Памятка учителю о разработке проекта
учебно-методический материал на тему
Памятка учителю о разработке проекта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_uchitelyu_o_razrabotke_proekta.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
КАК РАЗРАБОТАТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
(памятка учителю)
Чистова Т.С.
04.03.2015.
Педсовет «Метод проектов
как средство формирования
ключевых компетентностей
учащихся»
В структуре профессиональной компетентности руководящих и педагогических работников образовательных учреждений одной из ведущих компетенций является владение современными инновационными технологиями, в частности, проектной технологией.
Термин «педагогический проект» можно определить как:
1. Комплекс взаимосвязанных мероприятий по целенаправленному изменению педагогической системы в течение заданного периода времени, при установленном бюджете с ориентацией на четкие требования к качеству результатов и специфической организации;
2. Разработанные система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий.
В приведенных определениях ключевыми являются:
- фактор времени
- целенаправленность
- нормированность изменений
- специфика организации деятельности
Успешность проектной деятельности говорит о способности педагога действовать в русле современных изменений в системе образования, умении преобразовывать педагогическую действительность.
Для того чтобы грамотно подготовить педагогический проект, нужно следовать определенным требованиям к составлению плана проекта. Проектная разработка должна содержать следующие структурные компоненты:
- Обоснование необходимости проекта
- Цели и задачи проекта
- Участники проекта
- Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей
- Рабочий план реализации проекта
- Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта
- Оценка эффективности реализации проекта
- Оценка рисков
- Дальнейшее развитие проекта
СТРУКТУРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
- Обоснование необходимости проекта
- Описание педагогической проблемы включает в себя анализ существующей педагогической ситуации или состояния педагогической системы.
- В результате анализа выявляются противоречия между имеющимся положением педагогической системы и ее оптимальным состоянием, позволяющим эффективно функционировать на современном этапе.
- Педагог должен показать несоответствие между требуемым современностью состоянием образовательной системы и реально существующей ситуацией.
На основе такого анализа педагог определяет какие проблемы сможет решить в рамках своего проекта, какие коррективы возможно внести в деятельность образовательного учреждения, в содержание образовательного процесса, в собственную педагогическую деятельность и т. д..
Педагог указывает, каким образом выделенные проблемы затрагивают определенные целевые группы, т. е. лиц, которым будет адресована деятельность по проекту. - Необходимо кратко охарактеризовать реальные потребности целевой аудитории и условия, которые предполагается изменить в ходе проекта для решения их проблем.
В проекте должна быть убедительно доказана актуальность выделенных проблем, обоснована значимость решения данных проблем для повышения эффективности педагогического процесса. - Важно указать значение решения этих проблем для образовательного учреждения, показать, что их решение соответствует государственным приоритетам в системе образования.
Таким образом, описание проблемы предполагает формулирование ответов на два вопроса:
• почему возникла необходимость в выполнении проекта?
• почему решение данной проблемы является приоритетной задачей?
Глубокий и всесторонний анализ педагогических проблем позволит грамотно и корректно сформулировать цели, задачи и подобрать методы проекта.
- Цели и задачи проекта
- Формулирование целей проекта предполагает раскрытие сути задуманного проекта, направленного на решение выявленных проблем.
- При постановке задач определяется последовательность шагов по изменению существующей педагогической ситуации в соответствии с целью.
- Педагог указывает, какие образовательные, воспитательные и социальные задачи будет решать на протяжении реализации проекта.
- Цель и задачи проекта должны быть достижимы в рамках предусмотренного периода времени.
- Участники проекта
- В этом пункте указывается основная целевая аудитория (участники) проекта, а также критерии их отбора.
- Подробно описывается качественный и количественный состав целевых групп, с которыми педагог будет работать в рамках проекта.
- Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей
- Деятельность по проекту должна способствовать решению каждой из поставленных задач проекта.
- При выборе стратегии и подходов достижения поставленной цели необходимо обосновать выбор способов решения проблемы, при этом можно использовать как уже разработанные и апробированные способы решения проблем в различных комбинациях, так и модифицированные способы решения сходных проблем.
- По сути, выбор методов предполагает описание мероприятий, которые необходимо организовать и провести для решения задач проекта.
- Так, педагог определит способы участия в проекте целевой аудитории (учителей, учащихся, родителей, попечителей).
- Педагог продумывает план организации работы по проекту, определяя логическую цепь своих действий.
- Педагог определяет исполнителей деятельности по проекту (тех, кто будет задействован в ее выполнении); благополучателей (тех, кто будет потребителями каждой конкретной услуги).
- При этом, автор проекта должен оценить наличие необходимых ресурсов (материальных, информационных, кадровых, технических и др.).
Если в проекте запланировано проведение мероприятий — тренингов, семинаров, занятий и т.п., необходимо описать каждое из них, указав, цель и планируемый результат, на сколько человек оно рассчитано, временной формат мероприятия, предполагаемое место проведения, количество тренеров (в том числе и из каких организаций они будут приглашены), приложить предварительную программу мероприятия.
- Рабочий план реализации проекта
- Рабочий план представляет собой план-график выполнения запланированных мероприятий с обязательным указанием предполагаемых дат и ответственных за их проведение.
- Предполагаемая дата проведения мероприятия
- Место проведения мероприятия
- Наименование мероприятия
- Ответственный за выполнение
- Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта
- Краткосрочные результаты — те итоги, которые получают непосредственно по окончании проекта.
