ОП.03.__ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
рабочая программа на тему
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее - СПО)
38.01.01 (080203.01) Оператор диспетчерской (производственно-диспетчерской) службы.
код наименование профессии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_16_osnovy_menedzhmenta.doc | 151.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 16.
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03.__ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
2015г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее - СПО)
38.01.01 (080203.01) Оператор диспетчерской (производственно-диспетчерской) службы.
код наименование профессии
Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия) «Профессиональное училище № 9», РС(Я), Кобяйский улус, п. Сангар, ул. Горбунова, 22, тел/факс (41163)21401
Разработчик:
Е.В Щипанова, преподаватель ГБОУ РС(Я) «Профессиональное училище № 9»
Ф.И.О., должность
Программа рассмотрена и рекомендована методическим советом Государственного бюджетного образовательного учреждения Республики Саха (Якутия) «Профессиональное училище № 9»
Протокол № от «__»_ _2015 г.
Председатель: ___________________С.Ю.Бойко
подпись
М.П.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 4 |
| 8 |
| 9 |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью реализацию программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, входящей в состав укрупненной группы профессий 030000 Гуманитарные науки по направлению подготовки по профессии 080203.01 Оператор диспетчерской (производственно-диспетчерской) службы.
. Программа учебной дисциплины может быть использована при реализации программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по профессиям 20190 Архивариус, 21299 Делопроизводитель, 26341 Секретарь руководителя,
26 353 Секретарь-машинистка.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
- принимать участие в организации работы подразделения;
- применять в профессиональной деятельности приемы делового общения;
- организовывать собственную профессиональную деятельность;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
знать:
- основные положения современного менеджмента;
- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
- приемы делового общения
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося_90 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часов;
самостоятельной работы обучающегося_30_ часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 90 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 60 |
в том числе: | |
практические занятия | 42 |
контрольные работы | 4 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 30 |
в том числе: | |
Виды самостоятельной работы: реферат, Изучение периодики Анализ данных Составление схем и таблиц Решение ситуационных задач | 6 10 6 4 2 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированный зачет |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы менеджмента»
Наименование тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Раздел 1. История формирования менеджмента как научной дисциплины. Введение в менеджмент | 22 (16+6СРС) | ||||
Тема 1.1. Введение в менеджмент | Содержание учебного материала | 1 | |||
1 | Исторические предпосылки для формирования менеджмента. Великие основатели менеджмента.Основные школы менеджмента. Цели, задачи и функции менеджмента. Принципы менеджмента. | 2 | |||
Тема 1.2. Различные подходы и стили управления | Практические занятия: | 2,3 | |||
1 | «Основные управленческие подходы в менеджменте» | 2 | |||
2 | «Менеджмент в производственной и социальной сфере» | 2 | |||
3 | «Азиатский и западный стили менеджмента» | 2 | |||
4 | «Основные черты российского менеджмента» | 2 | |||
Тема 1.2. Менеджмент организации | Содержание учебного материала | 2,3 | |||
1 | Цели, задачи, законы действующие в организации. Структура и типы организаций. Факторы влияющие на работу организации. | 2 | |||
Практические занятия: | |||||
1 | «Внутренняя и внешняя среда организации». | 2 | |||
Контрольная работа | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающегося: Примерная тематика рефератов:
| 6 | ||||
Раздел 2. Стратегическое и тактическое планирование в организации | 14 (12+2СРС) | ||||
Тема 2.1 Планирование в менеджменте | Практические занятия: | 2,3 | |||
1 | «Виды планирования в менеджменте» | 2 | |||
2 | «Среднесрочное планирование » | 2 | |||
3 | « Текущее планирование» | 2 | |||
4 | «Другие методы планирования в организации» | 2 | |||
5 | «Анализ и оценка деятельности организации» | 2 | |||
Контрольная работа | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающегося: Описание деятельности организации по заданному плану | 2 | ||||
Раздел3. Мотивация деятельности и властные отношения в менеджменте; управление человеком и группой. | 54 (32+22СРС) | ||||
Тема 3.1 Мотивация | Содержание учебного материала | 2,3 | |||
1 | Определение мотивации. Исторические предпосылки формирования данного термина. Теории мотивации – теория отношений, процессуальная теория. Модель Портера – Лоулера. Теория потребностей Маслоу. Теория ERG Альдерфера | 2 | |||
Практические занятия: | |||||
1 | «Применение на практике различных теорий мотивации» | 2 | |||
Тема 3.2. Менеджмент и контроль в организации | Содержание учебного материала | 2,3 | |||
1 | Цели, задачи, этапы контроля. Технология и правила контроля. Значение контроля для деятельности организации. Социально – психологические аспекты контроля. | 2 | |||
Практические занятия: | |||||
