физическая реабилитация
статья на тему
Основной компонент адаптивной физической культуры физическая реабилитация
Стимулом развития физиотерапии, лечебной физкультуры и трудотерапии в начале прошлого века принято считать первую мировую войну, затем в период второй мировой войны завершилось формирование новой дисциплины изучающей восстановительное лечением — реабилитацию.
Быстрое социально-экономическое развитие мира провоцировало возникновению новых военных конфликтов, техногенных аварий и катастроф, стихийные бедствия с увеличением больших разнородных групп лиц — физических инвалидов и лиц с нарушениями психики.
Увеличивать число инвалидов и социально зависимых лиц может позволить себе безгранично, только очень богатая страна.
В каждой стране стремились уменьшить число инвалидов и процент людей, перенесших те или иные заболеваний и травмы, возвратить их к своей профессиональной деятельности. Что в результате поможет обществу получить значительный социально-экономический эффект.
Появление реабилитация является не роскошью, а продиктованной временем практически небходимой задачей здравоохранения любой цивилизованной страны.
ВОЗ рассматривает реабилитацию как комбинированное и координированное использование социальных, медицинских, педагогических и профессиональных мер с целью подготовки и переучивания человека с ограниченными возможностями для приобретения оптимальной его трудоспособности.
Реабилитация в самом широком значении может оказать очень большое влияние на качество жизни человека.
По качеству жизни дается оценка эффективности различных методов лечения и принятия различных медицинских программ. Это особенно важно для людей с ограниченными возможностями, имеющие низкий коэффициент качества жизни.
Эти нормативы наряду с психологической и социально-трудовой реадаптацией можно непосредственно использовать в качестве подлинного критерия реабилитации инвалидов.
Предотвращение летального исхода, восстановление функций или продление жизни при заранее известном фатальном исходе, избавление организма от разрушающего действия патологического процесса, в итоге сводится цель лечения.
Больной человек должен жить полноценно, сохраняя непосредственно человеческое достоинство, а не просто существовать.
Реабилитация занимается возвращением к полноценной жизни.
Для людей с ограниченными возможностями и инвалидов движение не просто условие жизнеобеспечения, средство и метод поддержания работоспособности, а способ развития координации межцентральных связей, формирования двигательных действий, анализаторов, познавательных процессов, восстановление и замена недостатков в физическом и психическом развитии 6 [с.121].
Люди с различными нарушениями остро воспринимают малейшие успехи в своих двигательных способностях. Искренне выражая свои чувства, радуются возможности двигаться и побеждать. Задача физической реабилитации состоит в том, чтобы создать атмосферу комфорта, доверия, доброжелательности, свободы, раскованности, дать возможность радоваться, получать удовольствие от физических упражнений. И именно эта задачу предстоит решать физической реабилитации.
В своих разнообразных методах реабилитация опирается, всегда, на личность больного, активно пытаясь восстановить нарушенные болезнью функции человека, и его социальные связи.
Нет подлинной реабилитации не обращаясь к личности больного, не воспринимая человека в неразрывной связи с окружающей средой.
Успешными реабилитационные мероприятий могут быть продолжительным когда установлена гармония между телом и окружающей средой.
Реабилитация является конечным этап общего лечебного процесса, на котором очень необходимо оценить эффективность лечения, эффективность воздействия на организм, прежде всего в плане реабилитации личностного и социального статуса больного.
Грамотное и рациональное сочетание физических и психических методов воздействия на конкретного больного влияет самым естественным образом на успех в лечении распространенных тяжелых хронических заболеваний, в том числе в полном или частичном восстановлении трудоспособности.
В современной медицине реабилитация строится на партнерстве врача и пациента, разнообразности усилий и воздействий, направленных на разные сферы жизнедеятельности, на единстве биологических и психосоциальных методов воздействия и ступенчатости воздействий.
Основной составляющей реабилитации является медицинская реабилитация, предусматривающая использование технологии медико-биологических и медико-социальных мероприятий, направленных на предупреждение потере трудоспособности, скорейшее восстановление нарушенных функций, на профилактику осложнений и рецидивов заболевания, на раннее возвращение к обществу и к труду.
«Лечение» и «реабилитация» разные понятия, реабилитация представляет собой часть лечебного процесса и отличается ранней и особой направленностью лечебных мероприятий, обеспечивающих улучшение функции различных систем организма и наиболее полное восстановление трудоспособности пациента. Реабилитация не является долечиванием, она начинается на самых ранних стадиях патологического процесса, чтобы восстановлении проходило быстрее, хотя наиболее интенсивно ее методы применяются на конечных этапах лечения. После клинического выздоровления пациента до восстановления его трудоспособности.
Часто подменяют более узким понятием «восстановительное лечение» термин «реабилитация», это допустимо лишь при некоторых видах патологии, не связанных с медико-социальными последствиями.
На территории нашей страны под термином «реабилитация», подразумевают сформулированное на совещании министров здравоохранения европейских стран определение (Прага, 1967 г.): реабилитация есть система государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, и на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов (детей и взрослых) в общество и к общественно полезному труду.
Непосредственное представление о направлении выбора контингентов больных, нуждающихся в реабилитации, дано в докладе Комитета экспертов ВОЗ по предупреждению инвалидности (ВОЗ, Женева, 1983 г.).
Комитет представил общепринятую парадигму болезни (этиология — патология — проявление) и сгруппированные последствия заболевания (нарушение функции — инвалидность — физические и другие дефекты), на ликвидацию которых должны быть направлены усилия реабилитации.
Из чего следует, что общепризнанное воздействие реабилитации являются не проявления заболеваний, а их последствия.
Дополнения и изменения в этом направлении могут быть внесены лишь с учетом научно подтвержденного высокого удельного веса функциональных нарушений внутри отдельных нозологических форм заболеваний и травм, что определяет начало реабилитации для некоторых групп больных еще в период проявления болезни.
С точки зрения выше изложенного термин «реабилитация» правомочен в тех случаях, когда действия направлены на тяжелобольных и инвалидов, а достигнутый эффект предполагает полное или частичное восстановление, через физическую реабилитацию или с прямым использованием ее средств.
Лечебная физкультура как основное средство физической реабилитации с успехом применяется практически при всех видах патологии на всех этапах реабилитации. Она оказывает не только общетренирующее, но и специальное терапевтическое действие, стимулируя приспособление к физической нагрузке у больных ИБС, способствуя восстановлению движений у неврологических больных.
Большую ценность представляет собой корригирующая гимнастика в травматологии и ортопедии. У пульмонологических больных лечебная физкультура снижает бронхо и вазоконстрикции, улучшает подвижность грудной клетки, диафрагмы, позвоночника, улучшает координацию дыхательной и сердечно-сосудистой систем, улучшает бронхиальный дренаж.
Физическая реабилитация является составной частью медицинской, социальной и профессиональной реабилитации. Физическая реабилитация это технология мероприятий по восстановлению или возмещению физических возможностей и интеллектуальных способностей. Физическая реабилитация помогает повысить функциональное состояния организма, улучшить физические качества, психоэмоциональную устойчивость и адаптационные резервы организма человека.
Средствами и методами физической реабилитации являются упражнения физической культуры и их классификация, элементы спорта и спортивной подготовки, массаж, физиотерапия и природные факторы (В. Г. Дмитриев).
Физическую реабилитацию надо рассматривать как лечебно-педагогический и воспитательный процесс, то есть образовательный процесс.
Главным средством физической реабилитации как указывалось выше являются физические упражнения и элементы спорта, а использование — всегда педагогический, образовательный процесс. Качество его зависит от того, насколько методист владеет педагогическим мастерством и знаниями. Именно поэтому все законы и принципы общей педагогики, а также теории и методики физической культуры чрезвычайно важны в деятельности реабилитолога — специалиста по физической реабилитации. Специалист по физической реабилитации обязан быть, хорошим педагогом — специалистом по физическому образованию, физической культуре и в то же время обладать глубокими знаниями сущности патологических процессов и болезней, с которыми ему приходится встречаться у своих пациентов, дозировать нагрузку в зависимости от вида патологии и состояния больного. Даже для опытного специалиста это непросто, если не знать и не использовать методы оценки (контроля) воздействия нагрузок на организм больного и эффективности реабилитационных мероприятий.
Физические упражнения всегда дают положительный эффект в реабилитации, когда они, во-первых, соответствуют возможностям больного или инвалида, во-вторых, когда оказывают подготавливающее действие и повышают приспособительные возможности. Методист должен знать ряд методических особенностей и принципов физической тренировки.
Основа занятий в многократной, систематически повторяющейся и постепенно повышающейся физической нагрузке, вызывающей в организме человека положительные функциональные, и структурные изменения. В результате занятий механизмы регуляции нормализуются, совершенствуются, увеличиваются адаптационные возможности организма больного к постоянно изменяющимся условиям среды. Приобретаются и укрепляются новые или совершенствуются уже существующие двигательные навыки, тренируются и совершенствуются различные физические качества (сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость, и др.), которые определяют физическую работоспособность организма. Никакие другие средства и методы реабилитации не в состоянии заменить физические упражнения.
