ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «Конфликтология: проблемы, источники их возникновения и методика разрешения конфликтных ситуаций (на примере студентов 1 курса ГБПОУ СО «УрГЗК» в адаптационный период)
проект на тему

Бублий Светлана Николаевна

В  настоящее  время  каждый  человек  сталкивается   с  разными  взглядами,  убеждениями  и  интересами  людей,  которые  его  окружают.  Подобные  столкновения,  вызванные  личностными  особенностями  людей,  их  взаимодействием  с  окружающими,  субъективными  и  объективными  факторами,  могут  привести  к  возникновению  конфликтных  ситуаций.

В студенческой среде имеют место конфликты различного вида и уровня. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

                                государственное бюджетное профессиональное образование  Свердловской области

           «Уральский горнозаводской колледж им.Демидовых»

ПРОЕКТ НА ТЕМУ:

«Конфликтология: проблемы, источники их возникновения и методика разрешения конфликтных ситуаций (на примере студентов 1 курса  ГБПОУ СО «УрГЗК» в адаптационный период)

                                                     Авторы: Гостинская А.Н., Иванищева А.И.

                                                           Специальность: «Экономика и бухгалтерский    

                                                                      учет (по отраслям)»

                                                      Руководитель: Бублий Светлана Николаевна,                              

                                                преподаватель первой квалификационной  

                                             категории

Невьянск

2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЕ        

1.1. Определение конфликта, его причины, типология и структура конфликта        

1.2. Конфликты в условиях учебной деятельности в период адаптации студентов 1 курса        

1.3.  Методы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов в учебном   коллективе        

2.ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО  ВЫЯВЛЕНИЮ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ И ИХ ПРИЧИН В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ (НА ПРИМЕРЕ ГБПОУ СО «УРАЛЬСКИЙ ГОРНОЗАВОДСКОЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. ДЕМИДОВЫХ»)        

2.1. Диагностика межличностных взаимоотношений студентов 1 курса        

2.2. Разработка проекта программы адаптации и профилактики конфликтов среди студентов 1 курса …………………………………………………………..15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        

ПРИЛОЖЕНИЕ 1        

ПРИЛОЖЕНИЕ 2        

ПРИЛОЖЕНИЕ 3…………………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ

В  настоящее  время  каждый  человек  сталкивается   с  разными  взглядами,  убеждениями  и  интересами  людей,  которые  его  окружают.  Подобные  столкновения,  вызванные  личностными  особенностями  людей,  их  взаимодействием  с  окружающими,  субъективными  и  объективными  факторами,  могут  привести  к  возникновению  конфликтных  ситуаций.

В студенческой среде имеют место конфликты различного вида и уровня. Среди них:

1. Внутриличностный конфликт: вызванный внутригрупповыми проблемами; привнесённый извне и вызывающий внутригрупповую напряжённость.

2. Межличностный конфликт: ценностно-нормативный; статусно-ролевой; психологической несовместимости.

3. Конфликт между группой (подгруппой) и членами группы.

4. Конфликт между подгруппами в отдельной группе.

5. Конфликт между формальной и неформальной системами отношений.

6. Межгрупповые конфликты.

Наиболее распространенными в период адаптации среди студентов  являются  межличностные  конфликты,  которые  могут  привести  к  негативным  последствиям. 

Актуальность исследования  обусловлена  тем,  что  межличностные  конфликты  среди студентов 1 курса колледжа  могут  быть  причиной  ухудшения  самочувствия  обучающихся,  формирования  чувства  неудовлетворенности  учебной  деятельностью,  могут  негативно  сказываться  на  успеваемости. Таким образом, конфликт  негативно влияет  на процесс адаптации студентов.

В  работах  Е.Л Ильина и Л.Ф Обуховой глубоко  освещена  проблема  конфликтных  ситуаций  в  колледже. 

Цель работы: разработка проекта программы адаптации и профилактики конфликтов среди студентов 1 курса.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

-проанализировать теоретические основы изучения конфликтов в студенческой группе;

- провести опытно-экспериментальную работу по выявлению конфликтных ситуаций и причин их возникновения среди студентов;

- составить проект программы адаптации и профилактики конфликтов в студенческой среде.

Объектом  исследования являются: межличностные конфликты  в период адаптации студентов.

Предмет исследования: проблемы, источники, методы разрешения  конфликтов.

Гипотеза: разработав проект программы адаптации и профилактики конфликтов, мы считаем, что количество конфликтных ситуаций среди студентов первого курса уменьшится, и их адаптация к новой учебной среде пройдет более успешно.

Методы исследования: анкетный опрос.

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы преподавателями и классными руководителями студенческих групп для профилактики возникновения конфликтных ситуаций и как следствие успешной адаптации студентов в колледже.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЕ

1.1. Определение конфликта, его причины, типология и структура конфликта

Конфликт (от лат. “столкновение”) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных условиях, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п.

Конфликт - это такое состояние  отношений между людьми, когда  по крайней мере один из них сердит, раздражен, враждебен по   отношению к другому, критикует его действия, что ведет к остановке продуктивной работы и нарушению морального равновесия;

Источник любого конфликта (происходит ли он между двумя людьми,  

 группами или странами) находится  внутри индивидуальности и является  продолжением восприятия реальности;

Конфликт - интерактивное состояние,  проявляющееся в несогласии,  различиях или несовместимости  внутри или между социальными   единицами: индивидуальностями, группами, организациями и т.д.

Конфликт  возникает на разных интра- и интер- персональных уровнях:  а) интраиндивидуальный конфликт возникает, когда человек должен выполнить определенные действия, роли, которые не соответствуют его умениям, интересам, целям или ценностям;

б) интрагрупповой конфликт относится к конфликту между членами группы;  

в) интергрупповой конфликт - конфликт между представителями двух или более групп;

 Люди и группы находятся  в конфликте, когда одна или  обе стороны   не обладают  тем, к чему стремятся и активно  действуют для достижения своей  цели.

Главную роль в возникновении  конфликтов играют так называемые конфликтогены - слова, действия (или бездействия), способствующие возникновению и развитию конфликта, то есть - приводящие к конфликту непосредственно.

