Занятие по конфликтологии «Конфликты «ученик-ученик».
план-конспект занятия на тему
Занятие по конфликтологии: «Конфликты в системе «ученик-ученик» разработа для студентов педагогического колледжа. Занятие проводилось при изучении МДК 03.02 Основы педагогической конфликтологии, ПМ03 "Классное руководство".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_konfliktologii_konflikty_uchenik-uchenik.docx | 34.83 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБПОУ «Рыльский социально-педагогический колледж»
Методическая разработка
учебного занятия
По МДК 03.02 основы педагогической конфликтологии
Раздел: Управление конфликтами в педагогическом процессе.
Тема: Конфликты «ученик-ученик»
Специальность: 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Курс: 2, группа «а»
Составитель:_Колесникова
Татьяна Николаевна
2016
Технологическая карта учебного занятия по МДК 03.02«Основы педагогической конфликтологии»
Тема: Конфликты «ученик-ученик»
Цель: изучить особенности протекания и предупреждения конфликтов в системе «ученик-ученик»
Задачи занятия:
Образовательная: познакомить с особенностями конфликтов «ученик – ученик», рассмотреть специфические причины данных конфликтов, формировать умение анализировать конфликтные ситуации, находить способы профилактики и конструктивного выхода из конфликтов данного типа;
Воспитательная: Способствовать воспитанию толерантности, уважительного отношения к сверстникам, формировать чувство собственного достоинства;
Развивающая: Развивать умение работать в группе, анализировать ситуацию и самостоятельно принимать решения в конфликтных ситуациях, умение принимать решения, развитие навыков коррекции собственной деятельности.
Формируемые компетенции: ОК1 -6: ПК3.2;3.3;4.4.
Дидактическое оснащение: интерактивная доска, раздаточные материалы, видеофрагменты, презентация.
Тип занятия: открытие новых знаний.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, малые группы.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
.
Ход занятия:
I.Организация начала занятия, создание позитивного психологического настроя студентов.
Добрый день. Я рада приветствовать вас на нашем учебном занятии.
Упражнение «Цена улыбки»В начале занятия я хотела бы поделиться с вами одним важным секретом, помогающим сделать каждое общение приятным и успешным. Я вам прочитаю описание этого средства, а вы попробуйте отгадать, о чем идет речь.
Она ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ее отдает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Никто не богат настолько, чтобы обойтись без нее, и нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Она – отдохновение для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом, солнечный луч для опечаленных, а также лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей. И, тем не менее, ее нельзя купить, нельзя выпросить, нельзя ни одолжить, ни украсть, поскольку, она сама по себе ни на что не годится, пока ее не подарили.
Что это? (улыбка)
Давайте подарим друг другу улыбки от всей души и почувствуем, как становимся богаче, получая улыбки окружающих, а также от того, что дарим свою улыбку друзьям.
II. Актуализация усвоения изученного материала.
На протяжении всего занятия не забывайте заполнять оценочные карты, по результатам которых вам будет выставлена оценка.
Вспомните, пожалуйста, что такое конфликт. (Конфликт – это взаимодействие между людьми (или элементами внутренней структуры личности), выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей.)
А что мы понимаем под педагогическим конфликтом? (К педагогическим конфликтам относят межличностные конфликты между субъектами образовательного процесса.)
Дайте понятие субъекту конфликта. Какие субъекты педагогического конфликта вам известны? Между какими субъектами педагогического взаимодействия могут возникать конфликты? - учителя; администрация ОУ; ученики; родители учеников; (Проверить на слайде)
III. Постановка темы и задач.
Определите, кто является субъектом педагогического конфликта, в предложенном вам видеофрагменте. (Просмотр видеофрагмента).
Итак, Кто является субъектом педагогического конфликта в просмотренном видео?
Какую группу конфликтов по классификации относительно субъектов мы будем рассматривать? Определите тему нашего занятия. (Конфликты «ученик-ученик» )
Записать тему в тетрадь.
Работать мы будем в соответствии с данным планом. Сформулируйте задачи нашего занятия.
План занятия.
1. Понятие конфликтов системы «ученик – ученик». Роль педагога в данных конфликтах.
2. Причины конфликтов системы «ученик – ученик».
3. Способы разрешения конфликтов между учениками.
4. Профилактика конфликтов между учениками
Какие воспитательные задачи мы будем решать?
(Развивать умение работать в группе, анализировать ситуацию и самостоятельно принимать решения в конфликтных ситуациях. Способствовать воспитанию уважительного отношения к сверстникам.)
