«Решение практико-ориентированных задач при подготовке к ГИА по математике в 9 классе»
материал

Ирина Юрьевна Гусева

Подготовка к ГИА ведется в течении всего 9 класа. Для подготовки к этому используются уроки, дополнительные занятия и внеурочные мероприятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гусева Ирина Юрьевна учитель математики,

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Конзаводская средняя общеобразовательная школа Зерноградского района имени Героя России Зозули А. С., Ростовская область, номинация «Лучший урок и внеурочное мероприятие по математике»  

«Решение практико-ориентированных задач при подготовке

к ГИА по математике в 9 классе»

Предмет: внеурочное мероприятие     класс  9  (УМК) «Алгебра» для 7–9 классов

Цель занятия: формировать умение решать практико-ориентированные задачи, развивать познавательную и исследовательскую деятельность учащихся.

Планируемые результаты:

Предметные: закрепить знания, умения и навыки решения практико-ориентированных задач. Актуализировать опорные знания решения задач из открытого банка ОГЭ.

Метапредметные: развивать умения в применении знаний в конкретной ситуации; логическое мышление, умение работать в проблемной ситуации; умение обобщать, конкретизировать, правильно излагать мысли; развивать самостоятельную деятельность учащихся.

Личностные: интерес к предмету через содержание учебного материала; умение работать в коллективе и в паре, взаимопомощь, культуру общения, умение применять преемственность в изучении отдельных тем; воспитывать настойчивость в достижении цели, умение не растеряться в проблемных ситуациях.

Тип занятия: комплексное применение знаний и способов действий.

Методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся: личностно-ориентированное обучение, метод сотрудничества, проблемное обучение, ИК-технологии, исследовательский метод, дискуссионный метод.

Оборудование урока: интерактивная панель SMART, презентация

Структура и ход урока, внеурочного занятия

Этапы урока (занятия), содержание учебного материала

Цель

этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые

результаты

Организационный момент.

Настроить на работу

 Учитель приветствует учащихся. Начнем наше занятие со слов Лобачевского «Математике должно учить еще с той целью, чтобы познания здесь приобретаемые, были достаточными для обыкновенных потребностей жизни».

- Ребята, скажите, какая цель стоит перед вами – 9-тиклассниками? Какая задача?

И не случайно тема сегодняшнего урока: «Решение практико-ориентированных задач при подготовке к ГИА по математике в 9 кл.»

Какая будет цель нашего урока?

Вспомним ка правильно решать практико –ориентированные задачи (алгоритм решения

ВАЖНО!

При выполнении таких заданий очень важно внимательно прочитать условие, не упустив важные факты и суть поставленного вопроса.

Ответы обучающихся.

Формулируют цель работы на уроке: «Продолжить работу по подготовке к ОГЭ»

Вспоминают алгоритм решения

Развивать умение слушать учителя; умение строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей

II.  Применение знаний и умений при решении задач

 

Показать алгоритм работы с практико-ориентированными задачами

- Предлагаю решить задачи ОГЭ. (Приложение 1)

- Внимательно прочитайте условие задачи, не упустив важные факты и суть поставленного вопроса.

- Ответы заносите в бланк ответов. (Приложение 2)

Обучающиеся моделируют реальные ситуации на языке алгебры;

анализируют реальные числовые данные;

осуществляют практические расчеты по формулам;

используют оценку и прикидку при практических расчетах;

извлекают информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках.

Обсуждают задание, решают, корректируют ошибки.

Познавательные:

- анализ, сравнение, построение речевого высказывания;

-знаково-символическое моделирование;

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные:

-выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет мнения других;

- инициативное сотрудничество в поиске решения и его реализации.

- коммуникативные: управление поведением партнера (контроль, коррекция)

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

-регулятивные:

 целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно);

оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

III. Физкультминутка

Снять нервное напряжение, повысить трудоспособность и активность

Обучающиеся закрывают глаза и думают о приятных событиях в своей жизни, слушая музыку

IV.Рефлексия занятия

Развивать умение человека фиксировать и анализировать собственные мысли .

Учить корректировать своё поведение в соответствии со сделанными в ходе самоанализа выводами

Рефлексия:

- Я считаю, что сегодняшнее занятие….

- Я думаю ….

- Имеет ли практическое значение данная тема?

- Понравился ли вам урок?

Подводят итоги своей работы за урок, выполняя самооценку.

- коммуникативные: управление поведением партнера (контроль, коррекция)

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

V. Итог занятия

Домашнее задание: решать тесты из КИМов, онлайн.

Закончим наш урок словами Эйнштейна: «Каждый важный успех приносит новые вопросы».

У нас впереди будут еще новые вопросы, и мы с вами вместе постараемся найти ответы на все наши вопросы.

Удачи! До встречи!

Записывают задание в дневники.

-регулятивные: 

оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,

Приложение 1

Практико-ориентированные задачи

Задача 1

get_file?id=20970&png=1

На плане изображено плодоовощное хозяйство, расположенное на территории прямоугольной формы (сторона каждой клетки на плане равна 20 м). Въезд и выезд осуществляются через единственные ворота.

При входе на территорию хозяйства слева от ворот находится кукурузное поле. Рядом с ним расположен яблоневый сад. Также имеется цех по переработке овощей и фруктов, расположенный рядом с полем, засеянным капустой. При входе справа от ворот находится стоянка для грузовиков и сельхозтехники. На территории стоянки расположен склад готовой продукции. Участок с теплицами, в которых выращивают клубнику, граничит с яблоневым садом и капустным полем. К хозяйству подведено электричество.

1. Задание 1 № 368428

Для объектов, указанных в таблице, определите, какими цифрами они обозначены на схеме. Заполните таблицу, в ответ запишите последовательность четырёх цифр.

 

Объекты

Яблоневый
сад

Капустное
поле

Цех по переработке
овощей и фруктов

Теплицы с
клубникой

Цифры

2. Задание 2 № 368429    Урожайность кукурузы в этом хозяйстве в среднем составила 4 тонны с одного гектара земли. Цех по переработке выпускает банки консервированной кукурузы массой нетто основного продукта 280 грамм каждая. Какое максимальное количество банок кукурузы выпустил цех?   Примечание. 1 га = 10 000 м2.

3. Задание 3 № 368430

Найдите суммарную площадь участков земли, занятых под сельскохозяйственные культуры. Ответ дайте в гектарах.

 Примечание. 1 га = 10 000 м2.

4. Задание 4 № 368431

По периметру кукурузного поля планируется поставить забор. Найдите его длину (в метрах).

5. Задание 5 № 368432

Собственник хозяйства рассматривает два варианта водоснабжения: централизованное или автономное из артезианской скважины. Цены на оборудование и стоимость его установки, данные о расходе воды и её стоимости даны в таблице.

 

Водоснабжение

Стоимость
оборудования
(руб.)

Стоимость
монтажа
(руб.)

Средний
расход воды
3/ч)

Тариф
(руб./м
3)

Централизованное

180 960

210 700

20

20,2

Автономное

205 710

480 350

20

11

 

Обдумав оба варианта, собственник решил оборудовать автономное водоснабжение. Через сколько часов непрерывной работы водоснабжения экономия от использования автономного водоснабжения вместо централизованного компенсирует разность в стоимости установки оборудования и монтажа?

Приложение 2

Бланк ответов

Результаты выполнения заданий с кратким ответом

02mat

Замена ошибочных ответов на задания

02mat

Приложение 3

Практико-ориентированные задачи (с решениями)

Задача (Вариант № 23234002)

1. Задание 1 № 368428

Для объектов, указанных в таблице, определите, какими цифрами они обозначены на схеме. Заполните таблицу, в ответ запишите последовательность четырёх цифр.

 

Объекты

Яблоневый
сад

Капустное
поле

Цех по переработке
овощей и фруктов

Теплицы с
клубникой

Цифры

get_file?id=20970&png=1

На плане изображено плодоовощное хозяйство, расположенное на территории прямоугольной формы (сторона каждой клетки на плане равна 20 м). Въезд и выезд осуществляются через единственные ворота.

При входе на территорию хозяйства слева от ворот находится кукурузное поле. Рядом с ним расположен яблоневый сад. Также имеется цех по переработке овощей и фруктов, расположенный рядом с полем, засеянным капустой. При входе справа от ворот находится стоянка для грузовиков и сельхозтехники. На территории стоянки расположен склад готовой продукции. Участок с теплицами, в которых выращивают клубнику, граничит с яблоневым садом и капустным полем. К хозяйству подведено электричество.

Решение.

При входе на территорию хозяйства слева от ворот находится кукурузное поле. Рядом с ним расположен яблоневый сад. Значит, яблоневый сад отмечен цифрой 2. Участок с теплицами, в которых выращивают клубнику, граничит с яблоневым садом и капустным полем. Следовательно, капустное поле отмечено цифрой 7, а теплицы с клубникой — отмечено цифрой 3. Также имеется цех по переработке овощей и фруктов, расположенный рядом с полем, засеянным капустой. Значит, цех по переработке овощей и фруктов отмечен цифрой 6.