Физические упражнения являются самыми эффективными средствами реабилитации.
Только занимаясь физическими упражнения, можно, восстановить и повысить физическую работоспособность пациента, которая, всегда, заметно снижается при патологических процессах.
На лечебно-восстановительных занятиях важно соблюдать следующие физиологически обоснованные педагогические принципы:
¾ Индивидуальный подход к больному. При планировании реабилитационной программы следует учитывать возраст, пол и профессию пациента, его двигательный опыт, природу и степень патологического процесса и функциональные возможности больного;
¾ Сознательность. Только осмысленное и активное участие самого больного в процессе восстановления создает необходимый психоэмоциональный фон и психологический настрой реабилитируемого, это повышает эффективность применяемых восстановительных мероприятий.
¾ Принцип постепенности особенно важен при повышении физической нагрузки по всем ее показателям: объему, напряженности, количеству упражнений, числу их повторений, сложности упражнений как внутри одной тренировки, так и на протяжении всего процесса восстановления.
¾ Систематичность — основа лечебно-восстановительных занятий на протяжении восстановления, продолжающихся порою до нескольких месяцев и лет. Только регулярно применяя различные средства восстановления, можно обеспечить достаточное, оптимальное для каждого больного воздействие, позволяющее повышать функциональное состояние организма больного.
¾ Цикличность. Очень важно чередование работы и отдыха с соблюдением необходимого интервала (отдых либо между двумя упражнениями, либо между двумя занятиями).
В период отдыха наступает фаза суперкомпенсации. Если очередное занятие в период фазы суперкомпенсации, то эффекты от предыдущего и нового занятия суммируются и функциональные возможности повышаются на новом, более совершенном уровне. Это главное при проведении восстановительных мероприятий.
В восстановлении важна системность воздействия ( поочередность), т.е. порядок чередование исходных положений и упражнений для различных мышечных групп, новизна и разнообразие в подборе и использовании физических упражнений, т.е. 9—15% физических упражнений должны обновляться, а 84—90% повторяться для закрепления достигнутых успехов лечения. Нужно смягченное воздействие средствами физической реабилитации это означает, что мощность физических упражнений должна быть умеренной, более длительной, или нагрузка должны быть малой, это позволит достичь соответствующей нагрузки состоянию пациента главным параметрам. Бывает, что состояние реабилитируемого пациента нередко не позволяет увеличивать нагрузку в объеме, необходимом для значительного повышения работоспособности больного. Для этого, в начальном периоде необходима оптимизация нагрузок в течение восстановления. Этого необходимо строго следить за дозированием физической нагрузки, приемлемы подбор физических упражнений лечебно-восстановительных занятий: приоритет отдается малым нагрузкам волнообразного характера, по шаговому соотношению работы и отдыха и использование большого количества физических упражнений, снимающих напряжение и содействующих ускоренному восстановлению с учетом строгой индивидуальных особенностей.
Совмещение общих и специальных физических упражнений в процессе восстановления следует понимать следующим образом:
¾ общая тренировка направлена на общее оздоровление организма, совершенствование функций органов и систем, которые были нарушены болезненным процессом, развитие и закрепление двигательных навыков и волевых качеств. С общебиологического понимания развитость больного человека — обязательный фактор его функциональной приспособляемости, в ней большую роль играет постоянная мышечная деятельность;
¾ специальная тренировка направлена на совершенствование функций которые были нарушены в связи с заболеванием или травмой, восстановление конкретных двигательных действий или умений, обязательных для пациента в быту и трудовой деятельности. 1[с.185].
У нас в стране физическое восстановление сводится к лечебной физической культуре и физическим методам воздействия на человека (физиотерапевтическим процедурам).
Лечебная физическая культура (ЛФК) используется большей частью в лечебно-профилактических центрах системы здравоохранения: больницах, поликлиниках, врачебно-физкультурных диспансерах, восстановительных центрах, санаторных центрах.
В стационарах занятия лечебной физкультурой с больными, находящимися на свободном посещении, должны проводиться в отделении или кабинете лечебной физической культуры.
Отделение или кабинет лечебной физической культуры лечебно-профилактического центра в своем составе должно иметь:
— помещения для групповых и индивидуальных занятий (исходя из нормы 4 м2 на одного больного, не менее 20 м2) с хорошей естественной и принудительной вентиляцией, соответствующим освещением, напольным покрытием, где одно стене должна быть закреплены зеркала;
— помещения, комнаты механотерапии, мануальной терапии, массажа, трудовой и бытовой реабилитации а также тренажеров, бассейны для лечебного плавания и упражнений в воде, кабинет функциональной диагностики, кабинеты врачей, инструкторов, комнаты для ожидания и отдыха больных;
— в лечебно-профилактическом центре могут быть использованы на площадки на открытом воздухе, дорожка терренкура для лечебной ходьбы, игровые, открытые бассейны для лечебного плавания и другие сооружения.
Оснащение помещения зависит от профиля лечебного центра.
С больными которым назначен постельный режим, занятия лечебной физкультурой проводятся в палатах. Комнаты должны быть обеспечены нужным переносным инвентарем (гимнастические палки, мячи, гантели, эспандеры и т.п.).
Тренировки лечебной физической культурой в лечебно-профилактических центрах системы здравоохранения организуют и проводят следующие специалисты:
— врач по ЛФК;
— инструктор по ЛФК;
— инструктор-методист по ЛФК.
Все перечисленные категории медицинских работников непременно подлежат проходят через процедуры сертификации.
Сертификация является квалификационным экзаменом на свидетельство специалиста.
Подтверждение квалификационной категории осуществляется на добровольной основе, каждые пять лет все медицинские работники должны повторять эту процедуру (аттестации или переаттестации).
Разрешение на этот вид деятельности обязательно для медицинских центров всех форм собственности и физических лиц, работающих в негосударственном секторе здравоохранения.
Для сотрудников медицинских центров и служб, требования по их соответствию и аттестации заложены в обязательных процедурах лицензирования и наделения полномочиями этих центров и служб.
Для сотрудников таких центров сертификация и аттестация являются обязательными.
Важнейший вопрос организации тренировки по лечебной физической культурой с больными это распределение функциональных обязанностей между тремя категориями сотрудников — врач, инструктор, инструктор-методист.
По инструкции врач по лечебной физической культуре должен проводить специальное обследование больных, вести наблюдение за ними, конкретизировать методику процедур и их количество в зависимости от состояния больного, особенностей заболеваний и функциональных расстройств; проконтролировать эффективность процедур, изменять их, дополнять, уменьшать или отменять, консультируясь с лечащим врачом; направлять и контролировать работу инструктора ЛФК и медицинских сестер, назначенных для проведения занятий лечебной и гигиенической гимнастики, и выполнять ряд иных обязанностей консультативно- просветительного и контролирующего характера.
Врач по лечебной физкультуре сам редко проводит процедуры по ней.
Врач подкрепляет доводами и назначает процедуры, а инструктор или медицинская сестра проводит эти назначения.
Инструктор-методист по лечебной физкультуре подготавливает гимнастические и массажные комплексы для тренировки по ЛФК и процедуры с пациентами; руководит средним медицинским персоналом в центрах здравоохранения; проверяет состояние методической работы по ЛФК, изучает и распространяет новейшие методы ЛФК; занимается работой по повышению квалификации среднего медицинского персонала, производит контроль качества выполнения им занятий ЛФК, процедур и др. Занятий по проведению лечебной физической культуры в системе здравоохранения проводит в основном средний медицинский персонал это инструкторы по ЛФК и медицинские сестры.
Врач по ЛФК расписывает назначение, а инструктор-методист по ЛФК (как правило, специалист с высшим профессиональным образованием в области физической культуры) обеспечивает методическое руководство, контроль.
Кроме центров здравоохранения лечебная физическая культура проводится в центрах как специального (коррекционного), образования так и массового.
ЛФК используется в центрах специального (коррекционного) образования; - дошкольных образовательных учреждениях (детских садах компенсирующего вида, присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных процедур и т.д.);
- специальных (коррекционных) общеобразовательных центрах I—VIII видов для учащихся с отклонениями в развитии; классах компенсирующего обучения; оздоровительно - образовательных центрах санаторного типа (санаторная школа, санаторная школа-интернат, санаторный детский дом) и др. Непосредственно, в спецшколах I—VIII видов проводятся занятия лечебной физической культуры. Эти занятия проводят учителя физической культуры, прошедшие специальную профессиональную подготовку.том
В образовательных учреждениях (общеобразовательные школы, центры начального, среднего и высшего профессионального образования и др.) организуются группы ЛФК (для учащихся с ослабленным здоровьем), где учащиеся занимаются лечебной физической культурой. Занятия проводят по ЛФК учителя, преподаватели, руководители физического воспитания и другие специалисты, имеющие соответствующую подготовку.
