РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА (ПРОГРАММЫ) «ТВОЯ ЖИЗНЬ — ВЫБИРАЙ» ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ПРОФИЛАКТИКЕ ТАБАКОКУРЕНИЯ, АЛКОГОЛИЗМА И НАРКОМАНИИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья по теме
Можно сформулировать ряд правил построения профилактических программ в учебном заведении:
любая работа в области антинаркотического просвещения должна проводиться только специально обученным персоналом из числа работников учебного заведения в рамках комплексных программ на базе утвержденной концепции профилактической работы,
просветительские программы должны вестись на протяжении всего периода обучения, начинаться с первого курса и продолжаться до выпуска,
в ходе программ должна предоставляться точная и достаточная информация о наркотиках и их влиянии на психическое, психологическое, социальное и экономическое благополучие человека,
информация должна быть уместной и предоставлять знания о последствиях злоупотребления наркотиками для общества.
необходимо делать акцент на пропаганде здорового образа жизни и на формировании жизненных навыков, обязательных для того, чтобы противостоять желанию попробовать наркотики или "приблизиться" к ним в моменты стресса, изоляции или жизненных неудач,
информация должна предоставляться с учетом особенностей аудитории (пола, возраста и убеждений),
родители и другие взрослые, играющие важную роль в жизни ребенка, должны вовлекаться в разработку стратегии антинаркотического просвещения,
для оценки эффективности любой профилактической программы необходимы регулярные социологические исследования, проводимые независимыми экспертами.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Шукова Е.С.
РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА (ПРОГРАММЫ) «ТВОЯ ЖИЗНЬ — ВЫБИРАЙ» ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ПРОФИЛАКТИКЕ ТАБАКОКУРЕНИЯ, АЛКОГОЛИЗМА И НАРКОМАНИИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В переходный период российского общества молодое поколение находится в очень сложной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают ощущение смысла происходящего и не имеют определенных жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый и эффективный жизненный стиль. Молодежь и, особенно, подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от их последствий. Это побуждает искать средства, помогающие уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация подростков, а также различные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем.
Переход со школьной скамьи в новое учебное заведение характеризуется у молодых людей эмоциональной напряжением и тревожностью, что связано с адаптацией к новым условиям обучения, кругу общения, изменением социального статуса (школьник – студент). Стремление преодолеть это стрессовое состояние зачастую приводит к желанию уйти от реальности посредством ПАВ. Поэтому важно именно в период адаптации, с 1 курса, вовлекать студентов (учащихся) в социальные практики (клубную, волонтерскую деятельность), проводить адаптационные психологические тренинги для первокурсников.
Колледж, как социальный институт, обладает рядом уникальных возможностей для их успешной реализации:
- возможность привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроль за их усвоением.
- влияние на уровень притязаний и самооценку.
- свободный доступ к семье подростка для анализа и контроля ситуации.
- возможность привлечения специалистов по профилактике.
Можно сформулировать ряд правил построения профилактических программ в учебном заведении:
- любая работа в области антинаркотического просвещения должна проводиться только специально обученным персоналом из числа работников учебного заведения в рамках комплексных программ на базе утвержденной концепции профилактической работы,
- просветительские программы должны вестись на протяжении всего периода обучения, начинаться с первого курса и продолжаться до выпуска,
- в ходе программ должна предоставляться точная и достаточная информация о наркотиках и их влиянии на психическое, психологическое, социальное и экономическое благополучие человека,
- информация должна быть уместной и предоставлять знания о последствиях злоупотребления наркотиками для общества.
- необходимо делать акцент на пропаганде здорового образа жизни и на формировании жизненных навыков, обязательных для того, чтобы противостоять желанию попробовать наркотики или "приблизиться" к ним в моменты стресса, изоляции или жизненных неудач,
- информация должна предоставляться с учетом особенностей аудитории (пола, возраста и убеждений),
- родители и другие взрослые, играющие важную роль в жизни ребенка, должны вовлекаться в разработку стратегии антинаркотического просвещения,
- для оценки эффективности любой профилактической программы необходимы регулярные социологические исследования, проводимые независимыми экспертами.
Вот чего не следует допускать, работая в области антинаркотического просвещения:
- использования тактики запугивания: неэффективность такой тактики доказана.
- искажения и преувеличения негативных последствий злоупотребления наркотиками при описании их воздействия.
- разового характера действий, направленных на профилактику. Такой подход не дает возможности подросткам развивать навыки противостояния наркотикам.
- ложной информации. Даже после однократной её подачи вся дальнейшая информация будет отторгаться подростками, которые сегодня достаточно хорошо информированы.
- упоминания о культурных предпосылках употребления наркотиков. Оправдания употребления наркотиков, какими бы то ни было причинами.
Система профилактики включает в себя:
- учебно-воспитательную работу с подростками;
- выявление детей «группы риска»;
- подготовку педагогов к ведению профилактической работы;
- работу с семьей;
- организацию деятельности педагога с учреждениями по трудоустройству подростков;
- организацию педагогом досуга подростков;
- реализацию принципов профилактики.
Разработанная программа является всесторонней, переходя от информационных методов к образовательным. Создание данной программы является своевременной и необходимой.
Цель программы
Социально-нравственное оздоровление молодежной среды, предотвращение и искоренение вредных привычек студентов, сокращающих человеческую жизнь; пропаганда здорового образа жизни как главное условие сохранения жизни и самоутверждения человека.
