ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (АДАПТИВНОЙ) В СПБ ГБУ "ПРОФЕССИОНАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР", ПЛОЩАДКА ПР.ВОЛКОВСКИЙ
статья

Уткина Вита Георгиевна


Ученики с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в физической реабилитации.В статье рассмотрены основные принципы системно-деятельностного подхода, которые составляют основу формирования программы по физической культуре в СПб ГБУ " Профессионально-реабилитационный центр". На протяжении всего периода обучения усилия преподавателя направлены на достижение обучвющимися определенно повышенных личностных результатов. Говоря об обучающихся с нарушениями ОДА,  следует отметить,что результатом занятий и проведения реабилитационных мероприятий на уроках физической культуры является улучшение качества жизни и лучшая подготовленность выпускников к предстоящей трудовой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Физическая реабилитация в СПО37 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 377.5

ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (АДАПТИВНОЙ) В СПБ ГБУ «ПРОФЕССИОНАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР», ПЛОЩАДКА ПР. ВОЛКОВСКИЙ

Уткина В.Г.

Санкт-Петербург, СПб ГБУ «Профессионально-реабилитационный центр»

vitauta66@mail.ru

PHYSICAL REHABILITATION ON LESSONS OF ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE IN SPB GBU "PROFESSIONAL-REHABILITATION CENTER", SITE PR. VOLKOVSKY

Utkinа V.G.

St. Petersburg, St. Petersburg State University of Professional Training and Rehabilitation Center

        Ключевые слова: ученики с ограниченными возможностями здоровья, физическая реабилитация, дидактическая единица (модуль)

        Key words: students with disabilities, physical rehabilitation, didactic unit (module)

Способ достижения гармонии человека

 один – необходимо систематически

выполнять физические упражнения.

Основной дидактической единицей учебного процесса является урок. Поскольку Адаптивная физическая культура –это интегрированная наука, то на уроках ФК мы ставим целью наряду с улучшением состояния здоровья обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, в частности с нарушением опорно-двигательного аппарата, в большей степени восстановление его социальных функций, корректировку психологического состояния.

Одним из основных направлений в преподавании предмета физическая культура является создание для обучающихся возможностей занимать в учебном процессе активную и инициативную позицию, создание оптимальных условий для личностного развития обучающихся; воспитание обучающихся в духе общечеловеческих, гуманистических ценностей, их социализация.

        Методологической основой организации занятий по физической культуре является системно-деятельностный подход, который обеспечивает построение урока с учетом  особенностей возраста, психики, физиологии, а так же уровня здоровья обучающихся.

На этапе рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Физическая культура» и при подготовке к уроку в СПб ГБУ «Профессионально-реабилитационный центр»  преподаватели ФК придерживаются  дидактических принципов системно- деятельностного подхода.

1) Принцип  деятельности - заключается в том, что обучающийся чаще всего не получает знание в готовом виде, а с помощью преподавателя сам пытается определить (а иногда и отгадать) содержание и возможную форму той учебной деятельности, которая будет способствовать его совершенствованию.

2) Принцип непрерывности – очень важен особенно для обучающихся с нарушениями ОДА. Используя этот принцип, удается достигать положительных результатов в реабилитации на уроках ФК, начиная от процессов осмысления до стойкого закрепления как отдельного действия, так и полного алгоритма заданий по развитию физических качеств.

3) Принцип целостности – предполагает формирование обучающимися представления о мире как едином социокультурном и экологическом пространстве. Наглядно демонстрирует связь физической культуры с такими предметами, как математика, физика, геометрия, биология.

4) Принцип психологической комфортности –необходимое требование к каждой  образовательной организации, позволяет создать в Центре и на уроках доброжелательную атмосферу и реализацию плодотворного диалога в общении..

5) Принцип вариативности – позволяет формировать у  обучающихся способность к вариативному и адекватному принятию решений по выбору физических упражнений, способов их выполнения с учетом уровня ограничения движений.

6) Принцип творчества – стимулирует приобретение обучающимися личного опыта творческой деятельности.

Данную дидактическую систему обучения можно рассматривать с позиции трех уровней: базового, технологического и системно-технологического. А достижения по работе с обучающимися на каждом из них и успехи  самих обучающихся -это заслуга конкретного преподавателя.

Базовый уровень технологии данного метода позволяет не только повысить качество усвоения знаний по предмету, способствует развитию  познавательных способностей обучающихся, но и  открывает новые горизонты в организации урока, и как результат-  получение качественно более высоких результатов.

На технологическом уровне повышается доля включения обучающихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Задача преподавателя «организовать открытие» самими обучающимися.

Наиболее полно целостная структура учебной деятельности и система дидактических принципов возможна при реализации системно-технологического уровня в  работе преподавателя

Весомым аспектом достижения значимых результатов в физической реабилитации на уроках  адаптивной физической культуры можно считать применение современных образовательных технологий обучения. Среди приоритетных технологий следует отметить традиционные технологии, тестовые, игровые, модульно-блочные, интегральные и т.п.

На протяжении всего периода обучения усилия преподавателя направлены на  достижение обучающимися определенно повышенных личностных результатов. Говоря об обучающихся с нарушением ОДА, следует отметить, что результатом занятий и проведения реабилитационных мероприятий на уроках ФК является улучшение качества жизни и лучшая подготовленность выпускников к предстоящей трудовой деятельности.

Литература:

1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012г.№273-ФЗ (с изм.и доп.)[Электронный ресурс].Режим доступа:http://www.sudact.ru/ (Дата обращения 21.0502018).

2. Евсеев С.П., Евсеева О.Э., Аксенов А.В. Проект государственных требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса для лиц с поражением опорно-двигательного аппарата/Адаптивная физическая культура.-2018-№1(73).-С.2-4.

3. Примерная программа общеобразовательной дисциплины «Физическая культура» для профессиональных образовательных организаций. -М.: «Академия».-2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальная реабилитация подростков через физическую культуру и спорт, как вспомогательное средство детей, подвергшихся различным формам насилия

Изменения, происходящие в нашем обществе, выдвинули ряд проблем, одна из которых воспитание трудного ребёнка. Актуальность её заключается в том, что с каждым годом увеличивается число детей подвергших...

Методические рекомендации Комплексы лечебных упражнений и мероприятий по профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата, развития зрения, профессионально-прикладных физических качеств на уроках физической культуры для студентов 1-4 курсов специ

Комплексы упражнений и мероприятий по профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата, улучшения и развития зрения, развития профессионально-прикладных физических качеств предназначены для студ...

Спортивная борьба как элемент профессионально-прикладной физической подготовки студентов на уроках физической культуры

В статье рассматривается вопросы включение элементов спортивной борьбы на учебных занятиях по физической культуре...

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности...