Организация внеклассной работы в техникуме на примере музейной деятельности
проект на тему
На современном этапе развития нашего общества формирование патриотизма выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса. В связи с этим перед обществом ставится задача подготовки гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых гражданских свойств личности ребенка. Проблема патриотического воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества. Но особую актуальность эта проблема приобретает в наши дни, когда общество разрушило старые идеалы и не создало новых ориентиров. Молодым людям трудно определиться. Цель общества разработать модели, позволяющие включить творческий потенциал формирующейся личности в процесс общественного развития, но с учетом тех норм общежития, которые способствуют развитию каждой личности и сформированы были в процессе развития этого общества. Следовательно, включение личности в общество должно сопровождаться образовательно-воспитательным процессом.
Образование в рамках учреждений дополнительного образования правомерно рассматривается как взаимосвязь двух процессов (обучение и воспитание), активизирующих личность на деятельность по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными отношениями. Замечено, что дополнительное образование не просто предоставляет возможность обновления и дополнительного приобретения знаний, но и формирует потребность личности в постоянном самосовершенствовании. Такая личность лучше адаптируется к изменениям социальной среды, что позволяет ей развиваться, удовлетворяя свои духовные потребности независимо от колебаний социокультурной конъюнктуры.
Воспитание патриотизма у подрастающего поколения призвано способствовать формированию в России гражданского общества. Сегодня патриотизм идентифицируется с любовью к малой Родине, готовность выполнить конституционный долг, социальная толерантность, в том числе религиозная и национальная, общественно значимое поведение, активность деятельности.
В Законе РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности, где среди важнейших названа задача патриотического воспитания, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. В законе отмечается, что содержания образовательной деятельности общества должно быть ориентировано на воспитание патриотизма и гражданственности через формирование адекватный мировому уровню общей культуры, интеграции личности в национальную и мировую культуру, формирование человека, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
В процессе педагогического воздействия на личность образовательная и воспитательная деятельность общества подразделяется на самостоятельно существующие элементы. Искусственное структурирование коснулось и процесса воспитания на самостоятельно существующие направления: нравственное, патриотическое, гражданское, экологическое, экономическое, трудовое, физическое, эстетическое, этическое, правовое и пр. Применяемое в науке выделение отдельных структурных элементов необходимо для понимания механизмов деятельности и выбора наиболее действенных методов деятельности. Используя структурирование для выявления наиболее приемлемых приемов воздействия не личность, нельзя забывать о том, что все структурные элементы являются частью одной системы – педагогической системы общества. Взаимосвязь обучающей, развивающей и воспитательной функций образования есть обязательная составляющая общественного развития, поэтому в процессе воспитания различные направления воспитательного воздействия должны соединяться в единую систему. Выделение отдельных направлений воспитательного процесса необходимая закономерность, которая используется для выявления потенциала различных структурных элементов и приемов. Эта проблема стоит и при определении понятия патриотическое воспитание. Сегодня в педагогическое литературе понятия гражданское, патриотическое воспитание рассматриваются или как единое целое или как синонимы, подменяющие друг друга. Какое место на самом деле занимают эти направления деятельности в воспитательной системе, как они взаимодействуют друг с другом, какую роль играют в формировании личности?
Общество при формировании личности школьника должно обратить внимание на традиционные для социума, но не достаточно востребованные обществом и школой формы и средства воспитания, включенные в арсенал музейной практики. Музей как социокультурный институт предлагает более широкий спектр форм и методов, что расширяет возможности общества по направленному воздействию на личность с точки зрения становления патриотически-воспитанной личности.
Источниковой базой нашего исследования являются: нормативные документы общегосударственного характера (закон «Об образовании», Федеральная программа, Государственный стандарт); нормативные документы образовательного учреждения (Положение о совете школы, учебная программа по истории, программа развития школы, Устав школы).
Свое внимание мы акцентируем на работах современных авторов, таких как Т. А. Кудриной, Н. В. Шалаховой, И. М. Косова, О. В. Лысикова, К. Г. Левыкина, Т. Ю. Юренева, Л. М. Шляхтина, которые рассматривают проблемы типологии музеев, их функции, музейную деятельность, а также теорию школьных музеев.
«Музей и школа» под редакцией Т. А. Кудриной, авторы рассматривают возможности использования музеев различного профиля в патриотическом и интернациональном, трудовом, нравственном и эстетическом воспитании учащихся. В книге даются подробные рекомендации по вопросам взаимосвязанной работы школы и музеев, рассказывается об условиях создания школьных музеев, их месте в учебном процессе. Учебное пособие под редакцией Г.Е..Корниловой предлагает свою структуру курса, наполненное конкретным региональным историческим материалом. Музей и школа» под редакцией Н. В. Шахаловой, представляет собой методическое пособие для музейных работников и педагогов. Статьи сборника, обобщая опыт работы государственных литературных музеев с учащимися, очеркивают круг проблем, актуальных для сегодняшнего этапа развития и совершенствования воспитательной и образовательной системы «музей-школа».
«Музеи России» под редакцией Лысикова О. В. содержит курс, определяющий роль и значение музея в контексте истории и культуры. Курс включает изучение следующих тем: роль музеев в современном обществе и мировой культуре, музейная политика, музейный менеджмент и музейный маркетинг. Цель данного пособия: формирование навыков и умений визуального общения школьников и студентов с художественными произведениями – музейными экспонатами.
«Музееведение» под редакцией Левыкина К. Г. – это учебное пособие написано коллективом музееведов. В нем излагаются теоретические основы музееведения и научная методика работы музеев исторического профиля. Рассматриваются социальные функции музеев, их научно-исследовательская деятельность, вопросы фондовой, экспозиционной и массовой идейно-воспитательной работы, характеризуются музейные издания.
«Музееведение» под редакцией Юренева Т. Ю., книга является первым учебником, в котором излагаются не только теоретические основы музееведения и методика музейной работы, но и истории музеев. На обширном фактическом материале анализируются причины и обстоятельства возникновения музеев в различных регионах, прослеживается становление и развитие музея как социокультурного института, показывает его место и роль в каждой конкретной исторической эпохе. Рассматриваются социокультурные функции музеев, их научно-исследовательская работа, вопросы фондовой, экспозиционной и культурно-образовательной деятельности, а также менеджмента и маркетинга.
«Основы музейного дела» под редакцией Шляхтина Л. М., изучает широкий круг проблем, начиная от теоретических положений науки «музееведение» и кончая вопросами практической деятельности музея в современном обществе. В книге раскрыта специфика научно-исследовательской работы музея, экспозиционной и музейно-педагогической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_poisk_2013.doc | 190.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное образовательное учреждение Чувашской Республики
среднего профессионального образования
«Вурнарский сельскохозяйственный техникум»
Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
Научно-исследовательская статья
на тему: «Организация внеклассной работы в техникуме на примере музейной деятельности».
Выполнил: преподаватель истории БОУ СПО Чувашской Республики «Вурнарский с/х техникум Григорьев Олег Михайлович
Вурнары - 2013 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы музейной технологии
1.1. Роль воспитания в системе формирования личности студента……………………………………………………………………………8
1.2.Социальные функции музея………………………………………………...12
Глава I I. Технологии музейной работы через поисково-краеведческую деятельность в Вурнарском с \ х техникуме: практика реализации
2.1.Основные направления деятельности музея……………………………….15
2.2.Музей и поисковая работа…………………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………………30
Приложения……………………………………………………………………...31
Введение
«Не зная прошлого,
невозможно понять подлинный
смысл настоящего и цели
будущего!»
