РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ПРОВЕДЕНИЯ ФЕСТИВАЛЯ-КОНКУРСА ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ СТУДЕНТОВ «ЮРИДИЧЕСКИЙ ТЕАТР»)
статья
Скачать:
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ПРОВЕДЕНИЯ ФЕСТИВАЛЯ-КОНКУРСА ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ СТУДЕНТОВ «ЮРИДИЧЕСКИЙ ТЕАТР»)
Л.А. Николаева, Е.А. Романова
«Чебоксарский экономико-технологический колледж»
Минобразования Чувашии
Аннотация
В статье описан опыт практического применения методов воспитания, направленных на развитие эмоциональной сферы студента на примере организации и проведения в Чебоксарском экономико-технологическом колледже Минобразования Чувашии фестиваля-конкурса творческих работ студентов «Юридический театр».
Ключевые слова: воспитание, учебно-воспитательная работа, формирование профессиональных компетенций, современные формы и методы воспитания.
Проблема формирования гражданского сознания у молодых россиян во время активного преобразования российского общества особенно актуальна. Это – будущее страны, её развитие. Продолжают оставаться нерешёнными многие социальные проблемы молодёжи, невозможность большей её части реализовать свои жизненные стратегии в современном обществе.
В этих условиях в сознании молодых людей развивается политический и правовой нигилизм, апатия. Основным фактором, влияющим на развитие гражданского сознания молодёжи, является правовое воспитание и правовая социализация.
Правовая социализация – процесс приобретения личностью правовых знаний и опыта правового общения. Целью правовой социализации является выработка адекватных и гармоничных позиций по отношению к праву и закону, привитие навыков законопослушного поведения.
Акцент на развитие личности студента выдвигает на первое место ряд проблем, среди которых одно из центральных мест занимает проблема эмоциональности.
Как фундаментальное свойство человеческой психики, эмоции являются одним из основных компонентов в структуре личности, включаясь практически во все ее образования и участвуя в регуляции ее деятельности. Эмоциональные характеристики в значительной степени обусловливают характер взаимоотношений человека с окружающей средой. [3]
Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. [1]. «В психологии есть такое понятие – «депривация», попросту говоря, это внутренний вакуум, прежде всего эмоциональный, когда человек хочет, но хронически не может удовлетворить свои самые насущные потребности – в любви, заботе, человеческой поддержке, в ощущении себя частью единого целого. Последствия депривации…чудовищные. Это повышенная агрессия, депрессивные состояния, безответственное, наплевательское отношение к своей и к чужой жизни, презрение всех норм и законов и даже суициды» [4].
Проблема правовой образованности молодежи также имеет большое воспитательное и образовательное значение. Новые тенденции развития образования отмечают необходимость усиления правовых начал в поведении подрастающего поколения, формировании высокой правовой культуры, включая уровень правовой осведомленности и юридической грамотности, позитивного типа правосознания.
Культура – важная составляющая общественного сознания. Она является средством формирования социальной личности, сферой общения людей и реализации их творческого потенциала. Одним из ее направлений является театральная деятельность. Так, в своем выступлении на заседании Совета по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации заместитель председателя комитета Госдумы по делам национальностей Елена Ямпольская отметила, что культура – многомерное понятие, которое не сводится к «совокупности неких самовыражений», культура — это «то, что стимулирует работу души, то есть сохраняет и приумножает человеческое в человеке». [4] «Значение культуры велико – она многое может сделать для обеспечения народного единства, для формирования внутреннего стержня современных ребят. [5]. С этими изречениями нельзя не согласиться.
Считаем, что в воспитательной деятельности следует акцентировать внимание на проведении таких мероприятий, которые развивают воображение студентов, раскрывают их творческие способности, талант, помогают им раскрепоститься, стать сопричастным к происходящему. В качестве примера, остановимся на одном из таких мероприятий - фестиваль-конкурсе творческих работ студентов «Юридический театр» (далее – фестиваль).
Данный фестиваль проводится в Чебоксарском экономико-технологическом колледже с 2018 года и накоплен уже определенный опыт его проведения, который обобщен в Методической разработке преподавателя Николаевой Л.А. «Сценарий проведения открытого внеклассного мероприятия - фестиваля-конкурса творческих работ студентов «Юридический театр»». Фестиваль стал уже традиционным. В нем ежегодно принимают участие студенты по всем реализуемым колледжем специальностям, но лидерство остается за студентами юридических специальностей. К примеру, в 2022 году в мероприятии приняло участие свыше 100 студентов.