В социальной психологии существует многовариантная типология  конфликта в зависимости от тех  критериев, которые берутся за основу. Так, например, конфликт может быть внутриличностным (между родственными симпатиями и чувством служебного долга руководителя), межличностным (между руководителем и его заместителем по поводу должности, премии между сотрудниками); между личностью и организацией, в которую она входит; между организациями или группами одного или различного статуса.

Возможна, также,  классификация конфликтов по горизонтали (между рядовыми сотрудниками, не находящимися в подчинении друг к другу) и по вертикали (между людьми, находящимися в подчинении друг к другу) и смешанные, в которых представлены и те, и другие. Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные.

Конфликты различают  и по их значению для организации, а также способу их разрешения. Различают конструктивные и деструктивные  конфликты. Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают  принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности  организации и ее членов и разрешение которых выводит организацию на новый более высокий и эффективный уровень развития. Деструктивные конфликты приводят к негативным, часто разрушительным действиям, которые иногда перерастают в склоку и другие негативные явления, что приводит к резкомх снижению эффективности работы группы или организации.

Существует  огромное многообразие причин возникновения  конфликтов, обусловленное различными ситуациями взаимодействия между людьми. В целом, как утверждает Бабахан Ю.С., конфликт вызывается следующими тремя группами причин, обусловленных [4]:

· трудовым процессом;

· психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, то есть их симпатиями и антипатиями, культурными, этническими различиями людей, действиями руководителя плохой психологогической коммуникацией и т.д.;

личностным  своеобразием членов группы, например неумением контролировать свое эмоциональное состояние, агрессивностью, нокоммуникабельностью, бестактностью.

По мнению В.П Шейнова, поведение человека в конфликтной ситуации зависит от следующих психологических факторов:

  • адекватность восприятия конфликта;
  • открытость и эффективность общения, готовность к всестороннему обсуждению проблем;
  • способность к созданию атмосферы взаимного доверия и сотрудничества;
  • адекватность самооценки своих возможностей и способностей;
  • стремление доминировать;
  • консерватизм мышления, взглядов, убеждений;
  • принципиальность и прямолинейность в высказываниях;
  • определенный набор эмоциональных качеств личности, агрессивность, упрямство, раздражительность [12].

Причины, вызывающие конфликты, так  же разнообразны, как и сами конфликты. Следует различать объективные  причины и их восприятие индивидами.

Объективные причины в достаточной  степени условно можно представить  в виде нескольких укрепленных групп:

  • ограниченность ресурсов, подлежащих распределению;
  • различие в целях, ценностях, методах поведения, уровне квалификации, образования;
  • взаимозависимость заданий, неправильное распределение ответственности;
  • плохие коммуникации.

1.2.  Конфликты в условиях учебной деятельности в период адаптации студентов 1 курса

Этап студенческой жизни и учебы имеет свои трудности, однако многое определяется на начальной стадии обучения. Этот период больше связан с «примеркой», «реконструкцией», во-первых, прежней системы взаимоотношений учащихся с педагогами, а во-вторых, их знаний, умений, установок на обучение. Происходит осмысление новой роли студента-первокурсника, появляется самооценка правильности принятого решения, постепенно формируется отношение к избранной профессии, к особенностям учебного процесса и его требованиям, к товарищам по группе и преподавателям. Студент всматривается в свое профессиональное будущее, пытается найти поддержку. На этой основе у студента возникают новые стремления и планы. Как отмечают исследователи, большинство студентов-первокурсников рассчитывают, что процесс обучения в высших учебных заведениях начинается сразу с получения профессии, конкретного и практического дела. Но в реальной действительности появляется неудовлетворенность тем, что приходится снова заниматься изучением социальных и гуманитарных дисциплин, возникают неуверенность в своих способностях, некоторая неприязнь и безразличие.  Отсюда - настороженность и критичность к преподавателям, замкнутость и натянутость отношений с ними, боязнь плохих оценок.  

Исследователи процесса адаптации студентов к обучению в колледже выделяют четыре ее аспекта:

1) психофизиологический аспект адаптации связан с ломкой выработанного годами динамического стереотипа и формированием новых установок и навыков;

2) социальный аспект затрагивает взаимодействия их со средой и привыканием к коллективу;

3) педагогический аспект связан с особенностями приспособления студентов к новой системе обучения;

 4) профессиональный аспект затрагивает процесс включения студентов в социально-профессиональную группу, освоение ими условий будущей конкретной трудовой деятельности [8].

Комплексное решение указанных аспектов дает возможность преодолеть проблемы первого года обучения студентов в колледже. Исследования подтверждают предположение о том, что состояние учебно- материальной базы колледжа, оснащение его аудиторий, лабораторий, библиотек, общее эстетическое содержание и оформление помещений создают определенную психологическую основу для адаптации студентов к специфике среднего учебного заведения. В учебных заведениях с развитой материальной базой и высокой культурой студенты-первокурсники настроены оптимистично. Ведущим фактором, обеспечивающим адаптацию студентов – первокурсников к специфике учебного заведения, являются общий уровень учебно-воспитательной работы профессорско-преподавательского коллектива колледжа, его традиции, нравственный климат, хорошо налаженные взаимоотношения по направлениям: преподаватель- студент; преподаватель – преподаватель. Исследователи подчеркивают, что от складывающихся отношений зависит необходимость применения той или иной доли средств, которые использует преподаватель для воздействия на студента. Малейшая деформация в отношениях, упор на формальное требование создают сопротивление любым формам педагогических воздействий. При этом неприязнь студентов к преподавателям приводит к затягиванию процесса формирования деловых взаимоотношений в группе, разобщает коллектив, усложняет положение студентов. Можно выделить основные причины усложнения процесса адаптации студентов-первокурсников к специфике среднего  учебного заведения: во-первых, из-за различия между преподавателем и студентом в жизненном опыте, знаниях, социальной зрелости.