1 | «Виды контроля» | 2 | |||
2 | «Анализ и оценка контроля в организации» | 2 | |||
Контрольная работа | 2 | ||||
Тема 3.3. Групповая динамика | Содержание учебного материала | 2,3 | |||
1 | Организационные отношения в системе менеджмента. Департаментализация. Централизованные и децентрализованныеорганизацииВиды структур. Базисные схемы управления | 2 | |||
Практические занятия: | |||||
1 | « Различные стили работы в группах» | 2 | |||
2 | «Виды различных групп » | 2 | |||
3 | «Организация работ малых производственных групп» | 2 | |||
Тема 3.4 Управление персоналом | Практические занятия: | 2,3 | |||
1 | «Основные принципы управления персоналом» | 2 | |||
2 | «Делегирование полномочий» | 2 | |||
Тема 3.5. Кадровое планирование | Практические занятия: | 2,3 | |||
1 | «Планирование привлечения персонала» | 2 | |||
2 | «Планирование сокращения персонала» | 2 | |||
Тема 3.6 Управление конфликтами в организации | Практические занятия: | 2,3 | |||
1 | Практическая работа: «Решение ситуационных задач по конфликтологии » | 2 | |||
Контрольная работа | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Изучение периодики «Менеджмент» Анализ данных «Контроль в организации» Составление схем и таблиц « Родовые отношения менеджмента и управления», «сопоставление различных видов групп», «Виды организационных отношений.» Решение ситуационных задач «Типы управления» | 22 | ||||
Всего: | 90 (60 +30СРС) |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы менеджмента»
Оборудование учебного кабинета менеджмента:
- рабочее место преподавателя;
- рабочие места обучающихся (25);
- комплект учебно-методической документации в соответствии с паспортом кабинета;
- комплекты учебных карт в соответствии с паспортом кабинета.
Технические средства обучения: ПК, проектор, доска
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Брэддик У. Менеджмент в организации. - М.: ИНФРА-М, 2013. -344 с.
- А.Ю. Нестеров Менеджмент: Конспект лекций/НФИ КемГУ-Новокузнецк. 2010 г.
- Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ, 1999. -256 с.
- Веснин В.Р. Основы менеджмента. - М.: ИМПЭ, 2012. - 384 с.
- Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: ЮНИТИ, 2010. - 480 с.
Дополнительные источники:
- Глущенко Е.В. Теория управления. - М.: Вестник, 1996. - 336 с.
- Гроуф Э. Высокоэффективный менеджмент. - М.: Филинъ, 1996. -280 с.
- Дункан Дж. Основополагающие идеи в менеджменте/Пер, с англ. -М.: АО "РААИСАНА", 1996.-288 с.
- Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов. - 3-е изд. - Н.Новгород: НИМБ, 2001. - 720 с.
- Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. - М.: ТОО "Остожье", 1999.-336 с.
- еснин В.Р. Менеджмент: Учебник. – М.: Проспект, 2007.
- Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. / М.: Изд-во МГУ, 2008.
- Кравченко А.И. История менеджмента: Учебное пособие. – М.: Академический проект, 2007.
- Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. / М.: "Дело", 2006.
- Огарков А.А. Управление организацией: Учебник. – М.: Эксмо, 2008.
- Поршнев А.Г. Управление организацией: Учебник / Поршнев А.Г., Румянцева З.П., Саломатин Н.А. – М.: ИНФРА-М, 2008.
- Современный бизнес: Учеб. в 2 т. Т. 1: Пер. с англ. / Д. Дж. Речмен, М. Х. Мескон, К. Л. Боуви, Дж. В. Тилл. - М.: Республика, 2006.
Интернет-ресурсы:
- cfin.ru
- college.ru
- aup.ru
- vasilievaa.narod.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений | |
балл (отметка) | вербальный аналог | |
90 ÷ 100 | 5 | отлично |
80 ÷ 89 | 4 | хорошо |
70 ÷ 79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | не удовлетворительно |
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений комиссией определяется интегральная оценка уровня подготовки по учебной дисциплине.
Разработчик:
Преподаватель ГБОУ РС(Я)
«Профессиональное училище № 9» _________________ Е.В.Щипанова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины Основы экономики, менеджмента и маркетинга для специальности 260807 Технология продукции общественного питания
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 260807 Технология продукции общественного питания базовой по...
Рабочая программа учебной дисциплины " Основы экономики,менеджмента и маркетинга"
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования по специальности ...
Рабочая программ учебной дисциплины основы экономики, менеджмента и маркетинга
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта (утвержденного приказом Министерство образования и науки Российской Федерации ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 08. Основы экономики, менеджмента и маркетинга
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОП. 08. Основы экономики, менеджмента и маркетинга...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.08 «ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА В СФЕРЕ ЖКХ»
Рабочая программа учебной дисциплины Основы менеджмента в сфере ЖКХ разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего профессионального образования по спец...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 08. Менеджмент основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.04 «Водоснабжение и водоотведение»
Рабочая программа учебной дисциплины Менеджмент основной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.04 "Водоснабжение и водоотведени...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 Основы экономики, менеджмента, маркетинга
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 Основы экономики, менеджмента, маркетинга по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело....