Гендерные представления студентов о преподавателях как фактор формирования доверительного взаимодействия
статья на тему
Статья написана в соавторстве, основана на эмпирической базе анкетирования студентов Воронежского государственного промышленно-гуманитарного колледжа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_tribunskih.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 612.6.057:616-057.875
ГЕНДЕРНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ О ПРЕПОДАВАТЕЛЯХ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ДОВЕРИТЕЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Наталья Ивановна Трибунских
Кандидат исторических наук, преподаватель истории ГБПОУ ВО «Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж», г. Воронеж.
nativtrib@mail.ru
Александр Николаевич Чурсин
Преподаватель истории ГБПОУ ВО «Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж», г. Воронеж.
chursinschura@yandex.ru
Краткая аннотация: В статье представлены результаты исследования гендерных установок студентов о личных и профессиональных качествах преподавателя. Анализируется соответствие сложившихся представлений о соответствии образов педагогов разного пола идеальной модели преподавателя. Делается вывод о соответствии мнения обучающихся традиционным представлениям о гендерной дифференциации и стереотипам, характерным для российского общества в целом.
Ключевые слова: гендер, гендерные стереотипы, студенты, преподаватель, личность, профессиональные качества.
Доверительное взаимодействие между преподавателями и обучающимися является необходимым компонентом учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении. От того, насколько гармонично будут выстроены такие отношения, во многом зависит качество сотрудничества их участников, а, следовательно, и эффективность осуществляемой педагогической деятельности [2]. Одним из наиболее важных субъективных факторов влияния на формирование данного аспекта является восприятие студентами образа педагога, соответствие его личностных и профессиональных качеств идеальной модели преподавателя.
Заявленная тема традиционно изучается в рамках педагогики и психологии [1: 5: 6], однако анализ имеющейся научной литературы выявил недостаток разработанности указанной проблемы. Тема же гендерных представлений и стереотипов студентов, касающихся личности педагога, зачастую вообще не принимается в расчёт и не выступает в качестве предмета исследований отечественных специалистов. Зарубежные исследования, проведённые, в частности, в Университете Северной Каролины (США), свидетельствуют о предвзятости студентов в отношении преподавателей разного пола: мужчины-преподаватели представляются более компетентными, чем женщины [3]. Каким же образом обстоит дело с российскими обучающимися?
Основу эмпирической базы исследования составили данные опроса, проведённого среди студентов первого и третьего курсов Воронежского государственного промышленно-гуманитарного колледжа – всего 97 человек. Испытуемым было предложено заполнить несколько анкет, отражавших такие стороны представлений о гендерной принадлежности педагогов, как соответствие пола определённой группе учебных предметов и описание профессионально значимых качеств личности, характерных для преподавателей-женщин и преподавателей-мужчин, а также соответствие их сложившемуся образу идеального педагога.
Результаты первого этапа (таблица 1) опроса показали, что у обучающихся сформировано традиционное представление о гендерной дифференциации учебных предметов, отражающее асимметрию гендерной социализации, характерную для российского общества в целом. Отвечая на вопрос «Кто, по Вашему мнению, будет лучше выступать в роли преподавателя по данному предмету», студенты отдали ярко выраженное предпочтение женщинам в области гуманитарных дисциплин, а мужчинам – в области технических предметов, физической культуры и практики на производственном предприятии. Голоса по остальным позициям распределились равномерно.
Таблица 1. Половая сегрегация преподавателей по учебным предметам согласно предпочтениям студентов (%).
Предметы | Мужчина | Женщина | Всё равно |
Гуманитарные | 13 | 56 | 31 |
Естественнонаучные | 32 | 38 | 30 |
Математические | 31 | 32 | 37 |
Технические | 76 | 3 | 21 |
Физическая культура | 59 | 11 | 30 |
Руководитель практики на промышленном предприятии | 62 | 10 | 28 |
Руководитель практики в государственном или коммерческом учреждении | 31 | 27 | 42 |
Далее на втором этапе участникам опроса было предложено отметить качества, присущие идеальному преподавателю. За основу для анкеты был взят фрагмент карты профессионально значимых качеств личности (ПЗЛК) педагога, разработанной В.П. Симоновым [4, с. 86-89]. В результате, по мнению студентов, наиболее важными качествами стали (в порядке убывания):
1) чувство юмора, оптимизм, самоирония;
2) умение заинтересовать, эмоциональность;
3) уверенность в себе;
4) грамотная речь;
5) чёткое и логичное изложение материала;
6) добросердечие и отзывчивость;
7) стремление адаптировать материал к аудитории.