Первокурсники, часто не осознают главную цель своего обучения - важность приобретения глубоких и всесторонних знаний по общеобразовательным и специальным предметам, как фундамента дальнейшего обучения по специальности; во-вторых, студенты-первокурсники в начале учебного процесса неизвестны преподавателям, необходимо время на изучение коллектива студентов; в - третьих, в студенческой группе работают преподаватели с разным уровнем квалификации, опытом работы и характером. Кроме них студенты вступают в деловые отношения с классным руководителем, заведующей отделением. В рамках колледжа круг деловых, учебных и общественных связей и отношений первокурсника возрастает в 2 раза в сравнении со школьным общением. Родители студентов первого года обучения, поступивших в университет сразу после окончания школы, в начальный период их учебы проявляют большую заинтересованность в делах и успехах своих детей. Они вступают в контакты с классным руководителем, преподавателями, заведующей отделением, интересуются результатами аттестации студентов, реагируют на неудачи детей, оказывают помощь в случае появления у студента осложнений.  Это естественно, так как большинство выпускников школ учатся в колледже по совету родителей. Отсутствие единства в действиях и требованиях к студентам у преподавателей, работающих в группе первого курса, вносит разногласие в организацию труда студентов, затормаживает положительное стремление к учебе. В этих условиях возрастает роль классного руководителя студенческой группы. В его функции входит координация действий студентов группы, оказание им помощи в изучении студенческого коллектива, использование педагогических форм воздействия на каждого студента.

Таким образом, для урегулирования трудностей и противоречий, возникающих в процессе адаптации студентов-первокурсников в колледже, необходимо выполнение следующих требований:

1) отношения преподавателя к студенту должны носить заинтересованный, деловой характер;

2) действия преподавателя должны быть требовательными и сочетаться с умением терпеливо и убедительно разъяснять и переубеждать студентов, совершающих неверные поступки и ошибки;

3) преподаватель обязан найти способ оказания своевременной помощи в учебе с целью недопущения отставания студента; действия преподавателя должны побуждать студента к самоанализу своих положительных и отрицательных проявлений.

       1.3  Методы предупреждения и разрешения межличностных  конфликтов в учебном   коллективе

                                                 

Правильно реагируя на поведение студента, преподаватель берет ситуацию под собственный контроль и восстанавливает порядок. Поспешность в оценках поступка часто приводит к ошибкам, вызывает возмущение обучающегося несправедливостью со стороны преподавателя, и тогда педагогическая ситуация переходит в конфликт.

В учебной практике конфликт имеет особое значение. Спонтанно возникающий или специально создаваемый, он характеризует возникающее противоречие в отношениях между субъектами.

Чтобы решить конфликт нужно знать стратегии поведения в конфликте. В основе существующих стратегий поведения в конфликте лежит стремление каждой из сторон выиграть или найти иной способ сосуществования.

Стратегиями поведения в конфликте обозначают выделенные К.Томасом пять основных способов поведения – противоборство (соперничество), приспособление (уступчивость), избегание, компромисс (взаимные уступки), сотрудничество (взаимный учет интересов).

Для преподавателя предпочтительно сотрудничество, однако по тактическим соображениям может использоваться и соперничество, когда необходимо, например, отстоять собственную ценность или жизненно важную позицию. Избегание используется для тех ситуации, когда педагог чувствует свою несостоятельность в решении проблем, например, с администрацией, с родителями и даже с обучающимися.

Компромисс и уступчивость в работе с группой иногда просто необходимы, а иногда могут использоваться только как тактический прием. Уступчивость естественна в ситуациях, когда затронутая проблема не столь важна для педагога как руководителя, но в целом это непредсказуемая по своим последствиям стратегия. Иногда уступчивость может положительно сказаться на его самооценке и отношениях с группой, но иногда может создать почву для эмоционального конфликта [10].

В целом хотелось бы подчеркнуть, что владение всеми стратегиями поведения в конфликте и умение осознанно ими пользоваться, важны для каждого человека. По сути, нет хороших или плохих стратегий, а есть целесообразное или нецелесообразное их использование. Каждая из стратегий в какой-то ситуации незаменима, но, если делается акцент на одну из них, желательно знать о ее преимуществах.

Итак, описанные способы разрешения конфликта позволяет избежать обращения к более сложным, таким, как жестокое принуждение или расставание. Но для этого преподавателю необходимо вовремя разглядеть тенденции изменения отношений и скорректировать их.

2.ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО  ВЫЯВЛЕНИЮ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ И ИХ ПРИЧИН В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ (НА ПРИМЕРЕ ГБПОУ СО «УРАЛЬСКИЙ ГОРНОЗАВОДСКОЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. ДЕМИДОВЫХ»)

2.1. Диагностика межличностных взаимоотношений студентов 1 курса

В студенческой среде часто возникают различного рода конфликты. Конфликты могут происходить как в стенах учебного заведения, так и за их пределами. Студенческие конфликты поражают своим разнообразием и масштабностью. Проблема конфликтов в студенческой среде весьма актуальна, но, к сожалению, она недостаточно изучена.

Для того чтобы более глубже изучить эту проблему, мы провели опрос среди студентов 1 курса ГБПОУ СО «УрГЗК». Всего в опросе приняло участие 75 студентов.

Этапы исследования:

I этап - выбор темы исследования, теоретический анализ  материалов по данной проблеме, отбор необходимого материала и составление плана;

II этап – создание  анкеты для исследования;

III этап - проведение исследования среди студентов  1 курса специальностей  230203 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», 130211 «Техническая эксплуатация  и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)» и 090204 «Информационные системы (по отраслям)».

Для  получения  результатов  было  проведено  исследование  при  помощи  анкетирования.  Анкета  состояла  из  10  вопросов,  которые  помогли  выяснить,  как  часто  возникают  конфликтные  ситуации  среди  студентов, сказывается  ли  положительно  наличие  конфликтных  ситуаций  на  развитии внутригрупповых  отношений,  возникают  ли  у  студентов  конфликты  с  преподавателями  и  т .д.  Возраст  респондентов  составлял  от  16  до  18  лет.

Адаптация  к  обучению  в  колледже во  многом  определяется  личностными  качествами  студента.  Молодые  люди  применяют  те  способы  общения  и  навыки,  которые  были  приобретены  им  в  школе,  и  не  всегда  они  оказываются  успешными.  Отличия  в  нравственных  установках,  поведении,  ценностях,  нормах  могут  привести  студентов  к  конфликтной  ситуации.