Стоит отметить, что в образовательных центрах недостаточно отрегулированы, а в отдельных случаях проводятся формально сертификация, аттестация, лицензирование и аккредитация специалистов по лечебной физической культуре (физическому восстановлению).
Нужно искать пути к совершенствованию системы построения занятий лечебной физической культурой как в центрах социального обеспечения, так и в центрах отдыха и оздоровления населения (домах отдыха, санаториях, туристических базах, реабилитационных центрах и т.п., не относящихся к системе здравоохранения).
Практика внедрения и организации физической терапии в зарубежных странах, служит положительный примером использования физической реабилитации. Такая практика используется более чем в тридцати странах мира
Физическая терапия вид услуг, предоставляемый физическим терапевтом (кинезотерапевтом) и включает оценку, диагноз, планирование, проведение занятий и процедур, контроль изменений, произошедших в ходе проведения этих занятий и процедур. Всю эту работу выполняет физический терапевт, имеющий, как правило, высшее профессиональное образование. В своей практике физические терапевты ориентируясь на опыт в междисциплинарных командах ведут практику как в системе здравоохранения, так и в других центрах и организациях. Физические терапевты проводят восстановительные мероприятия с пациентами в больницах, амбулаторных центрах, хосписах, спортивных центрах, образовательных центрах, и т.п.
В настоящее время активно формируется вид деятельности, обеспечивающий максимально возможное восстановление непосредственно лиц с ограниченными возможностями (включая людей с временной нетрудоспособностью) и получивший название «эрготерапия».
Приспособиться к окружающей среде, обеспечить человеку с отклонениями в состоянии здоровья максимально возможную независимость в повседневной жизни, восстановив утраченные функций, используя специальные приспособления основная цель эрготерапии.
Для реализации цели необходимо:
— обнаружить имеющиеся нарушения, восстановить или улучшить функциональные возможности, нужные в каждодневной жизни, в профессиональной деятельности, для активного в отдыха, досуга, игры, увлечений;
— для улучшения качества жизни, создать благоприятные условия развития и саморегуляции человека с ограниченными возможностями.
Эрготерапевт выстраивает естественные, имеющие смысл для посетителя ситуации, создавая специальные, пригодные для каждого человека с нетрудоспособностью, развивающие функциональные возможности для достижения определенной цели. Характерный подчерк работы эрготерапевта, непосредственно, состоит в следовании технологии помощи в пределах естественного окружения пациента (дома, в школе, офисе, на спортивной площадке и т.п.).
Когда с пациентом работает междисциплинарная команда тогда эффективнее происходит восстановление здоровья лиц с временной нетрудоспособностью. Полноправными членами междисциплинарной команды, кроме врачей, психологов и других специалистов, являются физические терапевты и эрготерапевты.
Суммируя выше изложенное можно сделать вывод, что физическая реабилитация один из основных видов восстановления и предусматривает меры по восстановлению трудоспособности пациентов путем применения лечебной физической культуры по принципу постепенности увеличения интенсивности. Главное в физической реабилитации использование физических упражнений для повышения работоспособности больных. Средства физических упражнений более широко влияет на центральную нервную и сердечно - сосудистую системы, обмен веществ и газообмен легких 5 [190-193].
Физические нагрузки положительно влияют на регуляторные системы и обеспечивают приспособительные процессы и выздоровление. Нормализуются нарушения функций различных органов, улучшается деятельность компенсаторных механизмов. Происходит нормализация работы обмена веществ, улучшается пищеварение. Укрепляются мышцы, укрепляются защитные функции иммунной системы пациента в итоге это приводит к скорейшему выздоровлению.
В связи с этим в се большее внимание уделяется физической реабилитации потому что пренебрежительное отношение к физическим упражнениям уже в прошлом и это приводит к негативным последствиям, затягиваются сроки постельного режима, увеличивается нетрудоспособность человека, а следовательно и экономические затраты.
Раннее применение средств физической реабилитации, делает течение болезни более легкой, предупреждает ряд осложнений, сокращает время выздоровления и временной нетрудоспособности, останавливает развитие нетрудоспособности.
Использование физических упражнение эффективно только тогда когда они соответствуют назначению. В ином случае физическая нагрузка бесполезна и даже вредна. существуют надежные методы определения дозы физической нагрузки гарантирующие эффективность и безопасность, т. е . получение точной информации о реакции больного на увеличение физической нагрузки. Не зря говорят, движение это жизнь. «Суть человеческого естества — в движении. Полный покой означает смерть» (Б. Паскаль). Только физические упражнения без рационального питания и здорового образа жизни не сделаю хорошее здоровье.
Конечно же, многое значит и социальная среда, в которой находятся люди с ограниченными возможностями. Они не должны быть один на один со своей болезнью. Им необходимо ощущать свою нужность и заботу государства. Тогда нетрудоспособных и людей с ограниченными возможностями станет меньше.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monografiya1.docx | 74.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Основной компонент адаптивной физической культуры физическая реабилитация
Стимулом развития физиотерапии, лечебной физкультуры и трудотерапии в начале прошлого века принято считать первую мировую войну, затем в период второй мировой войны завершилось формирование новой дисциплины изучающей восстановительное лечением — реабилитацию.
Быстрое социально-экономическое развитие мира провоцировало возникновению новых военных конфликтов, техногенных аварий и катастроф, стихийные бедствия с увеличением больших разнородных групп лиц — физических инвалидов и лиц с нарушениями психики.
Увеличивать число инвалидов и социально зависимых лиц может позволить себе безгранично, только очень богатая страна.
В каждой стране стремились уменьшить число инвалидов и процент людей, перенесших те или иные заболеваний и травмы, возвратить их к своей профессиональной деятельности. Что в результате поможет обществу получить значительный социально-экономический эффект.
Появление реабилитация является не роскошью, а продиктованной временем практически небходимой задачей здравоохранения любой цивилизованной страны.
ВОЗ рассматривает реабилитацию как комбинированное и координированное использование социальных, медицинских, педагогических и профессиональных мер с целью подготовки и переучивания человека с ограниченными возможностями для приобретения оптимальной его трудоспособности.
Реабилитация в самом широком значении может оказать очень большое влияние на качество жизни человека.
По качеству жизни дается оценка эффективности различных методов лечения и принятия различных медицинских программ. Это особенно важно для людей с ограниченными возможностями, имеющие низкий коэффициент качества жизни.
Эти нормативы наряду с психологической и социально-трудовой реадаптацией можно непосредственно использовать в качестве подлинного критерия реабилитации инвалидов.
Предотвращение летального исхода, восстановление функций или продление жизни при заранее известном фатальном исходе, избавление организма от разрушающего действия патологического процесса, в итоге сводится цель лечения.
Больной человек должен жить полноценно, сохраняя непосредственно человеческое достоинство, а не просто существовать.
Реабилитация занимается возвращением к полноценной жизни.
Для людей с ограниченными возможностями и инвалидов движение не просто условие жизнеобеспечения, средство и метод поддержания работоспособности, а способ развития координации межцентральных связей, формирования двигательных действий, анализаторов, познавательных процессов, восстановление и замена недостатков в физическом и психическом развитии 6 [с.121].
Люди с различными нарушениями остро воспринимают малейшие успехи в своих двигательных способностях. Искренне выражая свои чувства, радуются возможности двигаться и побеждать. Задача физической реабилитации состоит в том, чтобы создать атмосферу комфорта, доверия, доброжелательности, свободы, раскованности, дать возможность радоваться, получать удовольствие от физических упражнений. И именно эта задачу предстоит решать физической реабилитации.
В своих разнообразных методах реабилитация опирается, всегда, на личность больного, активно пытаясь восстановить нарушенные болезнью функции человека, и его социальные связи.
Нет подлинной реабилитации не обращаясь к личности больного, не воспринимая человека в неразрывной связи с окружающей средой.
Успешными реабилитационные мероприятий могут быть продолжительным когда установлена гармония между телом и окружающей средой.
Реабилитация является конечным этап общего лечебного процесса, на котором очень необходимо оценить эффективность лечения, эффективность воздействия на организм, прежде всего в плане реабилитации личностного и социального статуса больного.
Грамотное и рациональное сочетание физических и психических методов воздействия на конкретного больного влияет самым естественным образом на успех в лечении распространенных тяжелых хронических заболеваний, в том числе в полном или частичном восстановлении трудоспособности.
В современной медицине реабилитация строится на партнерстве врача и пациента, разнообразности усилий и воздействий, направленных на разные сферы жизнедеятельности, на единстве биологических и психосоциальных методов воздействия и ступенчатости воздействий.
Основной составляющей реабилитации является медицинская реабилитация, предусматривающая использование технологии медико-биологических и медико-социальных мероприятий, направленных на предупреждение потере трудоспособности, скорейшее восстановление нарушенных функций, на профилактику осложнений и рецидивов заболевания, на раннее возвращение к обществу и к труду.