А.М. Горький
На современном этапе развития нашего общества формирование патриотизма выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса. В связи с этим перед обществом ставится задача подготовки гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых гражданских свойств личности ребенка. Проблема патриотического воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества. Но особую актуальность эта проблема приобретает в наши дни, когда общество разрушило старые идеалы и не создало новых ориентиров. Молодым людям трудно определиться. Цель общества разработать модели, позволяющие включить творческий потенциал формирующейся личности в процесс общественного развития, но с учетом тех норм общежития, которые способствуют развитию каждой личности и сформированы были в процессе развития этого общества. Следовательно, включение личности в общество должно сопровождаться образовательно-воспитательным процессом.
Образование в рамках учреждений дополнительного образования правомерно рассматривается как взаимосвязь двух процессов (обучение и воспитание), активизирующих личность на деятельность по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными отношениями. Замечено, что дополнительное образование не просто предоставляет возможность обновления и дополнительного приобретения знаний, но и формирует потребность личности в постоянном самосовершенствовании. Такая личность лучше адаптируется к изменениям социальной среды, что позволяет ей развиваться, удовлетворяя свои духовные потребности независимо от колебаний социокультурной конъюнктуры.
Воспитание патриотизма у подрастающего поколения призвано способствовать формированию в России гражданского общества. Сегодня патриотизм идентифицируется с любовью к малой Родине, готовность выполнить конституционный долг, социальная толерантность, в том числе религиозная и национальная, общественно значимое поведение, активность деятельности.
В Законе РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности, где среди важнейших названа задача патриотического воспитания, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. В законе отмечается, что содержания образовательной деятельности общества должно быть ориентировано на воспитание патриотизма и гражданственности через формирование адекватный мировому уровню общей культуры, интеграции личности в национальную и мировую культуру, формирование человека, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
В процессе педагогического воздействия на личность образовательная и воспитательная деятельность общества подразделяется на самостоятельно существующие элементы. Искусственное структурирование коснулось и процесса воспитания на самостоятельно существующие направления: нравственное, патриотическое, гражданское, экологическое, экономическое, трудовое, физическое, эстетическое, этическое, правовое и пр. Применяемое в науке выделение отдельных структурных элементов необходимо для понимания механизмов деятельности и выбора наиболее действенных методов деятельности. Используя структурирование для выявления наиболее приемлемых приемов воздействия не личность, нельзя забывать о том, что все структурные элементы являются частью одной системы – педагогической системы общества. Взаимосвязь обучающей, развивающей и воспитательной функций образования есть обязательная составляющая общественного развития, поэтому в процессе воспитания различные направления воспитательного воздействия должны соединяться в единую систему. Выделение отдельных направлений воспитательного процесса необходимая закономерность, которая используется для выявления потенциала различных структурных элементов и приемов. Эта проблема стоит и при определении понятия патриотическое воспитание. Сегодня в педагогическое литературе понятия гражданское, патриотическое воспитание рассматриваются или как единое целое или как синонимы, подменяющие друг друга. Какое место на самом деле занимают эти направления деятельности в воспитательной системе, как они взаимодействуют друг с другом, какую роль играют в формировании личности?
Общество при формировании личности школьника должно обратить внимание на традиционные для социума, но не достаточно востребованные обществом и школой формы и средства воспитания, включенные в арсенал музейной практики. Музей как социокультурный институт предлагает более широкий спектр форм и методов, что расширяет возможности общества по направленному воздействию на личность с точки зрения становления патриотически-воспитанной личности.
Источниковой базой нашего исследования являются: нормативные документы общегосударственного характера (закон «Об образовании», Федеральная программа, Государственный стандарт); нормативные документы образовательного учреждения (Положение о совете школы, учебная программа по истории, программа развития школы, Устав школы).
Свое внимание мы акцентируем на работах современных авторов, таких как Т. А. Кудриной, Н. В. Шалаховой, И. М. Косова, О. В. Лысикова, К. Г. Левыкина, Т. Ю. Юренева, Л. М. Шляхтина, которые рассматривают проблемы типологии музеев, их функции, музейную деятельность, а также теорию школьных музеев.
«Музей и школа» под редакцией Т. А. Кудриной, авторы рассматривают возможности использования музеев различного профиля в патриотическом и интернациональном, трудовом, нравственном и эстетическом воспитании учащихся. В книге даются подробные рекомендации по вопросам взаимосвязанной работы школы и музеев, рассказывается об условиях создания школьных музеев, их месте в учебном процессе. Учебное пособие под редакцией Г.Е..Корниловой предлагает свою структуру курса, наполненное конкретным региональным историческим материалом. Музей и школа» под редакцией Н. В. Шахаловой, представляет собой методическое пособие для музейных работников и педагогов. Статьи сборника, обобщая опыт работы государственных литературных музеев с учащимися, очеркивают круг проблем, актуальных для сегодняшнего этапа развития и совершенствования воспитательной и образовательной системы «музей-школа».
«Музеи России» под редакцией Лысикова О. В. содержит курс, определяющий роль и значение музея в контексте истории и культуры. Курс включает изучение следующих тем: роль музеев в современном обществе и мировой культуре, музейная политика, музейный менеджмент и музейный маркетинг. Цель данного пособия: формирование навыков и умений визуального общения школьников и студентов с художественными произведениями – музейными экспонатами.
«Музееведение» под редакцией Левыкина К. Г. – это учебное пособие написано коллективом музееведов. В нем излагаются теоретические основы музееведения и научная методика работы музеев исторического профиля. Рассматриваются социальные функции музеев, их научно-исследовательская деятельность, вопросы фондовой, экспозиционной и массовой идейно-воспитательной работы, характеризуются музейные издания.
«Музееведение» под редакцией Юренева Т. Ю., книга является первым учебником, в котором излагаются не только теоретические основы музееведения и методика музейной работы, но и истории музеев. На обширном фактическом материале анализируются причины и обстоятельства возникновения музеев в различных регионах, прослеживается становление и развитие музея как социокультурного института, показывает его место и роль в каждой конкретной исторической эпохе. Рассматриваются социокультурные функции музеев, их научно-исследовательская работа, вопросы фондовой, экспозиционной и культурно-образовательной деятельности, а также менеджмента и маркетинга.
«Основы музейного дела» под редакцией Шляхтина Л. М., изучает широкий круг проблем, начиная от теоретических положений науки «музееведение» и кончая вопросами практической деятельности музея в современном обществе. В книге раскрыта специфика научно-исследовательской работы музея, экспозиционной и музейно-педагогической деятельности.
Цели работы:
Обобщение опыта музейной работы в учебном заведении.
Раскрыть технологию музейной работы через поисково-краеведческую деятельность.
Раскрыть основные направления работы по решению педагогических проблем в поисково-краеведческой деятельности.
Задача:
Сохранять и реставрировать историко-культурные объекты на территории учебного заведения.
Данная тема обеспечена хорошими источниками информации, источниковая база позволила осветить поставленную проблему.
