Контроль самостоятельной работы как способ формирования компетентности будущего специалиста.
материал на тему
Виды контроля: опорный, учебный, тестовый и игровой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrol_samostoyat._raboty.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНТРОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА.
В условиях научно-технического прогресса, сложившихся социально-экономических отношениях на рынках труда требуются квалифицированные рабочие, обладающие глубокими общеобразовательными, политехническими и профессиональными знаниями и умениями, владеющие навыками самостоятельного решения разнообразных производственных вопросов. Кроме того, необходимым условием профессиональной деятельности является активная жизненная позиция современного рабочего, его умение работать в коллективе.
Будущих специалистов необходимо готовить к непрерывному образованию и самообразованию, формировать у них потребность самостоятельно приобретать и пополнять свои знания, умело и быстро ориентироваться в потоке технической, справочной и научной информации. Этого можно добиться через самостоятельную работу, в процессе которой значительно увеличивается память, активизируется внимание, развивается воображение, мышление, речь.
Под выражением «самостоятельная работа» я понимаю комплекс целенаправленной деятельности учащихся по овладению профессиональным мастерством, мобилизации нравственно-волевых усилий для более полного раскрытия своих способностей, для духовного самосовершенствования.
Результативность обучения и воспитания зависит от того, какую позицию (активную или пассивную) в процессе обучения занимает обучающийся. В то же время необходимо отметить, что современное средство массовой коммуникации имеет и отрицательную сторону. С помощью телевиденья, компьютеров, видеоматериалов обучающиеся получают уже готовые ответы. У подростка, приученного с детства получать в виде информации готовые ответы, притупляется мысленный процесс. Он не утруждает себя вопросом: «А почему так получилось?», т.е. отсутствует любознательность работа мысли, которая заставляла бы обучающихся самостоятельно найти правильный ответ. Мой педагогический опыт убедительно доказывает, что через активизацию самостоятельной работы можно побудить обучающихся к активному учению, труду и самосовершенствованию.
Самостоятельную работу можно использовать при изучении нового материала, закреплении знаний, умений и навыков. Она может иметь различные формы, которые зависят от дидактических целей урока, содержания учебного материала, уровня подготовки и восприятия обучающихся.
При выборе задания для самостоятельной работы на своих уроках учитываю индивидуальные способности обучающихся, темп работы каждого, определяю её объём, основную и вспомогательную части. Очень важно, чтобы для меня обучающиеся с низким темпом работы завершали основную часть задания на уроке.
Приведу в качестве примера организацию самостоятельной работы на занятиях по предмету «Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров» по теме «Производство растительных масел», которую дают в виде лекций. Затем обучающиеся самостоятельно заполняют технологическую карту.
Сильным обучающимся обычно предлагаю выполнять задания на уроке, более слабым — заполнить только основной столбец технологической карты, а остальное доделать дома.
Эффективным методом закрепления нового материала являются опорные конспекты открытого и закрытого типа, позволяющие охватить большое количество информации, установить связь между видами учебной информации, последовательность её усвоения.
Тит опорного конспекта зависит от изученного материала, темы, поставленных целей.
Поэтому информация в нём может быть представлена в условных обозначениях, символах, отдельных словах, схемах, а также в виде небольшого текста, образующего как бы второй эшелон опоры в виде гипертекста. При проверке и закреплении знаний обучающихся использую следующие виды контроля:
опорный, чтобы выявить, на сколько прочно ими усвоен материал опорного конспекта;
учебный — для проверки работы с основным учебным пособием по предмету, справочной и технической литературы, правильности заполнения структурно-логической схемы в «закрытом» опорном конспекте;
тестовый контроль в различных вариантах и, наконец, игровой контроль при проведении игр «Сильное звено», «Аукцион знаний», «А ну-ка, отгадай», «Черный ящик» и др.
Реализуя цели самостоятельной работы и формируя профессиональную активность у обучающихся в процессе обучения спецтехнологий и раскрытия учебного материала, используя различные методы обучения. Так, прививая интерес к профессии, развивая техническое мышление, умение самостоятельно применять полученные знания на практике, я строю уроки таким образом, чтобы обучающиеся были не праздными слушателями, а стремились получить знания, работал самостоятельно. Поэтому провожу не только уроки-лекции, но и уроки-семинары, проблемные уроки, деловые и ролевые игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы активного обучения как способ формирования профессиональных качеств специалиста СПО.
Вопрос подготовки будущего специалиста является определяющим в аспекте реформирования образования. Одним из решений данного вопроса стало внедрение федеральных государственных стандартов среднего проф...
Доклад на тему:"Формирование личности будущего специалиста на основе компетентностного подхода"
Доклад...
«Производственная практика как ключевой фактор в формировании профессиональной компетентности будущего специалиста»
Современное российское общество переживает процесс, в ходе которого формируются качественно новые принципы организации производственной деятельности. В этих условиях на ...
Самостоятельная работа как средство формирования творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности.
Бурный рост научной информации, становление науки потребовали некоторой переоценки методов обучения. Всё большее значение приобретает ориентация на формирование творческой, всесторонне развитой личнос...
Гражданское и патриотическое воспитание обучающихся как условие формирования компетенций будущего специалиста
Гражданское и патриотическое воспитание обучающихся как условие формирования компетенций будущего специалиста...
Эссе Творческая активность студентов – основа формирования личности будущего специалиста
Творческая активность студентов определяется творческой активностью преподавателя. Широкое использование активных методик преподавания существенно улучшает качество подготовки и формирует личност...
Творческая созидательная деятельность педагогов и ее значение для формирования конкурентоспособности будущего специалиста
Творческая созидательная деятельность педагогов и ее значение для формирования конкурентоспособности будущего специалиста...