Формирование базовых национальных ценностей через музейную деятельность (из опыта работы)
статья на тему
В данной статье рассматривается потенциал музея образовательной организации как средство реализации концепции духовно-нравственного воспитания студентов через формирование базовых национальных ценностей через музейную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_bazovyh_natsionalnyh_tsennostey_cherez_muzeynuyu_deyatelnost.docx | 20.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование базовых национальных ценностей через музейную деятельность (из опыта работы)
Педагог дополнительного образования ГБПОУ "Нижегородский техникум транспортного обслуживания и сервиса" Т.А. Корсукова Руководитель музея ГБПОУ "Нижегородский техникум транспортного обслуживания и сервиса" К.П.Малышева
Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В. В. Путиным: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».
1 июня 2015 правительство утвердило стратегию развития воспитания на период до 2025 года. Документ определяет приоритеты госполитики в области воспитания и социализации детей, основные направления и механизмы развития институтов воспитания, формирования общественногосударственной системы воспитания с учетом интересов детей, актуальных потребностей общества и государства, глобальных вызовов и условий развития страны в мировом контексте.
Закон «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует обеспечение воспитания как неотъемлемой части образования, взаимосвязанной с обучением, но осуществляемой и как самостоятельная деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Основа Стратегии – базовые национальные ценности российского общества, закрепленные Конституцией Российской Федерации:
- патриотизм;
- социальная солидарность;
- гражданственность;
- семья;
- здоровье;
- образование;
- труд и творчество;
- наука;
- традиционные российские религии;
- искусство и литература; • человечество;
- природа.
Считаю, что в нашем образовательном учреждении работа по формированию базовых национальных ценностей ведется во всем пространстве образовательного процесса. Реализация концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ осуществляется и в урочной деятельности, и в системе дополнительного образования, в том числе через музейную работу. Нравственная личность, гражданин и труженик воспитывается лишь в той среде, где не прервана традиция, где каждое последующее поколение воспринимает себя как продолжение поколения предыдущего.
Музей техникума и организация его работы являются эффективным средством духовно-нравственного развития личности обучающегося и основой формирования базовых национальных ценностей.
Используя в работе с посетителями свои специфические возможности, музей способен формировать мировоззренческие основы личности, осознанно-патриотическое отношение к родине. Особенность музея в том, что в процессе восприятия экспозиции происходит комплексное воздействие на мысли, чувства и эмоции; одновременно сочетается работа ума и души, и, таким образом, при условии интереса активизируется познавательная и эмоциональная сфера.
Восстановление музея техникума - это заслуга и достижение работы педагогического коллектива и ветеранов техникума. Идея восстановления музея истории техникума возникала неоднократно с конца 80-х и в 90–е годы. После предварительного изучения имеющихся материалов по истории техникума были намечены организационные вопросы по восстановлению музейных экспозиций, отремонтировано выделенное под музей помещение, подготовлено музейное оборудование. Нашлись энтузиасты ветераны системы профтехобразования, способные своим примером увлечь многих музейной работой. Торжественное открытие музея с приглашением ветеранов техникума, представителей областного музея профессиональнотехнического образования состоялось в марте 2014 года. С этого времени музей по - настоящему один из центров воспитательной работы техникума, который обладает потенциальными возможностями по формированию базовых национальных ценностей. Остановимся на некоторых из них.
1.Патриотизм.
Чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с ее народом. Патриотизм включает чувство гордости за свое Отечество, малую Родину, т.е. город или сельскую местность, где гражданин родился, воспитывался и где учился. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству.
Музей НТТОС обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания обучающихся в духе высокой нравственности, патриотизма, гражданского самосознания является одной из важнейших задач музея. В музее проходят классные часы, посвященные памятным датам истории страны и истории профтехобразования. Музей хранит материалы о ветеранах Великой отечественной войны, о наших выпускниках, трагически погибших при выполнении воинского долга в Афганистане, Чечне, Беслане. Эти материалы также используются при подготовке уроков мужества.
Музей истории, как известно, осуществляет связь времен. Он дает возможность сделать своими союзниками в организации воспитательного процесса тех, кто жил и работал, учился в техникуме до нас, воспользоваться их опытом в области образования и воспитания. Участие детей в поисковоисследовательской работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций - основа формирования патриотического сознания обучающихся.
2.Гражданственность.
Эта базовая национальная ценность предполагает формирование гражданского общества.
Гражданское общество обязательно предполагает наличие в нем ответственного гражданина, воспитание которого является главной целью педагогики.
В нашем техникуме работает музейное объединение обучающихся под руководством председателя ветеранов техникума Малышевой К.П. Его можно рассматривать как элемент формирующегося гражданского общества.
В объединение входят самые увлеченные неравнодушные к своему прошлому ребята, готовые активно заниматься поисково–исследовательской деятельностью, с интересом работать с ветеранами. В итоге у ребят формируется аналитический подход к решению многих жизненных ситуаций, умение ориентироваться в потоке информации. Музей понастоящему творческое сотрудничество педагогов и обучающихся. Соединяя многие поколения педагогов и выпускников, ветеранов педагогического труда музей способствует формированию коммуникативной компетенции обучающихся. Так реализуется главная цель работы музея - сформировать гражданскую культуру личности. Сегодня эти ребята проявляют свою активность в музейном деле, но привыкая работать в коллективе, объединяясь вокруг музейных ценностей, завтра они будут отстаивать интересы уже на другом уровне, активно включаясь в общественнополитические процессы.
3.Наука. Труд и творчество.
Музей позволяет формировать такие базовые национальные ценности как наука, труд и творчество.
Научно – методическая функция музея истории техникума связана с поисковой и исследовательской деятельностью. Ребята решают творческие задачи исследовательского характера. Сбор материалов, их анализ, обобщение, учат ребят делать собственные выводы и определять способы решения проблем.
