Задачи, стоящие перед мастером производственного обучения при реализации практико-ориентированных программ в системе СПО
статья на тему

Семенютина Вера Михайловна

Практико-ориентированное обучение – это процесс освоения студент образовательной программы с целью формирования у студентов профессиональной компетенции за счёт выполнения ими реальных практических задач. В отличие от традиционного образования, ориентированного на усвоение знаний, практико- ориентированное обучение направлено на приобретение студентом опыта практической деятельности, который выступает как готовность студента к определённым действиям и операциям на основе имеющихся знаний, умений и навыков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_zadachi_mastera.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Лицей сервиса и индустриальных технологий»

СТАТЬЯ

Задачи, стоящие перед мастером

 производственного обучения при реализации практико-ориентированных программ в системе СПО

Автор: мастер производственного обучения

Семенютина Вера Михайловна

Санкт-Петербург

2016

              Практико-ориентированное обучение – это процесс освоения студент образовательной программы с целью формирования у студентов профессиональной компетенции за счёт выполнения ими реальных практических задач. В отличие от традиционного образования, ориентированного на усвоение знаний, практико- ориентированное обучение направлено на приобретение студентом опыта практической деятельности, который выступает как готовность студента к определённым действиям и операциям на основе имеющихся знаний, умений и навыков.

           В системе среднего профессионального обучения предусматривается три вида  программ производственного обучения.

Первая -  учебная практика, вторая - производственная практика и третья- преддипломная практика.

Учебная практика проводится непосредственно в учебных мастерских образовательного учреждения, руководителем этой практики является мастер производственного обучения. На данном этапе практики студенты приобретают опыт профессиональной деятельности вспомогательного персонала в конкретном производственном процессе. В их задачу входит изучение технологии производства, ознакомление с технологическим оборудованием процесса производства продукта, особенности контроля и управления технологическим процессом и т. д. Приобретается опыт решения конкретной производственной задачи под руководством мастера производственного обучения в соответствии с индивидуальным заданием. В этот период очень актуальна роль мастера в формировании мотивированности обучения у студентов, в том числе и при выполнении курсовых работ (проектов) на реальную практическую тему, связанную с будущей профессиональной деятельностью.

          Важным фактором является индивидуальный подход к каждому студенту с учетом его психологических, физических способностей и уровнем общеобразовательной подготовки, полученной до поступления в среднее профессиональное образовательное учреждение.

           На примере СПБ ГБПОУ ЛСИТ можно выделить такой аспект, как привлечение психологических служб лицея к проведению со студентами различных тренингов и ролевых игр, направленных на мотивацию студентов на получение практических навыков по выбранной специальности.

Наибольший эффект можно получить при использовании современных компьютерных образовательных технологий, подразумевающих совместное обучение и творчество студента и мастера производственного обучения при выполнении практических работ, курсовых проектов (работ), при выполнении учебно-исследовательских и научно-исследовательских работ, освоение технологии обучения с приобретением опыта.

           Для успешного освоения студентом второго вида практико –ориентированной программы не обходима работа мастера производственного обучения по подбору предприятий на которых будет проходить производственная практика и заключение с ними договоров о предоставлении рабочих мест для практикантов.

          В данном случае наиболее предпочтительны стабильно работающие государственные предприятия города. Так, например СПб ГБПОУ ЛСИТ уже более 20 лет сотрудничает с такими предприятиями как СПб ГУП «Горэлектротранс» и фирма «Флоридан». Тесные связи администрации лицея с руководством предприятий, крепкие личностные отношения мастеров производственного обучения  и специалистов предприятия дают хороший результат по подготовки  студентов к самостоятельной работе, делают их конкурентоспособными на рынке труда.

          Но специфика подготовки рабочих кадров в лицее в основном такова, что здесь готовят специалистов для работы на предприятиях сервисных услуг. А это большое разнообразие предприятий малого и среднего бизнеса.

Это в свою очередь диктует необходимость мониторинга мастером предприятий, на которых возможно прохождение студентами производственной практики с возможностью дальнейшего трудоустройства выпускников.

           Высокую эффективность в решении задач по реализации практико - ориентировнанной программы подготовки специалистов дает наиболее раннее определение студентом тем выпускных квалификационных работ.

           Желательно уже концу обучения на первом курсе, правильно сориентировать студента  на получение конкретной профессиональной компетентности. Этому способствует практика выдачи студентам первых курсов сквозных творческих проектов, переходящих в выпускные квалификационные работы.

 При этом необходимо обратить внимание на то, чтобы полученные компетентности помогли специалисту быстро перестраиваться на новые условия труда, на новые технологии и быть готовым к изменениям, которые диктует быстро меняющийся спрос рынка труда.

              Задачей мастера производственного обучения на этапе преддипломной практики студента, осваивающего содержание практики  становится ориентирование  студента на приспособление технологии решения актуальных для конкретной профессиональной области задач (в контексте обстоятельств практики) к реалиям действительности.

Список литературы

1.Бондаренко Т.Н., Латкин А.П. Роль практикоориентированного подхода в учебном процессе ВУЗа при формировании и развитии отраслевых и региональных рынков услуг РФ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6.;

2. Калугина И.Ю. Образовательные возможности практико-ориентированного обучения учащихся / И.Ю. Калугина. - Екатеринбург, 2000. - 215с.

 3. http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=7784 (дата обращения: 29.06.2016).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-ориентированные оценочные средства как метод формированию конкурентоспособного и практико-ориентированного специалиста

Новые стандарты ФГОС включают в себя не только требования к знаниям, но и к уровню воспитанности, развития личности, а также к условиям образования. Вот почему перед нами  остро встала  и в ...

Предмет "Физическая культура" и задачи, стоящие перед преподавателем

Целью физического воспитания в  колледже является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры  студентов. Слагаемыми физической культ...

Проект банка данных практико-ориентированных заданий и оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по основным образовательным программам среднего профессионального образования и профессионального обучения в соответствие

Проект банка данных практико-ориентированных заданий и оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по основным образовательным программам среднего профессионального о...

Методическая тема: «Практико-ориентированный подход в системе профессиональной подготовки студентов»

Сфера массового образования сегодня переживает довольно значительные трансформации под воздействием требований к ее выпускникам, которые предъявляет нынешняя социальная и профессиональная практика. Ос...

Практико-ориентированные задачи по теме «Основы тригонометрии и тригонометрические функции»

Использование свойств и графиков тригонометрических функций в прикладных задачах....

Важен ли практико-ориентированный подход в преподавании общеобразовательных дисциплин в системе СПО?

Одним из направлений развития и модернизации российского профессионального образования являются практико-ориентированные  технологии, которые направлены на формирование личностных компетенций буд...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИ И ИНФОРМАТИКИ

В методических рекомендациях рассматривается возможность реализации практико-ориентированного подхода в преподавании общеобразовательных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования ...