Методическая разработка учебного занятия Тема: Анализ результатов лабораторных занятий. Прогнозирование затруднений учащихся-подростков в школьной жизни, путей их преодоления.
план-конспект урока на тему
Пояснительная записка
Учебная дисциплина «Психолого-педагогический практикум» предполагает минимум теоретических занятий, а основное количество часов отводится на практические и лабораторные занятия.
При проведении теоретических занятий используются знания студентов из области педагогики и психологии. Практические и лабораторные занятия готовят студентов к прохождению различных видов практик, в частности преддипломной практики.
На тему «Изучение педагогом личностных и познавательных способностей, особенностей детей и предростков» отводится учебной программой 6 часов.
Тема занятия «Анализ результатов лабораторных занятий. Прогнозирование затруднений учащихся-подростков в школьной жизни, путей их преодоления» завершающая.
На занятии по данной теме студенты проявляют и применяют аналитические, прогностические и конструктивные умения. Тема занятия актуальна для будущих учителей, т.к. развитие ученика – это основная задача педагогической науки.
В рамках ведущей цели занятия - на основе анализа результатов лабораторных занятий выявить затруднение подростков в школьной жизни, были поставлены следующие задачи деятельности:
1. Развивать аналитические умения, через обработку результатов лабораторных занятий.
2. Развивать прогностическое умения через формирование опыта, применения результатов лабораторных исследований в профессиональной деятельности педагога.
3. Подготовиться к последующей конструктивной деятельности по планированию индивидуальной работы с подростком.
В основу решения задач урока положено учебно-педагогическое исследования.
Через анализ результатов диагностирования конкретного подростка студенты определяют затруднения в школьной жизни, пытаются спроектировать систему педагогических действий по определению затруднений – разрабатывают рекомендации.
Инструктивная карта к проведению учебного исследования и алгоритм выполнения аудиторной самостоятельной работы помогает студенту реализовать задачи урока. Основной метод исследования работы студентов на занятии - метод педагогического анализа.
Завершает занятие коллективная рефлексия, направленная на выявление степени достижения поставленных задач деятельности.
На занятии использовалась электронная презентация, которая помогала систематизировать студентам знания по теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._razr._zanyati_filippova_s.i.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СПО «Трубчевский профессионально-педагогический колледж»
Методическая разработка учебного занятия
Тема: Анализ результатов лабораторных занятий. Прогнозирование затруднений учащихся-подростков в школьной жизни, путей их преодоления.
Уч. дисциплина | Психолого-педагогический практикум |
Специальность | 44.02.02. Преподавание в начальных классах |
Курс, группа | 4 курс, гр. 41 Н |
Вид занятия | Практическое занятие с элементами учебно-педагогического исследования |
Преподаватель | Филиппова С.И. |
2014 г.
Пояснительная записка
Учебная дисциплина «Психолого-педагогический практикум» предполагает минимум теоретических занятий, а основное количество часов отводится на практические и лабораторные занятия.
При проведении теоретических занятий используются знания студентов из области педагогики и психологии. Практические и лабораторные занятия готовят студентов к прохождению различных видов практик, в частности преддипломной практики.
На тему «Изучение педагогом личностных и познавательных способностей, особенностей детей и предростков» отводится учебной программой 6 часов.
Тема занятия «Анализ результатов лабораторных занятий. Прогнозирование затруднений учащихся-подростков в школьной жизни, путей их преодоления» завершающая.
На занятии по данной теме студенты проявляют и применяют аналитические, прогностические и конструктивные умения. Тема занятия актуальна для будущих учителей, т.к. развитие ученика – это основная задача педагогической науки.
В рамках ведущей цели занятия - на основе анализа результатов лабораторных занятий выявить затруднение подростков в школьной жизни, были поставлены следующие задачи деятельности:
- Развивать аналитические умения, через обработку результатов лабораторных занятий.
- Развивать прогностическое умения через формирование опыта, применения результатов лабораторных исследований в профессиональной деятельности педагога.
- Подготовиться к последующей конструктивной деятельности по планированию индивидуальной работы с подростком.
В основу решения задач урока положено учебно-педагогическое исследования.
Через анализ результатов диагностирования конкретного подростка студенты определяют затруднения в школьной жизни, пытаются спроектировать систему педагогических действий по определению затруднений – разрабатывают рекомендации.
Инструктивная карта к проведению учебного исследования и алгоритм выполнения аудиторной самостоятельной работы помогает студенту реализовать задачи урока. Основной метод исследования работы студентов на занятии - метод педагогического анализа.
Завершает занятие коллективная рефлексия, направленная на выявление степени достижения поставленных задач деятельности.
На занятии использовалась электронная презентация, которая помогала систематизировать студентам знания по теме.
Визитная карточка урока
Учебная дисциплина: Психолого-педагогический практикум
Группа – 51 И
Специальность – 050202
Преподаватель – Филиппова С.И.
