Специфика общения сотрудников социального обеспечения с людьми с ограниченными возможностями
статья

Работа посвящена правилам общения сотрудникам  социального обеспечения с людьми с ограниченными возможностями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Торопыгина М.В.

преподаватель ГБПОУ Юридический колледж, г. Москва

Специфика  общения сотрудников социального обеспечения с людьми с ограниченными возможностями

        Инвалидность не означает для человека пассивное участие в жизни. Многочисленные примеры показывают, что она не закрывает человеку доступ в театры, парки, даже на спортивные площадки, оставляет возможность для трудоустройства. В то же время инвалидность дает определенные права и льготы, которым наше государство уделяет все большее внимание.

        Для активного взаимодействия с инвалидами и помощи в реализации прав существуют социальные службы по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых  услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. На 2014 год насчитывается 1354 стационарных учреждений социального обслуживания инвалидов  в России[1]. В данных учреждениях работают социальные работники, которые должны быть наделены профессиональными знаниями и навыками, а главное, должны обладать приёмами общения с инвалидами.

        В социальной работе очень важно фокусироваться на человеке с его возможностями и условиями социального окружения. На этом принципе существует нондискриминационная практика работы с инвалидами,  в основе которой лежит идея «акцент не на болезни, а на человеке и социальных условиях»[2]. Поэтому вначале к важным особенностям общения социального работника с инвалидом необходимо отнести человеческий фактор - это уважение, доброжелательность и стремление помочь.

        Нужно чётко понимать, что жалость не конструктивна и не допустима в отношении инвалидов.    

        Но нельзя ограничиваться только желанием помочь, необходимо ещё и уметь наладить взаимодействие, уметь обладать приёмами общения с инвалидами, чтобы быть по-настоящему компетентным сотрудником социального обеспечения. Отметим некоторые из них:

        1. Социальный работник не должен мыслить стереотипами и обобщениями в отношении инвалидов, необходимо задумываться: не вызывает ли описание диагноза жалость и не усиливает ли впечатление болезненности.
        2. Во время разговора и написания о людях с физическими недостатками, необходимо употреблять нейтральные слова, тщательно подбирать выражения.  Вместо того, чтобы сказать «жертва такой-то аварии», можно употребить «человек, который перенес…» или «человек, с которым…».

3. Необходимо разговаривать с инвалидом, обращаться непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.

4. Если проходит общая беседа в группе, нужно пояснять, к кому в данный момент работник обращается и назвать себя.

5. Предложив помощь, необходимо ждать, пока ее примут, а затем спрашивать, что и как делать.

6. Всегда лично убеждаться в доступности мест, где запланированы мероприятия. Заранее интересоваться, какие могут возникнуть проблемы или барьеры, и как их можно устранить.

7. Быть расслабленным. Не смущаться, если случайно  была допущена оплошность.

        Таким образом, во время общения сотрудников социального обеспечения с людьми с ограниченными возможностями, необходимо помнить о важных особенностях взаимодействия с данной категорией граждан и опираться в своей работе на различные методы и приемы общения в соответствии с возрастом инвалида.


[1]Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/  (дата последнего обращения: 19.04.2016).

[2]Ярская-Смирнова Е.Р.Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами - 2-е изд., Санкт-Петербург: «Питер», 2011. C. 211.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "ШАГ"-социально-бытовая реабилитация людей с ограниченными возможностями в условиях ПНИ

Программа "ШАГ" является новой формой организации людей с ограниченными возможностями  и помогает формировать у них знания и умения для самостоятельной жизни в социуме....

Социально - педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в деятельности воспитателя общежития техникума.

В  статье  представлена  технология  социально-педагогического  сопровождения  адаптации  детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья  ...

План работы по созданию в БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж» социально-педагогических условий для сопровождения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе получения ими профессионального образования на 2015-2016

На сегодняшний день проблема инклюзивного образования является актуальной. С каждым годом количество детей с особыми образовательными потребностями увеличивается. Система образования должна отвечать з...

Статья на тему: ТИПИЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И НЕОБХОДИМОСТЬ ИХ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Основные тенденции роста инвалидности среди молодого поколения в РФ в настоящий период определяются неблагоприятными изменениями демографической структуры населения, ростом заболеваемости, ухудшением ...

СБО в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья»

В современных условиях нестабильности социально-экономической ситуации большое значение приобретает вопрос  о социализации  обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья.Одним из ...

Презентация по теме "Правила общения с людьми с ограниченными возможностями здоровья"

Презентация по теме "Правила общения с людьми с ограниченными возможностями здоровья"...