Материалы для практических занятий по дисциплине «Конфликтология»
учебно-методический материал

Шувалова Наталья Александровна

Упражнения по конфликтологии позволяют осознать качества личности, важные для межличностного общения.

· Эмпатия – постижение эмоционального состояния, проникновение в переживания другого;

· Доброжелательность - способность е только чувствовать, но и демонстрировать партнерам свое расположение, симпатию

· Аутентичность – естественность в отношениях, способность быть самими собой, не прятаться за масками в межличностном взаимодействии

· Конкретность – отказ от общих рассуждений, умение говорить в русле заданной темы

· Инициативность – склонность к деятельной позиции в отношениях с людьми, способность устанавливать контакты, не дожидаясь инициативы с другой стороны

· Открытость – способность открывать другим свой внутренний мир, твердая убежденность в том, что открытость способствует установлению здоровых и прочных отношений; открытость – это не обнародование интимных секретов, она скорее означает искренность в обсуждаемом вопросе.

· Умение слушать – способность личности переключиться на другого человека, демонстрация ему своей заинтересованности обсуждаемым вопросом

· Тактичность – соблюдение этических норм во взаимодействии

· Гибкость – способность применять разнообразные стратегии при решении проблем.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konfliktologiya_na_ns-portal.docx22.79 КБ
Файл konfliktologiya_na_ns-portal.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы для практических занятий по дисциплине «Конфликтология»

Задание №1. Игра «Два лагеря».

Вопрос для обсуждения в группе: Считаете ли Вы себя конфликтным человеком? Почему?

Сейчас нам предстоит разделиться на два лагеря: первый – поднимите руку те, кто считает себя конфликтной личностью, во втором – те, кто считает себя неконфликтной личностью. Объединимся в группы и назовем первую группу – «Самой конфликтной», вторую – «Самой толерантной» в любом конфликте.

В течение 10 минут подумайте над вопросами:

1. Насколько уютно вы себя ощущаете в лагере конфликтных/неконфликтных людей?

2. Довольны ли вы тем, что находитесь именно в этой группе?

3. Какие плюсы и минусы вы видите в своем лагере и в себе, как его представителе?

4. С какими ситуациями легче справляться представителям вашего лагеря?

5. Какие три качества вы хотели бы позаимствовать у представителей противоположного лагеря?

Задание №2. Упражнение. «Никто не знает…» (данное упражнение дает участникам возможность максимально раскрыться перед группой).

Студенты сидят в кругу. Вам нужно, бросая друг другу мяч, рассказать о себе что-то еще, о чем, не знают члены группы. «Никто не знает, что я…»

  • «обычно веду себя в конфликте…»
  • «боюсь в конфликте….»
  • «я хочу в конфликте…»
  • «я стремлюсь в конфликте»

Задание №3. Структура конфликта. Разбор ситуаций: «К вопросу о структуре конфликта»

Ситуация 1. Учитель резко отвечает директору после того, как он в очередной раз отчитал его в присутствии детей

Ситуация 2. В переполненном автобусе два пассажира возмущаются друг другом, выясняя, кто кому наступил на ногу

Ситуация 3. Студентка Светлана случайно услышала, как лучшая подруга обсуждает ее с однокурсницами. На следующий день на просьбу подруги помочь в выполнении домашней работы Светлана ответила отказом

 Чем различаются данные ситуации?

 В каких случаях причина конфликта скрытая, а каких явная?

 В каких случаях конфликт может носить затяжной. А в каких – кратковременный характер?

 Как развивается конфликт (быстро, медленно)

Задание №4. Динамика конфликтов. Упражнение «Мельница»

Цель: проживание участниками тренинга «мелких» конфликтны ситуаций, настройка на дальнейшую работу. Образовать два круга по типу карусели. Встать лицом друг к другу. Разыграем в парах маленькие диалоги-ситуации, которые я вам задам. Диалог длится 2 минуты. После каждого диалога внешний круг делает несколько шагов по часовой стрелке.