Участники музейного объединения занимаются исследовательской деятельностью и участвуют в форумах, конференциях, конкурсах по плану областного музея профтехобразования. Лучшие исследовательские работы, например, работа «Повесть о настоящем педагоге» (о ветеране училища Рошковском Сергее Станиславовиче), «Эхо далекой войны» (о бывших директорах училища, ветеранах Великой Отечественной войны Березине Александре Васильевиче, Сасине Николае Васильевиче) были представлены на областных конференциях исследовательских работ обучающихся, областных слетах «Мы – творцы - Мы родом из Профтех!»
Работу «История одного кителя» (о военном мундире бывшего директора ветерана войны Сасина Николая Васильевича) члены музейного объединения под руководством К.П.Малышевой представляли на международном Форуме «Миссия молодых: сохранить историю Великих ПОБЕД!»
Обучающийся техникума, член музейного объединения Кочнев Алексей с исследовательской работой в номинации «В моей семье железнодорожная династия» в областном конкурсе исследовательских и проектных работ «Моя профессиональная карьера», проходившем в мае 2015 года занял 2-место. В работе использовались семейные архивы и материалы музея.
К семидесятилетию Победы в Великой Отечественной войне были подготовлены презентации «Тыл – фронту», «ЖУ №1 в годы Великой Отечественной войны», «Эхо далекой войны», «Они прошли дорогами войны» (о выпускниках, погибших в горячих точках).
В рамках подготовки к 75–летию системы профтехобразования ребята работают над серией работ о наших педагогах, проработавших в техникуме всю жизнь. Это такие исследовательские работы как «Дорога длиною в жизнь» (о преподавателе физкультуры, Заслуженном учителе РФ Романычеве К.Ф.), «О тех, кто из Профтех!» (мастерах п/о Ветюгове В.А, Шамарине С.Б) и другие работы. Также в планах работы музейного объединения создание экспозиций: «Техникум: вчера, сегодня, завтра», «Нашей истории строки», «Страницы истории: история улицы Народная», «Центр японской культуры и боевых искусств Нихон – Будокай».
Мы стараемся охватить участием в музейной работе как можно больше обучающихся. Результаты работы членов музейного объединения всегда публичны. Работы представляются на конференциях внутри техникума, а также используются как материалы для проведения воспитательных мероприятий в техникуме.
Таким образом, через музей и формы его работы формируются уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость; понимается ценность знания, стремление к истине, научное мышление. В этом смысл науки, труда и творчества как базовых национальных ценностей.
4.Семья.
Одна из базовых национальных ценностей – уважение к старшим. И этому уважению ребята учатся через работу с ветеранами и их семьями. Встречи с ветеранами, посещения их на дому, беседы о тех, кого с нами нет, с их родными: это стало уже традицией. Организаторы и инициаторы этой работы также члены музейного объединения. Они поздравляют наших ветеранов с праздниками, дарят цветы, подарки, оказывают необходимую помощь по хозяйству.
Среди экспонатов музея много предметов, переданных в музей родственниками наших ветеранов: это предметы быта, форменная одежда, материалы семейных архивов. Знакомство с историей приобретения этих музейных экспонатов, встречи активистов музея с членами семей наших ветеранов показывают ребятам, как важно беречь семейные традиции, хранить память о своих предках: всё это убеждает детей в настоящей ценности семьи как социального института.
Сегодня мы ставим цель: создать условия для развития личности путем включения ее в многообразную деятельность музея НТТОС по всем направлениям: поисковому, фондовому, экспозиционному, экскурсионному.
Перспектива развития музея предполагает решение следующих задач:
- Максимально использовать возможности музея в воспитательном пространстве.
- Активизировать самоуправление в музейном объединении, создавать условия для лидерского потенциала личности, навыков коллективной деятельности.
- Продолжить работу над совершенствованием системы патриотического воспитания в техникуме.
- Заполнить свободное время обучающихся интересными, социально значимыми делами.
Таким образом, на примере работы музея НТТОС мы показали, что музей является мощным фактором реализации приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей, основой которых является формирование базовых национальных ценностей как стержня стратегии развития воспитания молодежи в РФ на период до 2025 года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание студентов колледжа средствами учебной и внеучебной деятельности ( из опыта работы)
В статье прослеживается опыт работы куратора по формированию патриотических чувств студентов через гуманитарные дисциплины, кураторские часы и внеаудиторные мероприятия...
Выступление на МО классных руководителей и воспитателей "ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ" (из опыта работы)
Описание материала находится в прикрепленных файлах....
Организация внеклассной работы в техникуме на примере музейной деятельности
На современном этапе развития нашего общества формирование патриотизма выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса. В связи с этим перед обществом ставится задача подготовки граж...
Формирование профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа на уроках литературы в процессе практической работы по анализу текста (Обобщение опыта работы)
«Формирование профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа на уроках литературы в процессе практической работы по анализу текста»преподавателя Старицкого колледжа Терехи...
Презентация к докладу:"Формирование базовых национальных ценностей через музейную деятельность (из опыта работы)"
Музей - мощный фактор реализации приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей, основой которых является формирование базовых национальных ценностей как стержня ...
Методическая работа на тему: «Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания» (из опыта работы)
Уроки истории и обществознания дают возможность научить наших учеников способности к самостоятельному усвоению новых знаний, добыванию информации.Формирование универсальных учебных действий на уроках ...
Статья "От учебно-исследовательской к проектной деятельности. Из опыта работы ЦМК специальности Дизайн Яковлевского педагогического колледжа"
В статье рассказывается, как создать в колледже условия для успешного формирования у студентов-дизайнеров поисковой деятельности на уроках и преобразования этой деятельности в проектную....