Глава I. Теоретические основы музейной технологии
1.1. Роль воспитания в системе формирования личности студента
Современное состояние Российского образования требует досконального рассмотрения вопросов о сущности, цели, задачах, содержании и формах образовательно-воспитательной деятельности общества. Социум изначально ставил и ставит задачу предоставления молодому члену общества на самом раннем этапе развития, уже в школьных стенах, социально значимые знания, сформировать гражданскую позицию, включающую позитивное отношение к общечеловеческим и национальным ценностям и нормам, которые помогут ему стать достойным членом общества, равноправное партнерство в деятельности. Процесс обучения формируется требованиями общества и идет параллельно с сопутствующим ему воспитанием. Основная функция полноценного процесса обучения состоит в том, чтобы наилучшим образом научить новое поколение тому содержанию социального опыта, которое необходимо для воспроизведения и развития общества. Главное, что характеризует процесс обучения – это изменение качеств ученика. Изменения происходят независимо от успеха обучения, от достижения конкретной цели. Каждый акт обучения – есть сдвиг в формировании личности, даже если оно не носит ни положительный, ни отрицательный заряд – обучение с точки зрения воспитания личности не может быть нейтральным. Воспитывает не только учебный материал, но и субъект учителя, и субъект ученика, средства и способы обучения, атмосфера действия, характер материала и его соотношение с характером участников учебно-воспитательного процесса. Соотношение воспитания и обучения очень сложно и неоднозначно. Эта неоднозначность заложена в самом определении понятия «воспитание»: воспитание как процесс обучения; воспитание как процесс формирования личности, ее нравственных и эстетических составляющих; воспитание как формирование эмоциональной (неравнодушной) личности; воспитание ценностного отношения к различным сферам действительности (мировоззрению, нравственным нормам); воспитание отношения к ценностям как к личностно значимым потребностям.
Обучение и воспитание выступают как элементы единой системы: обучая, общество воспитывает, воспитывая – обучает. Обучение научает некоторому содержанию (фактологическому, нравственному, волевому, эстетическому), которые формируют личность (знающий человек [информационно-грамотный, нравственно подготовленный, эстетически развитый] – это одна из существенных характеристик личности). Формирование нравственных устоев есть становление личности на уровне мировоззренческого знания, знания о нравственных нормах социума, сформированности ценностей личности. И воспитание, и обучение направлены на развитие общества, выработку своеобразных методов познания социокультурной реальности с направленностью на дальнейшее развитие.
Целевая установка воспитания общества состоит в том, чтобы каждого растущего человека сделать борцом за человечность, что требует не только умственного развития детей, не только развития их творческих потенций, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания, но и развития образа мышления, развития отношений, взглядов, чувств, готовности к участию в экономической, социальной, культурной и политической жизни, личностно-общественного становления, развития многообразных способностей, центральное место в которых занимает способность быть субъектом общественных отношений, способность и готовность участвовать в социально необходимой деятельности.
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность общества по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, т.е. речь, идет о формировании качеств личности, которые могут быть определены следующими признаками: нравственный (гражданское самосознание, гражданский долг, гражданская ответственность), правовой (правовая культура, соблюдение законов государства, личная свобода); социально-политический (гражданское общества, гражданская активность, политическая культура, патриотизм).
Одним из важнейших условий развития личности является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре народов. Нравственное воспитание понимается сегодня как педагогическая деятельность по формированию знаний, чувств, оценок, правильного поведения. Нравственным считают того, для кого нормы морали выступают как собственные убеждения и привычные формы поведения. Сегодня эффективность процесса обучения и воспитания личности во многом зависит и от совершенствования структуры понятий, используемых в системе воспитательного процесса общества, выявления сущностных характеристик этих понятий, определения из взаимоотношений друг с другом, определения их взаимоотношений и взаимоподчиненности. Качеств личности, которые отражают степенно приближенности личности к общественному идеалу, нравственно воспитанной личности достаточно много, поэтому целесообразно их классификация по определенным признакам. Таким образом, в нравственное воспитание включает в себя составной частью гражданское воспитание, которое пронизывает все сферы воспитательных конструкций общества.
Подводя итоги этой части, можно сделать вывод о том, что патриотическое воспитание понимается нами как, гражданский долг, ставший нравственным принципом, осознанной готовностью, решимостью действовать во имя интересов общества, личности, проявляющейся в побудительном мотиве к деятельности.
Патриотическое воспитание личности можно разбить на три сферы:
- Эмоционально-волевая сфера, в которую входят гражданские качества, такие как активность, честность, скромность, ответственность, богатство эмоциональной жизни, гражданское достоинство и др.
- Познавательная сфера, в которую входят гражданские знания. Знание сущности национальной идеи, понимание социальных явлений, знание юридических прав гражданина, знание нравственных норм; усвоение общечеловеческих ценностей и т.д.
- Мотивационная сфера, в которую входят гражданские отношения. Отношение к труду, к себе, к людям, к обществу, к государству, потребность в гражданских поступках, гражданская позиция…
Патриотическое воспитание выступает как определяющая характеристика гражданских отношений и нравственного воспитания. Поэтому процесс патриотического воспитания должен идти по пути выработки позитивного отношения к деятельности опосредованной определенными ценностями: государству, законам, членам общества, другим государствам и народам, собственности, труду, культуре своего народа, природе. Чувство патриотизма многогранно по содержанию: любовь к Родине, к родным местам, гордость за свой народ, ощущение неразрывной связи с окружающим миром, желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Исходя из этого патриотическое воспитание включает решение целого комплекса задач: любовь и привязанность к семье, детскому коллективу, школе, городу, родному краю, государству, бережное отношение к природе и всему живому, воспитание уважения к труду, развитие интереса к русским традициям и промыслам, формирование знаний о правах человека, знакомство с символами государства, развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны, формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
2.1 Социальные функции музея
Социальные функции музея находятся в постоянном развитии.
История музейного дела показывает, что содержание социальных задач, решаемых музеями, меняется в зависимости от общественных запросов и конкретной исторической ситуации.
Социальные функции музея взаимосвязаны и обуславливают его своеобразие.
Выполняя функцию документирования, музей создает фонд музейных предметов — источников, необходимых для исследования в разных областях знаний, и поэтому является научно-исследовательским учреждением.
Чтобы удовлетворять познавательно-культурные запросы общества, музей использует свои собрания для распространения и популяризации знаний. На этой основе он выполняет воспитательно-пропагандистские задачи и тем самым выступает в качестве научно-просветительного учреждения.
Специфику музейной деятельности определяют, таким образом, собрания памятников природы, истории и культуры.
Памятники, включенные в музейное собрание, принято называть музейными предметами. Музейный предмет является документальным свидетельством (первоисточником) фактов, явлений, событий, процессов в природе и общественной жизни. Значение музейного предмета определяется социальной значимостью информации, носителем которой он является, — его научной, историко-культурной, художественной и эстетической ценностью.
Предметы, которые обладают указанными признаками, но не принадлежат музею, т. е. находятся в среде бытования (памятники материальной и духовной культуры) или в природной естественной среде (объекты природы), принято называть предметами музейного значения.
К музейным предметам, так же как и к предметам музейного значения, относятся вещевые, изобразительные, письменные источники. С развитием аудиовизуальных технических средств все большее место в собраниях музеев занимают кино - и фотоисточники.
