Физическая реабилитация обучающихся с ДЦП средствами лечебной гимнастики
статья на тему

Сальникова Ирина Дмитриевна

Проблема детских церебральных параличей является одной из актуальных проблем детской ортопедии и невропатологии. Социальная значимость этой проблемы настолько велика, что вполне закономерен все увеличивающийся к ней интерес. Тяжесть инвалидизации у 20-35% больных оказывается настолько значительной, что они не обслуживают себя, не передвигаются, оказываются не обучаемыми. Наибольшую актуальность проблема детского церебрального паралича получила за последнее десятилетие, так как заболевание это стало встречаться значительно чаще.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КРАСНОКАМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Физическая реабилитация обучающихся с ДЦП средствами лечебной гимнастики

Сальникова Ирина Дмитриевна

преподаватель высшей квалификационной категории

Краснокамск 2018

Проблема детских церебральных параличей является одной из актуальных проблем детской ортопедии и невропатологии. Социальная значимость этой проблемы настолько велика, что вполне закономерен все увеличивающийся к ней интерес. Тяжесть инвалидизации у 20-35% больных оказывается настолько значительной, что они не обслуживают себя, не передвигаются, оказываются не обучаемыми. Наибольшую актуальность проблема детского церебрального паралича получила за последнее десятилетие, так как заболевание это стало встречаться значительно чаще.

Клиническая характеристика лиц с ДЦП:

ДЦП – органическое поражение мозга, возникающее в периоде внутриутробного развития, в родах или в периоде новорожденности и сопровождающееся двигательными, речевыми и психическими нарушениями.

Формы ДЦП:

1)Спастическая диплегия (синдром Литтля) самая распространенная форма ДЦП. Она  характеризуется двигательными нарушениями в верхних и нижних конечностях, причем ноги страдают больше, чем руки. Патология движения рук может быть различной – от выраженных парезов до легкой неловкости, которая выявляется при развитии у ребенка мелкой моторики. Мышечный тонус в ногах резко повышен: ребенок стоит на полусогнутых и приведенных и приведенных к средней линии ногах; при ходьбе наблюдается перекрещивание ног.

2) Двойная гемиплегия – самая тяжелая форма ДЦП с тотальным поражением больших полушарий. Это тетрапорез с тяжелыми поражениями как верхних, так и нижних конечностей, но руки “страдают” больше, чем ноги. Установочные выпрямительные рефлексы у ребенка при двойной гемиплегии совсем или почти не развиты, так же как и произвольная моторика. Наблюдается олигофрения - в степени тяжелой дебильности, имбецильности или даже идиотии.

3) Гиперкинетическая форма – связана с поражением подкорковых отделов мозга. Причиной является билирубиновая энцефалопатия (несовместимость крови матери плода по резус-фактору).

     Двигательные нарушения проявляются в виде гиперкинезов (насильственных движений), которые возникают непроизвольно, усиливаясь от волнения и утомления. Произвольные движения размашистые, дискоординированные, нарушен навык письма, речь.

4) Гемипаретическая форма – поражаются руки и ноги с одной стороны. Связано это с поражением полушария мозга (при правостороннем гемипарезе нарушается функция левого полушария, при левостороннем – правого). В руке больше повышен мышечный тонус сгибателей, а в ноге – разгибателей. Поэтому рука согнута в локтевом суставе, приведена к туловищу, а кисть сжата в кулак; нога разогнута и повернута внутрь.

5)Атонически-астатическая форма – возникает при нарушении функции мозжечка. При этом отмечается низкий мышечный тонус, нарушение равновесия в покое и в ходьбе, нарушение координации движений. Движения несоразмерны, неритмичны, нарушено самообслуживание, письмо.

Лечебная физическая культура  при ДЦП

ЛФК является методом активной функциональной терапии. Регулярная дозированная тренировка стимулирует и приспосабливает отдельные системы и весь организм к возрастающим физическим нагрузкам и, в конечном счете, приводит к функциональной адаптации больного. Занятия физическими упражнениями с лечебной целью при заболеваниях и параличах нервов имеют следующие задачи:

- оказывать оздоровительное и общеукрепляющее влияние на организм для восстановления работоспособности;

- улучшить кровообращение и обменные процессы в зоне поражения, чтобы устранить или снизить нервно-сосудистые и обменные расстройства;

- предупредить образование спаек между оболочками нерва и окружающими тканями, а если эти спайки существуют — развить заместительную приспособленность здоровых тканей к слипчивым образованиям;

- укрепить ослабленные мышцы, восстановить координацию движений, бороться с сопутствующими нарушениями: искривлением и ограничением подвижности позвоночника и т. п.