В  группе  начинают  формироваться  особые  взаимоотношения,  нормы  поведения,  социально-психологическая  атмосфера,  внутригрупповые  ценности.  В  учебной  группе,  поводов  для  возникновения  конфликта  достаточное  количество:  личное  соперничество  между  обучающимися,  материальная  обеспеченность,  спортивные  победы  или  поражения,  борьба  за  внимание  преподавателей  или  противоположного  пола,  неспособность  нахождения  общего  языка  со  сверстниками  из-за  личностных  особенностей  и  многое  другое  [1,  c.  93]. 

Первый и второй вопрос  анкеты  был нацелен на выявление пола и возраста респондентов.

Анализ показал, что на первом курсе учатся, в большей части, юноши подросткового переходного возраста, у которых возникают конфликты внутри группы, вызванные борьбой за лидерство, и конфликты с преподавателями, так как молодые люди хотят быть взрослыми и любое замечание высказанное преподавателем, они воспринимают в упрек.

Третий вопрос анкеты был задан с целью выявления актуальности выбранной темы проекта, ответ на вопрос, случаются ли у вас конфликты внутри группы, предполагал ответы - да /нет.

60 % опрошенных респондентов ответили  на вопрос отрицательно, они  могут состоять в неформальных группах и умолчать о конфликтных ситуациях.

Другие 40 % опрашиваемых, ответили на вопрос положительно, тем – самым, высказали волнующие их проблемы и наличие конфликтных ситуаций внутри группы.

Четвертый вопрос был направлен на выявление факторов конфликтов между студентами.  

Опрос выявил, что главная причина конфликтов среди студентов это несовпадение интересов (22,6%),  хамство (15,5%), общение по группам (14%), он не такой как все и поэтому против него, личное непонимание (12,7%), разный статус  (8,5%), интеллектуальное соперничество  и внутригрупповая вражда (7%).

Пятый вопрос звучал следующим образом, влияют ли, на Ваш взгляд, конфликтные взаимоотношения в вашей группе на успеваемость учебной деятельности. Ответы были в форме да/нет

85% опрашиваемых ответили, что конфликты не влияют на учебную деятельность, 15% опрашиваемых обеспокоены конфликтными ситуациями, в связи с чем происходит ухудшение успеваемости и учебной деятельности.

Шестой вопрос был направлен на выявление взаимоотношений с преподавателями.

Результаты сложились почти поровну 44,8% не конфликтуют с преподавательским составам, а 55,2%, большая часть группы, состоит в конфликтных взаимоотношениях с преподавателями.

Следующий вопрос был задан с целью выявления причин этих конфликтных взаимоотношений.

В процессе  выявления значимых причин возникновения конфликтов между преподавательским составом и студентами мы выявили, что наивысший процент (21,6%) разделили между собой две причины: Нарушение дисциплины учащимся и несправедливость оценивания студента преподавателем. Одинаковое процентное отношение не случайно, потому что нарушители дисциплины считают, что к ним не справедлив учитель. И именно этот процент,  обучающихся, объективно оценили как нарушение дисциплины.

Можно сделать вывод о том, что обучающиеся, требующие к себе много внимания, создают конфликтные ситуации сами, а свое нежелание развиваться и работать над собой переводят на придирки учителей. Еще одним объективным ответом, ставшим вторым в процентном отношении(18,3%) – неподготовленность к занятиям. Радует, что многие обучающиеся  осознают причины конфликтов в себе, а значит смогут выносить из этого уроки и нести ответственность за свои поступки, а также, зная причину, смогут уменьшить число конфликтных ситуаций. Одинаковое количество процентов (9%) у двух взаимосвязанных причин: неуважительное отношение студента к преподавателю; невысокая культура общения. Если у студента ранее в школьном возрасте, или дома не привили уважение к старшим, то и культура общения будет нарушена.

Чтобы узнать влияние конфликтов на развитие внутригрупповых отношений, был задан вопрос положительно ли, сказываются конфликты на развитие групповых отношений.

Исследование  показало,  что  27,6  %  обучающихся  считают, что конфликты положительно сказываются в развитии внутригрупповых отношений. Таким образом, конфликты  в  учебной  группе  могут  нести  как  положительный,  так  и  отрицательный  характер.  Во-первых,  конфликтные  ситуации  помогают  развиваться  внутригрупповым  отношениям  и  структуре  группы,  способствуют  развитию  динамики  внутри  нее.  Если  в  коллективе  прекратятся  конфликты,  то  он  остановится  в  своем  развитии.  Конфликты  могут  или  разрушить  структуру  группы,  или  могут  способствовать  ее  сплочению.

 Вопрос номер девять звучал так, какие меры предотвращения конфликта приемлемы для Вас?

График показывает готовность обучающихся  решать конфликты разными способами, приоритетными для них стали: Работа с психологом; Разговоры невербальных лидеров - затейщиков конфликта;  «Час откровений», который заключается в 3 этапах: высказывание, пик, решение проблемы. Легкие (игровые) формы сплочения и коллективные тренинги заинтересовали студентов меньше, скорее всего, это основывалось на желании обучающихся казаться взрослее и игры им не подходят. Не важно, какими мерами будет достигнут мир, главное  готовность к содействию и сплочению студенческого коллектива.

В ходе  анкетирования  респондентам  был  задан  следующий  вопрос:  «Может  ли  неблагополучие  в  быту  влиять  на  конфликтность  студентов?».  результаты  показали,  что  73  %  опрошенных  считают,  что  на  конфликтность  студентов  могут  оказывать  влияние  неблагополучия  в  быту,  25  %  ответили,  что  не  может,  а  оставшиеся  2  %  респондентов  затрудняются  с  ответом.

На протяжении месяца было проведено наблюдение за конфликтами, происходящими в группе.

Пример конфликта личности и группы

  1. В среду по дисциплине «Менеджмент», был семинар, его мешал проводить студент Иванов С., он был не готов и к тому же показывал свое негативное отношение к дисциплине, вел себя агрессивно по отношению к преподавателю и не обращал внимания на его замечания. После очередного замечания преподаватель удалил студента Иванова С. из аудитории до окончания пары. Студент вышел за дверь спокойно, не чувствую за собой вины.

Когда закончилась пара, обучающиеся студенты группы подошли к  Иванову С. и высказали свое негодование  поведением студента. После чего, Иванов подошел к преподавателю и извинился за свое поведение. Преподаватель приял извинения, в результате чего конфликт был исчерпан.