Ситуации для разыгрывания: 1 ситуация. Находящиеся во внешнем круге играют роль контролеров автобуса, а находящиеся во внутреннем роль безбилетных пассажиров.

2 ситуация. Внутренний круг – продавцы, которым нет дела до покупателей, а внешний – покупатели.

3 ситуация. Внешний круг – начальник, застукавший опаздывающего подчиненного, а внутренний – подчиненный.

4 ситуация. Внутренний круг – жилец, которого залил жилец сверху, внешний круг – сосед сверху.

Обсуждение: - Каковым было наиболее типичное поведение в различных ситуациях? Почему?

- Каков характер переживаемых вами эмоций?

Типы конфликтных личностей.

Задание №1. Упражнение «Неконфликтная личность»

Цель: дать возможность проанализировать свои личностные качества и соотнести их с качествами «неконфликтной» личности, т.е. личности, способной к эффективному взаимодействию в различных ситуациях. Какую личность мы называем «неконфликтной»? личность, способную к эффективному взаимодействию в различных ситуациях

Инструкция: перед вами стоит задача выработать сообща перечень качеств личности, способной к эффективному межличностному взаимодействию, в том числе в конфликтных ситуациях. Разделимся на 4 микрогруппы. Обсудите и предложите не более 10 качеств личности, являющихся важными для эффективного межличностного общения. Зачитываем качества с обоснованием. Ведущий записывает на доске. Оценим степень сформированности каждого качества по 5 балльной системе (каждый у себя в тетради)

Вариант перечня качеств личности, важных для межличностного общения.

 Эмпатия – постижение эмоционального состояния, проникновение в переживания другого; в то же время – способность сказать другому о своем понимании и дат возможность подтвердить или опровергнуть эти представления.

 Доброжелательность - способность е только чувствовать, но и демонстрировать партнерам свое расположение, симпатию

 Аутентичность – естественность в отношениях, способность быть самими собой, не прятаться за масками в межличностном взаимодействии

 Конкретность – отказ от общих рассуждений, умение говорить в русле заданной темы, говорить о своих переживаниях, действиях, готовность однозначно отвечать на вопросы.

 Инициативность – склонность к деятельной позиции в отношениях с людьми, способность устанавливать контакты, не дожидаясь инициативы с другой стороны

 Открытость – способность открывать другим свой внутренний мир, твердая убежденность в том, что открытость способствует установлению здоровых и прочных отношений; открытость – это не обнародование интимных секретов, она скорее означает искренность в обсуждаемом вопросе.

 Умение слушать – способность личности переключиться на другого человека, демонстрация ему своей заинтересованности обсуждаемым вопросом с учетом его позиции (предполагает владение методами активного слушания).

 Тактичность – соблюдение этических норм во взаимодействии

 Конфронтация – противостояние мнению другого человека с полным осознанием совей ответственности и заинтересованности, а в случае несходства мнений – готовность пойти на конфликт, но не с целью – испугать и покорить, а с надеждой на установление подлинных и искренних отношений.

 Гибкость – способность применять разнообразные стратегии при решении проблем.

Стратегии поведения личности в конфликте

Задание №1. Упражнение на определение стратегии поведения в конфликте. Разделимся на 5 команд. Каждая получает карточку: Определим девиз каждого стиля?

1. Конкуренция – «Чтобы я победил, ты должен проиграть»

2. Приспособление – «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть»

3. Компромисс – «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть»

4. Сотрудничество – «Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть»

5. Уход – «Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я ухожу от него!»

В течение 15 минут каждая подгруппа должна обсудить и подговорить в театрализованной форме конфликтную ситуацию, в которой демонстрируется данный вид поведения. Выступления.

Обсуждение после каждой ситуации:

1. Соответствует ли данная ситуация заявленному девизу и стилю?

2. Как данный вид поведения в конфликте повлиял на эмоциональное состояние участников, на их чувства?

3. По каким причинам люди могут выбирать такой стиль поведения в конфликте?