IV. Сообщение нового материала.
1. Понятие конфликтов типа «ученик – ученик».Роль педагога в данных конфликтах.
Кто же является субъектом конфликтов данного типа? (ученики.)
А что вам интересно узнать об этих конфликтах? А почему вас это интересует?
Большое влияние на конфликтное поведение учащихся, на то, как протекает и завершается конфликт, оказывает личность педагога. Именно педагог должен максимально управлять конфликтом, заранее предвидеть возможные проблемы в общении, своевременно принять профилактические меры, и сделать все возможное для конструктивного разрешения конфликта. (Что значит конструктивное разрешении?)
Учителю важно уловить уже первые признаки конфликта. Правильно отреагировать на них, т.к. его реакция может обострить или погасить возникшие противоречия.
2. Причины конфликтов типа «ученик – ученик».
Что необходимо знать учителю, чтобы помочь ученикам завершить конфликт конструктивно? (Причины конфликтов).
Как вы считаете, можно ли назвать все причины, из – за которых происходят конфликты? (нет) Почему? (Очень много конфликтов происходит, каждый конфликт индивидуален.)
Правильно, причин конфликтов достаточное много, существует много оснований для их классификации, это внутренние и внешние факторы, личностные элементы субъекта конфликта, даже температура окружающей среды может стать причиной конфликта.
Попробуем определить наиболее распространенные причины конфликтов между учениками.
Ситуация №:1
Во время соревнований при выборе капитана команды ученики долго не могли определиться между Сашей и Колей. Большинство поддержало Сашу. Команда проиграла и Коля начал обвинять в этом Сашу. Вскоре словесный спор перерос в драку.
Определите причину данного конфликта.
Ситуация №:2
Алина и Юля нарисовали красивые рисунки для участия в конкурсе. Учительница положила обе работы на стол, чтобы через какое – то время определить, чья же работа лучше. На перемене Юля как бы нечаянно смяла рисунок Алины. Алина ответила тем же. Девочки поссорились.
Определите причину данного конфликта.
Далее работать будете в парах. Остальные причины попытайтесь определить самостоятельно. У вас на столе лежат карточки с ситуациями. Выделите субъекты конфликта и попробуйте определить его причину.
Ситуация №:3
Алексей после травмы глаза стал носить очки. В первый же день на перемене ребята из соседнего класса стали звать его очкариком. Одноклассники решили заступиться за него и, не придумав ничего лучше, стали оскорблять обидчиков Алексей. Все закончилось взаимными угрозами.
Определите причину данного конфликта.
Ситуация №:4
Вову не пригласили на День рождения, который праздновал Саша. Несколько ребят, которые были на празднике, бурно обсуждали подарки, подаренные имениннику. Обидевшись на Сашу, Вова порвал его тетрадь. Началась ссора.
Определите причину данного конфликта.
Ситуация №:5
Антон —способный ученик. Учитель постоянно подчеркивает то, что на него можно понадеяться, что решает быстро и правильно сложные задачи, часто ставит его в пример. К 4 классу мальчик посматривал свысока на одноклассников. Очередной раз, пренебрежительно отозвавшись об одноклассниках, вызвал негодование. Ребята поссорились.
Определите причину данного конфликта.
Ситуация №:6
Валера рос обычным мальчиком. Но почему –то его однокласснику Никите не нравилось, как он разговаривает, как одевается, как общается с другими ребятами. С остальные у Валеры были хорошие отношения. После уроков, в раздевалке, Никита толкнул Валеру, начался конфликт.
Определите причину данного конфликта.
Ситуация №:7
Сергей долго оказывал внимание Алене. Но девочка не отвечала на знаки внимания. Однажды даже посмеялась над ним. Недолго думая, Сергей дернул за косу Алену. Девочка расплакалась.
Определите причину данного конфликта.
Ситуация №:8
В класс пришла новая девочка. Она понравилась сразу двум мальчикам. Уступать друг другу они не хотели. После уроков началось выяснение отношений, закончившееся синяками у обоих.
Определите причину данного конфликта.
Обучающиеся работают с текстами, определяют причину конфликта. ( письменно)
Проверка самостоятельной работы.
- 3 ситуация. Один человек читает текст и определяет причину конфликта. У кого такая же ситуация? Вы согласны? А теперь сравните причины, определенные вами, с наиболее распространенными.