Итог конфликта: Конфликт сыграл положительную роль, так как взаимоотношение между участниками стабилизировалось, после конфликта студент вел себя подобающе и у преподавателя не было претензий к нему.

Конфликтоген

Инцидент

Объект

Субъект

Стратегия поведения

Последствия конфликта

Я не готов к семинару, вы не интересно преподносите материал, я не нашел ответов по вопросам семинара, вы мне не нравитесь, агрессия по отношению к педагогу

Агрессивное поведение студента, негативное отношение к дисциплине

Поведение студента

Студент

Приспособ-ление

Конструктивный конфликт

Пример конфликта между студентами

2. Старосте группы № 151 надо было предупредить всех студентов о том, что в среду не будет пары  по математике. Староста предупредил всех кроме одного студента  Старикова Н., который не пришел на пары, так как, студент находился последние дни на больничном, и староста подумал, что он не придет. Но студент Стариков Н. пришел на пару, которой не было. В итоге при встрече со старостой у студента Старикова Н. возникли претензии.

В результате староста группы признал, что он был не прав и разработал интернет - сообщество, в состав которой входили обучающиеся студенческой группы № 151 и размещалась вся информация, связанная с учебной деятельностью.

Итог конфликта: Конфликт был разрешен конструктивно, стороны нашли компромисс,  и конфликт не имел дальнейшего развития

Пример межгруппового конфликта с преподавателем

  1. На паре по физике преподаватель обязал всех студентов участвовать в соревнованиях по волейболу вне учебное время, пообещав, что поставит каждому студенту по оценке отлично . Когда подошло время ставить оценки, преподаватель сказал, что поставит только 4, что привело к возмущению всю группу, так как большая часть отменила свои личные дела ради участия в соревнованиях. На что преподаватель ответил, что не будет ставить всем отлично, т. к. группа не заняла призовые места.

В результате все студенты, которые должны были получить по оценке отлично получили оценку хорошо.

Итог конфликта: Конфликт был решен негативно, преподаватель в меру своей руководящей должности, строго и бескомпромиссно обезнадежил студентов, на что у них появилась негативная реакция.

Невозможно  избежать  конфликтов  в  образовательной  среде  колледжа,  так  как  ее  субъекты  отличаются  друг  от  друга  социальным  статусом,  ролями  в  обществе  и  функциями.  Благополучие , как  колледжа,  так  и  общества  в  целом  зависит  от  того,  как  быстро  удается  распознать  назревающий  конфликт,  который  можно  не  только  предупредить,  но  и  разрешить  без  последствий.  Для  того,  чтобы  успешно  разрешить  конфликтную  ситуацию  необходимо  разобраться  в  первоначальных  источниках  и  причинах,  которые  послужили  возникновению  межличностного  конфликта.  Однако  не  всегда  молодые  люди  способны  ясно  и  четко  сформулировать  истинных  причин  и  мотивов  конфликта,  что  приводит  к  длительному  враждебному  отношению.  Это  связано  с  тем,  что  при  несовпадении  точек  зрения,  интересов,  каждый  начинает  настаивать  на  своем  и  под  влиянием  эмоций  появляется  агрессивность  в  общении,  грубость  и  бестактность,  что  и  приводит  к  конфликту  [3,  c.  136].

Проанализировав данные анкетного опроса,  мы сделали следующие выводы:

  1. Конфликты неотъемлемая часть студенческой жизни.
  2. Наиболее распространенной причиной конфликтов является несовпадение интересов, нарушение дисциплины и несправедливость оценивания студента преподавателем.
  3. Конфликт не только негативное, но и позитивное явление.

2.2. Разработка проекта программы адаптации и профилактики конфликтов

Для минимизации  конфликтов в студенческой группе и успешной адаптации студентов необходимо создавать условия комфортного существования всех членов группы.

Именно по этой причине нами был разработан  проект программы адаптации и профилактики конфликтов среди студентов 1 курса (Приложение 2).

Цель программы адаптации - создание здорового психологического климата, способствующего сплоченности студенческого коллектив, успешной адаптации и как следствии   качественному обучению.

Для того  чтобы студенты первого курса в период адаптации менее  болезненно воспринимали конфликты  и умели конструктивно разрешать  различного рода противоречия, на основе результатов проведенного исследования и выявленных проблем нами были разработаны  рекомендации, представленные в виде памятки (Приложение 3).

Таким образом, на основе проведенного исследования выявился ряд проблем  в студенческой среде, связанных  с разрешением конфликтных ситуаций. На основе этих проблем были разработаны  некоторые рекомендации для снижения конфликтности студенческой молодежи.

Необходимо также учитывать рекомендации психологов, конфликтологов, так как  важную роль в возникновении конфликтов выполняют субъективные факторы, такие  как темперамент, черты характера, личностные установки индивида. Поэтому, для более успешного разрешения конфликта необходимо владеть определенными  стратегиями, приемами выхода из конфликта. Следовательно, для наиболее успешного  разрешения проблем в данной среде  нужно учитывать как социологические  аспекты, так и психологические.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конфликты возникают в результате столкновения противоречивых тенденций в деятельности отдельных людей, групп, социальных структур и появляются в форме конфронтации идей, борьбы за извлечение различных выгод, монопольное господство в определенных сферах деятельности.

Процесс адаптации это тоже своего рода деятельность людей, отдельных личностей, приспособление индивидов к новым условиям социальной среды, формирование адекватной системы отношений с социальными объектами, интеграция личности в социальные группы, деятельность по освоению относительно стабильных социальных условий, принятие различных норм и ценностей новой социальной среды, сложившихся в ней форм социального взаимодействия.

Проблема конфликтов в студенческой среде является весьма актуальной, так как их последствиями являются спад успеваемости, ухудшение психического, физического и духовного состояния студентов. Причины возникновения конфликтов обусловлены множеством факторов.

