МДК 02.01 Программа учебной дисциплины «Основы организации внеурочной работы (музейная работа)»
рабочая программа на тему

Людмила Александровна Талипова

Программа учебной дисциплины"Основы организации внеурочной работы (музейная работа).

Максимальная нагрузка -53 часа.

Обязательная аудиторная нагрузка -36 часов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mdk.02.01_muzeynaya_rabota.docx54.25 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МИАССКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

МДК 02.01 «Основы организации внеурочной работы

(музейная работа)»

Код, название дисциплины

44.02.02. Преподавание в начальных классах

Специальность

Миасс

2018  г.


Программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО)

44.02.02. Преподавание в начальных классах

                                                               

Организация-разработчик: ГБПОУ «Миасский педагогический колледж»

Разработчики:          Талипова Людмила Александровна,

 преподаватель ОГСЭ дисциплин, высшая категория


СОДЕРЖАНИЕ

  1.  ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11


1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

МДК.01.02 Основы организации внеурочной работы (музейная работа)

 1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.02 «Преподавание в начальных классах».

 1.2. Место дисциплины в структуре основной общеобразовательной программы: дисциплина входит в ПМ 02. Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников.

 

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины обучающийся должен уметь:

- находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимую для подготовки и проведения внеурочной работы в избранной области деятельности - в области научно-познавательной деятельности;

- определять педагогические цели и задачи организации внеурочной деятельности (посредством музейной педагогики) с учетом возраста обучающихся;

- организовать деятельность музейного кружка;

- работать с музейным материалом (составлять каталоги, инвентарную книгу, формировать основной фонд, проводить экскурсию, составлять музейные проекты)

В результате изучения дисциплины обучающийся должен знать:

- сущность, цель, задачи, функции, содержание, формы и методы организации внеурочной работы в области музейной педагогики;

- основные понятия музейной педагогики;

- методические основы организации внеурочной работы (музейного кружка);

- виды документации, требования к ее оформлению.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать следующими общими и профессиональными компетенциями:

ОК  1.        Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК  2.        Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК  3.        Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

ОК  4.        Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК  5.        Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности

ОК  6.        Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами

ОК  7.        Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса

ОК  8.        Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК  9.        Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления её целей, содержания, смены технологий

ОК  10.        Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни  и здоровья детей

ОК  11.        Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм её регулирующих

ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности, планировать внеурочные занятия.

ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия.

ПК 2.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.

ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий.

ПК 2.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности   младших школьников.

ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно- методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.

ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.

ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.

1.4.  Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальная учебная нагрузка обучающегося 53 часов, в том числе:

обязательной  аудиторной нагрузки обучающегося – 36 часов,

самостоятельной работы: – 17 часов.


2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

53

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:

     лабораторные занятия

-

     практические занятия

          18

     контрольные работы

-

     курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

17

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины МДК.02.01 Основы организации внеурочной работы (музейная работа)

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

№ урока

1

2

3

4

5

Раздел 1. Теоретические и методические аспекты внеурочной деятельности

6

Тема 1.1. 

Понятие о внеурочной деятельности в формате ФГОС

Понятие о внеурочной деятельности в формате ФГОС. (Понятие внеурочная деятельность, виды внеурочной деятельности).

1

1

1

Тема 1.2. 

Задачи и особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе

Задачи внеурочной деятельности, условия их реализации, особенности конкретных видов внеурочной деятельности.

1

1

2

Тема 1.3. 

Модели организации внеурочной деятельности, их характеристика

4 модели организации внеурочной деятельности, описание моделей, условия реализации той или иной модели, их характеристика.

1

1

3

Тема 1.4. 

Характеристика музея как инновационной модели организации внеурочной деятельности школьников

 Музей как образовательное пространство в современной школе, характеристика внеурочной деятельности школьников в музее, музеи по виду. Музейная педагогика как средство дополнительного образования, раскрытие и характеристика задач музейной педагогики.

