Памятка учителю о разработке проекта
учебно-методический материал на тему

Памятка учителю о разработке проекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_uchitelyu_o_razrabotke_proekta.doc72 КБ

Предварительный просмотр:


КАК РАЗРАБОТАТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

(памятка учителю)

                                                     Чистова Т.С.

                                                  04.03.2015.

Педсовет «Метод проектов

 как средство формирования

 ключевых компетентностей

 учащихся»

В структуре   профессиональной компетентности руководящих и педагогических работников образовательных учреждений одной из ведущих компетенций является владение современными инновационными технологиями, в частности, проектной технологией.

Термин «педагогический проект» можно определить  как:
1.    Комплекс взаимосвязанных мероприятий по целенаправленному изменению педагогической системы в течение заданного периода времени, при установленном бюджете с ориентацией на четкие требования к качеству результатов и специфической организации;
2.    Разработанные система и структура действий
педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий.
В приведенных определениях ключевыми являются:

  • фактор времени
  • целенаправленность
  • нормированность изменений
  • специфика организации деятельности

Успешность проектной деятельности говорит  о способности педагога действовать в русле  современных изменений в системе образования, умении преобразовывать педагогическую действительность.

Для того чтобы грамотно подготовить педагогический проект, нужно следовать определенным требованиям к составлению плана проекта. Проектная разработка должна содержать следующие структурные компоненты:

  1. Обоснование необходимости проекта
  2. Цели и задачи проекта
  3. Участники проекта
  4. Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей
  5. Рабочий план реализации проекта
  6. Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта
  7. Оценка эффективности реализации проекта
  8. Оценка рисков
  9. Дальнейшее развитие проекта


СТРУКТУРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

  1. Обоснование необходимости проекта
  • Описание педагогической проблемы включает в себя  анализ существующей педагогической ситуации или состояния педагогической системы.
  • В результате анализа выявляются противоречия между имеющимся  положением педагогической системы и ее оптимальным состоянием, позволяющим эффективно функционировать на современном этапе.
  • Педагог должен показать несоответствие между требуемым современностью состоянием образовательной системы и реально существующей ситуацией.
    На основе такого анализа педагог определяет какие проблемы сможет решить в рамках своего проекта, какие коррективы возможно внести в деятельность образовательного учреждения, в содержание образовательного процесса, в собственную педагогическую деятельность и т. д..
    Педагог указывает, каким образом выделенные проблемы затрагивают определенные целевые группы, т. е. лиц, которым будет адресована деятельность по проекту.
  • Необходимо кратко охарактеризовать реальные потребности целевой аудитории и условия, которые предполагается изменить в ходе проекта для решения их проблем.
    В проекте должна быть убедительно доказана актуальность выделенных проблем, обоснована значимость решения данных проблем для повышения эффективности педагогического процесса.
  • Важно указать значение решения этих проблем для образовательного учреждения, показать, что их решение соответствует государственным приоритетам в системе образования.

Таким образом, описание проблемы предполагает формулирование ответов на два вопроса:
•    почему возникла необходимость в выполнении проекта?
•    почему решение данной проблемы является приоритетной задачей?
Глубокий и всесторонний анализ педагогических проблем позволит грамотно и корректно сформулировать цели, задачи и подобрать методы проекта.

