Работа с людьми с ОВЗ
методическая разработка по теме
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
Об особенностях работы с детьми с ОВЗ хочу вам рассказать, я педагог дополнительного образования МАУ ДО ЦТ «Пирамида», педагог высшей квалификационной категории, работающий с этой категорией людей не первый год.
Целью моей работы является:
1. Создать условия для становления и проявления индивидуальности ребенка и взрослого с ОВЗ.
2. Сформировать коммуникативные навыки, умение, понимать себя и других.
3. Создать условия для развития инициативы и самостоятельности.
4. Обеспечить условия для реализации творческих возможностей и потребностей.
Задачи:
1. Помочь ребенку и взрослому с ОВЗ осмыслить себя как частичку окружающего мира и обрести уверенность в своей значимости;
2. Формировать умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность в соответствии с особенностями своего организма;
3. Формировать потребность в сознательном, ответственном и творческом отношении к учебе и делам;
4. Формировать представление о природе, как среде жизнедеятельности человека.
5. Развивать эмоционально-нравственное отношение к окружающей среде и людям.
Практическая работа заключается в том, чтобы по возможности создать ребенку и взрослому с ОВЗ такие условия в ЦТ, чтобы он мог попробовать себя в деле и помочь ему добиться успеха.
Содержание воспитания включает в себя следующие приоритетные направления:
- развитие задатков и способностей растущего человека;
- освоение социокультурного опыта познания и преобразования себя и окружающей действительности;
- формирование нравственной направленности ребенка и взрослого с ОВЗ;
- создание рационального представления о себе, о собственной жизни, о своём социальном и природном окружении;
- развитие творческой активности ребенка и взрослого с ОВЗ.
Организация индивидуального воспитания складывается из форм, методов и приемов, помогающих ребенку стать и быть самим собой. В своей работе я использую следующие методы и приемы взаимодействия педагога и воспитанника.
Способы деятельности педагога | Способы самодеятельности ребенка |
1. Познание ребенка и взрослого с ОВЗ | 1. Самопознание |
2. Понимание ребёнка и взрослого с ОВЗ и его жизнедеятельности | 2. Самопонимание |
3. Педагогическое проектирование | 3. Самопроектирование |
4. Созидание | 4. Самосозидание |
5. Педагогическая рефлексия | 5. Саморефлексия |
6. Педагогическая коррекция | 6. Самокоррекция |
В построении воспитательного взаимодействия я использую следующие принципы воспитания:
- принцип целостности (ребенок и взрослый с ОВЗ в своем единстве и целостности должен выступать предметом воспитания);
- принцип бинарности (два взаимодействующих фактора – наследственности и среды);
- принцип доминанты (создание условий для проявления сильных сторон ребенка и взрослого с ОВЗ);
- принцип вариативности (создание условий для постоянного выбора);
- принцип помогающих отношений (развитие способностей к самопознанию, самостроительству, самореализации, самоутверждению);
- принцип творческой активности (формирование уникальных черт и качеств личности, индивидуального стиля деятельности, авторского отношения к своему внутреннему и окружающему внешнему миру);
- принцип рефлексивности (формирование умений и навыков самоанализа, самооценки, рефлексивной культуры).
- При обучении детей и взрослых с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимании того, что эти люди не являются ущербными по сравнению с другими. Педагоги должны разъяснять тему равноправия людей с инвалидностью своим группам, пригласив взрослого или ребенка с инвалидностью, который расскажет об инвалидности, проведет беседу с детьми.
Но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети и взрослые с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.
Не менее важная задача, стоящая перед нашими педагогами - это выявление одаренных детей среди детей с ОВЗ. Психолого-педагогическая поддержка детей, имеющих высокий уровень учебной мотивации и высокий уровень обучаемости, осуществляется педагогами.
Организация процесса познания – одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами ЦТ, где обучаются дети с ограниченными физическими возможностями. Познавательная деятельность – это средство достижения главной цели – самоопределения детей–инвалидов в нашем обществе и их социальной адаптации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по Информатике ФГОС "Управление собой и другими людьми", Н.В.Матвеева, 4 класс
Конспект урока по теме "Управление собой и другими людьми" для 4 класса. В качестве практического задания предлагается работа с испольнителем "Вертун" в среде "ПиктоМир"....
Стратегии англоязычного речевого общения между людьми в повседневной жизни.
Выступление на межрегиональной научно-практической конференции педагогов и обучающихся «Молодежь в образовательном пространстве: вызовы современности»...
Презентация на тему:"Как общаться с людьми так, чтобы они тебя понимали?"
Проблемы общения также многообразны, как и люди, испытывающие эти трудности. Улучшить свое общение с людьми возможно и, в первую очередь, стоит разобраться, в чем именно заключается причина – боязнь ...
Главная формула успеха – общение с людьми
Министерство образования и науки Краснодарского краягосударственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Анапский сельскохозяйственный техникум» Краснодарского краяГБПОУ ...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Виртуальная встреча с известными людьми Кубани"
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Виртуальная встреча с известными людьми Кубани"...
Организация работы с пожилыми людьми
Краткое описание работы с людьми старшего поколения в ЦВР "Поиск" г.о. Самара...
Специфика общения сотрудников социального обеспечения с людьми с ограниченными возможностями
Работа посвящена правилам общения сотрудникам социального обеспечения с людьми с ограниченными возможностями....