1

1

4

Практическое занятие№1. Школьный музей как средство воспитания школьников.

Экскурсия в музей школы, знакомство с направлениями работы.

2

2

5,6

Самостоятельна работа Подбор материалов об организации

внеурочной деятельности в школе на основе периодической литературы («Классный руководитель», «Воспитание школьников»)

4

Раздел 2.  Музейная педагогика как средство в организации внеурочной работы

13

Тема 2.1. 

Музейные материалы

 Характеристика музейных материалов по каталогу и топографической карте на конкретных примерах музейных экспонатах.

 Вещевые, письменные, документальные музейные  материалы.

1

1

7

Тема 2.2. 

Архивизация музейных материалов

Накопление, приход – поступление музейных материалов, регистрация музейных материалов, оформление основного фонда в архиве музея.

1

1

8

Тема 2.3. 

Роль школьного музея в деятельности классного руководителя

  Музей - как средство воспитательной и образовательной деятельности классного  руководителя, его  воспитательная, образовательная и развивающая функции.

1

1

9

Тема 2.4. 

Признаки школьного музея.

 Обсуждение примеров из средств массовой информации:

1) наличие музейных экспонатов;

 2) -  музейных фондов;

3) – характеристика помещения, отведенного для школьного музея;

4) картотека музея.

1

1

10

Тема 2.5

Музейные фонды, хранение и учет музейных коллекций

Основной, дополнительный (рабочий) фонд, его характеристика, музейные  коллекции - типы и виды.

1

1

11

Практическое занятие №2 . Описание музейных материалов на примере музея МПК.

Практическое занятие № 3. Работа  с музейными основными и дополнительными фондами.

Практическое занятие № 4 Посещение краеведческого музея г.Миасса.

Практическое занятие № 5 Оформление материала для стендов музея колледжа.

2

2

2

 

   2

2

12,13

14,15

16,17

18,19

Самостоятельная работа.  Анализ  программы по «Духовно-

нравственному воспитанию  и развитию младших школьников», выделение места в этой программе школьным музеям и кружкам.

4

-

Раздел 3.  Организация музейного кружка в школе как форма внеурочной деятельности

15

Тема 3.1

 Музейный кружок как форма работы музея

Кружок, его структура, виды музейных кружков, исследовательский, поисковый, краеведческий и др.

1

1

20

Тема 3.2. 

Направление деятельности музейного кружка

 Общая характеристика исследовательской деятельности, поисковой деятельности, краеведческой деятельности, проектной и др. Цели, задачи, основные формы работы, результаты.

1

1

21

Тема 3.3. 

Краеведческие кружки в школьном музее

 Цели, задачи, основные формы работы, результаты.

1

1

22

Тема 3.4. 

Роль школьного музейного кружка в формировании гражданской и патриотической позиции школьников

Задачи гражданского и патриотического воспитания мл. школьников, ценности гражданского и патриотического воспитания и выделение роли школьного музейного кружка.

1

1

23

Тема 3.5. 

Концепция развития школьного музейного кружка

Понятие концепция как идея создания школьного муз. кружка, разнообразие концепций – по Федорову Н., Нагорному М. и т.д.

1

1

24

Тема 3.6. 

Профили и жанры музейного кружка

Исторические, научные, узкопрофессиональные музейные кружки, их характеристика.

1

1

25

Тема 3.7. 

Роль руководителя музейного кружка в развитии личности ребенка

Задачи, права и должностные обязанности руководителя музейного кружка, его образовательная, воспитательная и развивающая деятельность по отношению к ребенку.

1

1

26

Практическое занятие 6 Цели и задачи музейного кружка. (Раскрытие цели и задач муз кружка, решение педагогических ситуаций  по определению задач муз. кружка).

Практическое занятие № 7.Посещение  занятия школьного  музейного кружка (школы города). Составление плана работы музейного кружка.