4. Почему противоположная сторона себя так ведет? Чего она опасается?

Задание №2. Упражнение на размышление стратегии поведения в конфликте.

Встать в круг, посмотреть внимательно друг на друга и опустить глаза вниз. После сигнала (хлопок в ладоши) все должны поднять головы и указать пальцем на одного из присутствующих. Если выбор произойдет – пара отходит в сторону. Это упражнение выполняется до тех пор, пока вся группа не разобьется на пары. Затем нужно договориться, кто в паре будет Х, а кто Y. Затем – Х должен занять место на стуле, а Y – встать перед ним. Сложите ладони ваших рук друг с другом. Ваша задача – зафиксировать свое внутреннее состояние во время упражнения. Итак Y давит на ладони Х, Х – сопротивляется. Стоп, поменяйтесь местами и по команде повторите упражнение. Возвращаемся в круг.

Обсуждение: Давайте поговорим о том, что вы чувствуете, когда другой человек давит на вас?

В конфликте люди чувствуют себя дискомфортно при давлении «словами», интонацией. Не удивительно, что многие из них пытаются избежать конфликта. Их девиз «Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я ухожу от него!» . Этот вид поведения так и называется – уход (избегание).

Задание №3. Упражнение «Продолжи предложение»

Каждый участник кратко дополняет предложение: «Мои положительные качества, которые я могу предложит группе, это…» Например, «Я, Елена, могу предложить группе свой опыт безконфликтого существования».

Тест «Критика и вы» Выберите один из вариантов ответов на каждый из предлагаемых ниже вопросов. Затем с помощью ключа проанализируйте свой выбор.

1. Считаете ли вы критику .методом изживания недостатков в работе отдельных лиц или коллективов?

а) да, я считаю критику необходимым и нормальным элементом жизнедеятельности любого коллектива;

б) критика лишь осложняет отношения в коллективе, поэтому я ее не признаю;

в) критика допустима, но не следует преувеличивать ее роль и прибегать к ней часто.

2. Как вы относитесь к публичной критике?

а) считаю публичную критику действенной формой изживания недостатков;

б) полагаю, что лучше высказать имеющиеся замечания человеку в кабинете, чем публично на людях;

в) предпочитаю «кулуарную критику», то есть критику «за глаза», в неслужебной обстановке, в полушутливой форме.

3. Можно ли, по-вашему, критиковать начальство?

а) да, конечно;

б) не следует подрывать авторитет руководителя, поэтому публично критиковать начальство недопустимо; в) можно, но крайне осторожно.

4. Как вы относитесь к самокритике?

а) стараюсь быть объективным к себе и «своей» службе и, если вижу недостатки, открыто признаю их сам, не дожидаясь, пока на них укажут другие;

б) обычно я знаю недостатки работы «своей» службы и моей лично, но не спешу себя критиковать;

в) критиковать себя ни к чему, так как охотников тебя поругать всегда хватает.

5. Высказывая критические замечания, стараетесь ли вы выражаться мягко, корректно, тактично, так, чтобы не задеть личность критикуемого?

а) да, разумеется;

б) нет, считаю, что чем сильнее задета личность критикуемого, тем лучше;

в)все зависит от этой самой «личности»: если она уж очень обидчива — учитываю это, а если нет — особо не церемонюсь.

6. Выступая с критическими замечаниями, стараетесь ли вы «подсластить пилюлю» указаниями на положительные моменты в деятельности объекта критики?

а) да, обычно стараюсь;

б) нет, не вижу в этом необходимости;

в) если плохо знаю критикуемого или мне известно, что он обидится, тогда стараюсь.

7. Дозируете ли вы объем критики, стараетесь ли соблюсти некую «меру критики»?

а) да, я стараюсь критиковать не более чем за один недостаток;

б) нет, обычно высказываю все, что, на мой взгляд, плохо в деятельности объекта критики;

в) стараюсь критиковать только по существу, не отвлекаясь на частности.

