Организация культурного досуга старших подростков. Развитие творческих способностей обучающихся на примере клубной деятельности в образовательной организации
статья на тему
В настоящее время становится актуальным поиск новых форм организации свободного времени – молодежного туризма, комплексных культурно - досуговых программ, различных ток-шоу, презентаций, массовых игровых программ, театрализованных действий и фольклорных программ, клубов по интересам различных направлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_kulturnogo_dosuga_starshih_podrostkov.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация культурного досуга старших подростков.
Развитие творческих способностей обучающихся на примере клубной деятельности в образовательной организации
Старший подростковый возраст – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленная теми или другими психологическими свойствами, которые определяются культурой, закономерностями социализации, воспитанием, семейным положением и т.д.
Молодежь 15-20 лет – самая активно часть посетителей досуговых учреждений, мотивом которых является деятельность во всех ее видах и формах, посредством которой осуществляется приобщение к миру культуры, то есть инкультурация, что также повышает социальную активность молодых людей.
В настоящее время становится актуальным поиск новых форм организации свободного времени – молодежного туризма, комплексных культурно - досуговых программ, различных ток-шоу, презентаций, массовых игровых программ, театрализованных действий и фольклорных программ, клубов по интересам различных направлений.
Социальная работа с подростками по месту их проживания в общежитии, направлена, прежде всего, на объединение воспитательных усилий семьи, образовательной организации и клубного коллектива, всех специалистов учреждения, работающих с подростками по решению проблем их социализации, культурной адаптации и социальной реабилитации, нормализации ее социально – культурного становления, подготовки к самостоятельной активной жизни, обеспечению условий для личностного роста, развивающего досуга и образования, для решения конкретных проблем подростков, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях. Системная работа клубов по месту проживания в общежитии является реальной материальной базой для проведения повседневной работы с подростками на профессиональной основе.
Клубы по интересам – учреждения, реализующие программы и проекты культурно-воспитательного характера с целью организации общения и досуга, социализации и адаптации подростков. Главная и основная проблема деятельности клубов по интересам – объединение чрезвычайного многообразия существующих направлений, программ и методик, идей и профессий, энтузиастов и специалистов в целое, способное действительно целенаправленно и эффективно служить основанием, базой реализации приоритетных направлений по организации работы по месту проживания. От работников клубов по интересам требуются особые качества, динамичность деятельности, высокая психолого-коммуникативная культура, умение работать с мотивацией, удерживанием интереса без принуждения и суровой дисциплины.
Характер взаимодействия подростков со своими сверстниками вне учебного времени – важный фактор, влияющий на развитие их личности в свободное время. Для большинства юношей и девушек главным стимулом участия в клубах по интересам является увлеченность совместной деятельностью и возможность обменяться мнениями по интересующим их вопросам, ибо потребность в общении – ведущая потребность юношеского возраста, которая должна определять формы и содержание досуга обучающихся в процессе вне учебного времени.
В настоящее время картина, характеризующая сферу досуга подростков, выглядит весьма проблематично. Все большее число молодых людей предпочитают проводить свободное время, бездумно развлекаясь или же пассивно-созерцательно. Такая узость взглядов юношей и девушек, заставляет бить тревогу работников образования, вести поиск новых путей, форм и методов в организации вне учебной деятельности юношества, выступая против примитива и архаичности, умело отличая полезное для жизни увлечение от быстро меняющейся моды.
Клубам по интересам по праву принадлежит первенство среди всевозможных творческих объединений, ибо самый эффективный вид отдыха – общение людей, объединенных одним увлечением. Клуб по интересам – чрезвычайно сложный организм, суть которого не должна заключаться в одном единственном увлечении. Чтобы отвечать требованиям настоящего времени, клуб должен расширять диапазон интересов каждого молодого человека, развивать стремление как можно полнее выражать себя, формировать у современных юношей и девушек желание проверить свои возможности сразу в нескольких видах творческой деятельности. Важно, чтобы каждый молодой человек, придя в клуб по интересам, мог найти применение своим способностям. Для этого работу клуба нужно планировать с учетом того, что чем шире программа деятельности, чем богаче выбор предлагаемых занятий, тем больше желающих он вовлекает в свой круг, тем ближе подходит к тому, чтобы решать задачи воспитания гармонически развитой личности. Таким образом, одно из главнейших условий жизнеспособности клуба – разнообразие форм деятельности, в которых каждый может себя проявить.
Клубная работа представляет собой сферу социальной деятельности, в результате которой реализуются интересы и индивидуально - творческая активность личности. Клубная деятельность организуется на принципах добровольности объединения молодых людей с общими интересами, а также самодеятельности и самоуправления, учета возрастных и социокультурных особенностей.
Посещение клуба способствует включению подростка в многообразные социально ценные и личностно значимые виды деятельности, в гуманистически ориентированные межличностные отношения со сверстниками и взрослыми; формируют опыт социального поведения, необходимый для успешного вхождения в систему общественных отношений; выявляют и развивают интеллектуальные, коммуникативные, экспрессивные, инструментальные способности.
Привлекательностью клубной жизни для подростков определяется:
- игровой формой усвоения будущих социальных ролей;
- разнообразной по характеру деятельности, которая позволяет решить проблему профессионального самоопределения, самопознания;
- возможностью удовлетворить потребности в общении. В отличие от бессодержательного времяпрепровождения на улице, подростки общаются в клубе на основе общих полезных дел, увлечений, интересов;
- развитым самоуправлением, относительной автономией от взрослых;
- гуманистически выстроенными по сравнению с уличными межличностными отношениями (недопустимы насмешки, унижения, физическая расправа над слабыми).
Завершить хотелось бы словами одного из самых замечательных педагогических деятелей современности – Василия Александровича Сухомлинского: «Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль современных образовательных технологий в развитии творческих способностей обучающихся на уроках хора в МВМУ
В настоящей методической работе рассматриваются вопросы хорового исполнительства и организации творческой деятельности самодеятельного юношеского хора суворовцев Московского военно...
Система работы по развитию творческих способностей обучающихся среднего и старшего звена на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности.
Над этой проблемой работаю уже 3 года. Цель работы: вызвать интерес к моему предмету, развить творческие способности ребёнка, которые ему будут нужны в успешной учебной деятельности. В статье пр...
Презентация по теме "Культурные практики в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации"
Презентация по теме "Культурные практики в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации"...
ПРОГРАММА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
программа по выявлению творческих способностей на уроках и внеурочной деятельности...
ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
развитие творческих способностей...
Программа по развитию творческих способностей обучающихся на уроках электротехники и во внеурочной деятельности
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта среднего профессионального образования (Приказ Минобрнауки России от 07.05.2014 № 457 «Об утверждении ...
ПРОГРАММА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа по выявлению способностей обучающихся опирается на основную стратегию нашего образования по ФГОС - формирование всесторонне развитой личности. Программа направлена на развитие социокультурно...