Практическое занятие № 8..Разработка  мероприятия по плану музейного кружка, проведение мероприятия.

Практическое занятие № 9.Составление презентаций, видеороликов.

2

2

2

   2

2

27,28

29,30

31,32

33,34

Самостоятельная работа обучающихся.  Проекты.

9

-

Защита проектов (конференция «Истоки родного края»  работа по секциям).

2

3

35,36

Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (если предусмотрены)

-

Всего: аудиторная нагрузка:

самостоятельная работа

36

17

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач.


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия:

учебного кабинета   педагогики  и музея МПК ;

мастерских       - ;

лабораторий     - .

Оборудование учебного кабинета: доска, проектор, компьютер, ноутбук, сканер, принтер.

Технические средства обучения: видеоматериалы, презентации (диски, флеш-карта);

таблицы, схемы, тестовые материалы по темам учебной дисциплины, каталоги музея, топографическая карта музея.

Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской:    -    

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: - ___

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Нагорский Н. Музейная педагогика и музейно-педагогическое Кузнецова Н. Развитие художественного восприятия в системе «школа-вуз-музей»: //Искусство в школе, 2007 г., № 2.
  2. Воспитание гражданственности и патриотизма средствами музейной педагогики:// Начальная школа, 2008 г., № 7, с.22-27.

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований, написания конспектов проведения экскурсий, классных часов, практических занятий в музее.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умеет:

- находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимую для подготовки и проведения внеурочной работы в области музейной педагогики

 Оценка теоретических и творческихх работ, рефераты (особенности музейной работы)

- определять педагогические цели и задачи организации внеурочной деятельности (посредством музейной педагогики) с учетом возраста обучающихся;

 оценка по составлению конспектов занятий в музейном кружке

- организовать деятельность музейного кружка;

Результаты самостоятельного анализа литературы (выступления)

- работать с музейным материалом (составлять каталоги, инвентарную книгу, формировать основной фонд, проводить экскурсию, составлять музейные проекты)

Экспертная оценка. Творческие работы.

Знает:

- сущность, цель, задачи, функции, содержание, формы и методы организации внеурочной работы в области музейной педагогики;

Ооценка за теоретические и творческие работы.

- основные понятия музейной педагогики;

тест

- методические основы организации внеурочной работы (музейного кружка);

тест

- виды документации, требования к ее оформлению.

.

Тест, конспекты самостоятельного изучения нормативных документов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа учебной дисциплины "Основы организации бизнеса и предпринимательской деятельности"

Программа учебной дисциплины "Основы организации бизнеса и предпринимательской деятельности" предназначена для формирования предпринимательских компетенций у студентов среднего профессионального образ...

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ « Основы технической механики и слесарных работ»

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ« Основы технической механики и слесарных работ»Общепрофессиональная подготовка    для профессии 21.01.01 «Оператор нефтяных и газовых скважин»...

Программа учебной дисциплины Основы технической механики и слесарных работ

Представлена программа учебной дисциплины Основы технической механики и слесарных работ программы профессионального обучения (переподготовка) и дополнительного профессионального образования (профессио...

Программа учебной дисциплины Основы технической механики и слесарных работ

Представлена программа учебной дисциплины Основы технической механики и слесарных работ программы профессионального обучения (переподготовка) и дополнительного профессионального образования (профессио...

Рабочая программа учебной дисциплина "Основы материаловедения" , для специальности СПО 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего  профессионального  образования  по специальн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ для профессии среднего профессионального образования (СПО) 08.01.07 Мастер общестроительных работ

СОДЕРЖАНИЕ. 31. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭЛЕКТРОТЕХНИКА». 41.1 Область применения рабочей программы.. 41.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению самостоятельных работ по учебной дисциплине Основы технической механики и слесарных работ

Цель методических указаний: оказание помощи обучающимся  в выполнении самостоятельной работы по дисциплине «Основы технической механики и слесарных работ».Настоящие методические указа...