«Лечение» и «реабилитация» разные понятия, реабилитация представляет собой часть лечебного процесса и отличается ранней и особой направленностью лечебных мероприятий, обеспечивающих улучшение функции различных систем организма и наиболее полное восстановление трудоспособности пациента. Реабилитация не является долечиванием, она начинается на самых ранних стадиях патологического процесса, чтобы восстановлении проходило быстрее, хотя наиболее интенсивно ее методы применяются на конечных этапах лечения. После клинического выздоровления пациента до восстановления его трудоспособности.
Часто подменяют более узким понятием «восстановительное лечение» термин «реабилитация», это допустимо лишь при некоторых видах патологии, не связанных с медико-социальными последствиями.
На территории нашей страны под термином «реабилитация», подразумевают сформулированное на совещании министров здравоохранения европейских стран определение (Прага, 1967 г.): реабилитация есть система государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, и на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов (детей и взрослых) в общество и к общественно полезному труду.
Непосредственное представление о направлении выбора контингентов больных, нуждающихся в реабилитации, дано в докладе Комитета экспертов ВОЗ по предупреждению инвалидности (ВОЗ, Женева, 1983 г.).
Комитет представил общепринятую парадигму болезни (этиология — патология — проявление) и сгруппированные последствия заболевания (нарушение функции — инвалидность — физические и другие дефекты), на ликвидацию которых должны быть направлены усилия реабилитации.
Из чего следует, что общепризнанное воздействие реабилитации являются не проявления заболеваний, а их последствия.
Дополнения и изменения в этом направлении могут быть внесены лишь с учетом научно подтвержденного высокого удельного веса функциональных нарушений внутри отдельных нозологических форм заболеваний и травм, что определяет начало реабилитации для некоторых групп больных еще в период проявления болезни.
С точки зрения выше изложенного термин «реабилитация» правомочен в тех случаях, когда действия направлены на тяжелобольных и инвалидов, а достигнутый эффект предполагает полное или частичное восстановление, через физическую реабилитацию или с прямым использованием ее средств.
Лечебная физкультура как основное средство физической реабилитации с успехом применяется практически при всех видах патологии на всех этапах реабилитации. Она оказывает не только общетренирующее, но и специальное терапевтическое действие, стимулируя приспособление к физической нагрузке у больных ИБС, способствуя восстановлению движений у неврологических больных.
Большую ценность представляет собой корригирующая гимнастика в травматологии и ортопедии. У пульмонологических больных лечебная физкультура снижает бронхо и вазоконстрикции, улучшает подвижность грудной клетки, диафрагмы, позвоночника, улучшает координацию дыхательной и сердечно-сосудистой систем, улучшает бронхиальный дренаж.
Физическая реабилитация является составной частью медицинской, социальной и профессиональной реабилитации. Физическая реабилитация это технология мероприятий по восстановлению или возмещению физических возможностей и интеллектуальных способностей. Физическая реабилитация помогает повысить функциональное состояния организма, улучшить физические качества, психоэмоциональную устойчивость и адаптационные резервы организма человека.
Средствами и методами физической реабилитации являются упражнения физической культуры и их классификация, элементы спорта и спортивной подготовки, массаж, физиотерапия и природные факторы (В. Г. Дмитриев).
Физическую реабилитацию надо рассматривать как лечебно-педагогический и воспитательный процесс, то есть образовательный процесс.
Главным средством физической реабилитации как указывалось выше являются физические упражнения и элементы спорта, а использование — всегда педагогический, образовательный процесс. Качество его зависит от того, насколько методист владеет педагогическим мастерством и знаниями. Именно поэтому все законы и принципы общей педагогики, а также теории и методики физической культуры чрезвычайно важны в деятельности реабилитолога — специалиста по физической реабилитации. Специалист по физической реабилитации обязан быть, хорошим педагогом — специалистом по физическому образованию, физической культуре и в то же время обладать глубокими знаниями сущности патологических процессов и болезней, с которыми ему приходится встречаться у своих пациентов, дозировать нагрузку в зависимости от вида патологии и состояния больного. Даже для опытного специалиста это непросто, если не знать и не использовать методы оценки (контроля) воздействия нагрузок на организм больного и эффективности реабилитационных мероприятий.
Физические упражнения всегда дают положительный эффект в реабилитации, когда они, во-первых, соответствуют возможностям больного или инвалида, во-вторых, когда оказывают подготавливающее действие и повышают приспособительные возможности. Методист должен знать ряд методических особенностей и принципов физической тренировки.
Основа занятий в многократной, систематически повторяющейся и постепенно повышающейся физической нагрузке, вызывающей в организме человека положительные функциональные, и структурные изменения. В результате занятий механизмы регуляции нормализуются, совершенствуются, увеличиваются адаптационные возможности организма больного к постоянно изменяющимся условиям среды. Приобретаются и укрепляются новые или совершенствуются уже существующие двигательные навыки, тренируются и совершенствуются различные физические качества (сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость, и др.), которые определяют физическую работоспособность организма. Никакие другие средства и методы реабилитации не в состоянии заменить физические упражнения.
Физические упражнения являются самыми эффективными средствами реабилитации.
Только занимаясь физическими упражнения, можно, восстановить и повысить физическую работоспособность пациента, которая, всегда, заметно снижается при патологических процессах.
На лечебно-восстановительных занятиях важно соблюдать следующие физиологически обоснованные педагогические принципы:
⎯ Индивидуальный подход к больному. При планировании реабилитационной программы следует учитывать возраст, пол и профессию пациента, его двигательный опыт, природу и степень патологического процесса и функциональные возможности больного;
⎯ Сознательность. Только осмысленное и активное участие самого больного в процессе восстановления создает необходимый психоэмоциональный фон и психологический настрой реабилитируемого, это повышает эффективность применяемых восстановительных мероприятий.
⎯ Принцип постепенности особенно важен при повышении физической нагрузки по всем ее показателям: объему, напряженности, количеству упражнений, числу их повторений, сложности упражнений как внутри одной тренировки, так и на протяжении всего процесса восстановления.
⎯ Систематичность — основа лечебно-восстановительных занятий на протяжении восстановления, продолжающихся порою до нескольких месяцев и лет. Только регулярно применяя различные средства восстановления, можно обеспечить достаточное, оптимальное для каждого больного воздействие, позволяющее повышать функциональное состояние организма больного.
⎯ Цикличность. Очень важно чередование работы и отдыха с соблюдением необходимого интервала (отдых либо между двумя упражнениями, либо между двумя занятиями).
В период отдыха наступает фаза суперкомпенсации. Если очередное занятие в период фазы суперкомпенсации, то эффекты от предыдущего и нового занятия суммируются и функциональные возможности повышаются на новом, более совершенном уровне. Это главное при проведении восстановительных мероприятий.
В восстановлении важна системность воздействия ( поочередность), т.е. порядок чередование исходных положений и упражнений для различных мышечных групп, новизна и разнообразие в подборе и использовании физических упражнений, т.е. 9—15% физических упражнений должны обновляться, а 84—90% повторяться для закрепления достигнутых успехов лечения. Нужно смягченное воздействие средствами физической реабилитации это означает, что мощность физических упражнений должна быть умеренной, более длительной, или нагрузка должны быть малой, это позволит достичь соответствующей нагрузки состоянию пациента главным параметрам. Бывает, что состояние реабилитируемого пациента нередко не позволяет увеличивать нагрузку в объеме, необходимом для значительного повышения работоспособности больного. Для этого, в начальном периоде необходима оптимизация нагрузок в течение восстановления. Этого необходимо строго следить за дозированием физической нагрузки, приемлемы подбор физических упражнений лечебно-восстановительных занятий: приоритет отдается малым нагрузкам волнообразного характера, по шаговому соотношению работы и отдыха и использование большого количества физических упражнений, снимающих напряжение и содействующих ускоренному восстановлению с учетом строгой индивидуальных особенностей.
Совмещение общих и специальных физических упражнений в процессе восстановления следует понимать следующим образом:
⎯ общая тренировка направлена на общее оздоровление организма, совершенствование функций органов и систем, которые были нарушены болезненным процессом, развитие и закрепление двигательных навыков и волевых качеств. С общебиологического понимания развитость больного человека — обязательный фактор его функциональной приспособляемости, в ней большую роль играет постоянная мышечная деятельность;
⎯ специальная тренировка направлена на совершенствование функций которые были нарушены в связи с заболеванием или травмой, восстановление конкретных двигательных действий или умений, обязательных для пациента в быту и трудовой деятельности. 1[с.185].
У нас в стране физическое восстановление сводится к лечебной физической культуре и физическим методам воздействия на человека (физиотерапевтическим процедурам).
Лечебная физическая культура (ЛФК) используется большей частью в лечебно-профилактических центрах системы здравоохранения: больницах, поликлиниках, врачебно-физкультурных диспансерах, восстановительных центрах, санаторных центрах.
В стационарах занятия лечебной физкультурой с больными, находящимися на свободном посещении, должны проводиться в отделении или кабинете лечебной физической культуры.