8. Вносите ли вы в ходе критического выступления какие-либо предложения для исправления положения или ограничиваетесь указанием на имеющиеся недостатки?

а) да, я считаю, что тот, кто критикует, должен что-то предложить, иначе он критиковать не в праве, поэтому и стараюсь внести какие-либо предложения;

б) нет, я полагаю, что главное — обнажить проблему, указать на недостаток, а как его устранить — дело критикуемой службы или других компетентных органов и специалистов;

в) как правило, предпочтительней конструктивная критика, но если даже и трудно что-либо предложить, все равно нельзя замалчивать недостатки.

9. Какова обычно ваша первая реакция на критику?

а) стремлюсь тут же ответить, сразу прошу слова или говорю с места;

б) переживаю молча, с обидой, от ответного выступления стараюсь уклониться;

в) обдумываю критику, выступать с ответом не спешу, но если настаивают, не отказываюсь.

10. Какое поведение характерно для вас при ответе на критику?

а) как правило, стараюсь признать критику, даже если она не во всем объективна;

б) прибегаю к методу «защиты от противного», то есть критикую критикующего;

в) поскольку критика подрывает мой авторитет (или авторитет «моей службы»), пытаюсь защищаться, отвести критику, указать на смягчающие объективные обстоятельства и т. п.

11. Раздражает ли вас критика?

а) да, как правило;

б) не очень;

в) смотря кто и как критикует.

12. Появляется ли у вас чувство неприязни к критикующему вас человеку?

а) да, как правило;

б) нет, крайне редко;

в) да, если критика несправедлива или высказывается в резкой, обидной форме.

13. Как вы в дальнейшем строите отношения с критикующим вас человеком?

а) как и прежде;

б) стараюсь при случае «ответить взаимностью» или ущемить его интересы другим доступным мне способом;

в) некоторое время «обхожу» этого человека, стараюсь не вступать с ним в контакт.

14. Как вы относитесь к тем, кто сам себя критикует?

а) считаю их «приспособленцами», «трусишками», «угодниками»;

б) нормально отношусь, что тут особенного;

в) советую впредь не торопиться с самокритикой.

15. Существует ли уголовная ответственность за преследование критикующих?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

16. Вопрос-шутка: какое высказывание о критике вам ближе?

а) критика — это лекарство, ее надо уметь применять и принимать;

б) управленческая деятельность — тоже творчество, поэтому пусть меня оценивают те, кому положено, а не всяк, кому не лень;

в) и на критику существует мода.

8-18 баллов. Ваше отношение к критике скорее негативное, чем позитивное. Вы не любите, когда критикуют вас, а критикуя других, нередко утрачиваете чувство меры. И в том и другом случае вы весьма эмоциональны, легко возбуждаетесь, можете вспылить, допустить резкость. Вам необходим некий «комплекс стабильности», то есть чувство уверенности в себе, в правомерности своих действий и решений, а для этого следует активно повышать свой деловой уровень, не переоценивая себя, но и не умаляя достоинств.

19-32 балла. Вы терпеливо относитесь к критике, считаете ее допустимым элементом управленческой жизни, не переоценивая однако ее значения. Ваше поведение в роли критикуемого и критикующего можно охарактеризовать как «контролируемую эмоциональность» — вы редко «выходите из себя». В то же время вам не чуждо чувство обиды, желание «насолить» критикам, оправдать свои ошибки.

33-46 баллов. Вы по-деловому относитесь к критике, достаточно спокойно ее воспринимаете, мужественно и открыто признаете свои ошибки. Изредка вас посещает чувство досады на критику, однако вы не перебарщиваете, не стараетесь оправдаться, сваливая вину на других. Хорошее знание своего дела, уверенность в том, что вы на своем месте, позволяет вам не заботиться о личном авторитете, а помнить лишь о пользе дела.



Предварительный просмотр:

Материалы для практических занятий по дисциплине «Конфликтология»

Задание №1. Игра «Два лагеря».

Вопрос для обсуждения в группе: Считаете ли Вы себя конфликтным человеком? Почему?

Сейчас нам предстоит разделиться на два лагеря: первый – поднимите руку те, кто считает себя конфликтной личностью, во втором – те, кто считает себя неконфликтной личностью. Объединимся в группы и назовем первую группу – «Самой конфликтной», вторую – «Самой толерантной» в любом конфликте.

В течение 10 минут подумайте над вопросами:

1. Насколько уютно вы себя ощущаете в лагере конфликтных/неконфликтных людей?

2. Довольны ли вы тем, что находитесь именно в этой группе?

3. Какие плюсы и минусы вы видите в своем лагере и в себе, как его представителе?

4. С какими ситуациями легче справляться представителям вашего лагеря?

5. Какие три качества вы хотели бы позаимствовать у представителей противоположного лагеря?

Задание №2. Упражнение. «Никто не знает…» (данное упражнение дает участникам возможность максимально раскрыться перед группой).

Студенты сидят в кругу. Вам нужно, бросая друг другу мяч, рассказать о себе что-то еще, о чем, не знают члены группы. «Никто не знает, что я…»

  • «обычно веду себя в конфликте…»
  • «боюсь в конфликте….»
  • «я хочу в конфликте…»
  • «я стремлюсь в конфликте»

Задание №3. Структура конфликта. Разбор ситуаций: «К вопросу о структуре конфликта»

Ситуация 1. Учитель резко отвечает директору после того, как он в очередной раз отчитал его в присутствии детей

Ситуация 2. В переполненном автобусе два пассажира возмущаются друг другом, выясняя, кто кому наступил на ногу

Ситуация 3. Студентка Светлана случайно услышала, как лучшая подруга обсуждает ее с однокурсницами. На следующий день на просьбу подруги помочь в выполнении домашней работы Светлана ответила отказом

 Чем различаются данные ситуации?

 В каких случаях причина конфликта скрытая, а каких явная?

 В каких случаях конфликт может носить затяжной. А в каких – кратковременный характер?

 Как развивается конфликт (быстро, медленно)

Задание №4. Динамика конфликтов. Упражнение «Мельница»

Цель: проживание участниками тренинга «мелких» конфликтны ситуаций, настройка на дальнейшую работу. Образовать два круга по типу карусели. Встать лицом друг к другу. Разыграем в парах маленькие диалоги-ситуации, которые я вам задам. Диалог длится 2 минуты. После каждого диалога внешний круг делает несколько шагов по часовой стрелке.

Ситуации для разыгрывания: 1 ситуация. Находящиеся во внешнем круге играют роль контролеров автобуса, а находящиеся во внутреннем роль безбилетных пассажиров.

2 ситуация. Внутренний круг – продавцы, которым нет дела до покупателей, а внешний – покупатели.

3 ситуация. Внешний круг – начальник, застукавший опаздывающего подчиненного, а внутренний – подчиненный.

4 ситуация. Внутренний круг – жилец, которого залил жилец сверху, внешний круг – сосед сверху.

Обсуждение: - Каковым было наиболее типичное поведение в различных ситуациях? Почему?

- Каков характер переживаемых вами эмоций?

Типы конфликтных личностей.

Задание №1. Упражнение «Неконфликтная личность»

Цель: дать возможность проанализировать свои личностные качества и соотнести их с качествами «неконфликтной» личности, т.е. личности, способной к эффективному взаимодействию в различных ситуациях. Какую личность мы называем «неконфликтной»? личность, способную к эффективному взаимодействию в различных ситуациях

Инструкция: перед вами стоит задача выработать сообща перечень качеств личности, способной к эффективному межличностному взаимодействию, в том числе в конфликтных ситуациях. Разделимся на 4 микрогруппы. Обсудите и предложите не более 10 качеств личности, являющихся важными для эффективного межличностного общения. Зачитываем качества с обоснованием. Ведущий записывает на доске. Оценим степень сформированности каждого качества по 5 балльной системе (каждый у себя в тетради)

Вариант перечня качеств личности, важных для межличностного общения.