Музейные предметы в силу своей подлинности, достоверности и внешней выразительности обладают особой убедительностью, доказательностью, оказывают эмоциональное воздействие.
Присущие музейным предметам свойства определяют специфику музейной информации. Это совокупность знаний о конкретных процессах, явлениях, событиях, фактах, происходящих в природе или общественной жизни, документированных посредством музейных предметов и передающихся через музейные предметы, организованные в определенную научную систему в фондах и экспозициях музея.
Музейная информация передается также через музейные издания: каталоги, путеводители, буклеты, научно-популярную литературу, научные труды, основанные на изучении музейных предметов
Предметность, убедительность и эмоциональность музейной информации создают важнейшую предпосылку для выполнения музеем образовательно-воспитательной функции, его научно-просветительной деятельности. Важная роль принадлежит музеям в эстетическом воспитании, в освоении культурного наследия молодым поколением.
Эти возможности музеев широко используются школой. Охарактеризуем основные направления музейной деятельности, которые соответствуют социальным функциям музея.
Комплектование музейных фондов — выявление, отбор и приобретение предметов музейного значения. Оно осуществляется по определенной программе (или плану), большей частью путем экспедиций — естественнонаучных, историко-бытовых, этнографических, археологических и др., командировок, закупок у населения. Предметы музейного значения часто передаются в дар музею учреждениями и организациями, частными лицами.
Фондовая работа — учет, изучение, хранение идейных собраний. Она направлена на научную подготовку музейных предметов для современного научного и образовательно-воспитательного использования и сохранение их для будущих поколений.
Экспозиционная работа — построение музейных экспозиций и выставок для передачи специфической музейной информации. Ее задача — вводить в образовательно-воспитательный оборот фонд музейных предметов.
Научно-просветительная работа осуществляется на основе музейных экспозиций в формах экскурсий, лекций, консультаций, тематических мероприятий и т. д.
Итак, музей — это научно-исследовательское и научно-просветительное учреждение, выполняющее на основе музейных предметов функции документирования, образования и воспитания. Социальные функции музея осуществляются в процессе комплектования, учета, хранения, изучения, экспонирования и пропаганды музейных собраний
Глава I I. Технологии музейной работы через поисково-краеведческую деятельность в Вурнарском с \ х техникуме: практика реализации
2.1.Основные направления деятельности музея
Главной особенностью Вурнарского музея техникума является то, что он имеет учебно – педагогическое назначение. Являясь результатом совместного коллективного труда преподавателей и студентов, музей всей своей деятельностью способствует улучшению учебно – воспитательной работы в Вурнарском сельскохозяйственном техникуме. Экспонаты в музее – это и учебно – наглядные пособия для уроков. Поэтому экспозиция строится так, чтобы удобно было проводить занятия, классные часы и т. д. Во вторых, уже бесспорно то, что сама организация музея является одной из форм проявления самодеятельности и инициативы студентов, а созданный музей становится поисково – краеведческой лабораторией, ведущий по пути приобщению их к исследовательской деятельности. В – третьих, музей техникума – это не только хранилище ценных документальных материалов, но и место научно – исследовательской работы.
Организация музея техникума невозможно без больших поисков. Краеведческой работы по изучению края. Только так студенты свою работу по созданию музея будет считать высшей и необходимой, только тогда создание музея будет педагогически оправданным.
В 2010 году, в 90 летия техникума музей переехал в новое, просторное и удобное помещение. Благодаря собранному материалу для музея, в 2010 году нами была выпущена книга «Вурнарский сельскохозяйственный техникум». Немногие учебные заведения СПО и НПО имеют такое учебное пособие, где подробно изложена история техникума и родного края, вековой период.
По собранным фотографиям за 90 летний период, была составлена портретная галерея 30 знаменитых выпускников, одна из лучших в Республике среди учреждений профессионального образования. Об этих успехах было отмечено в мае 2008 года когда площадка техникума стала местом совещания методического объединения Зам. директоров по ВР СПО ЧР; и в ноябре 2010 года, когда в техникуме прошло совещание методическое объединения преподавателей истории СПО Чувашской Республики.
Под музеем учебного заведения мы в Вурнарском сельскохозяйственном техникуме понимаем не просто музейные экспозиции, а многообразие формы деятельности студентов, будущих специалистов аграрного производства страны.
Создание условий для реализации творческого исторического потенциала студентов с учетом реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010 – 2015 годы, и откликаясь на послание главы Республики М. Игнатьева, что «…..здоровье нации зависит от нашего отношения к детям».
Основные направления работы по решению педагогических проблем в поисково- краеведческой деятельности:
- расширение общей эрудиции и кругозора;
- организация работы в микро-группах с учетом индивидуального подхода к личности;
- развитие коммуникативных способностей, осознание себя в коллективе;
- создание условий для дальнейшего развития творческих способностей развития – саморазвития;
- подготовка к принятию решения в ситуации выбора;
- развитие логического мышления;
- знакомство с некоторыми аспектами государственных структур.
Основные направление патриотического воспитания студентов в пассивно – краеведческой деятельности:
- консолидация студенческого коллектива на основе укрепления его духовно – нравственных основ, общественных идеалов;
- формирование самосознания студентов, их гражданских, активных, социально значимых качеств;
- укрепление исторической памяти;
- воспитание уважения других народов, их истории, долга, культуры;
- значение истории и культуры родного края, утверждение национального самосознания, национального достоинства;
- национально – семейное воспитание, восстановление семейных традиций, преемственность поколений.
Историческое краеведение является основной частью направления работы музея. Локальность научного исторического познания и сфера активной практической деятельности активистов музея направлена на направление и распространение знаний об истории края, учебного заведения и памятниках среди мировых слоев населения, пример в доступной и в увлеченной форме.
Названия функций историко – краеведческой деятельности с позиции студенческой жизни не есть нечто ответственное, а органически вписываются в нее. При этом коммуникативная является одним из средств, а познавательная – целью педагогического процесса в техникуме.
Вполне очевидно, что результаты воспитания и самовоспитания личности зависят от функций деятельности, в которую включены студенты, и от ее содержания.
Краеведение важный фактор исторического воспитания. Участие студента в историко – краеведческой деятельности способствует более углубленному изучению истории своей малой родины, познанию и пониманию законов общественного развития, их реального проявления в истории края.
Участие в сборе информаций об «Александрийском женском монастыре», находящимся на территории техникума, краеведы музея составили паспорт.
Паспорт памятника истории включает в себя следующие разделы:
- Местонахождение монастыря;
- Название монастыря;
- Дата возникновения монастыря;
- Исторические события, связанные с монастырем;
- Источники, рассказывающие о монастыре;
- Используемая литература;
- Техническое и эстетическое состояние останков монастыря;
- Работа по охране памятника истории
- Автор оформления паспорта;
- Дата оформления паспорта.
Нами было составлена Памятка краеведа:
- Изучай местные факты и источники, обычаи местного населения.
- Исследуй местную печать: газету, книги.
- изучай материалы районных, областных, центральных архивов, где порою лежат ценные, не выявленные другими документы.
- Выявляй редкие исторические материалы, хранящиеся у старожилов, научных работников, краеведов – любителей.
- Записывай воспоминания бывших выпускников учебного заведения.