Отделение или кабинет лечебной физической культуры лечебно-профилактического центра в своем составе должно иметь:
- помещения для групповых и индивидуальных занятий (исходя из нормы 4 м2 на одного больного, не менее 20 м2) с хорошей естественной и принудительной вентиляцией, соответствующим освещением, напольным покрытием, где одно стене должна быть закреплены зеркала;
- помещения, комнаты механотерапии, мануальной терапии, массажа, трудовой и бытовой реабилитации а также тренажеров, бассейны для лечебного плавания и упражнений в воде, кабинет функциональной диагностики, кабинеты врачей, инструкторов, комнаты для ожидания и отдыха больных;
- в лечебно-профилактическом центре могут быть использованы на площадки на открытом воздухе, дорожка терренкура для лечебной ходьбы, игровые, открытые бассейны для лечебного плавания и другие сооружения.
Оснащение помещения зависит от профиля лечебного центра.
С больными которым назначен постельный режим, занятия лечебной физкультурой проводятся в палатах. Комнаты должны быть обеспечены нужным переносным инвентарем (гимнастические палки, мячи, гантели, эспандеры и т.п.).
Тренировки лечебной физической культурой в лечебно-профилактических центрах системы здравоохранения организуют и проводят следующие специалисты:
- врач по ЛФК;
- инструктор по ЛФК;
- инструктор-методист по ЛФК.
Все перечисленные категории медицинских работников непременно подлежат проходят через процедуры сертификации.
Сертификация является квалификационным экзаменом на свидетельство специалиста.
Подтверждение квалификационной категории осуществляется на добровольной основе, каждые пять лет все медицинские работники должны повторять эту процедуру (аттестации или переаттестации).
Разрешение на этот вид деятельности обязательно для медицинских центров всех форм собственности и физических лиц, работающих в негосударственном секторе здравоохранения.
Для сотрудников медицинских центров и служб, требования по их соответствию и аттестации заложены в обязательных процедурах лицензирования и наделения полномочиями этих центров и служб.
Для сотрудников таких центров сертификация и аттестация являются обязательными.
Важнейший вопрос организации тренировки по лечебной физической культурой с больными это распределение функциональных обязанностей между тремя категориями сотрудников — врач, инструктор, инструктор-методист.
По инструкции врач по лечебной физической культуре должен проводить специальное обследование больных, вести наблюдение за ними, конкретизировать методику процедур и их количество в зависимости от состояния больного, особенностей заболеваний и функциональных расстройств; проконтролировать эффективность процедур, изменять их, дополнять, уменьшать или отменять, консультируясь с лечащим врачом; направлять и контролировать работу инструктора ЛФК и медицинских сестер, назначенных для проведения занятий лечебной и гигиенической гимнастики, и выполнять ряд иных обязанностей консультативно- просветительного и контролирующего характера.
Врач по лечебной физкультуре сам редко проводит процедуры по ней.
Врач подкрепляет доводами и назначает процедуры, а инструктор или медицинская сестра проводит эти назначения.
Инструктор-методист по лечебной физкультуре подготавливает гимнастические и массажные комплексы для тренировки по ЛФК и процедуры с пациентами; руководит средним медицинским персоналом в центрах здравоохранения; проверяет состояние методической работы по ЛФК, изучает и распространяет новейшие методы ЛФК; занимается работой по повышению квалификации среднего медицинского персонала, производит контроль качества выполнения им занятий ЛФК, процедур и др. Занятий по проведению лечебной физической культуры в системе здравоохранения проводит в основном средний медицинский персонал это инструкторы по ЛФК и медицинские сестры.
Врач по ЛФК расписывает назначение, а инструктор-методист по ЛФК (как правило, специалист с высшим профессиональным образованием в области физической культуры) обеспечивает методическое руководство, контроль.
Кроме центров здравоохранения лечебная физическая культура проводится в центрах как специального (коррекционного), образования так и массового.
ЛФК используется в центрах специального (коррекционного) образования; - дошкольных образовательных учреждениях (детских садах компенсирующего вида, присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных процедур и т.д.);
- специальных (коррекционных) общеобразовательных центрах I—VIII видов для учащихся с отклонениями в развитии; классах компенсирующего обучения; оздоровительно - образовательных центрах санаторного типа (санаторная школа, санаторная школа-интернат, санаторный детский дом) и др. Непосредственно, в спецшколах I—VIII видов проводятся занятия лечебной физической культуры. Эти занятия проводят учителя физической культуры, прошедшие специальную профессиональную подготовку.том
В образовательных учреждениях (общеобразовательные школы, центры начального, среднего и высшего профессионального образования и др.) организуются группы ЛФК (для учащихся с ослабленным здоровьем), где учащиеся занимаются лечебной физической культурой. Занятия проводят по ЛФК учителя, преподаватели, руководители физического воспитания и другие специалисты, имеющие соответствующую подготовку.
Стоит отметить, что в образовательных центрах недостаточно отрегулированы, а в отдельных случаях проводятся формально сертификация, аттестация, лицензирование и аккредитация специалистов по лечебной физической культуре (физическому восстановлению).
Нужно искать пути к совершенствованию системы построения занятий лечебной физической культурой как в центрах социального обеспечения, так и в центрах отдыха и оздоровления населения (домах отдыха, санаториях, туристических базах, реабилитационных центрах и т.п., не относящихся к системе здравоохранения).
Практика внедрения и организации физической терапии в зарубежных странах, служит положительный примером использования физической реабилитации. Такая практика используется более чем в тридцати странах мира
Физическая терапия вид услуг, предоставляемый физическим терапевтом (кинезотерапевтом) и включает оценку, диагноз, планирование, проведение занятий и процедур, контроль изменений, произошедших в ходе проведения этих занятий и процедур. Всю эту работу выполняет физический терапевт, имеющий, как правило, высшее профессиональное образование. В своей практике физические терапевты ориентируясь на опыт в междисциплинарных командах ведут практику как в системе здравоохранения, так и в других центрах и организациях. Физические терапевты проводят восстановительные мероприятия с пациентами в больницах, амбулаторных центрах, хосписах, спортивных центрах, образовательных центрах, и т.п.
В настоящее время активно формируется вид деятельности, обеспечивающий максимально возможное восстановление непосредственно лиц с ограниченными возможностями (включая людей с временной нетрудоспособностью) и получивший название «эрготерапия».
Приспособиться к окружающей среде, обеспечить человеку с отклонениями в состоянии здоровья максимально возможную независимость в повседневной жизни, восстановив утраченные функций, используя специальные приспособления основная цель эрготерапии.
Для реализации цели необходимо:
- обнаружить имеющиеся нарушения, восстановить или улучшить функциональные возможности, нужные в каждодневной жизни, в профессиональной деятельности, для активного в отдыха, досуга, игры, увлечений;
- для улучшения качества жизни, создать благоприятные условия развития и саморегуляции человека с ограниченными возможностями.
Эрготерапевт выстраивает естественные, имеющие смысл для посетителя ситуации, создавая специальные, пригодные для каждого человека с нетрудоспособностью, развивающие функциональные возможности для достижения определенной цели. Характерный подчерк работы эрготерапевта, непосредственно, состоит в следовании технологии помощи в пределах естественного окружения пациента (дома, в школе, офисе, на спортивной площадке и т.п.).
Когда с пациентом работает междисциплинарная команда тогда эффективнее происходит восстановление здоровья лиц с временной нетрудоспособностью. Полноправными членами междисциплинарной команды, кроме врачей, психологов и других специалистов, являются физические терапевты и эрготерапевты.
Суммируя выше изложенное можно сделать вывод, что физическая реабилитация один из основных видов восстановления и предусматривает меры по восстановлению трудоспособности пациентов путем применения лечебной физической культуры по принципу постепенности увеличения интенсивности. Главное в физической реабилитации использование физических упражнений для повышения работоспособности больных. Средства физических упражнений более широко влияет на центральную нервную и сердечно - сосудистую системы, обмен веществ и газообмен легких 5 [190-193].
Физические нагрузки положительно влияют на регуляторные системы и обеспечивают приспособительные процессы и выздоровление. Нормализуются нарушения функций различных органов, улучшается деятельность компенсаторных механизмов. Происходит нормализация работы обмена веществ, улучшается пищеварение. Укрепляются мышцы, укрепляются защитные функции иммунной системы пациента в итоге это приводит к скорейшему выздоровлению.
В связи с этим в се большее внимание уделяется физической реабилитации потому что пренебрежительное отношение к физическим упражнениям уже в прошлом и это приводит к негативным последствиям, затягиваются сроки постельного режима, увеличивается нетрудоспособность человека, а следовательно и экономические затраты.
Раннее применение средств физической реабилитации, делает течение болезни более легкой, предупреждает ряд осложнений, сокращает время выздоровления и временной нетрудоспособности, останавливает развитие нетрудоспособности.
Использование физических упражнение эффективно только тогда когда они соответствуют назначению. В ином случае физическая нагрузка бесполезна и даже вредна. существуют надежные методы определения дозы физической нагрузки гарантирующие эффективность и безопасность, т. е . получение точной информации о реакции больного на увеличение физической нагрузки. Не зря говорят, движение это жизнь. «Суть человеческого естества — в движении. Полный покой означает смерть» (Б. Паскаль). Только физические упражнения без рационального питания и здорового образа жизни не сделаю хорошее здоровье.