 Эмпатия – постижение эмоционального состояния, проникновение в переживания другого; в то же время – способность сказать другому о своем понимании и дат возможность подтвердить или опровергнуть эти представления.

 Доброжелательность - способность е только чувствовать, но и демонстрировать партнерам свое расположение, симпатию

 Аутентичность – естественность в отношениях, способность быть самими собой, не прятаться за масками в межличностном взаимодействии

 Конкретность – отказ от общих рассуждений, умение говорить в русле заданной темы, говорить о своих переживаниях, действиях, готовность однозначно отвечать на вопросы.

 Инициативность – склонность к деятельной позиции в отношениях с людьми, способность устанавливать контакты, не дожидаясь инициативы с другой стороны

 Открытость – способность открывать другим свой внутренний мир, твердая убежденность в том, что открытость способствует установлению здоровых и прочных отношений; открытость – это не обнародование интимных секретов, она скорее означает искренность в обсуждаемом вопросе.

 Умение слушать – способность личности переключиться на другого человека, демонстрация ему своей заинтересованности обсуждаемым вопросом с учетом его позиции (предполагает владение методами активного слушания).

 Тактичность – соблюдение этических норм во взаимодействии

 Конфронтация – противостояние мнению другого человека с полным осознанием совей ответственности и заинтересованности, а в случае несходства мнений – готовность пойти на конфликт, но не с целью – испугать и покорить, а с надеждой на установление подлинных и искренних отношений.

 Гибкость – способность применять разнообразные стратегии при решении проблем.

Стратегии поведения личности в конфликте

Задание №1. Упражнение на определение стратегии поведения в конфликте. Разделимся на 5 команд. Каждая получает карточку: Определим девиз каждого стиля?

1. Конкуренция – «Чтобы я победил, ты должен проиграть»

2. Приспособление – «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть»

3. Компромисс – «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть»

4. Сотрудничество – «Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть»

5. Уход – «Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я ухожу от него!»

В течение 15 минут каждая подгруппа должна обсудить и подговорить в театрализованной форме конфликтную ситуацию, в которой демонстрируется данный вид поведения. Выступления.

Обсуждение после каждой ситуации:

1. Соответствует ли данная ситуация заявленному девизу и стилю?

2. Как данный вид поведения в конфликте повлиял на эмоциональное состояние участников, на их чувства?

3. По каким причинам люди могут выбирать такой стиль поведения в конфликте?

4. Почему противоположная сторона себя так ведет? Чего она опасается?

Задание №2. Упражнение на размышление стратегии поведения в конфликте.

Встать в круг, посмотреть внимательно друг на друга и опустить глаза вниз. После сигнала (хлопок в ладоши) все должны поднять головы и указать пальцем на одного из присутствующих. Если выбор произойдет – пара отходит в сторону. Это упражнение выполняется до тех пор, пока вся группа не разобьется на пары. Затем нужно договориться, кто в паре будет Х, а кто Y. Затем – Х должен занять место на стуле, а Y – встать перед ним. Сложите ладони ваших рук друг с другом. Ваша задача – зафиксировать свое внутреннее состояние во время упражнения. Итак Y давит на ладони Х, Х – сопротивляется. Стоп, поменяйтесь местами и по команде повторите упражнение. Возвращаемся в круг.

Обсуждение: Давайте поговорим о том, что вы чувствуете, когда другой человек давит на вас?

В конфликте люди чувствуют себя дискомфортно при давлении «словами», интонацией. Не удивительно, что многие из них пытаются избежать конфликта. Их девиз «Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я ухожу от него!» . Этот вид поведения так и называется – уход (избегание).

Задание №3. Упражнение «Продолжи предложение»

Каждый участник кратко дополняет предложение: «Мои положительные качества, которые я могу предложит группе, это…» Например, «Я, Елена, могу предложить группе свой опыт безконфликтого существования».

