их преодоления в условиях реализации экономических стратегий импортозамещения"

В данной статье рассмотрены проблемы реализации института социального партнерства работодателей и профессиональных образовательных организаций. Выявлена и обоснована необходимость реализации положений...

Статья на тему: "Некоторые проблемы правового регулирования социального партнерства работодателей и профессиональных образовательных организаций и пути их преодоления"

       В данной статье рассмотрены некоторые проблемы, существующие в правовом регулировании социального партнерства работодателей и профессиональных образовательных организ...

Проблемы института гражданства и пути их преодоления в целях повышения научного потенциала России

Социальную основу гражданства составляет фактическая принадлежность лица к государственно-организованному обществу, в рамках которого осуществляется государственная власть, или, другими словами, прина...

Математические затруднения студентов 1 курса при изучении физики и пути их преодоления.

Разделы математики часто используемые в преподавании физики...

Конфликты и стратегии его преодоления

Материал для самостоятельного изучения предмета "Психология общения" по теме "Конфликты и стратегии его преодоления"...