Конечно же, многое значит и социальная среда, в которой находятся люди с ограниченными возможностями. Они не должны быть один на один со своей болезнью. Им необходимо ощущать свою нужность и заботу государства. Тогда нетрудоспособных и людей с ограниченными возможностями станет меньше.
Основной компонент адаптивной физической культуры адаптивное физическое воспитание
Адаптивное физическое воспитание как организованный вид адаптивной физической культуры должен охватывать продолжительный период жизни человека, начиная с рождения и заканчивая пожилым возрастом.
Адаптивное физическое воспитание составная часть адаптивной физической культуры, возмещающая потребность индивида с отклонениями в состоянии здоровья в его полноценной активной жизни, бытовой и трудовой деятельности; в формировании положительного отношения к адаптивной физической культуре.
В ходе занятий адаптивным физическим воспитанием у людей с нарушениями в состоянии здоровья должны складываться знания: о выполнении необходимых двигательных умений и навыков; о воспитании основных физических и психических качеств; о повышении функциональные возможностей органов и систем; о сохранении в новом качестве оставшиеся функции.
Основная цель адаптивного физического воспитания состоит в формировании у детей сознательного отношения к своему здоровью, воспитанию привычек к здоровому образу жизни, а также потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и в осуществлении здорового образа жизни, уверенности в своих действиях, преодолению трудностей необходимых для полноценной жизни.
Занятия адаптивным физическим воспитанием, должно начинаться с рождения ребенка или с момента проявления той или иной патологии, первоочередное внимание должно уделяться коррекции основного дефекта, выработке компенсаторных механизмов, ликвидации сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, и профилактической работе.
Л.П. Матвеев в 1983году предложил, в содержание адаптивного физического воспитания включить содержание адаптивной базовой и адаптивной профессионально-прикладной физической культуры.
Незаменимое значение имеет адаптивная физическая культура и при приобретенной инвалидности, когда человеку приходится заново обучаться жизненно важными умениями и навыками, например: при ходьбе на протезах, или пространственной ориентации в случае потери зрения. 5[ с.54-55]
Адаптивное физическое воспитание - вид адаптивной физической культуры, в котором осуществляется потребность государства в подготовке молодого поколения к жизни в современном обществе, участия в трудовой деятельности, в общественной активности.
Отличительные черты адаптивного физического воспитания определяют его направленность, являясь обязательным для всех детей, подростков, молодежи независимо от состояния их здоровья.
Занятия по адаптивному физическому воспитанию включены в государственные образовательные стандарты, предназначенные для всех учебных заведений включая коррекционные образовательные учреждения.
Занятия по адаптивному физическому воспитанию должны проводиться по государственным программам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области образования, и по авторским программам, прошедшим соответствующую экспертизу.
К проведению уроков по адаптивному физическому воспитанию допускаются педагогические работники, имеющие профессиональное образование в области адаптивной физической культуры или в области физической культуры и спорта, прошедшее курсы повышения квалификации или систему переподготовки по адаптивной физической культуре.
Учебные занятия по адаптивному физическому воспитанию необходимо проводить в спортивных залах, на стадионах, в бассейнах, на открытых и закрытых спортивных площадках, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям. Эти объекты должны быть оснащены спортивным оборудованием и инвентарем, необходимым для реализации соответствующих государственных программ.
Государственная политика, в области адаптивного воспитания направлена на возможную коррекцию основного дефекта применяя, средства и методы адаптивной физической культуры для людей с ограниченными возможностями к жизни и доступной образовательной и профессиональной деятельности.
Разный уровень здоровья и сохранных функций ограничивает двигательную активность инвалидов и требует индивидуально-ориентированного подхода в выборе средств, методов, форм адаптивного физического воспитания, а также решения коррекционных компенсаторных, профилактических задач в процессе занятий.
Основной задачей адаптивного физического воспитания является повышение двигательной активности детей всех возрастных и нозологических групп.
С помощью рациональной двигательной деятельности и применения физических методов воздействия, таких как тепло, холод, сенсорные раздражители можно воздействовать на коррекцию основного недостатка.
При наличии основного недостатка в организме развиваются сопутствующие заболевания и появляются вторичные отклонения, занятия адаптивной физкультурой способствует развитию компенсаций, таким образом, снижает отрицательное влияние основного дефекта, сопутствующих заболеваний, вторичных отклонений на жизнедеятельность человека.
Обучение в процессе занятий жизненно и профессионально важным знаниям умениям и навыкам, а также развития и совершенствование физических и психических качеств и способностей занимающихся; воспитание основных свойств их личности позволяет детям с нарушениями в состоянии здоровья адаптироваться в обществе.
Таким образом, наиважнейшие задачи адаптивного физического воспитания это коррекционные, компенсаторные и профилактические.
Все эти приоритетные задачи решаются в процессе решения общепедагогических для физического воспитания: образовательных, гигиенически развивающих и воспитательных.
Все задачи, решаемые, в учебном процессе адаптивного физического воспитания классифицируются по характеру.
К одной из групп задач будут отнесены общие задачи по формированию знаний, умений и навыков двигательных действий, направленных на приобщение занимающихся к здоровому образу жизни.
К другой группе задач относятся задачи формирования жизненной компетентности для подготовки занимающихся к жизни в обществе и профессиональному самоопределению.
Исходя из данных групп задач, необходимо реализовывать собственные программы нового поколения, в которых должно наблюдаться соотношения образовательных программ и программ формирования жизненной компетентности.
В настоящее время специалисты, работающие в системе адаптивного физического воспитания, должны знать и использовать на занятиях:
-динамику развития и проявления жизненных навыков; коррекции физических и психических нарушений; пространственно-временной ориентировки; социально-бытовой ориентации, коммуникативной деятельности, самосознания;
-программный материал по адаптивному физическому воспитанию, в пределах, которых можно формировать жизненную компетентность у детей с разными нарушениями;
-необычные элементы двигательной активности, с помощью которых возможно более эффективное формирование жизненной компетентности для разных нозологических групп детей с отклонениями в развитии;
-преобразования в учебном процессе по адаптивному воспитанию.
С.П. Евсеев: «Суть преобразований в адаптивном воспитании содержится в расширении обязательной коррекционной психолого-педагогической, а не только медицинской - помощи детям с ограниченными возможностями».
Необходимо в государственной системе создать систему ранней диагностики детей с подозрениями на отклонения в развитии на основе психолого-медико-педагогических комиссий.
На основании заключений комиссий необходимо создание индивидуализированных комплексных программ реабилитации, начиная с первых месяцев жизни и государственной системы ранней педагогической коррекции отклонений в развитии и системы организованной помощи семье.
По существу, детям впервые месяцы жизни необходимо создание особых психолого-педагогических условий, стимулирующих познавательную двигательную активность детей за счет привлечения специально подобранных раздражителей, адресованных к сохранным сенсорным системам, или увеличения силы раздражителя, если он предназначен для пораженных дефектом анализаторов.
Значения адаптивного физического воспитания очевидно, так как чем чаще и целенаправленнее стимулируются сенсорные и двигательные «окончания мозга», тем интенсивнее происходит процесс его развития и роста. Движения, формирующиеся в результате созревания мозга, в свою очередь оказывают влияние на физиологические процессы, происходящие в нервной системе, и способствуют стимуляции психомоторного развития ребенка Л.Т.Журба, Е.Н. Мастюкова; П. Лич.
С первых месяцев жизни основу двигательной активности ребенка составляют врожденные двигательные реакции. Отсутствие или ослабление в связи с наличием дефекта врожденных рефлексов характеризует неврологические нарушения. Отсюда и возникают всевозможные задержки психического и физического развития, которые впоследствии приводят ребенка в систему специального образования.
Система адаптивного физического воспитания для детей, с первых месяцев жизни, а также дошкольного возраста — перспективнейшее и актуальнейшее направление адаптивной физической культуры.
Современные тенденции интеграции детей с отклонениями в развитии в системе образования, значительно увеличивают роль функций адаптивной физической культуры социальных - социализирующей, интегративной, коммуникативной и гуманистической.
Содержание государственных программ по адаптивному физическому воспитанию реализовывается в действительность с учетом общеметодических и специально-методических принципов.
Все принципы адаптивного физического воспитания, в работе с детьми несомненно, значимы, но особое значение имеют социально-методические принципы.
Диагностирование помогает определить основной дефект, его структуру, время поражения, показаний и противопоказаний к занятиям физическими упражнениями, а также определить вторичные отклонения развития и сопутствующие заболевания.
Осуществление принципа диагностирование в адаптивном физическом воспитании допускает проведение систематического контроля за антропометрическими показателями, уровнем двигательной подготовленности, динамикой развития физических качеств и координационных способностей, являющихся предметом коррекции и развития (Евсеев С.П., Шапкова Л.В., 2000).