Тест «Критика и вы» Выберите один из вариантов ответов на каждый из предлагаемых ниже вопросов. Затем с помощью ключа проанализируйте свой выбор.

1. Считаете ли вы критику .методом изживания недостатков в работе отдельных лиц или коллективов?

а) да, я считаю критику необходимым и нормальным элементом жизнедеятельности любого коллектива;

б) критика лишь осложняет отношения в коллективе, поэтому я ее не признаю;

в) критика допустима, но не следует преувеличивать ее роль и прибегать к ней часто.

2. Как вы относитесь к публичной критике?

а) считаю публичную критику действенной формой изживания недостатков;

б) полагаю, что лучше высказать имеющиеся замечания человеку в кабинете, чем публично на людях;

в) предпочитаю «кулуарную критику», то есть критику «за глаза», в неслужебной обстановке, в полушутливой форме.

3. Можно ли, по-вашему, критиковать начальство?

а) да, конечно;

б) не следует подрывать авторитет руководителя, поэтому публично критиковать начальство недопустимо; в) можно, но крайне осторожно.

4. Как вы относитесь к самокритике?

а) стараюсь быть объективным к себе и «своей» службе и, если вижу недостатки, открыто признаю их сам, не дожидаясь, пока на них укажут другие;

б) обычно я знаю недостатки работы «своей» службы и моей лично, но не спешу себя критиковать;

в) критиковать себя ни к чему, так как охотников тебя поругать всегда хватает.

5. Высказывая критические замечания, стараетесь ли вы выражаться мягко, корректно, тактично, так, чтобы не задеть личность критикуемого?

а) да, разумеется;

б) нет, считаю, что чем сильнее задета личность критикуемого, тем лучше;

в)все зависит от этой самой «личности»: если она уж очень обидчива — учитываю это, а если нет — особо не церемонюсь.

6. Выступая с критическими замечаниями, стараетесь ли вы «подсластить пилюлю» указаниями на положительные моменты в деятельности объекта критики?

а) да, обычно стараюсь;

б) нет, не вижу в этом необходимости;

в) если плохо знаю критикуемого или мне известно, что он обидится, тогда стараюсь.

7. Дозируете ли вы объем критики, стараетесь ли соблюсти некую «меру критики»?

а) да, я стараюсь критиковать не более чем за один недостаток;

б) нет, обычно высказываю все, что, на мой взгляд, плохо в деятельности объекта критики;

в) стараюсь критиковать только по существу, не отвлекаясь на частности.

8. Вносите ли вы в ходе критического выступления какие-либо предложения для исправления положения или ограничиваетесь указанием на имеющиеся недостатки?

а) да, я считаю, что тот, кто критикует, должен что-то предложить, иначе он критиковать не в праве, поэтому и стараюсь внести какие-либо предложения;

б) нет, я полагаю, что главное — обнажить проблему, указать на недостаток, а как его устранить — дело критикуемой службы или других компетентных органов и специалистов;

в) как правило, предпочтительней конструктивная критика, но если даже и трудно что-либо предложить, все равно нельзя замалчивать недостатки.

9. Какова обычно ваша первая реакция на критику?

а) стремлюсь тут же ответить, сразу прошу слова или говорю с места;

б) переживаю молча, с обидой, от ответного выступления стараюсь уклониться;

в) обдумываю критику, выступать с ответом не спешу, но если настаивают, не отказываюсь.

10. Какое поведение характерно для вас при ответе на критику?

а) как правило, стараюсь признать критику, даже если она не во всем объективна;

б) прибегаю к методу «защиты от противного», то есть критикую критикующего;

в) поскольку критика подрывает мой авторитет (или авторитет «моей службы»), пытаюсь защищаться, отвести критику, указать на смягчающие объективные обстоятельства и т. п.

11. Раздражает ли вас критика?

а) да, как правило;

б) не очень;

в) смотря кто и как критикует.

12. Появляется ли у вас чувство неприязни к критикующему вас человеку?

а) да, как правило;

б) нет, крайне редко;

в) да, если критика несправедлива или высказывается в резкой, обидной форме.