Цель фестиваля - создание условий для формирования высоконравственной, творческой, самостоятельной личности, уважающей закон и общечеловеческие ценности.
Задачами мероприятия являются:
- популяризация правовых знаний среди молодежи, формирование у молодежи ценностных ориентаций в правовой сфере;
- развитие навыков практического применения полученных правовых знаний, развитие творческих и организаторских способностей, развитие гражданской активности учащихся;
- воспитание уважительного отношения к закону и правопорядку; ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность.
Для участия в фестивале студенты должны подготовить творческое выступление, демонстрирующее ситуации, разъясняющие нормы и правила законности и требующие моральной и правовой оценки, продолжительностью не более 10 минут.
Для подготовки мероприятия организаторы провели предварительную работу, был разработан сценарий мероприятия, распределены роли и тексты, было проведено несколько репетиций.
Проведение мероприятия включает в себя:
1. Подготовительный этап.
Данный этап направлен на подготовку мероприятия, где организаторы проводят предварительную работу, разрабатывают сценарий мероприятия, распределяют роли и тексты, проводят репетиции.
2. Проведение мероприятия.
2.1. Выступление ведущих.
Их роль сводится к проведению мероприятия, в ходе которого они представляют аудитории познавательную информацию о театре (проводят викторину, знакомят с историей театра и мудрыми изречениями известных деятелей культуры и искусства), о его роли в жизни общества.
2.2. Выступления творческих коллективов участников Фестиваля-конкурса «Юридический тетар».
Выбор творческой работы - сюжет, сцену художественного произведения (литературное произведение, кинофильм, мультипликационное произведение и др.) – студентами осуществлялся самостоятельно. Также они самостоятельно определяют необходимые театральные реквизиты, сценические костюмы, аудиовизуальное сопровождение и т.п.
Проводя воспитательную работу со студентами, мы стремимся развивать надпрофессиональные компетенции будущего специалиста. Возьмем, к примеру, творческий номер по мотивам произведения О. Генри «Родственные души».
По сюжету преступник забирается в дом для совершения ограбления. Всё идёт как положено при таких обстоятельствах. И даже когда оказывается, что хозяин дома и видит преступника, у второго не дёргается рука в попытке совершить убийство. Но в этот момент обнаруживается одна деталь, которая связывает этих двух людей. И тут забывается про ограбление, про то, что перед тобой стоит преступник. Намного важнее, что они нашли друг в друге родственную душу. А на самом же деле, когда мы находим того человека, которого как бы считаем близким себе, мы часто опускаем негативные стороны этого человека, часто находя оправдание ему, потому что мы просто начинаем его понимать. Участники творческого номера-студенты специальности «Пожарная безопасность» смогли передать лучшие черты характера главного героя: готовность помочь ближнему, сострадание. Каждый зритель смог прочувствовать переживания главных героев, человечность преступника и добропорядочность обычного человека.
Рассмотрим другой сюжет - комедийный номер «Суд над деканом факультета».
Под суд попадает декан юридического факультета. Судьей, адвокатом и государственным обвинителем оказываются бывшие нерадивые студенты декана. Декан факультета славился тем, что свои обязанности выполнял крайне недобросовестно. Поэтому, оказавшись в подобной ситуации, он осознал последствия своих действий. На наглядном примере зрители понимают, что необходимо повышать свою правовую культуру, воспитывать уважение к демократическим правовым институтам, правопорядку.
Следует отметить, что проведение таких внеклассных мероприятий вызывает повышенный интерес у студентов, вовлекает их в процесс более глубокого изучения правовых дисциплин, развивает их творческие способности, способствует формированию патриотизма.
В ходе подготовки к мероприятию и выступления у студентов формируются взгляды, убеждения, социальный опыт, возникает позитивный эмоциональный настрой. В колледже создается атмосфера активного, творческого и радостного овладения специальностью через концертно-творческую деятельность студентов.
3. Подведение итогов мероприятия.
Выступления студентов оценивает экспертная комиссия в составе администрации колледжа по следующим критериям: соответствие целям и задачам фестиваля; активная гражданская позиция; артистизм; оригинальность; эффектность. Участие студентов отмечается сертификатами и дипломами. Ребята не просто играют роли из полюбившихся фильмов, сказок, жизненных ситуаций, а связывают их с правом, законом.
