Самостоятельная работа как средство формирования информационной культуры студентов
статья по теме

Тараненко Наталья Леонидовна

В статье рассматривается понятие самостоятельной работы студентов, приводятся виды самостоятельной работы студентов СПО при изучении дисциплин "Информатика"  и "Информационные технологии в профессиональной деятельности".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа как средство формирования информационной культуры студентов при изучении дисциплин «Информатика» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

Н.Л.Тараненко, преподаватель информатики,

ГОБУ СПО «Дальневосточный государственный колледж градостроительства и бизнеса»

Осмельтесь мыслить самостоятельно.

Вольтер

Проблема организации самостоятельной работы студентов приобретает особую остроту в условиях реализации ФГОС СПО, согласно которому на внеаудиторную самостоятельную работу отводится  достаточно большое количество времени (до 30-50%). В связи с этим преподавателю необходимо тщательно проектировать организацию самостоятельной работы студентов в процессе обучения.

Рациональная организация самостоятельной работы студентов актуальна еще и потому, что студенты признаются в неумении правильно организовать свою самостоятельную работу, психологически не готовы к ней, не знают общие правила самоорганизации, не умеют реализовать предполагаемые ею действия.

В то же время выпускник колледжа должен обладать не только набором знаний, умений и навыков, но и системой различных компетенций, в том числе и в информационной сфере, так как информационная культура  – необходимая составляющая как общей, так и профессиональной культуры молодого специалиста. Решение этих задач невозможно без систематической организации самостоятельной работы студентов, развития и воспитания их творческой активности и инициативы.

Рассматривая самостоятельную работу с позиций дидактики, целесообразно представить ее как целостную подсистему процесса обучения со всеми его характеристиками как целостности: единством преподавания и учения, содержательной и процессуальной сторон, единством образовательных, развивающих и воспитательных функций.

 В более узком смысле самостоятельная работа студентов - это деятельность студентов в процессе обучения и во внеаудиторное время, выполняемая по заданию преподавателя, под его руководством, но без его непосредственного участия (руководство преподавателя носит  все более опосредованный характер, а студенты поставлены перед необходимостью самостоятельного труда).

Наш опыт преподавания информатики в системе среднего профессионального образования показывает, что только высокий уровень самостоятельности при изучении данной дисциплины, как правило, приводит к повышению познавательной  активности студентов и качественному усвоению знаний.

В настоящее время существуют различные классификации видов самостоятельной работы:

  1. По месту выполнения (аудиторные и внеаудиторные).

В данной работе будут рассмотрены оба вида самостоятельной работы при изучении дисциплин «Информатика» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности».

  1. По форме организации (индивидуальные, фронтальные и групповые).
  2. В соответствии с уровнями самостоятельной продуктивной деятельности студентов  (воспроизводящие, реконструктивно-вариативные, эвристические, творческие).
  3. По дидактической цели все виды самостоятельной работы можно подразделить на пять групп:
  • приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;
  • закрепление и уточнение знаний;
  • выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач;    
  • формирование умений и навыков практического характера;  
  • формирование умений творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.
  1. По основному виду и способу деятельности студентов можно выделить семь групп:
  • работа с учебной и дополнительной (научно-популярной) литературой;
  • экспериментально-практические работы;  
  • аналитико-вычислительные;
  • графические;
  • проектно-конструкторские;
  • работы по классификации и систематизации;
  • применение знаний для объяснения различных явлений.

Работы творческого характера при данной классификации в самостоятельную группу не выделены, так как они вошли в число экспериментальных, графических и аналитико-вычислительных работ.

6. По характеру учебной деятельности:

  • учебные задания, опосредующие учебную информацию;
  • учебные задания, направляющие работу студента с учебным материалом;
  • учебные задания, требующие от студента творческой деятельности.

Группы и виды самостоятельной работы по информатике при классификации по основной дидактической цели приведены в таблице.

Группы работ

(по основной дидактической цели)

Виды деятельности студентов

Приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников

  1. Работа с учебником (опыт показывает, что студенты часто испытывают большие трудности в работе с книгой):
  • тезирование (составление кратко сформулированных основных мыслей  прочитанного материала);
  • конспектирование (составление структурированного конспекта в виде таблиц, схем, списков, объектов SmartArt).
  1. Работа с раздаточным материалом на занятиях.
  2. Поиск информации в сети Internet.

Совершенствование знаний (их уточнение и углубление)

  1. Работа с дополнительной литературой и подготовка сообщений и рефератов.
  2. Работа со справочными системами  ОС Windows и пакета MS Office (на занятиях).
  3. Поиск информации в сети Internet.
  4. Составление глоссария информационных терминов (на занятиях и дома).

Выработка умения применять знания на практике

На занятиях:

  1. Создание буклетов в программе MS Publisher на основе раздаточного материала.
  2. Знакомство с требованиями внутреннего стандарта колледжа.
  3. Знакомство с  приемами работы, используемыми в делопроизводстве.

Дома:

  1. Оформление конспекта в текстовом процессоре Word  в соответствии с требованиями внутреннего стандарта колледжа.
  2. Создание кроссвордов в приложениях MS Word и MS Excel (на занятиях и дома).

Формирование умений и навыков практического характера

Выполнение практических работ на занятиях.

Формирование умений творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации

  1. Проектная деятельность студентов:
  • создание презентаций, слайд-шоу, эмблем, открыток, мини-газет, синквейнов  (все специальности).
  • создание  рекламных проектов  -  буклетов и презентаций (специальность «Гостиничный сервис»).
  1. Моделирование различных  явлений (например, физических) при помощи приложений MS PowerPoint и MS Excel (I курс).
  2. Применение полученных знаний при решении задач по профилю специальности.

Таким образом, систематическая и рациональная организация самостоятельной работы студентов в ССУЗ позволяет значительно интенсифицировать учебный процесс, способствует формированию информационной культуры студентов, является условием формирования общих и профессиональных компетенций и повышения качества подготовки будущих специалистов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фестиваль-конкурс IT-проектов как средство формирования информационно-коммуникационной компетентности студентов и школьников

Выступление на секции "Использование информационно-коммникационных технологий в сфере образования" Пятого Международного IT-Форума 4-5 июня 2013 года....

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ

Роль проектной деятельности в формировании  компетенций студентов...

Самостоятельная работа как средство формирования творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности.

Бурный рост научной информации, становление науки потребовали некоторой переоценки методов обучения. Всё большее значение приобретает ориентация на формирование творческой, всесторонне развитой личнос...

Формирование речевой культуры студентов ( по посредством обучения работе со словарями разных типов: методические рекомендации

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ( ПОПОСРЕДСТВОМ ОБУЧЕНИЯ РАБОТЕ СО СЛОВАРЯМИ РАЗНЫХ ТИПОВ: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ...

Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе МДК 02.02. Деловая культура и документоведение для студентов специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта очной формы обучения

обучающихся) – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа обучающихся, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподават...

Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования профессиональных компетенций студентов на занятиях по математике, инженерной графике.

Компьютер в образовательном учреждении перестал быть только предметом изучения, он стал средством изучения. Основная задача применения компьютерных технологий обучения – повышение эффективности ...

Статья: Внеаудиторная самостоятельная работа как средство формирования профессиональных компетенций обучающихся

Самостоятельная работа - это один из способов организации образовательного процесса, стимулирующая активность и познавательный интерес студента....