13. Как вы в дальнейшем строите отношения с критикующим вас человеком?

а) как и прежде;

б) стараюсь при случае «ответить взаимностью» или ущемить его интересы другим доступным мне способом;

в) некоторое время «обхожу» этого человека, стараюсь не вступать с ним в контакт.

14. Как вы относитесь к тем, кто сам себя критикует?

а) считаю их «приспособленцами», «трусишками», «угодниками»;

б) нормально отношусь, что тут особенного;

в) советую впредь не торопиться с самокритикой.

15. Существует ли уголовная ответственность за преследование критикующих?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

16. Вопрос-шутка: какое высказывание о критике вам ближе?

а) критика — это лекарство, ее надо уметь применять и принимать;

б) управленческая деятельность — тоже творчество, поэтому пусть меня оценивают те, кому положено, а не всяк, кому не лень;

в) и на критику существует мода.

8-18 баллов. Ваше отношение к критике скорее негативное, чем позитивное. Вы не любите, когда критикуют вас, а критикуя других, нередко утрачиваете чувство меры. И в том и другом случае вы весьма эмоциональны, легко возбуждаетесь, можете вспылить, допустить резкость. Вам необходим некий «комплекс стабильности», то есть чувство уверенности в себе, в правомерности своих действий и решений, а для этого следует активно повышать свой деловой уровень, не переоценивая себя, но и не умаляя достоинств.

19-32 балла. Вы терпеливо относитесь к критике, считаете ее допустимым элементом управленческой жизни, не переоценивая однако ее значения. Ваше поведение в роли критикуемого и критикующего можно охарактеризовать как «контролируемую эмоциональность» — вы редко «выходите из себя». В то же время вам не чуждо чувство обиды, желание «насолить» критикам, оправдать свои ошибки.

33-46 баллов. Вы по-деловому относитесь к критике, достаточно спокойно ее воспринимаете, мужественно и открыто признаете свои ошибки. Изредка вас посещает чувство досады на критику, однако вы не перебарщиваете, не стараетесь оправдаться, сваливая вину на других. Хорошее знание своего дела, уверенность в том, что вы на своем месте, позволяет вам не заботиться о личном авторитете, а помнить лишь о пользе дела.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения зачетного практического занятия по дисциплине «Документационное обеспечение управления»

В данной методической разработке представлен сценарий классического урока с целями и задачами. В разработке имеется план урока с распределением времени, задание для конт...

Рабочая тетрадь к практическим занятиям по дисциплине "Основы экономики" для студентов специальности 18.02.05 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий

Рабочая тетрадь по дисциплине "Основы экономики" включает цель, рекомендуемую литературу по основным темам курса,. а также условия задач для практтического занятия критерия оценивания выполняемых рабо...

КОМПЛЕКТ МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОП. 3 «ОСНОВЫ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА» по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих профессии 46.01.03 Делопроизводитель

Комплект методических материалов к практическим занятиям по дисциплине «Основы делопроизводства» составлен в соответствии с требованиями ФГОС СПО по программе подготовки квалифицированных ...

ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ РАЗНОУРОВНЕВЫХ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ

Характеристика и возможность применения технологии уровневой дифференциации при проведении практических занятий по специальности 34.02.01 Сестринское дело....

Материалы к зачетному занятию по дисциплине «Основы философии» для специальности «Гостиничный сервис» (очно-заочная форма обучения)

Материалы к зачетному занятию по дисциплине «Основы философии» для специальности «Гостиничный сервис» (очно-заочная форма обучения)...

Материалы для практического занятия по психологии "Публичное выступление"

Целью занятия является ознакомление студентов с компонентами и различными стратегиями публичного выступления. В процессе занятия развивается позитивное самовосприятие,коммуникативные навыки и навыки с...

Учебно-методические материалы для проведения теоретических и практических занятий по дисциплине ОП.07 Семейное право

Учебно-методические материалы для проведения занятий по дисциплине «Семейное право»...