Самостоятельная работа как средство формирования информационной культуры студентов
статья по теме
В статье рассматривается понятие самостоятельной работы студентов, приводятся виды самостоятельной работы студентов СПО при изучении дисциплин "Информатика" и "Информационные технологии в профессиональной деятельности".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samostoyatelnaya_rabota_kak_sredstvo_formirovaniya_informatsionnoy_kultury_stud.docx | 24.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Самостоятельная работа как средство формирования информационной культуры студентов при изучении дисциплин «Информатика» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
Н.Л.Тараненко, преподаватель информатики,
ГОБУ СПО «Дальневосточный государственный колледж градостроительства и бизнеса»
Осмельтесь мыслить самостоятельно.
Вольтер
Проблема организации самостоятельной работы студентов приобретает особую остроту в условиях реализации ФГОС СПО, согласно которому на внеаудиторную самостоятельную работу отводится достаточно большое количество времени (до 30-50%). В связи с этим преподавателю необходимо тщательно проектировать организацию самостоятельной работы студентов в процессе обучения.
Рациональная организация самостоятельной работы студентов актуальна еще и потому, что студенты признаются в неумении правильно организовать свою самостоятельную работу, психологически не готовы к ней, не знают общие правила самоорганизации, не умеют реализовать предполагаемые ею действия.
В то же время выпускник колледжа должен обладать не только набором знаний, умений и навыков, но и системой различных компетенций, в том числе и в информационной сфере, так как информационная культура – необходимая составляющая как общей, так и профессиональной культуры молодого специалиста. Решение этих задач невозможно без систематической организации самостоятельной работы студентов, развития и воспитания их творческой активности и инициативы.
Рассматривая самостоятельную работу с позиций дидактики, целесообразно представить ее как целостную подсистему процесса обучения со всеми его характеристиками как целостности: единством преподавания и учения, содержательной и процессуальной сторон, единством образовательных, развивающих и воспитательных функций.
В более узком смысле самостоятельная работа студентов - это деятельность студентов в процессе обучения и во внеаудиторное время, выполняемая по заданию преподавателя, под его руководством, но без его непосредственного участия (руководство преподавателя носит все более опосредованный характер, а студенты поставлены перед необходимостью самостоятельного труда).
Наш опыт преподавания информатики в системе среднего профессионального образования показывает, что только высокий уровень самостоятельности при изучении данной дисциплины, как правило, приводит к повышению познавательной активности студентов и качественному усвоению знаний.
В настоящее время существуют различные классификации видов самостоятельной работы:
- По месту выполнения (аудиторные и внеаудиторные).
В данной работе будут рассмотрены оба вида самостоятельной работы при изучении дисциплин «Информатика» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности».
- По форме организации (индивидуальные, фронтальные и групповые).
- В соответствии с уровнями самостоятельной продуктивной деятельности студентов (воспроизводящие, реконструктивно-вариативные, эвристические, творческие).
- По дидактической цели все виды самостоятельной работы можно подразделить на пять групп:
- приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;
- закрепление и уточнение знаний;
- выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач;
- формирование умений и навыков практического характера;
- формирование умений творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.
- По основному виду и способу деятельности студентов можно выделить семь групп:
- работа с учебной и дополнительной (научно-популярной) литературой;
- экспериментально-практические работы;
- аналитико-вычислительные;
- графические;
- проектно-конструкторские;
- работы по классификации и систематизации;
- применение знаний для объяснения различных явлений.
Работы творческого характера при данной классификации в самостоятельную группу не выделены, так как они вошли в число экспериментальных, графических и аналитико-вычислительных работ.
6. По характеру учебной деятельности:
- учебные задания, опосредующие учебную информацию;
- учебные задания, направляющие работу студента с учебным материалом;
- учебные задания, требующие от студента творческой деятельности.
Группы и виды самостоятельной работы по информатике при классификации по основной дидактической цели приведены в таблице.
Группы работ (по основной дидактической цели) | Виды деятельности студентов |
Приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников |
|
Совершенствование знаний (их уточнение и углубление) |
|
Выработка умения применять знания на практике | На занятиях:
Дома:
|
Формирование умений и навыков практического характера | Выполнение практических работ на занятиях. |
Формирование умений творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации |
|
Таким образом, систематическая и рациональная организация самостоятельной работы студентов в ССУЗ позволяет значительно интенсифицировать учебный процесс, способствует формированию информационной культуры студентов, является условием формирования общих и профессиональных компетенций и повышения качества подготовки будущих специалистов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фестиваль-конкурс IT-проектов как средство формирования информационно-коммуникационной компетентности студентов и школьников
Выступление на секции "Использование информационно-коммникационных технологий в сфере образования" Пятого Международного IT-Форума 4-5 июня 2013 года....
МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ
Роль проектной деятельности в формировании компетенций студентов...
Самостоятельная работа как средство формирования творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности.
Бурный рост научной информации, становление науки потребовали некоторой переоценки методов обучения. Всё большее значение приобретает ориентация на формирование творческой, всесторонне развитой личнос...
Формирование речевой культуры студентов ( по посредством обучения работе со словарями разных типов: методические рекомендации
ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ( ПОПОСРЕДСТВОМ ОБУЧЕНИЯ РАБОТЕ СО СЛОВАРЯМИ РАЗНЫХ ТИПОВ: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ...
Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе МДК 02.02. Деловая культура и документоведение для студентов специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта очной формы обучения
обучающихся) – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа обучающихся, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподават...
Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования профессиональных компетенций студентов на занятиях по математике, инженерной графике.
Компьютер в образовательном учреждении перестал быть только предметом изучения, он стал средством изучения. Основная задача применения компьютерных технологий обучения – повышение эффективности ...
Статья: Внеаудиторная самостоятельная работа как средство формирования профессиональных компетенций обучающихся
Самостоятельная работа - это один из способов организации образовательного процесса, стимулирующая активность и познавательный интерес студента....