Работа с людьми с ОВЗ
методическая разработка по теме

Коваль Галина Дмитриевна

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой  и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

Об особенностях работы с детьми с ОВЗ хочу вам рассказать, я педагог дополнительного образования МАУ ДО ЦТ «Пирамида», педагог высшей квалификационной категории, работающий с этой категорией людей не первый год.

Целью моей работы является:

1. Создать условия для становления и проявления индивидуальности ребенка и взрослого с ОВЗ.
2. Сформировать  коммуникативные навыки, умение, понимать себя и других.
3. Создать условия для развития инициативы и самостоятельности.
4. Обеспечить условия для реализации творческих возможностей и потребностей.

Задачи:

1. Помочь ребенку и взрослому с ОВЗ осмыслить себя как частичку окружающего мира и обрести уверенность в своей значимости;
2. Формировать умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность в соответствии с особенностями своего организма;
3. Формировать потребность в сознательном, ответственном и творческом отношении к учебе и делам;
4. Формировать представление о природе,  как среде жизнедеятельности человека.
5. Развивать эмоционально-нравственное отношение к окружающей среде и людям.
 

Практическая работа заключается в том, чтобы по возможности создать ребенку и взрослому с ОВЗ такие условия в ЦТ, чтобы он мог попробовать себя в деле и  помочь ему добиться успеха.

Содержание воспитания включает в себя следующие приоритетные направления:

  • развитие задатков и способностей растущего человека;
  • освоение социокультурного опыта познания и преобразования себя и окружающей действительности;
  • формирование нравственной направленности ребенка и взрослого с ОВЗ;
  • создание рационального представления о себе, о собственной жизни, о своём социальном и природном окружении;
  • развитие творческой активности ребенка и взрослого с ОВЗ.

Организация индивидуального воспитания складывается из форм, методов и приемов, помогающих ребенку стать и быть самим собой. В своей работе я использую следующие методы и приемы взаимодействия педагога  и воспитанника.

Способы деятельности педагога
Методы и приемы

Способы самодеятельности ребенка
Методы и приемы

1. Познание ребенка и взрослого с ОВЗ

1. Самопознание

2. Понимание ребёнка и взрослого с ОВЗ

и его жизнедеятельности

2. Самопонимание

3. Педагогическое проектирование

3. Самопроектирование

4. Созидание

4. Самосозидание

5. Педагогическая рефлексия

5. Саморефлексия

6. Педагогическая коррекция

6. Самокоррекция

 

В построении воспитательного взаимодействия я использую следующие принципы воспитания:

  • принцип целостности (ребенок и взрослый с ОВЗ в своем единстве и целостности должен выступать предметом воспитания);
  • принцип бинарности (два взаимодействующих фактора – наследственности и среды);
  • принцип доминанты (создание условий для проявления сильных сторон ребенка и взрослого с ОВЗ);
  • принцип вариативности (создание условий для постоянного выбора);
  • принцип помогающих отношений (развитие способностей к самопознанию, самостроительству, самореализации, самоутверждению);
  • принцип творческой активности (формирование уникальных черт и качеств личности, индивидуального стиля деятельности, авторского отношения к своему внутреннему и окружающему внешнему миру);
  • принцип рефлексивности (формирование умений и навыков самоанализа, самооценки, рефлексивной культуры).

- При обучении детей и взрослых  с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимании того, что эти люди не являются ущербными по сравнению с другими. Педагоги должны разъяснять тему равноправия людей с инвалидностью своим группам, пригласив взрослого или ребенка с инвалидностью, который расскажет об инвалидности, проведет беседу с детьми.

Но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети и взрослые  с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

Не менее важная задача, стоящая перед нашими педагогами - это выявление одаренных детей среди детей с ОВЗ. Психолого-педагогическая поддержка детей, имеющих высокий уровень учебной мотивации и высокий уровень обучаемости, осуществляется педагогами.

Организация процесса познания – одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами ЦТ, где обучаются дети с ограниченными физическими возможностями. Познавательная деятельность – это средство достижения главной цели – самоопределения детей–инвалидов в нашем обществе и их социальной адаптации.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по Информатике ФГОС "Управление собой и другими людьми", Н.В.Матвеева, 4 класс

Конспект урока по теме "Управление собой и другими людьми" для 4 класса. В качестве практического задания предлагается работа с испольнителем "Вертун" в среде "ПиктоМир"....

Стратегии англоязычного речевого общения между людьми в повседневной жизни.

Выступление на межрегиональной научно-практической конференции педагогов  и обучающихся «Молодежь в образовательном пространстве: вызовы современности»...

Презентация на тему:"Как общаться с людьми так, чтобы они тебя понимали?"

—Проблемы общения также многообразны, как и люди, испытывающие эти трудности. Улучшить свое общение с людьми возможно и, в первую очередь, стоит разобраться, в чем именно заключается причина – боязнь ...

Главная формула успеха – общение с людьми

Министерство образования и науки Краснодарского краягосударственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Анапский  сельскохозяйственный техникум»  Краснодарского краяГБПОУ ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Виртуальная встреча с известными людьми Кубани"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Виртуальная встреча с известными людьми Кубани"...

Организация работы с пожилыми людьми

Краткое описание работы с людьми старшего поколения в ЦВР "Поиск" г.о. Самара...

Специфика общения сотрудников социального обеспечения с людьми с ограниченными возможностями

Работа посвящена правилам общения сотрудникам  социального обеспечения с людьми с ограниченными возможностями....