- Долгосрочные – результаты, которые могут появиться в перспективе, через некоторое время после завершения проекта.
Уже на стадии написания проекта педагог должен выделить ожидаемые краткосрочные и долгосрочные результаты своего проекта, по которым можно будет судить об успешности его реализации. - Результаты планируются путем соотнесения их с поставленной целью и задачами проекта. Например, к результатам проекта можно отнести:
- вид, количество и объем печатной продукции;
- количество новых методик или технологий, внедренных в рамках проекта;
- кол-во непосредственных получателей услуг (например, участников тренинга);
- разработка новых процедур, облегчающих или улучшающих учебно-воспитательный процесс;
- апробирование новых методик и пр..
- Оценка эффективности реализации проекта
- Описание количественных и качественных показателей достижения результатов и способов диагностики
- При планировании проекта важно выявить свидетельства, данные и показатели, которые подтвердили бы, что поставленная в проекте задача выполнена.
- При описании показателей повышения эффективности деятельности укажите данные, позволяющие судить о степени эффективности, а также значимости выполнения планируемых работ по проекту (например, предполагаемые технологические достижения; высвобождение времени учащихся для творческого развития личности; снижение конфликтов, рост успеваемости учащихся и т.д.).
Методы оценки успешности/эффективности. - Методы оценки – это способы сбора данных по каждому из ожидаемых результатов проекта, которые позволят определить, в какой степени достигнут ли тот или иной результат проекта.
- Самым распространенным методом является анкетирование благополучателей (целевой группы) до и после обучения или участия в проекте.
- Педагог может предложить самостоятельно разработанный диагностический инструментарий для оценки результативности реализации проекта.
- Оценка рисков и меры, запланированные для минимизации влияния таких факторов риска
- Педагог оценивает возможные риски, которые могут повлиять на реализацию проекта.
- Проводится качественный и количественный анализ рисков и условий их возникновения.
- Качественная оценка риска определяет степень его важности, количественный анализ позволяет установить вероятность возникновения рисков в проекте.
- На основе анализа осуществляется выбор процедур и методов по снижению отрицательных последствий рисковых событий.
- Дальнейшее развитие проекта
- По окончании проекта деятельность в выбранном направлении должна быть продолжена, поэтому необходимо предложить механизм продвижения результатов проекта.
- Укажите, каким образом результаты проекта могут быть использованы в дальнейшем в образовательном учреждении, другими организациями в регионе, в других городах. Какими способами планируется информировать педагогическое сообщество о результатах деятельности по проекту и как будет учитываться обратная связь.
- В качестве критериев оценки педагогического проекта можно выделить:
- значимость и необходимость выполнения педагогического проекта для образовательного учреждения в целом, и учебно-воспитательного процесса в частности;
- ясность, четкость, достижимость целей и задач педагогического проекта, логичность вытекания задач из проблем, выделенных в проекте;
- корректность выбора мероприятий проекта, соблюдение последовательности действий, разумность ограничения набора мероприятий;
- адекватность показателей оценки эффективности проекта;
- соблюдение логической концепции проекта, наличие логической цепочки: проблема- цель-задачи-метод-результат.
- значимость проекта для других образовательных учреждений, возможность внедрения результатов проекта в деятельность коллег.
В приложениях к проекту можно представить:
• учебно-тематические планы;
• структуру раздаточных материалов;
• тематику, примерную структуру, тираж, объем публикаций, печатных материалов;
• структуру, перечень разделов, создаваемых интернет-ресурсов;
• примерную структуру, объем, методику, инструментарий исследования;
• тематику, примерную программу, аудиторию конференций, круглых столов;
• тематику, объем консультаций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА (ПРОГРАММЫ) «ТВОЯ ЖИЗНЬ — ВЫБИРАЙ» ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ПРОФИЛАКТИКЕ ТАБАКОКУРЕНИЯ, АЛКОГОЛИЗМА И НАРКОМАНИИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Можно сформулировать ряд правил построения профилактических программ в учебном заведении:любая работа в области антинаркотического просвещения должна проводиться только специально обученным персоналом...
«Я хочу увидеть музыку» Методическая разработка проекта.
Творческий проект "Я хочу увидеть музыку" в рамках предмета "Сольфеджио"...
методическая разработка проекта
Под образованием принято понимать процесс и результат овладения системой знаний, умений и навыков, черт творческой деятельности, выработки мировоззренческих и поведенческих качеств личности. Человек, ...
Методическая разработка проекта кружка «Планета Земля глазами химика»
Цель кружковой работы интегрированного характера – углубление знаний учащихся в области химической науки, вооружение их лаботраторно-практическими умениями и навыками, подготовка к будущей трудовой де...
Педагогический проект на тему: «Информационно-практический пример разработки проекта создания интернет-магазина».
Задачи выполнения проекта: 1. Овладеть навыками самостоятельного проведения каждого из этапов практической работы: − поиск перспективного рынка, проведение конкурентного анализа, оценка инве...
Памятки учителя-дефектолога для родителей
Памятки учителя-дефектолога для родителей...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Урок – игра «Счастливый случай» по профессиональному модулю ПМ. 01 Участие в проектировании зданий и сооружений Раздел 2. ПМ. 01. Разработка проекта производства работ. МДК. 01.02 Проект производства работ. по теме Инженерн
В настоящее время наиболее актуальными являются активные формы и методы обучения. В процессе таких занятий каждый студент непрерывно побуждается к активной деятельности,...