1. борьба за авторитет
2. соперничество
3. оскорбления
4. обиды
5. враждебность к любимым ученикам учителя
6. личная неприязнь к человеку
7. симпатия без взаимности
8. борьба за девочку(мальчика)
Школа всегда отражает современную действительность. К сожалению, агрессия нашего общества не обошла стороной и отношения между учениками в школе. Изучая на практике в школе взаимоотношения между детьми, беседуя с учителями, мы часто слышали, что в основе многих конфликтов лежат агрессивные формы общения.
Сообщение об агрессивности нам подготовили студентки Коростелева Дарья и Куроптева Анна.
Презентация.
Итог. Итак, какие же причины конфликтов между учениками наиболее распространены в школе?
Мы познакомились с причинами конфликтов, что необходимо узнать ещё? (Как разрешить)
3. Способы разрешения конфликтов между учениками.
Стоит ли учителю сразу вмешиваться в конфликт между учениками, если он стал его свидетелем? (нет) Почему?( не всегда же учитель будет рядом с детьми) Какая же главная задача в этом случае? (научить правильно веси себя в конфликте, учить детей конструктивному поведению в конфликте, работать над снижение агрессивности детей заниматься формированием межличностных отношений в коллективе, организацией общения. и т. д.)
Хорошо, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи. Это добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни. Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого.
Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой.
После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком. Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности. Можно сказать что-то вроде: «Дима, конфликт — не повод переживать. В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо. Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным».
Попробуем составить алгоритм разрешения учителем конфликта между учениками
1.Сказать « Стоп» конфликтующим.
2.Определение основной проблемы. На этом этапе необходимо четко уяснить причину, приведшую к конфликту. Очень важно, чтобы противники уважали не только собственное видение проблемы, но и оппонента.
3. Определение вторичных причин конфликта. Нередко именно они служат поводом для возникновения конфликта, часто заслоняя истинную причину и затрудняя анализ.
4. Поиск возможных путей разрешения конфликта. Он может быть выражен, в частности, следующими вопросами, которые должны задать себе учитель:
что я могу сделать для разрешения конфликта?
каковы наши общие цели, во имя которых необходимо найти выход из конфликта?
5. Совместное решение о выходе из конфликта. На этом этапе речь идет о выборе наиболее подходящего способа разрешения ситуации, вызывающего обоюдное удовлетворение соперников.
6. Реализация намеченного способа разрешения конфликта. Здесь оппонентам очень важно, придерживаясь намеченной стратегии действий, не вызвать необдуманным словом, поведением и т.п. друг у друга каких-либо сомнений относительно искренности выраженных ранее намерений разрешить конфликт.
7. Оценка эффективности усилий, предпринятых для разрешения конфликта. Учитель должен определить, все ли он сделал для конструктивного разрешения конфликта. На основании ответа на этот вопрос либо проблема считается разрешенной, либо делается вывод о необходимости продолжения работы над ней. Возможно, что необходимо будет привлечь родителей к разрешению конфликта.
Посмотрите, на слайде представлен этот алгоритм. Попробуем сейчас им воспользоваться. Посмотрите видеофрагмент. (Просмотр фрагмента )
Давайте, пользуясь данным алгоритмом, найти выход из конфликта, определить возможные действия учителя по конструктивному выходу из конфликта.
Самостоятельная работа обучающихся в парах (3минуты)
Ответы обучающихся.
4.Способы предупреждения конфликтов.
Остановить начавшийся конфликт и конструктивно его разрешить - трудная задача, Что ещё может сделать педагог в этом направлении для детей? (Провести работу по профилактике конфликта).
Послушайте небольшую притчу, которую нам прочитает Дорошева Марина
Жил-был один очень вспыльчивый молодой человек. Однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора. В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать себя, чем вбивать гвозди. Наконец пришёл день, когда он не вбил ни одного гвоздя. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что теперь, каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю. Подошло время, когда в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец сказал:
— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.
-Какой вывод вы можете сделать для себя из услышанного? А можете ли вы использовать этот материал для своей работы с детьми по профилактике конфликтов?
Как болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить. Учитель должен познакомить своих детей хотя бы с некоторыми способами профилактики конфликтов. Мы рассмотрим два самых распространенных.
Первый способ предупреждения конфликта – это мягкое противостояние. Мягкое противостояние – это возражение, высказанное в мягкой форме. Так можно отстоять свою позицию, и не обидеть другого человека.
Второй способ называется “конструктивное предложение”. Это попытка найти компромисс, то есть выход, который бы смог устроить всех.