Общими и обязательными принципами для всех методик ЛФК являются:

- регулярность, систематичность и непрерывность применения лечебной гимнастики;

- строгая индивидуализация упражнений ЛФК в соответствии со стадией заболевания, его тяжестью, возрастом ребенка, его психическим развитием;

- постепенное, строго дозированное увеличение физической нагрузки. Способы и содержание упражнений для работы с детьми, страдающими церебральным параличом

1. Упражнения для растягивания мышц: снятие напряжения в мышцах, профилактика тератогенеза, расширение диапазона движения.

2. Упражнения для развития чувствительности мышц; для выработки силы, дающей возможность регулировать определенный участок мышцы.

3. Упражнения для улучшения функционального состояния нервной ткани посредством тренировки чувствительности нервов.

4. Упражнения взаимного влияния для укрепления ведущих и антагонистических групп мышц.

5. Упражнения на выносливость, для поддержания эффективности функционирования органов.

6. Тренировка на расслабление, для устранения спазмов, напряженности и судорог.

7. Тренировка ходьбой (для обучения нормальной ходьбе).

8. Тренировка органов чувств: упражнения для стимулирования органов чувств через повышение чувствительности мышц.

9. Упражнения на подъем по наклонной плоскости для улучшения равновесия и двигательной силы.

10. Упражнения на сопротивление: постепенно увеличивающаяся тренировка на сопротивление для развития мышечной силы


   Занятия включают в себя выполнение общеразвивающих и корригирующих упражнений, прикладных упражнений, проведение подвижных игр и спортивные мероприятия: катание на лыжах, плавание. Среди корригирующих упражнений наибольшее значение имеют  дыхательные, на расслабление, на нормализацию поз и положений головы и  конечностей, на развитие координации движений, функции равновесия, на  коррекцию прямостояния и ходьбы, развитие ритма и пространственной организации движении. У многих детей с церебральным параличом нарушен ритм выполнения  движений. Для этого многие движения полезно выполнять под счет, музыку,  хлопки. Музыкальный ритм способствует уменьшению насильственных движений, регулируют амплитуду и темп движений.   У детей с церебральным параличом на всех возрастных этапах отмечается  снижение таких физических качеств, как ловкость, скорость, сила и выносливость.      Поэтому для них крайне важно выполнение специальных прикладных  упражнений, формирующих основные двигательные умения и навыки. К таким  упражнениям относятся ходьба, бег, прыжки, лазанье и перелезание, а также  различные действия с предметами (игрушками, гимнастическими палками,  мячами, обручами). Детей учат захватывать правильно различные по форме, объему и весу предметы, манипулировать ими. Для детей с церебральным параличом особое значение имеет проведение многих физкультурных занятий на воздухе. Упражнения на координацию движения применяются при ДЦП для  восстановления основ управления движениями. Эти упражнения способствуют свободному переключению состояния мышцы (покой, напряжение, расслабление, сокращение), восстановлению рецепторных взаимоотношений мышц-антагонистов и их совместной статической работы для фиксации суставов; нормализации "схемы тела и движений"; овладению сложными сочетаниями работы мышц различных частей тела при формировании двигательных стереотипов. Упражнения в равновесии способствуют улучшению координированных движений, воспитанию правильной осанки, выработки многих двигательных  навыков, тренировки и нормализации функций вестибулярного аппарата.

       Упражнения в равновесии играет большую роль в восстановительном лечении.  Они способствуют нормализации опороспособности, развитию реакции  равновесия в различных условиях при передвижениях по разной почве, на  различной по высоте и по форме поверхности опоры, с различной ее  устойчивостью, с использованием статических поз и передвижений, в сочетании  со специальной тренировкой вестибулярного анализатора. Прикладные упражнения включают различные способы передвижения:  ползание, ходьбу, бег, прыжки, лазание, метание, т.е. те естественные движения,  которые здоровый ребенок применяет в повседневной жизни. В тяжелых случаях ДЦП ходьба является жизненно необходимым навыком,  так как владение им в решающей мере определяет степень инвалидности  больного, так же как и тяжелое поражение рук, сжимающие его возможности   самообслуживания. Для больных, передвигающихся с помощью костылей или тростей,  необходима тренировка в разных условиях, приближенных к повседневным,  чтобы повысить уровень социальной реабилитации. Подвижные игры, как средство лечебной физкультуры, имеют большое  воспитательное значение, как эмоциональный способ закрепления двигательных  навыков.

      Спортивные упражнения применяются в лечебной физкультуре. Они являются одним из средств создания положительных эмоций, укрепления воли  для достижения поставленной цели, закаливание организма больных. Спортивные  упражнения с включением соревновательного метода должны использоваться при  ДЦП, с учетом возможностей и возраста. Хорошими средствами для укрепления  здоровья детей, закаливания организма, коррекции патологических расстройств и  совершенствования координации движений являются плавание, катание на  санках, ходьба на лыжах. Оно связано с нормализацией чувствительных компонентов – мышечного чувства, тактильной чувствительности вестибуломозжечковых реакций и зрительной ориентации, что особенно важно при их формировании новых двигательных навыков.

Принятая в лечебной гимнастике классификация активных физических  упражнений включает несколько их разновидностей. Упражнения на расслабление мышц способствуют восстановлению нарушенной координации движений и нормализации деятельности внутренних органов. При детском церебральном параличе они имеют главенствующее значение, как для восстановления рецепторных взаимоотношений мышц- антагонистов, так и для торможения непроизвольных движений. Чаще всего их используют в сочетании с различными видами рефлексотерапии, включая разновидности массажа.

       Упражнения на растягивание способствуют улучшению эластичности тканей,  тем самым, облегчая восстановление подвижности суставов. При ДЦП эти  упражнения применяются осторожно, особенно при контрактурах, а также при наличии грубых послеоперационных швов в сочетании с тепловыми процедурами  и упражнениями на расслабление. Дыхательные упражнения направлены на восстановление нормального акта  дыхания в покое, а также при совмещении с различными движениями и  действиями. При ДЦП эти упражнения играют важную роль в восстановительном лечении всех форм заболевания с разной степенью поражения.  Большое внимание уделяется овладению типами дыхания с выполнением длительного выдоха, так как дыхание у больных в основном поверхностное, нескоординированное с движениями.

       Силовые и скоростно-силовые упражнения в статическом напряжении направлены на регуляцию мышечных сокращений, на содействие восстановлению подвижности в суставах и опороспособности, улучшение обменных процессов в мышцах, нарастание мышечной массы. При ДЦП эта группа упражнений в основном направлена на нормализацию опороспособности и силовой выносливости антигравитационных мышц, преодолевающих действие силы тяжести и удерживающих тело в вертикальном положении. Это в первую очередь вся система разгибательной мускулатуры на туловище и нижних конечностях. Применяются упражнения с сопротивлением и различные отягощения. Эти упражнения используются для улучшения работоспособности и правильной осанки. Корригирующие гимнастические упражнения способствуют исправлению  прочных поз деформации.

       При ДЦП эти упражнения в первую очередь  направлены на борьбу с последствиями задержавшегося влияния ранних тонических рефлексов, патологических синергий, синкинезий и замещений, а также на нормализацию деятельности афферентных систем (вестибуломозжечковых реакций, зрительного анализатора, проприорецептии, тактильной чувствительности и пр.).

Комплекс упражнений при двойной гемиплегии

I.Исходное положение – лежа на животе

 1 – правая рука вверх (вдох), левая прижата к туловищу

 2 – исходное положение (выдох)

 3-4 – то же левой рукой

II.Исходное положение – то же.

      1 – разогнуть руки в локтевых суставах, прижав их к туловищу

      2 – исходное положение

III. Исходное положение – то же.

      1 – руки вниз, локтевой и плечевой суставы в положении супинации

      2 – исходное положение

      3 – руки вверх

      4 – исходное положение

IV. Исходное положение – то же.

      1 – разогнуть правую руку

      2 – исходное положение

      3 – правую руку вверх

      4 – исходное положение

     5-8 – то же левой рукой

V. Исходное положение – лежа на спине. Ноги фиксированы, голова приподнята. Руки фиксированы грузом в положении пронации.

      1 – инструктор обеими ладонями затылок ребенка, одновременно предплечья инструктора фиксируют плечо ребенка.