Дифференцированный принцип в адаптивной физической культуре соединяет учащихся в однородные группы.
Изначально дифференциацию осуществляет комиссия, медико-психолого-педагогической службы, формирует группы по возрасту, клинике основного дефекта, показателям соматического развития.
Однако двигательная деятельность, физическая подготовленность, умение к обучению, в этих группах чрезвычайно разнообразны, поэтому для проведения занятий адаптивного физического воспитания нужен более индивидуальный подход к учащимся, который осуществляет учитель адаптивного физического воспитания (Евсеев С.П., Шапкова Л.В., 2000).
Принцип коррекционно-развивающей, является ведущим в адаптивном физическом воспитании его суть заключается в том, что педагогические воздействия должны быть направлены не только на одоление нарушений у детей, но и развитие их двигательной деятельности, психических процессов, физических способностей и нравственных качеств (С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова, 2000).
Принцип компенсаторной направленности педагогических воздействий заключается в компенсаторном воздействие это возмещение недоразвитых, утраченных или нарушенных функций путём использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций (В.М. Мозговой, 2003).
Педагогический смысл принципа компенсаторной направленности в педагогическом процессе занятий адаптивной физкультурой состоит в том, чтобы грамотно подобрать силу воздействия физических упражнений, на организм детей, а также методических приёмов, стимулировать компенсаторные процессы в органах и системах повреждённых болезнью, создавая устойчивую, долговременную компенсацию со временем (Ф.З. Меерсон, 1993).
Принцип учёта возрастных особенностей в процессе адаптивного физического воспитания, направленный на развитие личности, и должен основываться на закономерностях: генетического развития, знаниях сенситивных периодов совершенствования двигательных способностей.
Нарушение функций в организме влечет за собой изменение в центральных нейронах головного мозга, который изменяет процесс физического и психического развития. Однако ребёнок с нарушениями проходит те же стадии онтогенеза в развитии, что и здоровый ребёнок. Различия заключаются лишь в степени быстроты физиологического развития. Однако необходимо стремиться к тому, чтобы каждый этап возрастного развития был максимально приближен к норме (А.А. Катаева, Е.А. Стребелёва, 1998).
В содержании занятий по адаптивному физическому воспитанию
сочетаются процессы развития, обучения, реабилитации, воспитания и становление личности. Поэтому определение содержания занятий подбор теоретического материала, физических упражнений грамотное дозирование упражнений и использование спортивного инвентаря, очень важно.
Главная направленность адаптивного физического воспитания
по мнению В.П. Лукьяненко относительно средней общеобразовательной школы значимо для системы коррекционного образования, поскольку дети с отклонениями в состоянии здоровья нуждаются в существенно больших временных затратах на процесс адаптивного физического воспитания.
Однако государственные образовательные стандарты и программы по дисциплине адаптивное физическое воспитание предусмотрено всего
2-4 часа в неделю, что недостаточно, чтобы обеспечить достаточную физическую и теоретическую подготовленность учащихся, и уж тем более реабилитацию детей с отклонениями в развитии, коррекцию и компенсацию основного дефекта, профилактику сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений.
При этом необходимо учитывать, что без вооружения занимающихся системой полноценных знаний невозможно формирование ценностных ориентаций, потребностей, действенных мотивов занятий физическими упражнениями
В связи с этим очевиден приоритет образовательной направленности учебных занятий по физическому и тем более адаптивному физическому воспитанию, как в общеобразовательной, так и в коррекционной школе.
Это аргументировано доказывает В.П. Лукьяненко (2005), подчеркивая, что для среднего образования в сфере физической культуры главным является «формирование основ физкультурных знаний, вооружение способами их творческого применения в деле развития и поддержания высокого уровня работоспособности, оптимизации состояния своего организма, укрепления здоровья в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Основные задачи адаптивного физического воспитания, возможно, будут решены только в том случае, если у учащихся будут заложены основы знаний в области адаптивного физического воспитания, умения и навыки для применения в деле коррекции, компенсации и профилактики соматических заболеваний и отклонений второго плана; развития и физических способностей, работоспособности, умения оптимизировать состояния своего организма, укреплять здоровья в процессе самостоятельных занятий.
Занятия по адаптивному физическому воспитанию по содержанию можно распределить на следующие виды: теоретические; иструкторско-методические; практические.
Занятия теоретического и методического вида адаптивной физической культуры, соответствуют урочной форме занятий и системе образования в целом. Именно на таких уроках школьники осваивают знания об основах здорового образа жизни, гигиенических правилах при занятиях физическими упражнениями, закаливании, рациональном питании, вредных привычках и их влиянии на здоровье и др. Здесь же они должны узнать об основных видах патологий, характерных для современного подрастающего поколения (поражениях органов зрения, нарушениях осанки, отклонениях в деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и других систем), способах коррекции и профилактики тех или иных отклонений в развитии с помощью физических упражнений, возможные механизмы компенсации утраченных функций и др.
На теоретических занятиях по адаптивному физическому воспитанию учащиеся должны усвоить главное, каким образом организовать работу со своей проблемой с помощью средств и методов адаптивной физической культуры и, в частности, адаптивного физического воспитания, а также изучить следующие вопросы:
-общие вопросы истории, теории и методики физической и адаптивной физической культуры;
-физиологии физических упражнений, психологии и социологии, а также информация о рекордных спортивных достижениях спортсменов-инвалидов, крупнейших международных соревнованиях по адаптивному спорт.;
-знания об основах методики организации различных форм занятий физическими упражнениями, основах методики развития основных физических качеств и способностей и обучения двигательным действиям с учетом тех или иных отклонений в развитии, методики организации самостоятельных занятий физическими упражнениями;
-знания об особенностях техники и правилах выполнения конкретных упражнений, судействе соревнований по различным видам адаптивного спорта, оборудовании и инвентаре, технике безопасности.
Занятия методической направленности целесообразно проводить в виде учебной практики или лабораторных занятий. Здесь учащиеся должны не просто усвоить методические знания, но и опробовать их применение на практике. Например, опробовать и отработать технику упражнений для коррекции зрения, осанки, комплекса упражнений для развития того или иного физического качества.
На занятий лабораторно-практической направленности может быть проведена оценка уровня физического развития, двигательной подготовленности, динамика этих показателей, а также разработана оптимальная индивидуальная нагрузка в соответствии с показателями здоровья каждого учащегося, а также составлена и проведена корректировка планов индивидуальных домашних заданий, тренировок по развитию и совершенствованию физических способностей.
Практические занятия адаптивной физической культурой направлены на развитие и совершенствовании двигательных умений навыков на улучшение функционального состояния организма.
Но хотелось бы отметить, что основное содержание физического воспитании не должно решаться только на уроках, а должно осуществляться во всех внеклассных и внешкольных мероприятиях по адаптивному физическому воспитанию школьников.
Многие преподаватели по адаптивной физической культуре, испытывают значительные трудности при работе с детьми с отклонениями в состоянии здоровья, так как они связанны с их ограниченной мобильностью, наличием психологических комплексов у детей, но, несмотря на все трудности необходимо проводить как можно больше спортивных мероприятий праздников конкурсов.
Одним из главных условий повышения эффективности процесса адаптивного физического воспитания считается введение обязательных домашних заданий с проверкой их выполнения, а также обучение родителей проведению занятий с детьми дошкольного, школьного возраста.
Теоретическая и методическая направленность содержания уроков по адаптивному физическому воспитанию в разном возрасте, будет зависеть от интеллектуального развития детей.
Как отмечает В.П. Лукьяненко (2005), на ступени начального образования, начиная с 3-го класса, необходимо проведение одного-двух уроков в начале и в конце каждой четверти в виде занятий теоретической и инструкторско-методической направленности.
На ступени основного общего образования — не менее одного занятия в неделю необходимо проводить с теоретическим и инструкторско- методическим содержанием.
И на ступени среднего образования рекомендуется проведение одного теоретического, одного инструкторско-методического и не менее трех практических занятий, что предполагает вынесение практических занятий во вторую половину учебного времени.
Подобную схему постепенного введения теоретических и нструкторско-методических занятий в содержание адаптивного физического воспитания можно рекомендовать при работе с детьми специальных образовательных учреждений и специальных медицинских групп общеобразовательных школ. 4 [ с.175-182]
Занятия по адаптивному физическому воспитанию детей первого года жизни невозможно отделить от лечебных процедур. Здесь следует говорить о необходимости дополнения конкретного курса лечения, проводящегося с ребенком, созданием специально организованных условий, стимулирующих его двигательную активность.
Процесс физического воспитания ослабленных детей сложен. Школьники, которые перенесли какие-либо заболевания, длительное время находятся в условиях дефицита двигательной активности, что дополнительно усугубляет состояние их здоровья. Это явление получило название «гипокинетического синдрома».