Конфликты могут быть превращены в прекрасный учебный материал, если в последующем найдете время на то, чтобы вспомнить, что привело к конфликту и что происходило в конфликтной ситуации. Тогда можно будет узнать больше о самом себе, о вовлеченных в конфликт людях или об окружающих обстоятельствах, способствовавших возникновению конфликта. Это знание поможет принять правильное решение в будущем и избежать

Таким образом, исходя из всего выше сказанного, сделан вывод, что задачи, поставленные перед написанием работы, выполнены:

1.Проанализированы теоретические основы изучения конфликтов в студенческой группе.

2. Проведена опытно-экспериментальная работа по выявлению конфликтных ситуаций и причин их возникновения среди студентов.

3. Разработан  проект программы адаптации и профилактики конфликтов в студенческой среде.

Данные исследования и программа адаптации и профилактики конфликтов среди студентов 1 курса могут быть использованы в работе с детьми социальными педагогами, педагогами – психологами, классными руководителями в колледже.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анцупов А. Я., Конфликтология: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – 4-е изд, испр. и доп. – М. : Эскимо, 2012. – 512 с.

2. Бабахан, Ю. С. Самооценка студента как показатель его способности к учебной адаптации// Психологические и социально-психологические особенности адаптации студента. -Ереван,2008 - с. 21-25.

3. Волков Б. С., Волкова Н. В. Конфликтология: учебное пособие для студентов ВУЗов. — Изд. 4-е испр, и до. — М: Академический проект, 2010..

4. Гришанов, Л. К., Цуркан, В. Д. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. - Кишинев,2007 - с.29-41.

5.  Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб: Питер, 2010. С.226

6.  Карелина, А. А. Психологические тесты в 2 т. Владос. – М., 2006

7. Козырев Г.И. Конфликтология: учебник/ Г.И. Козырев. Москва: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2010. - 304с.

8. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология – М. 2010.

9. Платонов Ю.П. Психология конфликтного поведения. СПб: Речь, 2009. – 544с.

10. Сорокина Е.Г. Конфликтология в социальной работе: Учебное пособие для студентов вузов / Е.Г. Сорокина. - М.: Академия, 2009. - 208 с.

11. Терещенко, А. Г. Изменение особенностей психических процессов у студентов в связи с адаптацией к учебной деятельности. // Адаптация учащихся и молодёжи к трудовой и учебной деятельности. - Иркутск, 2010 - с.89-103

12. Шейнов В.П. Управление конфликтами: теория и практика / В.П. Шейнов – Минск: Харвест, 2010 – 912с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

АНКЕТА

Уважаемые студенты!

Просим вас принять участие в исследовании, цель которого выявить типы, причины и  влияние конфликтной ситуации на развитие взаимоотношений внутри студенческого коллектива в адаптационный период. Мнения, высказанные в ходе опроса, оглашению не подлежат. Они будут использованы в обобщенном виде после обработки для выработки обоснованных рекомендаций. Просим Вас внимательно прочитать вопросы и ответить на них как можно полнее.

  1. Ваш пол?       ___________
  2. Ваш возраст? ___________
  3. Часто ли у вас возникают конфликты внутри группы?

-Да

-Нет

     4. Каковы на Ваш взгляд факторы  конфликтов  м/у студентами?

        1) Разный статус

        2) Несовпадение интересов

        3) Он не такой как все, поэтому против него

        4) Общение по группам

        5) Личное непонимание

        6) Интеллектуальное соперничество

        7) Внутригрупповая вражда

        8) Хамство

    5. Влияют ли, на Ваш взгляд, конфликтные взаимоотношения в вашей группе на успеваемость учебной деятельности?

        - Да

       - Нет

    6. Возникают ли у Вас конфликты с преподавателем?

       - Да

       - Нет

    7. Каковы, на Ваш взгляд, наиболее значимые причины возникновения конфликтов м/у персоналом и студентом?

       1) Нарушение дисциплины учащимся

       2) Неподготовленность к занятиям

       3) Неуважительное  отношение студента к преподавателю

       4) Неуважительное  отношение преподавателя к студенту

       5) Несправедливость оценивания студента преподавателем

       6) Невысокая культура общения

       7) Переоценка студентами своих возможностей

    8. Считаете ли Вы, что наличие конфликтов положительно сказывается на развитие внутригрупповых отношений?

      - Да

     - Нет

   9. Какие меры предотвращения приемлемы для Вас?

       1) Коллективные тренинги

       2) Работа с психологом

       3) Легкие (игровые) формы сплочения

       4) Разговоры невербальных лидеров – затейщиков конфликта

       5) «Час откровений» высказывание конфликта, его пик и последующие варианты решения конфликта

   10. Может ли неблагополучие в быту влиять на конфликтность студентов?

       - Да

      - Нет

Благодарим Вас за ответы!

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  Свердловской области

«Уральский горнозаводской колледж им. Демидовых»

 

«Утверждаю»

                                                                   Директор  ГБПОУ  СО  «УрГЗК»

                                                                                ______________ Т.М.Софронова

                                                                    «_____»_______________2016г

ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ

социально-психологической адаптации студентов первого курса к обучению в колледже

Невьянск

2016


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Паспорт  программы
  2. Этапы реализации программы
  3. Модель адаптации обучающихся нового набора

I. Паспорт программы

Наименование программы

Проект программы адаптации и профилактики конфликтов среди студентов 1 курса.

Наименование учреждения

ГБПОУ  СО  «УрГЗК»

Автор программы

Гостинская Анастасия Николаевна

Иванищева Александра Ильинична

Цель программы

Создание здорового психологического климата, способствующего сплоченности студенческого коллектива, успешной адаптации и как следствии   качественному обучению.

Задачи

1. Развитие групповой сплоченности, создание благоприятного психологического климата в коллективе.  

2. Развитие навыков эффективного межличностного взаимодействия, повышения уверенности в себе.

3.Понимание студентами психологической сущности и специфики конфликта;

4.Развитие навыков коммуникативного контроля в общении;

5. Выработка оптимальной стратегии конструктивного поведения в конфликте.

6. Формирование личности физически развитой, ведущей здоровый образ жизни, способной к физическому самосовершенствованию и развитию.

7. Развитие позитивной самооценки, творческих способностей учащихся, способности к рефлексии.

8. Развитие навыков работы в команде, принятие решений, ответственности.

9. Предупреждение и снятие у первокурсников психологического и физического дискомфорта, связанного с новой образовательной средой.