- Изучай архивные источники: всестороннее исследуй свой край, его историю, природу, хозяйственную жизнь, быт, культуру, общественное движение.
- Переписывайся с выпускниками, преподавателями, служащими, сторонниками.
Историческое краеведение на базе музея техникума является важным средством повышения качества знаний, формирования у студентов научного мировозрения и воспитание патриотизма.
Историческое краеведение в техникуме проводится на уроках, кружковых занятиях, во внеклассной работе. Одна из главных особенностей краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования. Не надо ограничивать краеведческую работу только изложением на уроках готовых знаний о своем крае. Важная часть краеведческой работы – это непосредственное участие как преподавателя, так и студентов в поисково – исследовательской деятельности по изучению местной истории. Наши результаты свидетельствуют о том, что использование местного материала на занятиях как средства конкретизации не только не вызывает перегрузки студентов, а, наоборот, значительно облегчает усвоение систематического курса истории, делает знание студентов более прочными и более глубокими.
Кружковые занятия по краеведению в нашем учебном заведении сочетают в себе разные формы и методы. Они предусматривают организацию проведение экскурсий, встреч, походов, экспедиций, вечеров, конференций. В музее служащие кружка «Юный краевед» приобретают умение и навыки обрабатывать, паспортизировать, оформлять и экспонировать исторические материалы.
Внеклассная работа по историческому краеведению в техникуме состоит из массовой, групповой и индивидуальной. К массовым мы относим: экскурсии, походы, экспедиции, олимпиады, конференции, создание музея, встречи с замечательными людьми. Групповыми формами являются: деятельность кружка «Юный краевед», издание стенгазет, выпуск книги «Вурнарский сельскохозяйственный техникум». Наша индивидуальная работа предполагает чтение литературы по местной истории, работу с документальными материалами архива, вещественными памятниками музея, подготовку с исследовательскими работами во внутритехникумовских и Республиканских конференциях, запись воспоминаний, описание памятников истории и культуры. Индивидуальная работа является необходимым элементом для массовых и групповых занятий. В своей работе хочу остановится под такой формой музейно-педагогической работы как экскурсии, т.к. территория техникума является музеем под открытым небом. Это отличает нас от других учебных заведений.
Экскурсия. Как форма краеведческой работы предполагает изучение местных объектов в их естественной обстановке. Такими является экскурсии к историческим памятникам и памятным местам Вурнарского техникума. Педагогическое значение экскурсий очень велико. Во-первых, они дают возможность студентам знакомится с историко-краеведческими объектами в их естественных условиях. Во-вторых, в педагогическом отношении экскурсия очень продуктивна, так как в высшей степени предметна и конкретна. На экскурсиях преподаватель имеет возможность события прошлого, непосредственно связанного с конкретными историческими памятниками – немыми свидетелями тех событий, что помогает студентам создать более верные представления о далеком прошлом, в нашем случае это история монастырей России и Чувашии, коллективизация 30-х годов, формировании воинских частей в годы войны (887 артиллерийский полк), становление средних специальных учебных заведений Чувашии. Экскурсия помогает студентам стать как бы современниками исторических событий прошлого. В-третьих, экскурсии всегда вызывают у студентов повышенный интерес.
Экскурсии в нашем учебном заведении делятся на учебные и внепрограммные; они бывают тематические и обзорные. Если учебные экскурсии исходят из требований программ и ограничены временем, то внепрограммные таких ограничений не имеют.
Экскурсия включает три основных этапа: подготовку, проведение и подведение итогов. Информационная часть – это рассказ, объяснение преподавателя в музее, на объекте. Рабочая часть – это исследовательская и регистрационная деятельность студентов. Об этом и о наших результатах в разделе музей и поисковая работа.
2.2.Музей и поисковая работа
У поисково – исследовательской работы предела нет. Здесь нужно понимать, что поиск должен вестись планомерно и целенаправленно. Важно знать, что искать, как фиксировать найденный материал. Иными словами, должен быть так поисково – исследовательской работы.
План поисково – исследовательской работы ВСХТ.
- Какие материалы предполагается собрать.
- Характер и содержание конкретных заданий к поисковой группе.
- Где будет проводится сбор материала.
- Метод сбора материала.
- Срок проведения поисковой работы.
- Ответственный руководитель.
Целью изучения могут быть события, которые происходили в учебном заведении, районе, республике, связь учебного заведения со всеми историческими событиями.
Схема поиска.
Итоги поисков краеведческой деятельности по истории Александрийского женского монастыря.
Данный монастырь открытый в 1898 году, стал после событий 1917 года базой для Вурнарского сельскохозяйственного техникума. Техникум в наши дни находится на месте бывшего монастыря. С 2000 по 2010 года при активном участии студенческого кружка «Юный краевед», руководитель Григорьев О.М. были сделаны следующие открытия.
Найдены останки мукомольной мельницы и обнаружены две деревянных помещения и место кузнецкой мастерской, которые относятся ко времени существования монастыря, останки двухэтажного дома с трапезной для монашек. На месте главной церкви, в 2005 году установили памятный крест. Данный крест стал местом паломничества верующих. Установлено местонахождение монастырского кладбища. В 2008 году найден Святой источник монастыря, который был приведен в надлежащее соответствие и освящен митрополитом Варнавой. В 2010 году силами студентов и преподавателей был восстановлен главный монастырский колодец. Были изучены сохранившиеся части имущества монастыря, которые ныне хранятся в Вурнарском краеведческом музее. Проанализированы архивные материалы по монастырю, хранящиеся в архивах района и республики.
Результаты поисково – исследовательской деятельности по истории Вурнарского сельскохозяйственного техникума.
История техникума это 90 – летний период, с 1920 – 2010 годы. В нашей работе мы добились больших результатов по следующим направлениям:
- довоенная история техникума;
- первые выпускники техникума;
- боевой путь 887 артиллерийского полка, который формировался на базе техникума в 1941 году и пришел путь более 2000 км. в составе 324стрелковой дивизии;
- биография выпускников техникума Героев Советского Союза Иванова Алексея Ивановича и Иванова Павла Ивановича, а также преподавателей техникума, ветеранов Великой Отечественной войны. Поисковой группой к 65 летию Победы были собраны биографические данные с фотографиями о 94 ветеранах войны, о 34 тружеников тыла от производственной части техникума. Им были посвящены два стенда в учебном корпусе № 1. Был собран биографический материал о руководителях техникума за 90 летнию историю, всего 14 директоров в хронологическом порядке с 1920 – 2010 года. Собрали материалы о ветеранах педагогического труда техникум, всего 54 преподавателя. Огромная работа была проделана по сбору материалов о выпускниках техникума. Многие из них стали известными людьми: академик РАН Петров Ю.Р.; 20 докторов с/х наук, в т.ч. ректор ЧГСХА Кириллов Н.К.; 30 кандидатов наук, более 100 выпускников получили почетные звания. Приходилось выезжать в районы Республики, открывать переписки с регионам Российской Федерации, где работают выпускники техникума. Весь материал был тщательно редактирован и издан тиражом в 300 экземпляров к августу 2010 года, в Чебоксарах, издательством «Новое время». Название книги «Вурнарский сельскохозяйственный техникум».
Итоги археологических поисков по
изучению территории вокруг техникума.