Ответ: 2763.

2. Задание 2 № 368429

Урожайность кукурузы в этом хозяйстве в среднем составила 4 тонны с одного гектара земли. Цех по переработке выпускает банки консервированной кукурузы массой нетто основного продукта 280 грамм каждая. Какое максимальное количество банок кукурузы выпустил цех?    Примечание. 1 га = 10 000 м2.

Решение.

Найдём площадь кукурузного поля:   675e18b48ceb6480d6ac0f62ab69ee7ap м2.

Значит, урожайность кукурузного поля составит 4,8 тонны кукурузы. Переведём в граммы:

4,8 т = 4 800 кг = 4 800 000 г.

Таким образом, цех выпустил d6385da9f43ed2be9ac5151d6bac2496p банок. Округляя в меньшую сторону, получаем ответ — 17 142 банки.                                                                                    

 Ответ: 17142.

3. Задание 3 № 368430

Найдите суммарную площадь участков земли, занятых под сельскохозяйственные культуры. Ответ дайте в гектарах.

 Примечание. 1 га = 10 000 м2.

Решение.

Найдём суммарную площадь участков земли, занятых под сельскохозяйственные культуры:

29d3c0f3f8cc8cf6cefa2229651c1e16p

47b12ee6179fc88512e7e062a3503cf6p м2.

Таким образом, переводя в гектары, получаем ответ — 6,44 га.

 Ответ: 6,44.

4. Задание 4 № 368431

По периметру кукурузного поля планируется поставить забор. Найдите его длину (в метрах).

Решение.

Найдём периметр кукурузного поля:  53488bf10d93a9c3cf7e539e3450fb55p м.

Ответ: 440.

5. Задание 5 № 368432

Собственник хозяйства рассматривает два варианта водоснабжения: централизованное или автономное из артезианской скважины. Цены на оборудование и стоимость его установки, данные о расходе воды и её стоимости даны в таблице.

 Водоснабжение

Стоимость
оборудования
(руб.)

Стоимость
монтажа
(руб.)

Средний
расход воды
3/ч)

Тариф
(руб./м
3)

Централизованное

180 960

210 700

20

20,2

Автономное

205 710

480 350

20

11

 Обдумав оба варианта, собственник решил оборудовать автономное водоснабжение. Через сколько часов непрерывной работы водоснабжения экономия от использования автономного водоснабжения вместо централизованного компенсирует разность в стоимости установки оборудования и монтажа?

Решение.

Чтобы установить централизованное водоснабжение, потребуется

d463d256b1edf2d295a475982c9032bfp рублей.

Чтобы установить автономное водоснабжение, потребуется

d223146814183e3d43c77bb36e8e295ep рублей.

Разница в стоимости составляет

841970bed0b8a8c4909df5926f1c868ap рублей.

Час использования централизованного водоснабжения стоит

7361e221680d20b396eca4aa81ba7fdcp рубля.

Час использования автономного водоснабжения стоит

9288e6e414118514db2f87ab53961070p рублей.

Разница в стоимости использования составляет

a86fd7699fa229be8c5e6129372ffe0ap рубля.

Таким образом, экономия от использования автономного водоснабжения вместо централизованного компенсирует разность в стоимости установки оборудования и монтажа через 639ab7ddb05304a6cdd715790d589289p часов.

 

Ответ: 1600.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Решение практико-ориентированных задач при подготовке к ГИА по математике в 9 кл .» Гусева Ирина Юрьевна МБОУ Конзаводская СОШ

Слайд 2

« Математике должно учить еще с той целью , чтобы познания здесь приобретаемые , были достаточными для обыкновенных потребностей жизни ». Н.И.Лобачевский

Слайд 3

Цель урока : формировать умение решать практико-ориентированные задачи, развивать познавательную и исследовательскую деятельность

Слайд 4

Алгоритм решения задачи: внимательно прочитать текст задачи выделить главное в тексте повторить методы решения текстовых задач вспомнить основные формулы повторить перевод единиц измерения осуществлять поиск нужной информации планировать свои действия с учётом времени выбирать рациональный метод решения

Слайд 5

Задача 1 На плане изображено плодоовощное хозяйство, расположенное на территории прямоугольной формы (сторона каждой клетки на плане равна 20 м). Въезд и выезд осуществляются через единственные ворота. При входе на территорию хозяйства слева от ворот находится кукурузное поле. Рядом с ним расположен яблоневый сад. Также имеется цех по переработке овощей и фруктов, расположенный рядом с полем, засеянным капустой. При входе справа от ворот находится стоянка для грузовиков и сельхозтехники. На территории стоянки расположен склад готовой продукции. Участок с теплицами, в которых выращивают клубнику, граничит с яблоневым садом и капустным полем . К хозяйству подведено электричество.

Слайд 6

1. Задание 1 № 368428 Для объектов, указанных в таблице, определите, какими цифрами они обозначены на схеме. Заполните таблицу, в ответ запишите последовательность четырёх цифр. Объекты Яблоневый сад Капустное поле Цех по переработке овощей и фруктов Теплицы с клубникой Цифры

Слайд 7

Задание 2 № 368429 Урожайность кукурузы в этом хозяйстве в среднем составила 4 тонны с одного гектара земли. Цех по переработке выпускает банки консервированной кукурузы массой нетто основного продукта 280 грамм каждая. Какое максимальное количество банок кукурузы выпустил цех? Примечание. 1 га = 10 000 м2. Решение. Найдём площадь кукурузного поля: м2. Значит, урожайность кукурузного поля составит 4,8 тонны кукурузы. Переведём в граммы: 4,8 т = 4 800 кг = 4 800 000 г. Таким образом, цех выпустил банок. Округляя в меньшую сторону, получаем ответ — 17 142 банки. Ответ: 17142.

Слайд 8

Задание 3 № 368430 Найдите суммарную площадь участков земли, занятых под сельскохозяйственные культуры. Ответ дайте в гектарах. Примечание. 1 га = 10 000 м2 Решение. Найдём суммарную площадь участков земли, занятых под сельскохозяйственные культуры: м2. Таким образом, переводя в гектары, получаем ответ — 6,44 га. Ответ: 6,44.

Слайд 9

Задание 4 № 368431 По периметру кукурузного поля планируется поставить забор. Найдите его длину (в метрах). Решение. Найдём периметр кукурузного поля: м. Ответ: 440. Задание 4 № 368431 По периметру кукурузного поля планируется поставить забор. Найдите его длину (в метрах). Решение. Найдём периметр кукурузного поля: м. Ответ: 440.

Слайд 10

Минутка релаксации

Слайд 11

Задание 5 № 368432 Собственник хозяйства рассматривает два варианта водоснабжения: централизованное или автономное из артезианской скважины. Цены на оборудование и стоимость его установки, данные о расходе воды и её стоимости даны в таблице. Обдумав оба варианта, собственник решил оборудовать автономное водоснабжение. Через сколько часов непрерывной работы водоснабжения экономия от использования автономного водоснабжения вместо централизованного компенсирует разность в стоимости установки оборудования и монтажа?

Слайд 13

Рефлексия: - Я считаю, что сегодняшнее занятие…. - Я думаю …. Имеет ли практическое значение данная тема?

Слайд 14

Домашнее задание: решать тесты из КИМов , онлайн. «Каждый важный успех приносит новые вопросы». Энштейн

Слайд 15

Спасибо за внимание! 15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к ЕГЭ по математике. Решение текстовых задач практической направленности В1.

Карточка для коррекции знаний к В1. Презентация по решению задач практической направленности....

ВЛИЯНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

О роли современных учреждений СПО в  работе над моделью подготовки конкурентоспособного и практико-ориентированного специалиста, обладающего достаточным уровнем компетенции, способного быстро ада...

Задачи, стоящие перед мастером производственного обучения при реализации практико-ориентированных программ в системе СПО

Практико-ориентированное обучение – это процесс освоения студент образовательной программы с целью формирования у студентов профессиональной компетенции за счёт выполнения ими реальных практических за...

Конспект урока по математике по теме "Введение. Решение профессионально-ориентированных задач."( для обучающихся 1 курса по специальности Повар, кондитер)

Актуальность данной работы обусловлена прежде всего введением нового стандарта образования ТОП-50 с сентября 2017 года. Который разработан для наиболее востребованных на рынке труда, 50 новых и перспе...

Урок математики 1 класс ШКОЛА РОССИИ. Тема: Состав числа 10. Решение задач

Педагогическая цель: создать условия для закрепления знания состава числа 10; умений прибавлять и вычитать числа 1, 2, 3, 4, 5; формирования умения применять переместительный закон сложения при решени...

Конспект урока по математике в 1 «Б» классе Тема: « Решение примеров и задач в пределах 10»

Урок по математике в 1 «Б» классе Тема: Решение примеров и задач в пределах 10Цели: — тренировать детей в решении примеров и задач;— учить ребят правильно ставить знаки: больше...