Направления программы

1. Просветительское направление:

-организационные мероприятия для классных руководителей и мастеров групп, по воспитательной работе со студентами первого курса;

-информирование преподавателей, мастеров и классных руководителей о психологических особенностях первокурсников.

2. Диагностическое направление:

-изучение индивидуально – психологических особен-ностей студентов, их интересов;

- Диагностика типов межличностных отношений (методика Т.Лири);

-диагностика уровня агрессивности;

- диагностика стратегия поведения в конфликтной ситуации К.Томаса;

- мероприятии по определению способов реагирования в конфликте;

-мероприятия по исследованию уровня социально-психологической адаптации и выявление дезадаптации;

-определение профессиональных склонностей, исследование творческих способностей.

3. Профилактическое направление:

-мероприятия в форме классных часов, психологических игр, групповых бесед, часов общения с элементами тренингов направленных на успешное протекание социально-психологической адаптации первокурсников;

-организация воспитательной и внеучебной работы с первокурсниками по формированию устойчивого интереса к избранной профессии;

-мероприятия по предотвращению стрессовых состояний и состояний нервно-психического напряжения в период адаптации  первокурсников.

4. Коррекционно – развивающее направление:

-организация психокоррекционной работы при нарушениях протекания процесса социально-психологической адаптации студентов первого курса.

Срок проведения

 2016-2017 учебный год

Ожидаемые результаты

1. Создание единой адаптационной среды.

2. Включение всех первокурсников в целенаправленный управляемый процесс социально-психологической адаптации.

3. Осознание первокурсниками трудностей связанных с первыми месяцами обучения, умение справляться с эмоциональными кризисами.

4. Уменьшение количества конфликтных ситуаций.

Исполнители программы

Заместитель директора по СПР

Педагог – психолог

Социальный педагог

Методист

Классные руководители

Преподаватели

Медицинский работник

Руководители кружков колледжа


II. Этапы реализации программы

Работа по реализации программы рассчитана на первый год обучения студентов в колледже и осуществляется в 3 этапа.

Сроки реализации

Задачи

I этап Сентябрь- октябрь

  • Оценить соматический, психологический и социальный статус студентов нового набора, их информирование об условиях, организации и содержании учебной деятельности в колледже.
  •  Оказать социально-психологическую поддержку вхождения бывших абитуриентов в новую образовательно-воспитательную среду.

II этап Ноябрь- декабрь

  • Выявить основные проблемы адаптации студентов к новым образовательным условиям и указать пути их решения.
  • Определить способы устранения имеющихся противоречий.
  • Внести коррективы в организацию учебно-воспитательного процесса.

III этап Январь-

июнь

  • Использовать полученную информацию для проведения семинаров классных руководителей, индивидуальных и групповых консультаций педагогов с целью предотвращения конфликтных  ситуаций в образовательно-воспитательном процессе.
  • Организовать коррекционно-просветительскую работу со студентами для формирования сплоченных студенческих коллективов и помощи дезадаптированным студентам.
  • Проводить консультации и просвещение родителей студентов, не адаптировавшихся к учебе в новой среде.


  1. Модель адаптации обучающихся нового набора

Задачи

Механизм решения задач

Ответственные

Психологическая адаптация

1. Помочь студентам раскрыть своеобразие своей личности.

2. Воспитывать потребность в самопознании и самооценке.


3. Диагностировать состояние здоровья студентов, их индивидуальные особенности.

1. Психодиагностика: анкеты, тесты; беседы, деловые игры.
2. Знакомство с рациональными способами освоения различных предметов.
3. Индивидуальная работа со студентами:
- обсуждение индивидуальных трудностей;
- выработка позитивного отношения к временным неудачам.

Социально-психологическая служба


Классные руководители


Преподаватели


Преподаватель физического воспитания

Социальная адаптация

1. Организовать регулярное изучение состояния социально-психологического климата в студенческих группах нового набора.
2. Помочь раскрыть каждому студенту своеобразие и богатство своей личности.
3. Способствовать сплочению коллектива, привлечение органов студенческого самоуправления к адаптации студентов нового набора.
4. Поддерживать и развивать инициативы первокурсников.
6. Создание положительного эмоционального фона для взаимопонимания с родителями.
7. Вовлечение студентов в работу волонтерского движения

1. Знакомство с работой студенческого самоуправления.
3. Включение в деятельность студенческого самоуправления техникума, выборы актива групп.
4. Вовлечение студентов в систему дополнитель-ного образования, общественную жизнь колледжа.
5. Групповые и общеколледжевские родительские собрания, индивидуальная работа с родителями.

Заместитель

директора по СПР


Социально-психологическая служба


Классные руководители

Родители


Студенческий совет


Администрация

Воспитатели

Руководители кружков

Педагогическая адаптация

1. Выявить уровень правовой культуры, познакомить с нормативно-правовыми документами образовательного учреждения.
2. Провести вводный инструктаж по ТБ.
3. Определить степень сформированности у студентов общеучебных умений и навыков.
4. Выявить уровень адаптации студентов к учебной нагрузке.
5. Взаимодействовать с преподавателями-предметниками с целью изучения особенностей адаптации к ним первокурсников и специфики адаптации каждого педагога к группе студентов нового набора.
7. Способствовать выработке сознания студентов на необходимость ведения здорового образа жизни.

1. Знакомство с Уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего распорядка.
2. Анкетирование, беседы, наблюдения, тесты, соцопросы.
3. Изучение расписания занятий, выявление степени занятости студентов во внеурочное время.
4. Активизация процесса самоподготовки к занятиям.
5. Проведение индивидуальных консультаций с родителями, групповых родительских собраний.

Администрация


Заместитель директора по УСР

Социально-психологическая служба


Классные руководители


Преподаватели

Медицинский работник


Родители

Студенческий совет

Профессиональная адаптация

1. Способствовать развитию профессионального самоопределения, формировать качества конкурентоспособного квалифицированного специалиста.

1. Встреча с выпускниками.
2. Проведение мероприятий в рамках «Неделя специальности».
3. Анкетирование, соцопросы, беседы.