Тема занятия: Анализ результатов лабораторных занятий. Прогнозирование затруднений учащихся-подростков в школьной жизни, путей их преодоления.
Цель: На основе анализа результатов лабораторных занятий выявить затруднение подростков в школьной жизни.
Задачи:
- Развивать аналитические умения, через обработку результатов лабораторных занятий.
- Развивать прогностическое умения через формирование опыта, применения результатов лабораторных исследований в профессиональной деятельности педагога.
- Подготовиться к последующей конструктивной деятельности по планированию индивидуальной работы с подростком.
Вид занятия: Практическое занятие с элементами учебно-педагогического исследования.
Оборудование: презентация, диагностические методики.
Инструктивная карта к проведению учебного исследования
Проблема исследования: прогнозирование развития учащихся.
Тема: изучение познавательной и личностной сферы подростка и прогнозирование затруднений в школьной жизни.
Объект: развитие подростка.
Предмет: познавательные и личностные индивидуальные особенности подростка.
Цель: на основе наблюдений и диагностики изучить индивидуальные особенности подростка и определить затруднения с целью проектирования индивидуальной работы с классом.
Задачи:
- Составить вопросы к наблюдению за поведенческими реакциями подростка в процессе урока и внеклассного занятия.
- Провести наблюдение за учащимися во время урока математики и занятию по этической грамматике.
- Подобрать диагностические методики для изучения личностной и познавательной сфере подростка.
- Провести диагностику названных сфер подростка помощью выбранных методов.
- Обработать и проанализировать результаты диагностики.
- Спрогнозировать затруднения, которые могут возникнуть в школьной жизни подростка.
- Спроектировать систему педагогических действий по преодолению затруднений (разработать рекомендации).
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Сообщение темы и цели занятия.
(слайд № 1, №2)
- Актуализация знаний.
Назовите темы лабораторных занятий.
Какова цель наблюдений.
Посмотрите, с какими задачами учебного исследования соотносится этот вид заданий.
(слайд №3 Инструктивная карта)
- Проверка результатов наблюдения.
Обсудим результаты проведенного наблюдения.
Каковы результаты наблюдения в познавательной сфере.
(урок математики, этической грамматики)
Какие факты характеризуют личность учащегося или его познавательную деятельность? (как протекает)
В результате наблюдений вы обратили внимание на следующие качества подростка?
Осуществляя, изучения подростка, вы использовали следующие диагностические методики.
(слайд №4 Диагностические методики)
Какую задачу мы решаем? На каком этапе исследования находимся.
Давайте познакомимся с результатами ШТУРа.
Общее количество баллов? Уровень умственного развития? В какой области знаний осведомленность больше, меньше. По каким предметам уровень осведомленности >, <. Характерные особенности мыслительной деятельности.
Анализ познавательной сферы подростка, мы завершили, а теперь проанализируем индивидуальные особенности личностной сферы школьника.
- Самостоятельная работа по анализу результатов изучения уровня воспитанности подростков.
(слайд №5 Алгоритм – сам. раб.)
- Обсуждение результатов самостоятельной работы.
- Подготовка к предстоящей конструктивной деятельности.
При выполнении отчета вам предстоит спланировать ряд педагогических действий по преодолению затруднений.
Дайте попробуем это сделать.
(Например: адекватная самооценка – не предполагает трудностей в обучении; заниженная → какие меры нужно предпринять педагогу чтобы преодолеть трудности→ ситуация успеха).
Завершением всей работы будет отчет, в котором необходимо сформулировать рекомендации учителя по дальнейшему развитию учащихся требования к отчету.
- Рефлексия.
Каким методом исследования работали? (метод педагогического анализа)
Что важно выполнять при проведении анализа.
На каком этапе исследования мы находимся.
Соотнесите наши действия с задачами урока.
Алгоритм выполнения самостоятельной работы
Цель: Проанализировать данные, полученные в результате диагностики личностных особенностей подростков и спрогнозировать его затруднения в школьной жизни.
- Провести обработку результатов изучения уровня воспитанности школьников.
- Определить уровень самооценки личности подростка (по формуле).
- Определить уровень развития культуры общения и саморегуляции школьника (по формуле).
- Оцените эмоциональное состояние подростка в классном коллективе: оценка благоприятности социально- психологической атмосферы для учащихся (по формуле и шкале).
- Определите степень привлекательности для школьника группы одноклассников (по шкале).
2. Сформулировать какие качества личности позволили выявить методики.
3. Сформулировать какие могут возникнуть у подростка затруднения в школьной жизни.
Презентация урока по учебной дисциплине
«психолого-педагогический практикум»
(слайд № 1)
Тема занятия: Анализ результатов лабораторных занятий. Прогнозирование затруднений учащихся- подростков в школьной жизни, путей их преодоления.
(слайд № 2)
Цель: На основе анализа результатов лабораторных занятий выявить
затруднение подростков в школьной жизни.
Задачи:
- Развивать аналитические умения, через обработку результатов лабораторных занятий.