  1. Цели и задачи проекта
  • Формулирование целей проекта предполагает раскрытие сути задуманного проекта, направленного на решение выявленных проблем.
  • При постановке задач определяется последовательность шагов по изменению существующей педагогической ситуации в соответствии с целью.
  • Педагог указывает, какие образовательные, воспитательные и социальные задачи будет решать на протяжении реализации проекта.
  • Цель и задачи проекта должны быть достижимы в рамках предусмотренного периода времени.
  1. Участники проекта
  • В этом пункте указывается основная целевая аудитория (участники) проекта, а также критерии их отбора.
  • Подробно описывается качественный и количественный состав целевых групп, с которыми педагог будет работать в рамках проекта.
  1. Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей
  • Деятельность по проекту должна способствовать решению каждой из поставленных задач проекта.
  • При выборе стратегии и подходов достижения поставленной цели необходимо обосновать выбор способов решения проблемы, при этом можно использовать как уже разработанные и апробированные способы решения проблем в различных комбинациях, так и модифицированные способы решения сходных проблем.
  • По сути, выбор методов предполагает описание мероприятий, которые необходимо организовать и провести для решения задач проекта.
  • Так, педагог определит способы участия в проекте целевой аудитории (учителей, учащихся, родителей, попечителей).
  • Педагог продумывает план организации работы по проекту, определяя логическую цепь своих действий.
  • Педагог определяет исполнителей деятельности по проекту (тех, кто будет задействован в ее выполнении); благополучателей (тех, кто будет потребителями каждой конкретной услуги).
  • При этом, автор проекта должен оценить наличие необходимых ресурсов (материальных, информационных, кадровых, технических и др.).
    Если в проекте запланировано проведение мероприятий — тренингов, семинаров, занятий и т.п., необходимо описать каждое из них, указав, цель и планируемый результат, на сколько человек оно рассчитано, временной формат мероприятия, предполагаемое место проведения, количество тренеров (в том числе и из каких организаций они будут приглашены), приложить предварительную программу мероприятия.
  1. Рабочий план реализации проекта
  • Рабочий план представляет собой план-график выполнения запланированных мероприятий с обязательным указанием предполагаемых дат и ответственных за их проведение.
  • Предполагаемая дата проведения мероприятия
  • Место проведения мероприятия
  • Наименование мероприятия
  • Ответственный за выполнение
  1. Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта
  • Краткосрочные результаты — те итоги, которые получают непосредственно по окончании  проекта.
  • Долгосрочные – результаты, которые могут появиться в перспективе, через некоторое время после завершения проекта.
    Уже на стадии написания проекта педагог должен выделить ожидаемые краткосрочные и долгосрочные результаты своего проекта, по которым можно будет судить об успешности его реализации.
  • Результаты планируются путем соотнесения их с поставленной целью и задачами проекта. Например, к результатам проекта можно отнести:
  • вид, количество и объем печатной продукции;
  • количество новых методик или технологий, внедренных в рамках проекта;
  • кол-во непосредственных получателей услуг (например, участников тренинга);
  • разработка новых процедур, облегчающих или улучшающих учебно-воспитательный процесс;
  • апробирование новых методик и пр..
  1. Оценка эффективности реализации проекта
  • Описание количественных и качественных показателей достижения результатов и способов диагностики
  • При планировании проекта важно выявить свидетельства, данные и показатели, которые подтвердили бы, что поставленная в проекте задача выполнена.
  • При описании показателей повышения эффективности деятельности укажите данные, позволяющие судить о степени эффективности, а также значимости выполнения планируемых работ по проекту (например, предполагаемые технологические достижения; высвобождение времени учащихся для творческого развития личности; снижение конфликтов, рост успеваемости учащихся и т.д.).
    Методы оценки успешности/эффективности.
  • Методы оценки – это способы сбора данных по каждому из ожидаемых результатов проекта, которые позволят определить, в какой степени достигнут ли тот или иной результат проекта.
  • Самым распространенным методом является анкетирование благополучателей (целевой группы) до и после обучения или участия в проекте.
  • Педагог может предложить самостоятельно разработанный диагностический инструментарий для оценки результативности реализации проекта.
  1. Оценка рисков и меры, запланированные для минимизации влияния таких факторов риска
  • Педагог оценивает возможные риски, которые могут повлиять на реализацию проекта.
  • Проводится качественный и количественный анализ рисков и условий их возникновения.
  • Качественная оценка риска определяет степень его важности, количественный анализ позволяет установить вероятность возникновения рисков в проекте.
  • На основе анализа осуществляется выбор процедур и методов по снижению отрицательных последствий рисковых событий.
  1. Дальнейшее развитие проекта
  • По окончании проекта деятельность в выбранном направлении должна быть продолжена, поэтому необходимо предложить механизм продвижения результатов проекта. 
  • Укажите, каким образом результаты проекта могут быть использованы в дальнейшем в образовательном учреждении, другими организациями в регионе, в других городах. Какими способами планируется информировать педагогическое сообщество о результатах деятельности по проекту и как будет учитываться обратная связь.
  • В качестве критериев оценки педагогического проекта можно выделить:
  • значимость и необходимость выполнения педагогического проекта для образовательного учреждения в целом, и учебно-воспитательного процесса в частности;
  • ясность, четкость, достижимость целей и задач педагогического проекта, логичность вытекания задач из проблем, выделенных в проекте;
  • корректность выбора мероприятий проекта, соблюдение последовательности действий, разумность ограничения набора мероприятий;
  • адекватность показателей оценки эффективности проекта;
  • соблюдение логической концепции проекта, наличие логической цепочки: проблема- цель-задачи-метод-результат.
  • значимость проекта для других образовательных учреждений, возможность внедрения результатов проекта в деятельность коллег.

В приложениях к проекту можно представить:

•    учебно-тематические планы;

•    структуру раздаточных материалов;

•    тематику, примерную структуру, тираж, объем публикаций, печатных материалов;

•    структуру, перечень разделов, создаваемых интернет-ресурсов;

•    примерную структуру, объем, методику, инструментарий исследования;

•    тематику, примерную программу, аудиторию конференций, круглых столов;

•    тематику, объем консультаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА (ПРОГРАММЫ) «ТВОЯ ЖИЗНЬ — ВЫБИРАЙ» ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ПРОФИЛАКТИКЕ ТАБАКОКУРЕНИЯ, АЛКОГОЛИЗМА И НАРКОМАНИИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Можно сформулировать ряд правил построения профилактических программ в учебном заведении:любая работа в области антинаркотического просвещения должна проводиться только специально обученным персоналом...

«Я хочу увидеть музыку» Методическая разработка проекта.

Творческий проект "Я хочу увидеть музыку" в рамках предмета "Сольфеджио"...

методическая разработка проекта

Под образованием принято понимать процесс и результат овладения системой знаний, умений и навыков, черт творческой деятельности, выработки мировоззренческих и поведенческих качеств личности. Человек, ...

Методическая разработка проекта кружка «Планета Земля глазами химика»

Цель кружковой работы интегрированного характера – углубление знаний учащихся в области химической науки, вооружение их лаботраторно-практическими умениями и навыками, подготовка к будущей трудовой де...

Педагогический проект на тему: «Информационно-практический пример разработки проекта создания интернет-магазина».

Задачи выполнения проекта: 1. Овладеть навыками самостоятельного проведения каждого из этапов практической работы: − поиск перспективного рынка, проведение конкурентного анализа, оценка инве...

Памятки учителя-дефектолога для родителей

Памятки учителя-дефектолога для родителей...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Урок – игра «Счастливый случай» по профессиональному модулю ПМ. 01 Участие в проектировании зданий и сооружений Раздел 2. ПМ. 01. Разработка проекта производства работ. МДК. 01.02 Проект производства работ. по теме Инженерн

В настоящее время наиболее  актуальными являются активные формы и методы обучения.   В процессе  таких занятий каждый студент непрерывно  побуждается к активной деятельности,...