Заместитель директора по УМР и СПР

Классные руководители


Преподаватели

Педагог-психолог

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПАМЯТКА «КАК ВЕСТИ СЕБЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ»

Любое взаимодействие, любой диалог

        партнеров предполагает

                нахождение «общего языка»,

                                                   который является  результатом

                                                   достижения понимания.

                                                                                 Ю. Хабермас

http://berichnow.ru/wp-content/uploads/2012/11/kak-vyiyti-iz-konfliktnoy-situatsii.jpg                                         

  • Сохраняй спокойствие и самоконтроль, когда сердишься.
  • Владей собой, имей выдержку и хладнокровие.
  • Будь доброжелательным, уважительно относись к собеседнику.
  • Имей терпение выслушать собеседника.
  • Спокойно объясни свою точку зрения.
  • Подумай, из-за чего возник спор.
  • Попытайся мысленно встать на место собеседника и понять, какие события привели его в такое состояние.
  • Имей терпимость к слабостям собеседника.
  • Попытаться почувствовать: «А каково было бы мне в том состоянии?».
  • Разреши конфликт мирным путем.
  • Помни, что порой нет правильных и неправильных позиций и ответов.

ПАМЯТКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ «КАК  ПРЕДУПРЕЖДИТЬ КОНФЛИКТ»

  • Необходимо усилить контроль за СМИ, для того чтобы различные скандальные реалити-шоу, телепередачи не оказывали негативного воздействия на молодежь.
  • Отражение такой информации в СМИ, которая бы реально помогала молодежи в конфликтных ситуациях. Например,  показывать передачи, где герои сталкиваются с какой либо проблемой, конфликтом. Но все это происходит без ярко выраженных эмоций, криков и в итоге герои находят конструктивное разрешение сложившейся ситуации.
  • Ввести преподавание такой дисциплины как конфликтология, независимо от того,  на какой специальности обучается студент.
  • В учебных заведениях должны работать специалисты-психологи, чтобы студенты могли обращаться к ним за помощью в трудных ситуациях.
  • Ввести психологические тренинги для снижения конфликтности в коллективе (например,  различные ролевые игры, где студенты будут учиться конструктивно выходить из конфликтов).
  • Необходим телефон горячей линии, куда бы мог студент позвонить, спросить совета, как ему быть в той или иной ситуации.
  • Участие максимального количества студентов группы в мероприятиях колледжа, группы.
  • Помощь студенту группы в трудный для него момент в колледже (конфликтные ситуации со студентами других групп колледжа).
  • Сохранение репутации студента (не выносить то, что происходит в группе за пределы группы, репутация студента до колледжа не имеет значения для группы).  
  • Определить способности каждого члена группы и раскрыть их на благо группы.
  • Недопущение оскорбления студентов группы, которые чем либо отличаются от основной массы студентов группы.
  • Помощь морально подавленному студенту лидерами группы.

Рекомендации будут действенными, если глубже изучить психологический  аспект проблемы, так как нельзя упускать из внимания личностные особенности  индивида.

ПАМЯТКА ПРЕПОДАВАТЕЛЮ, КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ

«ПРАВИЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ »

Преподавателю целесообразно соблюдать следующие правила педагогического общения, в частности:

1. Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком обучающегося видеть только отрицательные мотивы. Здесь важно сформулировать установку на «педагогическую зоркость» - внимательное отношение к каждому острому моменту во взаимодействии с обучающимися и коллегами и вдумчивый анализ случившегося.

2. Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.

3. Обучающиеся склонны охотнее выполнять распоряжения преподавателей при опосредованном способе воздействия

4. Обучающегося можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.

5. Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет

6. Предусмотрительность и корректность поведения преподавателя снижают напряженность в общении.

Для достижения согласия необходимы ясность и открытость, выявление всех различий и наиболее существенных противоречий, которые открывают путь к интеграции, благодаря чему может быть создано нечто новое и ценное, и конфликт как явление станет точкой, с которой начинается прогрессивное развитие.

Профилактика конфликтов – это их предупреждение.

Деятельность по предупреждению конфликтов могут осуществлять сами обучающиеся и преподаватели, руководители образовательных учреждений и органы управления ими, психологи. Работа может проводиться по нескольким направлениям:

  • создание объективных условий, препятствующих возникновению и развитию предконфликтных ситуаций (доброжелательное отношение со стороны преподавателей и обучающихся, личный пример педагогов и родителей);
  • оптимизация организационно- управленческих условий работы образовательного учреждения (не скупиться на похвалы, одобрение, поощрения);
  • устранение социально-психологических причин возникновения конфликтов (создать действующий орган при образовательном учреждении, куда за поддержкой и советом могут обращаться обучающиеся, их родители и педагоги);
  • блокирование личностных причин возникновения конфликтов (проведение тренингов, классных часов, методических объединений педагогов).

Профилактика большинства видов конфликтов в образовательном учреждении должна вестись одновременно по всем направлениям.

Зная, как выйти из конфликтной ситуации, человек не будет теряться при ее возникновении. Помните, что для эффективного разрешения любого конфликта необходимо выяснить и проанализировать все его стороны, а также попытаться устранить разногласия с пользой для всех.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Психолого-педагогическая поддержка студентов-первокурсников в адаптационный период в ССУЗе"

Адаптация личности студентов в динамично развивающейся социокультурной среде ССУЗа приводит к необходимости активизации самой личности в образовательном процессе, актуализации возможностей личности в ...

Методы профилактики и разрешения конфликтных ситуаций в образовательной среде

Методы разрешения кофликтных ситуаций в образовательной среде...

Доклад «Разрешение конфликтных ситуаций»

В докладе описаны межгрупповые и межличностные конфликты, которые происходят в организациях....

Разрешение конфликтной ситуации среди подростков с привлечением службы примирения

Служба примирения (медиации) является социальной службой, действующей на основе добровольческих усилий специалистов, педагогов, обучающихся.Жизнь внутри техникума – это сложный процесс, включающ...

Методическая разработка открытого занятия "Модели поведения проводника. Разрешение конфликтных ситуаций." МДК 01.02 Тема 2.4 Организация сервиса в пассажирских поездах

В методической разработке представлен план проведения открытого занятия и презентация по теме: "Модели поведения проводника. Разрешение конфликтных ситуаций" по МДК 01.02 Эксплуатация...