Там образом, внимание опрошенных было уделено прежде коммуникативным способностям преподавателя и умении заинтересовать учащихся, что в значительной степени соответствует результатам аналогичных опросов, проведённых другими исследователями [7].
Часть данных третьего этапа анкетирования, на котором студентам предлагалось отметить на карте ПЗЛК качества, присущие педагогам-мужчинам и педагогам-женщинам, отражены в таблице 2.
Таблица 2. Степень выраженности профессиональных качеств, соответствующих образу идеального педагога, у преподавателей разного пола (%).
Профессиональное качество | Преподаватель-мужчина | Преподаватель-женщина |
Чувство юмора, оптимизм, самоирония | 65 | 47 |
Умение заинтересовать, эмоциональность | 62 | 64 |
Уверенность в себе | 63 | 55 |
Грамотная речь | 56 | 72 |
Чёткое и логичное изложение материала | 56 | 64 |
Добросердечие и отзывчивость | 48 | 65 |
Стремление адаптировать материал к аудитории | 51 | 53 |
Очевидно, что педагоги-женщины уступают коллегам-мужчинам только по двум позициям, по остальным либо соответствуют, либо превосходят их. Однако вопрос о том, свидетельствуют ли полученные данные о равном доверии к компетентности преподавателей, остаётся открытым. Представленная выше асимметрия в распределении учебных предметов и проявление традиционных гендерных стереотипов в представлениях студентов не позволяют говорить об объективности оценок и одинаковом отношении, а также уровне доверия к педагогам разного пола.
Литература.
1. Бачаев А. А. Трансформация гендерных стереотипов среди молодежи (на примере Чеченской Республики) // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 1069-1071.
2. Зимина Н. А. Доверие между преподавателем и студентами как необходимый компонент учебно-воспитательного процесса в вузе // Концепт. – 2015. – № 07. – [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2015/15238.htm (дата обращения: 15.09. 2016 г.)
3. Почему мужчины-преподаватели выглядят более компетентно? // [Электронный ресурс]. URL: http://infosmi.net/zdorovie/75038-pochemu-muzhchiny-prepodavateli-vyglyadyat-bolee-kompetentno (дата обращения: 28.09. 2016 г.)
4. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 192 с.
5. Тищенко Ю.Г. Гендерные стереотипы современной студенческой молодёжи: социологический анализ / Дисс. на соискание уч. степени канд. социолог. наук. – Ставрополь, 2014. - 187 с.
6. Шевченко Е.Я. Гендерные особенности ценностных ориентаций студентов вуза // Концепт. – 2013. – № 07. – [Электронный ресурс]. URL: http://ekoncept.ru/2013/13146.htm (дата обращения: 1.10. 2016 г.)
7. Шукшина Л.В. Результаты исследования особенностей социальных установок студентов о профессиональных качествах преподавателя // Инновационная наука. – 2016. - № 3. – С. 225-226.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие навыков самообучения с использованием информационных технологий (ИТ) как фактор формирования профессиональных компетенций студентов на примере изучения дисциплины «Архитектура ЭВМ и вычислительных систем»
Цель работы - показать эффективность самообучения с применением информационных технологий в части развития профессиональных компетенций специалистов-техников.В работе рассматриваются следующие а...
Проектно-исследовательская деятельность студентов как фактор формирования общих и профессиональных компетенций
В современном мире английский язык занимает значимое место в жизни людей. Еще совсем недавно он был просто иностранным языком, сейчас же – это международный язык. Начинается повсеместное использование...
Доклад на тему "Формирование здоровьесберегающих компетенций у студентов и преподавателей СПО"
Доклад на тему "Формирование здоровьесберегающих компетенций у студентов и преподавателей СПО"...
Создание практико-ориентированной среды, как фактор формирования профессиональной подготовки студентов ДПИ
Статья о проблеме сегодня в СПО - создание практико- ориентированной среды студентов обучающихся на отделении ДПИ...
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ПРОВЕДЕНИЯ ФЕСТИВАЛЯ-КОНКУРСА ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ СТУДЕНТОВ «ЮРИДИЧЕСКИЙ ТЕАТР»)
В статье описан опыт практического применения методов воспитания, направленных на развитие эмоциональной сферы студента на примере организации и проведения в Чебоксарском экономико-технологическом кол...
Статья - "Профессиональная культура преподавателя как фактор повышения качества профессиональной подготовки студентов", г. Благовещенск, 2020
Сегодня в нашем обществе – обществе 21 века - остро стоит вопрос о «правильном» этичном поведении, о том, как педагогу строить свои взаимоотношения со своими воспитанниками, их родит...