Методическая разработка «Камерный ансамбль в инструментальном отделе детской хоровой студии «Искра»
методическая разработка на тему

Комарова Людмила Геннадьевна

Привитие навыков ансамблевого музицирования в процессе обучения учащихся в классе фортепиано

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Камерный ансамбль в инструментальном отделе

детской хоровой студии «Искра»

Автор:

Людмила Геннадьевна Комарова,

педагог дополнительного образования по фортепиано ДХС «Искра»

ДДЮТ «На Ленской» Красногвардейского района Санкт-Петербурга

 

План сообщения:

  1. Возможности жанра
  2. Привитие навыков
  3. Результаты работы

 

Ансамблевая игра занимает особое место в исполнительской практике Детской хоровой студии «Искра» с самых первых лет её существования. Значительное место в деятельности инструментального отдела студии занимает работа с камерным ансамблем. Для учащихся игра в камерном ансамбле – это, прежде всего, возможность проявлять свои исполнительские качества в совместной игре с другими исполнителями. Состав камерного ансамбля может быть самым различным, например: скрипка и фортепиано, вокал-фортепиано-скрипка, гитара и флейта, баян и фортепиано, вокал-фортепиано-флейта. Иногда камерный ансамбль перерастает в камерный оркестр.

Практические навыки ансамблевого музицирования начинают прививаться уже на первом году обучения. В начале – это игра на фортепиано в четыре руки, затем в ансамбле с другим инструментом. Самые первые публичные выступления учащихся происходят на классных концертах, родительских собраниях и студийных мероприятиях, где царит праздник и радость, где общее настроение и благоприятный микроклимат способствуют раскрытию творческого потенциала. Навыки ансамблевого музицирования в процессе обучения усваиваются малышами вполне естественно. Учащиеся постепенно становятся внутренне более собранными и внимательными. Они приучаются слушать себя и при этом слышать другого участника ансамбля. За время обучения постепенно усложняется музыкальный репертуар, ставятся и решаются более интересные исполнительские задачи. Таким образом, постепенно расширяются исполнительские возможности и музыкальный кругозор ребенка.

В старших классах, при знакомстве учащихся с новым произведением, делается исполнительский анализ. Он выполняется для того, чтобы каждый участник имел ясное представление о своём месте в ансамбле. Когда мы говорим о диалоге двух инструментов, то партии исполнителей могут быть попеременно то равноправны, то одна из партий берёт на себя аккомпанирующую или солирующую функцию. Один из инструментов «говорит», другой - «слушает». Такое слуховое внимание принципиально необходимо в каждой ансамблевой работе, и оно позволяет осваивать общие навыки игры в ансамбле и приводит к более цельному и осмысленному исполнительству в целом.

К общим принципам игры в ансамбле мы относим:

1.        Умение воспринимать и воспроизводить «партитурную» запись.

2.        Навыки синхронной игры.

3.        Умение распределять звучность по динамике с учетом тембров.

4.        Способность ощутить деление музыки на фразы.

Участие в «малых» ансамблях открывает перед учащимися возможность активной концертной практики. Чувствуя контакт с партнерами-ровесниками, они ведут себя увереннее, раскованнее. Кроме того, юные исполнители знакомятся с различными музыкальными стилями, жанрами и репертуаром исполнителей на других музыкальных инструментах. В результате ансамблевой деятельности у детей постепенно меняются музыкальные представления, и возрастает интерес в целом к музыкальному искусству, а музыкальное восприятие становятся более глубоким. Естественно, улучшается качество индивидуальных музыкальных занятий, и ребята становятся более ответственными и дисциплинированными.

Благодаря работе камерного ансамбля в творческом содружестве находятся не только дети-исполнители, но и  педагоги, которые нередко сами участвуют в исполнительской практике студии как солисты и участники камерных ансамблей и, кроме того, самостоятельно делают аранжировки произведений классической музыки, чтобы, начиная с младших классов, учащиеся могли знакомиться с музыкальной классикой.

На протяжении учебного года юные исполнители выступают в различных концертах, конкурсах и фестивалях на различных площадках города, в том числе в тематических вечерах и на различных праздниках студии, в мероприятиях на базе ДДЮТ, на концертах в Капелле, в БКЗ «Октябрьский» и на международных фестивалях. Одним из результатов работы камерного ансамбля можно назвать слияние всех ансамблей в камерный оркестр ДХС «Искра», который собирается ежегодно для воплощения различных творческих проектов.

 

За пять лет работы были исполнены такие проекты:

  • Карл Дженкинс “Adeimus” (с участием хора, фольклорной группы, струнного ансамбля, группы ударных инструментов и двух солистов),
  • Цикл Рождественских песен 19 в. «Рождественский венок» в музыкальной редакции В. Комарова (с участием струнного ансамбля, фортепиано, 2 флейт, ударных, хора и солистов)
  • Д. Шостакович «Романс» из кинофильма «Овод» (с участием струнного ансамбля и хора)
  • К. Пеполи “Funiculi, Funicula” (с участием фортепиано, струнного ансамбля, ансамбля гитаристов, ансамбля аккордеонистов, 3 флейт, ударных, хора выпускников и 3 солистов-теноров),
  • А. Петров «Вальс» из к/ф «Берегись автомобиля» для камерного оркестра (ансамбль скрипачей, ансамбль аккордеонистов, ансамбль флейт, вокальный ансамбль, ансамбль гитаристов, 2 синтезатора, фортепиано, и ударные).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллективное музицирование(Фортепианный и камерный ансамбль)

В программе содержится примерное поурочное планирование, а также расширенные методические рекомендации....

Вопросы совместного музицирования в классе камерного ансамбля.

Умение играть с одним или несколькими партнерами - очень важная сторона музыканта-исполнителя. Чем отличается игра в ансамбле от сольного выступления? Разве не достаточно - свободно владеть своим инст...

Специфика работы концертмейстера в детской хоровой студии

Данная статья обобщает многолетний опыт работы концертмейстера в детской хоровой студии, описывает цели и задачи аккомпаниатора, формулирует отличительные черты работы концертмейстера хорового от хоре...

Методическая разработка "Фортепианный ансамбль в восемь рук "от А до Я": от подбора репертуара до концертного выступления" (2018)

Методическая разработка для преподавателей фортепианных отделений ДМШ и ДШИ. Практические рекомендации по различным аспектам организации ансамблевой деятельности взрослых и детей: подбор репертуара, р...

Методическая разработка "Система работы с родителями обучающихся детских объединений "Юный пешеход", "Пешеходная грамота", "Школьник-дорога-автомобиль", "Юный мотоциклист", "Юный водитель"

В работе представлена "Система работы с родителями обучающихся детских объединений "Школьник-дорога-автомобиль", "Юный мотоциклист", "Юный водитель" ИУЦ "Автогр...

Методическая разработка "Сценарий концерта выпускников класса домры детской музыкальной школы"

Данная методическая разработка представляет собой сценарий концерта выпускников музыкальной школы. На концерте учащиеся исполняют свои выпускные программы по специальности. Методическая разработка мож...