Задачи
- Повышение уровня профилактической работы с подростками и молодежью, создание психотехнологий, направленных на развитие личностных ресурсов.
- Активизация разъяснительной работы с подростками, молодежью и родителями.
- Повышение самосознания студентов через разнообразные формы работы.
- Развитие способностей и навыков высокоэффективного поведения и формирования стратегий в преодолении психологических кризисных ситуаций.
- Развитие системы организованного досуга и отдыха детей и подростков "группы риска".
- Усиление координации предупредительно-профилактической работы всех ведомств решающих данную проблему.
- Создание условий для формирования у студентов культуры сохранения собственного здоровья.
- Предоставление учащимся возможности демонстрировать свои достижения и усилия по сохранению здоровья.
Принципы программы:
- доступность: студенты и их родители получают консультативную и отчасти лечебную помощь педагогов, психологов бесплатно;
- анонимность: любые виды помощи оказываются без фиксирования обратившихся, а тем более без оповещения каких-либо третьих лиц;
- опосредованность: работа по профилактике и преодолению зависимостей ведется без использования прямых мер по противодействию им.
- системность: системный подход к решению вопроса профилактики наркотической зависимости при взаимодействии с различными учреждениями системы профилактики
Формы, методы и приемы профилактической работы
1. Изучение физического и психического здоровья студентов, перегрузок в учебной деятельности и их влияния на здоровье.
2. Тренинги по непрямой профилактике зависимостей, связанной с актуализацией основных жизненных ценностей и нахождением конструктивного выхода из конфликтных ситуаций как формы актуализации личности.
3. Подготовка диагностических материалов по проблеме для обсуждения на педагогических советах и родительских собраниях.
4. Работа в малых группах по отработке основных коммуникативных форм, норм общения, позволяющая найти свое новое положение в социуме.
5. Просвещение студентов в области личной гигиены, антиалкогольная и антиникотиновая пропаганда, разъяснение последствий наркомании и СПИДа для человеческого организма.
6. Вовлечение студентов в спортивно - оздоровительные объединения, привитие навыков здорового образа жизни.
В программе дана характеристика этапов развития вредных привычек у подростков, выступающая обоснованием для профилактических мероприятий; проанализированы и определены неблагоприятные сочетания факторов риска ранней алкоголизации и табакокурения у подростков; раскрыты современные проблемы профилактики вредных привычек; охарактеризована система педагогической профилактики и педагогические условия, способствующие ее эффективной реализации; представлен комплекс информационно-обучающих классных часов, методическое обеспечение для педагогов по программе профилактики вредных привычек у подростков, рекомендации для родителей и педагогов, которые могут быть использованы в деятельности как педагогов учреждений профессионального образования, так и других работников образования. К программе разработано электронное пособие по предупреждению и профилактике употребления наркотиков, алкоголя, табака и предлагается комплекс мультимедийных презентаций для профилактической работы со студентами.
Как уже было сказано, многие факторы риска в развитии склонности к употреблению алкоголя и никотина носят внутриличностный характер, а внешние обстоятельства в данном случае выступают как «запускающий механизм». Следовательно, педагогическая профилактика должна быть связана с процессом самовоспитания - осознанной и сознательной деятельности человека по совершенствованию своей личности и специально организованного педагогического воздействия, направленного на формирование механизмов социальной адаптации, альтернативных вредным привычкам.
В основе содержания программы профилактики была реализована модель формирования жизненных навыков подростков, предусматривающая развитие социальной и личностной компетенции; становление навыков конструктивного поведения, самозащиты, самоконтроля и другие.
Как активный метод системы профилактики был использован комплекс информационно - обучающих тренингов, активизирующий осознание сущности и последствий собственного поведения, ответственности за сделанный выбор, активации самопознания и самовоспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по профилактике табакокурения, алкоголизма
Работа по профилактике табакокурения, алкоголизма....
Компетентностный подход на уроках иностранного языка в учреждениях профессионального образования
В настоящее время все учебные заведения формируют целостную систему знаний, умений, навыков, а именно: ключевые компетенции....
Профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании у детей и подростков из социально-неблагополучных семей
Главным условием для нормального социального развития ребенка является семья. В семье он получает воспитание, психологическую помощь и поддержку, происходит формирование самостоятельной личности ...
Выступление на родительском собрании "Формирование здорового образа жизни подростков. Профилактика табакокурения, алкоголизма, наркомании"
Важнейшим показателем богатства и процветания нации является состояние здоровья подрастающего поколения. Фундамент здоровья и становле...
Организация работы по выявлению и поддержке профессионального развития одаренной молодежи в учреждениях профессионального образования
В статье представлен опыт работы с талантливой молодежью...
Проект плана мероприятий («дорожной карты») по реализации технологии «бережливое производство» в бюджетном учреждении профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Урайский политехнический колледж»
Проект плана мероприятий («дорожной карты»)по реализации технологии «бережливое производство» в бюджетном учреждении профессионального образования Ханты-Мансийского автономного...
«Профилактика курения, алкоголизма и наркомании»
22 декабря 2022 года в библиотеке правовой и экономической информации прошла беседа для обучающихся 20 группы на тему«Профилактика курения, алкоголизма и наркомании» с целью пропаганды здо...