Современное общество предъявляет высокие требования не только к формированию профессиональных компетенций при подготовке будущих специалистов среднего звена, но и их воспитанию. Воспитание оказывает большое влияние на развитие человека и формирование его личности. Воспитание как целенаправленный процесс должно обеспечивать поведение человека в соответствии с нормами и правилами, принятыми в данном обществе, и вместе с тем способствовать формированию индивидуальных черт и качеств личности. Востребован выпускник, проявляющий устойчивость к негативным влияниям, политическую инициативу, активность, сопричастность к происходящим преобразованиям, ход которых во многом зависит от правовой грамотности, осознанного выбора нравственно-правовой позиции, правомерного ответственного поведения. Помочь формированию таких качеств личности помогут мероприятия творческой направленности, такие как фестиваль-конкурс творческих работ студентов «Юридический театр».
Резюмируя вышеизложенное, хотелось бы привести слова известного российского актера Владимира Машкова: «…театр вырабатывает эмоциональный иммунитет к неприятностям». «Всю жизнь человек борется со страхами, вся литература и драматургия исследуют страх: страх потерять, страх не стать, страх смерти, в конце концов. Но в театре у зрителя есть возможность увидеть себя со стороны и в какой-то мере побороть свои страхи, потому что творчество всегда было местом бесстрашия».
Литература:
- Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1. Общие основы психологии. – 688с..
Электронные ресурсы:
2. М.А. Агирбова Психологические особенности эмоциональной сферы студентов. VI Международная студенческая электронная научная конференция. "СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ФОРУМ 2014": сайт. [Электронный ресурс].URL: https://scienceforum.ru/2014/article/2014007264?ysclid=lczx5qljuz122102950 (дата обращения 10.01.2023).
3. Л. Р. Акшова. Педагогическая коррекция негативного эмоционального состояния младших школьников. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»: сайт. [Электронный ресурс].URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2021/02/06/kursovaya-rabota-po-pedagogike (дата обращения 10.01.2023).
4. Е.А. Ямпольская Заседание Совета по культуре и искусству ": сайт. [Электронный ресурс].URL: https://vk.com/video1241158_456239023 (дата обращения 17.01.2023).
5. Е.А. Ямпольская Культура — это пространство красивых решений: сайт.[Электронный ресурс].URL: https://portal-kultura.ru/articles/person/142427-elena-yampolskaya-kultura-eto-prostranstvo-krasivykh-resheniy/?ysclid=ld1w0ry5t7520589955 (дата обращения 17.01.2023).
6. Заседание Совета по культуре и искусству: сайт. [Электронный ресурс].URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/copy/64288 (дата обращения 10.01.2023).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конституционно-валеологические принципы в исследовательских работах студентов, как фактор успешной профессиональной карьеры
. Преподаватель анатомии и физиологии Чайковского медицинского колледжа Коврижных Т.В. Главная задача любого специального учебного заведения - дать знания, сформировать умения необходимые вы...
Творческая работа студентов "Психопатии. Патохарактерологические развития личности"
Творческая работа студентов представлена на Городском мероприятии, посвящённом Всемирному дню психического здоровья....
Проектно-исследовательская деятельность студентов как фактор формирования общих и профессиональных компетенций
В современном мире английский язык занимает значимое место в жизни людей. Еще совсем недавно он был просто иностранным языком, сейчас же – это международный язык. Начинается повсеместное использование...
Восприятие музыки как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Курсовой проектпо профессиональному модулю организация различных видов детской деятельности и общения детей...
Методическая разработка оценка качества знаний и умений при проведении практик с точки зрения инновационных технологий в сфере образования на примере проведения практики «Плотнично – столярные работы» по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатац
Методическая разработка оценка качества знаний и умений при проведении практик с точки зрения инновационных технологий в сфере образования на примере проведения практики «Плотнично – столярные работы»...
Определение основ коррекционной работы по развитию эмоциональной сферы дошкольников с нарушением зрения
Матвиец И.А.Санкт-Петербург.Определение основ коррекционной работы по развитию эмоциональной сферы дошкольников с нарушением зренияОдно из направлений перестройки дошкольного воспитания- гуманизация п...