      2 – наклон головы вперед, подбородок прижат к груди (движения от пассивного  к активному)

Комплекс упражнений при гиперкинетической форме

  1. И.П. – сидя на стуле. На вдохе – руки скрестить на груди, голову выпрямить, ноги вытянуть вперед. На выдохе – руки вытянуть вперед, голову наклонить вниз (удлиненный выдох), ноги согнуть в коленных суставах.
  2. И.П. – то же. Руки суппинированы, кисти рук удерживают нижний край стула. Голова в среднем положении. При повороте головы – выдох, и.п. – вдох.
  3. И.П. – лежа на спине, руки супинированны, фиксированы мешками с песком. На вдохе – пассивно-активные сгибание головы до касания подбородком груди без перемещения плечевого пояса.
  4. И.П. – то же. Одновременно на выдохе потянуть стопы на себя (под коленными суставами – валик), и.п. – выдох.
  5. И.П. –то же. Руки вдоль туловища. На выдохе – согнуть правую руку и повернуть голову в правую сторону, и.п. – выдох. То же в левую сторону, повторить 5-7 раз каждой рукой.
  6. И.П.- то же. На вдохе «свести лопатки», руки супинировать, повернув ладонями вверх, и.п. – выдох, повернуть ладони вниз.

Упражнения на мяче для детей с детским церебральным параличом

1. И.П. стоя на коленях на полу перед мячом, с опорой рук на мяч. Поочередно, поднимаясь на каждую ногу, встать на обе ноги, прокатиться по мячу вперед и вернуться назад в И.П.

2. И.П. лежа животом на мяче, руки с опорой на пол. Катание на животе вперед-назад, перебирая по полу руками. Вернуться в И.П.

3. И.П. лежа животом на мяче, опора на ноги. Круговые вращения на мяче, перебирая по полу ногами – в одну и другую сторону.

4. И.П. «верхом» на мяче. Качание из стороны в сторону, с поочередной опорой на каждую стопу.

5. И.П. боком на мяче, опираясь одной рукой на пол. Взрослый поддерживает. Катиться вперед-назад, перебирая опорной рукой по полу.

6. И.П. лежа спиной на мяче, взрослый поддерживает за руки. Ребенок выполняет подтягивание корпуса вперед с помощью рук. Вернуться в И.П.

7. И.П. стоя перед мячом. Катание одной ногой мяча, стопа находится сверху. Спину держать прямо. Повторить другой ногой.

8. И.П. сидя на мяче. Выполнить повороты туловища в стороны. Спина прямая.

9. И.П. сидя на мяче. Выполнить наклоны в стороны, опираясь поочередно на каждую стопу.

Упражнения на развитие гибкости по Я.Белькасем:

  • упражнения медленные, направленные на увеличение амплитуды;
  • пружинистые упражнения, направленные на увеличение амплитуды до максимально возможной;
  • маховые движения (с большой амплитудой и ее постепенным увеличением без фиксации конечного результата; при их выполнении избегать стретчинг-рефлекса, когда мышцы на быстрое растягивание отвечают рефлекторно быстрым напряжением и укорочением);
  • продолжительный стретчинг (до 60 сек);
  • пассивное растягивание с удержанием и его поддержание в таком положении 5-6 сек. С последующим чередованием пассивных и активных растягиваний в темпе: 6 повторить.;
  • махи и удерживание (3-4 маха затем удерживать конечность ребенка в крайнем положении 6 сек.);
  • активный стретчинг;
  • негативное растягивание (растягивание мышц в течение 20 сек., затем сокращение группы мышц антагонистов 5-10 сек, затем расслабление работающих мышц, после чего растягивание увеличивают с помощью;
  • пассивный стретчинг (сустав пассивно приводится в крайнее положение с помощью в течение 6 сек., после чего как в активном стртчинге, выполняется изометрическое напряжение мышц-антагонистов; это пассивное напряжение чередуется с растягиванием мышц-антагонистов в темпе 6 движений в мин.);

метод напряжения-расслабления (напряжение в течение 10-30 сек. – расслабление 2-3 сек. И т. д.);

Методические рекомендации при проведении растягивания:

  • температура помещения должна быть не ниже 18 градусов;
  • исключить внешние отвлекающие факторы;
  • перед растяжением разогреть весь организм, провести динамическую разминку;
  • увеличивать амплитуду постепенно;
  • при пассивном растягивании наблюдать за субъективными признаками реакции ребенка;
  • избегать выполнения упражнений на растягивание, направленных на одну группу мышц;
  • растягивание можно проводить как на вдохе, так и на выдохе;
  • движения должны быть мягкими, медленными, с постепенным увеличением амплитуды;
  • целесообразно проводить упражнения для мышц антагонистов и синергистов;
  • при правильном проведении растягивания у ребенка из-за релаксации самопроизвольно закрываются глаза, это может являться индикатором правильности выполнения упражнения.