Рассмотрим конкретные ситуации (продолжим работу в парах)
МЯГКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ
Вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не носит в школу учебников и пользуется вашими. Окажите ему мягкое противостояние.
( Учащиеся показывают применение этого способа)
КОНСТУКТИВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
У вас очень хорошо получилось мягкое противостояние. А как можно в этой ситуации избежать конфликта с помощью конструктивного предложения?
( Учащиеся показывают применение этого способа)
Мягкое противостояние и конструктивное предложение – это два способа поведения, которые помогут вам предотвратить конфликты и сохранить собственное достоинство.
Какие стили поведения в конфликтных ситуациях вам известны? (соперничество (конкуренция, противоборство), уклонение, сотрудничество, компромисс, приспособление
Посмотрите видеофрагмент и скажите, какие стили поведения здесь продемонстрированы? (соперничество и сотрудничество) Как вы можете использовать данный видеоматериал в работе с детьми по профилактике конфликтов?
VI. Итог урока.
Какие задачи мы ставили в начале занятия? Все ли решены? В конце оценочных листов у вас есть место для ответов на небольшой тест, который поможет оценивать вашу работу на занятии и покажет, как вы усвоили тему занятия.
Вопрос | Вариант ответа |
1.Всегда ли учитель должен вмешиваться в конфликты учеников? | А) да Б) никогда В) При необходимости |
2.Распространённые причины конфликтов между учениками начальных классов | А) обиды Б) борьба за финансы В) соперничество Г) оскорбления Д) бытовые вопросы |
3. Какое завершение конфликта предпочтительнее? | А) конструктивное Б) частично конструктивное В) деструктивное |
4. Мягкое противостояние, конструктивное предложение- это способы | А) профилактики конфликтов Б) поведения, предотвращающего конфликт |
5. Какие стили поведения в конфликте приводят к его конструктивному завершению? | А) конкуренция Б) сотрудничество В) компромисс Г) соперничество Д) уклонение |
Ключ
1 – в 2 - а, в, г 3 – а 4 –а, б 5 – б, в
Оценивание обучающихся.
VII. Рефлексия.
Выскажите, пожалуйста, своё мнение о занятии
Какие знания о конфликте вас заинтересовали больше всего?
Что оказалось для Вас сложным?
Какие знания вы будете применять в своей практике?
Есть ли вопросы, оставшиеся без ответа?
Общее мнение о занятии?
Приложение1.
Оценочная карта
Ф.И. _____________________________________________________
Этап занятия | Баллы | ||||
1. Понятие конфликтов типа «ученик – ученик». | |||||
2. Причины конфликтов типа «ученик – ученик». | |||||
3. Способы разрешения конфликтов между учениками. | |||||
4. Профилактика конфликтов между учениками. | |||||
Индивидуальное задание | |||||
Итоговый тест (только ответы) | |||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие Школы педагогического мастерства для педагогов дополнительного образования по теме : «Первичная сердечно-легочная реанимация» (использование электронных ресурсов на учебных занятиях в системе дополнительного образования)
Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования и освещает тему " Первичная сердечно-легочная реанимация" с использованием электронных ресурсов в системе дополнит...
Методическая разработка занятия по физической культуре на тему: «Типовое занятие по аэробике силовой направленности»
Представлена разработка по проведению занятия по физкультуре по теме проведения занятия по аэробике....
Методическая разработка занятия по дисциплине «Основы права» Тема занятия «Формы (источники) права»
Формирование новых знаний по основным правовым понятиям и категориям, характеристика основных черт правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, поиска, первичного анализа и и...
ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «Конфликтология: проблемы, источники их возникновения и методика разрешения конфликтных ситуаций (на примере студентов 1 курса ГБПОУ СО «УрГЗК» в адаптационный период)
В настоящее время каждый человек сталкивается с разными взглядами, убеждениями и интересами людей, которые его...
Занятие с детьми 4 класса по Конфликтологии
Занятие по конфликтологии с учащимися 4 класса. Проводится в конце года. Целью занятия является достичь умения учащихся выходить из конфликтных ситуаций в старшем звене школы....
Конспект учебного занятия по ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования МДК 03.02 Теория и методика развития речи детей Тема: Методика словарной работы на занятиях
Конспект учебного занятияпо ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образованияМДК 03.02 Теория и методика развития речи детейТема: Методика словарной ра...
Материалы для практических занятий по дисциплине «Конфликтология»
Упражнения по конфликтологии позволяют осознать качества личности, важные для межличностного общения.· Эмпатия – постижение эмоционального состояния, проникновение в переживания другого...