Ежегодно весной – осенью члены кружка «Юный краевед», занимаются изучением окрестностей техникум. Особенно много материалов было собранно по истории древности. Представляем вам следующие находки в хронологическом порядке, которые ныне хранятся в нашем музее.
2001 год.
Изучаются окрестностей техникума и пос. Вурнары. В 25 – ом квартале Вурнарского лесничества, к югу от поселка выявлены следы пребывания людей, предположительно городской культуры, предположительно I – II тысячелетии до н.э. Отнесены к культурам лесной части Европейской зоны. Основной подъемный материал это керамика (осколки глиняной посуды ручной лепки, без применения гончарного круга). На керамике следов ретуширования и нанесения орнамента не наблюдается. Представлена осколками горловин, донышек и боковых частей сосудов. Также в подъемном материале встречаются огромное количество зубов жвачных – травоядных животных (сохранность хорошая) и разрозненных костей скелета животных разных возрастных групп. На одной из кости обнаружены следы механического воздействия (заточка кости), предполагающая применение данной кости в виде, какого – то режущего приспособления.
Обнаружены также так называемые пряслица (круглые, колесообразные с отверстием в центре из обожженной глины, ручной лепки) назначение которых не ясно. Место стоянки расположено на дне оврага, где протекает ручей. Наблюдается ежедневное вымывание остатков деятельности людей. Проявляются естественное разрушение под воздействием водной эрозии.
Изучение реки Вурнарки в границах 25 – го квартала Вурнарского лесничества позволило выяснить осадочные слои юрской и меловой системы морского происхождения. Слои выражены преобладанием в них окаменевших органических остатков головоногих моллюсков аммонитов и белемнитов, двухстворчатых брахиопод двух видов. Возраст геологических отложений колеблются от 200 до 140 млн. лет до н.э.
2002 год.
Изучаются овражно – балочная системы реки Вурнарки с прилегающими территориям в лесной зоне квартала 25, 26, 35, 36 по карте Пензенской лесоустроительной экспедиции 1994 года, на наличие геологических, палеонтологических и археологических обнажений. Выявляются два места стоянок предположительно городской культуры с остатками керамики и остеологического материала. Слоистость не определена в связи с законодательством о проведении археологических разведок (запрет без наличия открытого листа).
Сбор фауны юрской и меловой систем на реке Вурнарке, выявление новых осадочных слоев с наличием представителей фауны моря указанных систем. Поколение коллекций музея.
2003 год.
Изучение русла реки Малый Цивиль на наличие памятников археологии и геологических обнажений, общей протяженностью около 100 км. От насосной станции ВЗСП до моста дороги Вурнары – Мамалаево – Булатово. Обнажений археологического и палеонтологического характера не выявлено. Следов естественного разрушения памятников нет.
2004 год.
Поисковая работа сводится по сбору подъемного материала археологического характера. Кварталы 25, 35.
2005 год.
Изучение юрского и меловой системы на реке Апнерка. Выявлены слои содержащие в своем составе остатки головоногих моллюсков (трубочки). Материалы сильно минерализированны (пиритизированны и ожелезнены). Длительному хранению без специальной обработки не подлежат в связи с естественным химическим разложением. Следов археологической направленности не выявлено.
2006 год.
Поисковая работа по руслу реки Апнерка выявляет остатки палеонтологической характера (зуб мамонта, бивень мамонта), относительный возраст около 40 – 45 тыс. лет до н.э. Мамонтовая фауна. Плейстоцен. Остатки обнаружены в областях член естественного смыва, при обвале берега после половодья.
2007 год.
Поисковая работа. Русло реки Апнерка, на месте находки остатков мамонта обнаруживается рог лося. Окаменение естественное. Возраст 40 – 45 тыс. лет до н.э. Мамонтовая фауна. Следов археологических памятников не выявлено.
2008 год.
Изучение слоев на месте работы гидротехнического сооружения (плотины) к северу от деревни Кюстюмеры на реке Малый Цивиль. Изучение и сбор образцов юрской, меловой системы. Сбор образцов в отвалах осадочных пород.
Заключение.
На переломе столетий Россия в очередной раз прошла через испытание: кардинальными социально-экономическими преобразованиями, широкомасштабное рыночное реформирование всех сфер общественной жизни. В условиях сельской местности круг факторов, реально воздействующих на воспитание детей и подростков. Постоянно сужается: семья как первоначальная колыбель воспитания вынуждена решать проблемы выживаемости, растрачивая воспитательный потенциал.
В сложившийся ситуации сельский музей приобретает особую значимость как культурно-воспитательный объект. Сельский музей возникает там и тогда, когда население данной местности ощущает в нем необходимость; где есть люди, способные организовать и возглавить работу по созданию музея – энтузиасты. А также люди, наделенные властью и готовы поддерживать это начинание. Но главное - это жители данной местности, которые осознают, что они являются основателями этого музея. Они создают его для себя и своих потомков. Стараются сделать его таким, каким они его себе представляют, каким хотят видеть, чтобы он стал частицей их жизни.
Музей на селе - это историко-культурный многофункциональный объект, в котором жители села могут видеть себя и свою историю, приобретать знания о месте, где родились и живут, об окружающей природе, с которой сотрудничали их предки, и о том, как сотрудничество происходит сегодня. Это своеобразная школа, помогающая изучению прошлого и настоящего данного населения.
Сельский музей не одинок, во-первых, он находится в плотном окружении природного социума. Под природной средой подразумевается совокупность сложившихся на протяжении веков природных условий, в которых протекает деятельность человека. Это общение началось с выбора места поселения предками, которые учитывали наличие природных ресурсов: воды, земли, леса, минералов.
Во-вторых, сельский музей окружен людьми, живущими в этом поселении, которые сформировали социальную среду. Или социум, данного населенного пункта. Это люди, которые были и являются творцами экономического, исторического и культурного потенциала данного селения.
В – третьих, музей находиться в окружении объектов, которые несут в себе определенный потенциал образовательных и воспитательных функций. К таким объектам относим семью, детские дошкольные, школьные и внешкольные учреждения на селе и их образовательной функцией, - это одна составляющая. К другой составляющей необходимо отнести объекты, призванные воспитывать культурой, - это клубные учреждения, средства массовой информации и библиотеки.
Музей на селе посвящен человеку и его культурному и природному окружению, он несет в себе одновременно функцию «открытого» музея - музея пространства и среды. В тоже время он является музеем времени, когда на экспозиционном пространстве отражается минувшая история.
В отличие от школы, где учитель оперирует в своей деятельности, главным образом, обстракно-логическим понятиям и его главный инструмент – слово, в музее педагог опирается на музейный предмет, который оказывает эмоционально-чувствительное воздействие на посетителя. Посетитель может взять в руки не абстрактное понятие, а конкретный предмет – свидетель прошлого, позволяющего осознать значение природного и культурного населения с учетом реальной жизни.
Важной особенностей музейных предметов, отличающих от других источников, хранящихся, например, в архивах или библиотеках, является то, что, становясь экспонатами, они являются не только источниками научных знаний, но и источником воздействия на эмоциональную сферу человека.