- Развивать прогностическое умения через формирование опыта, применения результатов лабораторных исследований в профессиональной деятельности педагога.
- Подготовиться к последующей конструктивной деятельности по планированию индивидуальной работы с подростком.
(слайд № 3)
Инструктивная карта к проведению учебного исследования.
Тема: изучение познавательной и личностной сферы подростка и прогнозирование затруднений в школьной жизни.
Предмет: развитие подростка.
Объект исследования: познавательные и личностные индивидуальные особенности подростка.
Проблемы исследования: прогнозирование развития учащихся.
Задачи:
- Составить вопросы к наблюдению за поведенческими реакциями подростка в процессе урока и внеклассного занятия.
- Провести наблюдение за учащимися во время урока математики и занятию по этической грамматике.
- Подобрать диагностику методов для изучения личностной и познавательной сфере подростка.
- Провести диагностику названных сфер подростка помощью выбранных методов.
- Обработать и проанализировать результаты диагностики.
- Спрогнозировать затруднения, которые могут возникнуть в школьной жизни подростка.
- Спроектировать систему педагогических действий по преодолению затруднений(разработать рекомендации).
(слайд № 4)
Диагностические методики.
1. Школьный тест успеваемости развития (ШТУР) (М.К.Акимова, Е.М.Борисова, и др.).
2. Методика изучения самооценки личности подростка (А.Е.Сергеева).
3. Анкета на определения уровня развития культуры общения и саморегуляции(А.Е.Сергеева).
4. Методика определения психологического комфорта в классном коллективе(А.Е.Сергеева).
5. Методика определения привлекательности для школьника группы одноклассников(А.Е.Сергеева).
6. Методика “Недописанного рассказа”(Н.Е. Щуркова).
(слайд № 5)
Алгоритм выполнения самостоятельной работы.
Цель: Проанализировать данные, полученные в результате диагностики личностных особенностей подростков и спрогнозировать его затруднения в школьной жизни.
- Провести обработку результатов изучения уровня воспитанности школьников.
1.1 Определить уровень самооценки личности подростка (по формуле).
1.2.Определить уровень развития культуры общения и саморегуляции школьника (по формуле).
1.3.Оцените эмоциональное состояние подростка в классном коллективе: оценка благоприятности социально- психологической атмосферы для учащихся (по формуле и шкале).
1.4.Определите степень привлекательности для школьника группы одноклассников (по шкале).
1.5. Оцените степень сформированности нравственных качеств подростка (метод «Недописанного рассказа» сказка «Старый пес» В.А. Сухомлинский).
2. Сформулировать какие качества личности позволили выявить методики.
3. Сформулировать какие могут возникнуть у подростка затруднения в школьной жизни.
РЕФЛЕКСИЯ
(слайд № 6)
Цель: На основе анализа результатов лабораторных занятий выявить
затруднение подростков в школьной жизни.
Задачи:
- Развивать аналитические умения, через обработку результатов лабораторных занятий.
- Развивать прогностическое умения через формирование опыта, применения результатов лабораторных исследований в профессиональной деятельности педагога.
- Подготовиться к последующей конструктивной деятельности по планированию индивидуальной работы с подростком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия на тему «Творческие отчёты студентов по исследованию основных экономических проблем и проектированию путей их преодоления»
Методическая разработказанятияна тему«Творческие отчёты студентов по исследованию основных экономических проблем и проектированию путей их преодоления»...
Статья на тему: "Проблемы реализации института социального партнерства работодателей и профессиональных образовательных организаций и пути их преодоления в условиях реализации экономических стратегий импортозамещения"
В данной статье рассмотрены проблемы реализации института социального партнерства работодателей и профессиональных образовательных организаций. Выявлена и обоснована необходимость реализации положений...
Статья на тему: "Некоторые проблемы правового регулирования социального партнерства работодателей и профессиональных образовательных организаций и пути их преодоления"
В данной статье рассмотрены некоторые проблемы, существующие в правовом регулировании социального партнерства работодателей и профессиональных образовательных организ...
Проблемы института гражданства и пути их преодоления в целях повышения научного потенциала России
Социальную основу гражданства составляет фактическая принадлежность лица к государственно-организованному обществу, в рамках которого осуществляется государственная власть, или, другими словами, прина...
Математические затруднения студентов 1 курса при изучении физики и пути их преодоления.
Разделы математики часто используемые в преподавании физики...
Выступление на заседании ЦМК на тему"Анализ результатов внедрения бально-рейтинговой системы оценки знаний студентов"-2015
План выступления:1. Основные составляющие БРС.2. Внедрение БРС:a. Этапыb. ...
Консультация для студентов на тему: "Буллинг в студенческой жизни: причины, возможности преодоления"
Буллинг рассматривается как притеснение, дискриминация, травля. Формы буллинга могут быть различными: систематические насмешки, вымогательство, физические и психические унижения, бойкот и игнорировани...