Между тем, современные знания в области физиологии, гигиены и клинической медицины свидетельствуют, что таким детям и подросткам особенно необходима двигательная активность. Но заниматься они должны по специальным программам, ориентированным на показатели их здоровья, специфику протекания заболевания. Отличия в этиологии и патогенезе перенесенных заболеваний, различные локализации, характер и выраженность развившихся под влиянием патологического процесса нарушений определяют различия в методике занятий со школьниками по разным нозологическим группам. Стр 5 программадля смг
Адаптивное физическое воспитание в системе общего образования проводится, со школьниками и студентами, с отклонениями в состоянии здоровья, имеющих заболевания хронического характера или после перенесенных травм в пост операционный период. Основными показателями для включения учащихся в специальную медицинскую группу является диагноз и степень нарушения функций организма. Для того чтобы укомплектовать специальную медицинскую группу учитель адаптивного воспитания должен уметь с помощью тестов определить уровень физической подготовленности учащихся. Включение учащихся и студентов в специальную медицинскую группу может носить как временный, так и постоянный характер — в зависимости от вида и тяжести заболевания и наличия других отклонений в состоянии здоровья.
Занятия по физической культуре с учащимися этой группы должны проводиться по специально разработанной программе в условиях обычного режима школы или вуза. Учащиеся со значительными отклонениями в состоянии здоровья нуждаются в занятиях лечебной физической культурой.
Перевод из специальной медицинской группы в подготовительную группу, а затем в основную, должен производиться педагогом совместно с врачом при условии положительных результатов, полученных во время занятий в предыдущей группе.
В зависимости от тяжести и характера заболеваний школьников, отнесенных к специальной медицинской группе, рекомендуется разделять на подгруппы «А» и «Б», с целью более дифференцированного подхода к назначению двигательных режимов (Велитченко В.К., 2000).
Подгруппа «А» — школьники, имеющие отклонения в состоянии здоровья обратимого характера, ослабленные различными заболеваниями, которым рекомендуются двигательные режимы при частоте пульса до 150 уд./мин;
Подгруппа «Б» — школьники, имеющие тяжелые, необратимые изменения в деятельности органов и систем, которым рекомендуются двигательные режимы при частоте пульса до 130 уд./мин.
Учащимся, отнесенным к специальной медицинской группе как к подгруппе А, так и к подгруппе Б, должны заниматься адаптивным физическим воспитанием, занятия по которому планируются в расписании и проводятся до или после уроков из расчета два раза в неделю по 45 минут или три раза в неделю по 30 минут. Группы могут состоять из учащихся разных классов 1-4, 5-8, 9-11 или других сочетаний,
В соответствии с инструктивным письмом Министерства просвещения страны от 27.05.1982 г. № 34-М «О снижении наполняемости в специальных медицинских группах школьников для занятий по физической культуре» минимальное число учащихся в группе должно составлять 10 человек, а письмом от 13.06.1983 г. № 48-М «Об оценке успеваемости по физкультуре учащихся 1 — 11 классов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе». 5 [с.159-160]
Детям и подросткам, кому по состоянию здоровья рекомендуют заниматься в группах лечебной гимнастикой, освобождаются от занятий адаптивным физическим воспитанием и направляются, на занятия лечебной физической культурой в лечебно-профилактические учреждения.
Оплата труда учителей, проводящих занятия с учащимися специальных медицинских групп, должна производиться в пределах имеющейся экономии денежных средств по фонду заработной платы учителей с их тарификацией по ставкам зарплаты (Велитченко В.К., 2000).
Организационно - управленческая структура адаптивного физического воспитания имеет ряд недостатков и далека от совершенства.
Во-первых, занятия по адаптивному физическому воспитанию выносятся за рамки расписания уроков, школьников со значительными отклонениями в состоянии здоровья направляют в лечебно-профилактические учреждения, по остаточному принципу оплата труда учителей, отсутствие основных государственных программ по адаптивному физическому воспитанию — все это приводит к тому, что занятия по существу не являются обязательными, и практически не проводятся.
Во-вторых, специалисты, работающие в области физической культуры практически ничего не знают об этой системе, не используют накопленный в ней опыт, изолированность и даже скрытность системы специального образования в нашей стране привели к этому.
В специальных - коррекционных образовательных учреждениях I—VIII видов, где обучаются дети со значительно сильными отклонениями в состоянии здоровья, уроки адаптивного физического воспитания являются обязательными и проводятся в сетке расписания уроков, и занятия лечебной физической культурой проводятся в этих же образовательных учреждениях, а не в лечебно- профилактических.
Перечисленные недостатки, а также ряд других объективных причин, привели к тому, что в последние годы в системе образования наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья учащейся молодежи.
Как отмечается в решении совместного заседания коллегий Министерства образования Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Госкомспорта России, Президиума Российской академии образования, состоявшегося 23 мая 2002 года, традиционная система физического воспитания в образовательных учреждениях на современном этапе для обеспечения необходимого уровня физической культуры, физического развития и подготовленности дошкольников и учащейся молодежи, особенно тех, у кого имеются отклонения в состоянии здоровья, нуждается в усилении образовательной направленности учебных занятий по традиционной и адаптивной физической культуре, новых подходах к воспитательной работе, в расширении вне учебной физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, в значительном улучшении материально- технической базы.
ЛИТЕРАТУРА
- Епифанов В.А.Лечебная физическая культура и массаж: Учебник. — М.: ГЭОТАР- МЕД, 2002. - 560 е.: ил. - (Серия «XXI век»). 15ВЫ 5-9231-0201-3
- Козлова Л.В., Козлов С.А., Семененко Л.А. К 59 Основы реабилитации / Серия «Учебники, учебные пособия». — Ростов н/Д: «Феникс», 2003. 480 с.
- Основы реабилитации для медицинских колледжей : учеб. пособие / Л. В. Козлова, С. А. Козлов, Л. А. Семененко; под общ. ред. Б. В. Кабарухина. — Изд. 9-е. — Ростов н/Д : Феникс, 2014. — 475 с. : ил. — (Среднее медицинское образование). 18ВК 978-5-222-22990-3
- Теория и организация адаптивной физической культуры [Текст] : учебник. В 2 т. Т. 2 : Содержание и методики адаптивной физической культуры и характеристика ее основных видов / Под общей ред. проф. С. П. Евсеева. — М.: Советский спорт, 2007. - 448 с. : ил. 18ВИ 978-5-9718-0244-0
- Теория и организация адаптивной физической культуры Т11 [ Текст]: учебник. В 2 т. Т. 1: Введение в специальность. История, организация и общая характеристика адаптивной физической культуры / Под общей ред. проф. С. II. Евсеева. - 3-е изд., стереотип. - М.: Советский спорт, 2010. - 291 с.: ил. 15ВК 978-5-9718-0450-5
- Физическая реабилитация: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по Государственному образовательному стандарту 022500 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» (Адаптивная физическая культура) / под общей ред. проф. С. Н. Попова. — Изд. 5-е. — Ростов н/Д : Феникс, 2008. — 602, [1] с. — (Высшее образование).15ВИ 978-5-222-12751-3
- Частные методики адаптивной физической культуры 4-25 [Текст]: учебник / под общ. ред. проф. Л. В. Шапковой. - М.: Советский спорт, 2007. — 608 с.: ил. 15ВЫ 978-5-9718-0116-0
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальная реабилитация подростков через физическую культуру и спорт, как вспомогательное средство детей, подвергшихся различным формам насилия
Изменения, происходящие в нашем обществе, выдвинули ряд проблем, одна из которых воспитание трудного ребёнка. Актуальность её заключается в том, что с каждым годом увеличивается число детей подвергших...
Физическая реабилитация при гипертонической болезни
Проблемы лечения, реабилитации и профилактики гипертонической болезни постоянно находятся в центре внимания терапевтов, кардиологов, психотерапевтов и других специалистов органов здравоохранения и леч...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конференция «Физическая реабилитация пациентов с невритом лицевого нерва»
Проведение научно – практической конференции является такой формой обучения, которая дает большие возможности студентам развивать познавательную деятельность, развивает профессиональное мышление...
Презентация на тему: «Физическая реабилитация пациентов с невритом лицевого нерва.»
Мотивацией выбранной темы является тот факт, что в последнее время число заболевших невритом лицевого нерва неуклонно растет. Среди патологий нервной системы довольно часто встречается поражение лицев...
Физическая реабилитация обучающихся с ДЦП средствами лечебной гимнастики
Проблема детских церебральных параличей является одной из актуальных проблем детской ортопедии и невропатологии. Социальная значимость этой проблемы настолько велика, что вполне закономерен все увелич...
ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (АДАПТИВНОЙ) В СПБ ГБУ "ПРОФЕССИОНАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР", ПЛОЩАДКА ПР.ВОЛКОВСКИЙ
Ученики с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в физической реабилитации.В статье рассмотрены основные принципы системно-деятельностного подхода, которые составляют основу формирования прогр...
Статья Толочко Д.Д. «Роль медицинской сестры в проведении физической реабилитации при стабильной стенокардии напряжения»
Представлена статья Толочко Д.Д. "Роль медицинской сестры в проведении физической реабилитации при стабильной стенокардии напряжения"...