Музейный предмет как носитель образцовой информации способен вызывать у посетителя определенное эмоциональное отношение к минувшему. Эмоционально-чувственное восприятие и есть основа мыслительной деятельности человека. Не случайно современная наука наряду с такими свойствами музейного предмета, как информировать и репрезентированность (отражение действительности), называет и экспрессивность – способность воздействия на человека через признаки: аттрактивность - привлечение внимания и ассоциативность –чувство сопричастности, сопереживания.
Предмет в музее хранит в себе энергию бытования, энергию человека, державшего этот предмет в своих руках. Он хранит энергию того или иного исторического события, к познанию которого готовиться посетитель, приходя в музей.
Наряду с музейными предметами в основу экспозиции сельского музея закладываются результаты его научно-поисковой работы по фиксированию проявлений человеческой деятельности селян в таких областях, как песни, танцы, ритуалы, мифы, обряды, праздники, ремесла, музыка и даже говор, язык конкретной территории, конкретного поселения.
Для сельского музея, как впрочем, и других краеведческих музеев, наиболее подходит видение музеев русским философом Н.Ф. Федоровым: «Музей есть не собрание вещей, а собор лиц, деятельность его заключается не только в накоплении мертвых вещей, а в возвращении к жизни останками отжившего, в восстановлении умерших по их произведения живыми деятелями»
Список литературы
1.Косова, И.М. Музей в культурной жизни края / И.М. Косова. - М.: Современная Россия ,1998. –128с.
2. Кудрина, Т.А. Музей и школа / Т.А. Кудрина. - М.: «Просвещение» 1985, 125с.
3. Левыкин, К.Г., Хербс, В. Музей исторического профиля / К.Г. Левыкин, В. Хербс.: Учебное пособие для вузов.- М.: высшая школа, -1998. 431с.
4. Лысикова, О.В. Музеи России/ О.В. Лысикова. Учебное пособие.- М.: Флинта, Наука, 2002. –.129с.
5. Шляхтина, Л.М. Основы музейного дела/ Л.М. Шляхтина. Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2005. - 183с.
6. Юренева, Т.Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы/ Т.Ю. Юренева. – М.: Академический проспект, 2003.- 560с.
7. О деятельности музеев образовательных учреждений// Народное образование. М. – 2003. №8, -С. 285-286.
8. Столяров, Б.А. Музейная педагогика. История и современность //Народное образование. №5, 2001. – С.176-182.
Приложение
Музей Памяти
БОУ СПО ЧР« Вурнарский сельскохозяйственный техникум»
Профиль музея: историко — патриотический
Адрес музея: 429221 Чувашская Республика, п. Вурнары Сельхозтехникум, д. 1, тел( 835537) 2-62-85
Руководитель музея: Григорьев Олег Михайлович, преподаватель социально-экономических дисциплин.
Директор БОУ СПО ЧР «Вурнарского сельскохозяйственного техникума»: Малов Владимир Иванович
Музей Памяти создан в 2000 году
БОУ СПО ЧР «Вурнарском с\ х техникуме» обучаются в очном отделении -320 студентов, в заочном отделении -360 студентов
Музей Памяти находится в учебном корпусе №1 на площади 70 м2
Актив Музея
Актив музея техникума формируется постепенно и постоянно пополняется новыми активистами очного и заочного отделений. По ходу работы музея они участвуют в той или иной деятельности, в поиске новых экспонатов, в оформлении музея и методической работе. В дальнейшем они включается в систематическую работу и становится членами постоянного актива. Актив музея техникума насчитывает 150 студентов, что составляет 50% от общего числа студентов. Одним из условий организации деятельности музея является преемственность в работе его актива. В работу включаются студенты с 1 по 4 курса. Они совместно участвует в выполнении различных заданий по поиску и сбору материалов, их учета и хранению, оформлению выставок экспозиции, участвуют в экспедициях и проведении экскурсий.
Актив музея
1. Директор ВСХТ
2. Руководитель музея
3. Ветераны труда
4. Руководители цикловых комиссий
5. Член Совета Студенческого самоуправления
6. Руководители клуба « Мужества»
7. Зав отделениями.
Деятельность актива
1.Изучает литературно — исторические и другие источники, соответствующие профилю музея.
2. Систематически пополняет фонды музея путем активного поиска в турпоходах, экспедициях, экскурсиях.
3. Обеспечивает сохранность музейных предметов, организует их учет в инвентарной книге.
4. Создает и обновляет экспозиции, выставки.
5. Проводит экскурсионную и лекторскую работу.
6. Оказывает содействие в использовании экспозиций и фондов музея в учебно-воспитательной работе.
7. Работают секции и кружки.
Совет музея
-Осуществляет программу деятельности музея
-Направляет исследовательскую работу и поисковую работу
-Организует работу кружков
-Подбирает и руководит деятельностью актива музея
-Сотрудничает со всеми структурными подразделениями учебного заведения
-Совет музея имеет девиз «Сделай каждый прожитый день историей»
-Свое заседание проводит один раз в месяц.
Члены Совета музея
1. Григорьев О.М. - преподаватель
2. Васильева Л. Ф — преподаватель
3. Никитин Э В - преподаватель
4. Фирсов А Н — преподаватель
5. Никифоров В.Н. - преподаватель
6. Павлова Г.А. - руководитель физического воспитания
7. Никифорова В.А. - библиотекарь
8. Волкова В.В. - руководитель информационно-культурного центра
9. Алексеев Н К - преподаватель
10 Горбунова В А - зав. учебной части
Роль музея в учебно — воспитательном процессе.
В Музее Памяти проводится уроки истории, обществознание, по темам посвященных истории России в 20 веке. Классные часы посвященные патриотическому воспитанию молодёжи. Экскурсии в день знании, день открытых дверей , встреча с выпускниками, с ветеранами войны и труда .
План работы Музея Памяти на 2013-2014 учебный год.
Сентябрь - экскурсия в день знаний, 1 курсы техникума. Общее собрание актива музея. Урок мира.
Октябрь - открытый урок по истории. ФОП. День ветерана.
Ноябрь - экскурсия в День призывника. Учеба актива.
Декабрь - открытый урок по культурологи. выставка новых поступлений. Февраль - внеклассное мероприятия освещенная к Дню Защитника Отечества.
Март - открытый урок по обществознанию. Совет ветеранов.
Апрель - экскурсия в день открытых дверей. Встреча выпускников техникума.
Май - внеклассная мероприятия освещенная к 68 -летия Победы «Никто не забыт, ничто не забыто».
Июнь - экскурсия для выпускников техникума. День последнего звонка. День чувашкой государственности.
Июль, август - каникулы.
Программа развития музея техникума
1. Изучить роль музея учебного заведения по воспитанию и самовоспитание студентов знать принципы и задачи музея техникума по воспитанию и самовоспитанию студентов.
2. Изучить основные принципы организации и работы общественного-исторического музея, полноту и научность экспозиций, связь с современностью, связь с учебно-воспитательным процессом.
3. Сотрудничать со студенческими самоуправлением и другими структурами учебного заведения.
4. Осознать необходимость участия студентов в поисковой работе, включиться в краеведческий поиск как основу развития деятельности музея.
5. Развивать самостоятельность, творческую инициативу, общественно — полезную направленность в работе .
Просветительская и массовая работа.
За последние три года в книге записано 70 отзывов.