Упражнения  Е.А.Мезиной

     1. И.П.- лежа на спине, согнув ноги в коленях, сводить и разводить ноги в коленях;

     2. И.П.- упор сидя сзади, наклоны вперед, ноги не сгибать в коленях;

     3.И.П.- стоя или сидя, согнутые руги на уровне плеч, медленно отвести локти назад и удержать позу 15-20 с. Вернуться в И.П. Повторить 8-10 раз с интервалом 10-15с.

    4.И.П.- стоя или сидя, руки (сжаты в кулаки) согнуты под углом 90 градусов, локти находятся на уровне плеч – вдох. На выдохе – медленно отвести руки (локти не опускать) как можно дальше назад, на вдох вернуться в И.П. Повторить 8-10 раз с интервалом 10-15 с.

     5.И.П.- стоя спиной к стене с опорою на ладонь одной выпрямленной руки (пальцы руки направлены вверх). Коснуться другой ладонью стены на той же высоте. С прямой спиной медленно присесть до появления напряжения в мышцах груди и плечевого пояса. Удержать позу 10-20 с. Вернуться в И.П. Повторить 4-6 раз с интервалом 10-15 с.

     6.И.П.- стоя боком к стене на расстоянии вытянутой руки, опираясь об нее всей поверхности ладони. Медленно разворачивать корпус в сторону от стены до появления чувства натяжения мышц. Удержать позу 10-20 с. Вернуться в И.П. Повторить упражнение 4-6 раз с интервалом 10-20 с.

     7..П.- стоя лицом в угол, руки в стороны на уровне плеч, Медленно приближаться к углу до тех пор, пока руки не будут достаточно растянуты. Удержать конечное положение 10-20 с. Вернуться в И.П. Повторить упражнение 6-8 раз с интервалом отдыха между повторениями.

Литература:

1. Евсеев С.П. Материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры: Учебное пособие – М.: Советский спорт 2000 –

 152 с.

2. Ефименко Н.Н., Сермеев Б.В. Содержание и методика занятий физкультурой с детьми, страдающими церебральным параличом. – М.,

1991 – 55 с.

3. Использование адаптивной физической культуры в реабилитации лиц с нарушениями  опорно-двигательного аппарата: Методическое пособие/ Н.О. Рубцова, В.А. Ильин, С.Н. Фалько. – М.: АПКиППРО, 2005.- 76 с.

4. Левченко И.Ю. Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / И. Ю. Левченко. - М., 2001.- 186 с.

5. Попов С. Н. Физическая реабилитация: Учебник для студентов высших учебных заведений /  С. Н. Попова. - Ростов-на-Дону, 2005.- 602 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс лечебной гимнастики и лечебного плавания при сколиозе

Комплекс лечебной гимнастики и лечебного плавания при сколиозе...

Календарно-тематический план ПМ 01 «Медико-социальная деятельность» МДК 05.01 «Медико-социальная реабилитация» Специальность 31.02.01 «Лечебное дело» на 8 семестр 2019-2020 учебного года курс 4, группа 411

Календарно-тематический план ПМ 01 «Медико-социальная деятельность»МДК 05.01 «Медико-социальная реабилитация»Специальность 31.02.01 «Лечебное дело»на 8 семестр...

физическая реабилитация

Основной компонент адаптивной физической  культуры физическая реабилитацияСтимулом развития физиотерапии, ле­чебной физкультуры и трудотерапии в начале  про­шлого  века принято считать ...

Эксперимент. Влияние упражнений атлетической гимнастики на физическое развитие обучающихся

Берется 2 гуппы студентов контрольная и эксперементальная и втечении года эксперементальная группа дополнительно занимается в секции атлетической гимнастики. В конце учебного года проводится мониторин...

Конспект по ЛФК Тема занятия; «Лечебная гимнастика девочка 8 лет синдром Дауна»

УтверждаюКонспект по ЛФКТема занятия; «Лечебная гимнастика девочка 8 лет синдром Дауна»Цель.-Повысить уровень физической работоспособности . Задачи:-Повторение упражнений...

ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (АДАПТИВНОЙ) В СПБ ГБУ "ПРОФЕССИОНАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР", ПЛОЩАДКА ПР.ВОЛКОВСКИЙ

Ученики с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в физической реабилитации.В статье рассмотрены основные принципы системно-деятельностного подхода, которые составляют основу формирования прогр...