Ежегодно в музей совершается более 20 экскурсии, за последние три года более 60 экскурсий. Среднее количество участников экскурсий составляет 20 человек, и того за последние три года музей посетило около 1200 человек. Ежегодно на базе Музей Памяти проводится более 10 техникумовский мероприятий, по следующим направлениям:
музей-урок
музей и внеурочная работа музей и профориентации
музей и производственная практика
музей и кряжевая работа
музей и студенческая самоуправления
музей и совет ветеранов
музей и краеведение
музей и поисковая работа
музей и ФОП
Фондовая работа
Количество единиц хранения представлены следующим образом: Останки археологических раскопок - 32 ед. Предметы домашнего обихода в старины -16 ед. Альбомы выпускников техникума -20 ед.
Экспозиции в музее разделены на 9 разделов:
1 раздел - «У истоков»
2 раздел - « Техникум в 20-30-е годы »
3 раздел - « Техникум в годы войны »
4 раздел - « Никто не забыт, ничто не забыто»
5 раздел - « Династия ветврачей ВСХТ»
6 раздел - «Техникум в 50-70 годы»
7 раздел - «Учитель нам, прими поклон земной»
8 раздел - «Техникум в 80-90 -е годы»
9 раздел - «Техникум наши дни»
Экскурсия в музей Памяти
Раздел 1. У истоков.
Состоит из двух секции. 1 секция (2 стенда) повещены становлению Александрийского монастыря и возникновения поселке Вурнары, так как благодаря этим событиям в будущем возникает Вурнарский с\х техникум. Хроника событий была следующей:
В конце 19 века была образована религиозная женская община. В 1896 г монахини построили первый жилой дом в черте будущего техникума. В 1896-1898 годах прошел сбор средств для фонда строительства монастыря. В 1898 г решением Синода открыт был Александрийский женский монастырь.
2 секция (2 стенда) посвящены археологическим находками в районе реки Вурнарки (3 км западнее техникума). Краеведческий материал, представленный в форме экспонатов, раскопки древних поселений времен неолита, проведенные студентами ВСХТ под руководством Горковченко В. Краеведческий материал собран в течение последних 5 лет.
Раздел 2. Техникум в 20-30-е годы.
Состоит из 2 секций. 1 секция посвящена открытию и первым годам жизни техникума. Многим не известно, что наш техникум начал свою историю в Чебоксарах, а именно в декабре 1918 г. в Чебоксарах было открыто земледельческое училище. И только в марте 1922 года училище, далее техникум был переведен в Вурнары и размещен на базе Александрийского монастыря. В техникуме обучался 113 учащихся. Техникум специализировался по циклам: земледелие, животноводство.
2 секция, посвящена первым выпускникам Вурнарского с\х техникума .
Многие из них вследствие стали видными работниками с\х Чувашии России.
Вот имена некоторых из них Иванов И.И.,Малов Н.Г.,Горбунов Я.М.,Иванов А.И., Федотов Я.Ф., Недопивцев Г., ЛаптенковИ., ТимофеевИ.
Раздел 3. Техникум в годы Великой Отечественной войны.
Состоит из 2 секций. 1 секция. Боевой путь 324 стрелковой дивизии (1941-1945 г). Многим наверно не известно, что 887 Артиллерийский полк данной дивизии сформировался на базе Вурнарского с\х техникума. Так что 324 стрелковой дивизия считается для нас родной. Свой путь дивизия начала в декабре 1941 года.2 секция повещена ветеранам войны выпускникам и преподавателям Вурнарского с\х техникума. Вот их имена: Павлов Н.П., Миронов П.А,. Меркулов С М., Павлов Л А., и многие другие.
Раздел 4. Никто не забыт, ничто не забыто
Данный раздел посвящен Героям Советского Союза Иванову А И., и Иванову П И. Так как они до войны обучались в Вурнарском с\х техникуме и являются уроженцами Вурнарского района.
Раздел 5. Династия ветврачей ВСХТ
Так сложилась судьба, что к нам в техникум приходит учиться следующие поколения, чьи родители с добрым словом вспоминают техникум, и считают, что их дети получают здесь достойное образование. В итоге сформировались следующие династии: Ливановых, Алексеевых, Гавриловых, Павловых, Лабиновых.
Многие представители данных династий в будущем стали отличниками труда, заслуженными работниками.
Раздел 6. Техникум в 50-70 годы.
Сегодняшний техникум полностью представлен благодаря тем послевоенным годам, когда полностью обновилась материальная база. Были построены учебные корпуса, общежития, учхоз, питомник и многое другое. Благодаря стараниям директоров техникума Осипова и Ведина, техникум получил новое дыхание и движение вперед.
В 3 стендах подробно описано и показано с помощью фотографии те гигантские усилия, которые привели наш техникум, в ряд лучших в стране.
Раздел 7. Учитель наш прими поклон земной.
Состоит из 3 стендов. Посвящен лучшим работникам нашего техникума, многие из которых завершили в начале своей карьеры родное учебное заведение Вот из имена: Алексеев Н. К., Михайлова М. А., Трофимов Г.Т., Ведин М. Н. и др. Многие выпускники стали учеными в своей сфере деятельности. Это Иванов В. И., Митрофанов П. М., Кашов Н.М., Лабинов В. П., Кириллов Н. К. - сегодняшний ректор Чувашкой с\х академии.
Раздел 8. Техникум в 80-90 годы.
За многолетнюю историю техникума можно подвести некоторые итоги. Всего было подготовлено более 25 тысяч специалистов. Открыты классы по компьютеризации. Техникум вошел в число 10 лучших с\х техникумов России.
Проведена газификация учебного заведения. И в начале 21 века наш техникум остается одним из престижных Ссузов Чувашии, где работают профессионалы своего дела. Где учится талантливые студенты, будущие специалисты своего дела. Наши двери всегда открыты перед вами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования...
Методическая разработка практического занятия по МДК 02.01 «Основы организации внеурочной работы» Тема: Моделирование презентационного этапа проектной деятельности в процессе внеурочной работы
Форма занятия: практикум-презентацияЦель: формирование первоначального опыта студентов в реализации презентационного этапа проектной деятельности в процессе внеурочной работыЗадачи:1....
Методические материалы для организации внеклассной работы по немецкому языку в системе СПО
Методические материалы для организации внеклассной работы по немецкому языку в системе СПО позволяют совершенствовать умения и навыки иноязычной речи студентов в более свободной от обязательной учебно...
Организация культурного досуга старших подростков. Развитие творческих способностей обучающихся на примере клубной деятельности в образовательной организации
В настоящее время становится актуальным поиск новых форм организации свободного времени – молодежного туризма, комплексных культурно - досуговых программ, различных ток-шоу, презентаций, массовых игро...
Формирование базовых национальных ценностей через музейную деятельность (из опыта работы)
В данной статье рассматривается потенциал музея образовательной организации как средство реализации концепции духовно-нравственного воспитания студентов через формирование базовых нац...
МДК 02.01 Программа учебной дисциплины «Основы организации внеурочной работы (музейная работа)»
Программа учебной дисциплины"Основы организации внеурочной работы (музейная работа).Максимальная нагрузка -53 часа.Обязательная аудиторная нагрузка -36 часов....
Организация внеклассной работы по иностранному языку как средство формирования коммуникативной компетенции
Статья на тему "Организация внеклассной работы по иностранному языку как средство формирования коммуникативной компетенции"...