Предмет "Физическая культура" и задачи, стоящие перед преподавателем
статья на тему

   Целью физического воспитания в  колледже является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры  студентов. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет "Физическая культура" и задачи, стоящие перед преподавателем.

 

Предмет "Физическая культура"    

   Целью физического воспитания в  колледже является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры  студентов. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

     Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением следующих основных задач, направленных на:

•        укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;

•        обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

•        развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;

•        приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;

•        воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;

•        содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.

       Решая задачи физического воспитания,  преподавателю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование у обучающихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения.  Студентов необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.

 Используемые педагогические образовательные технологии на уроках физкультуры.

    Главные требования современного урока – обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств. Дифференцированный и индивидуальный подходы важны для обучающихся как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры. Низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает одной из главных причин неуспеваемости ученика по физической культуре. А  студенту с высоким уровнем неинтересно на уроке, рассчитанном на среднего обучающегося. Помимо этого обучающиеся по физической культуре делятся на основную, подготовительную и специальную группы. Поэтому и необходимо дифференцирование и задач, и содержания, и темпа освоения программного материала, и оценки достижений.

 Технология дифференцированного физкультурного образования.

       Под дифференцированным физкультурным образованием  понимается  целенаправленное физическое формирование человека посредством развития его индивидуальных способностей. ТДФО – это способ реализации содержания дифференцированного физкультурного образования посредством системы средств, методов и организационных форм, обеспечивающий эффективное достижение цели образования. Содержание ТДФО – это совокупность педагогических технологий дифференцированного обучения двигательным действиям, развития физических качеств, формирования знаний, методических умений,  технологий управления образовательным процессом, обеспечивающих достижение физического совершенства.

  1. Обучение двигательным действиям.
  2. Развитие физических качеств.
  3. Формирование знаний и методических умений  студентов по организации самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Технология дифференцированного формирования знаний и методических умений предполагает:

  • выявление уровней обученности  студентов с помощью диагностических тестов (служит основанием для деления  обучающихся на группы разной подготовленности);
  • деление задач изучения темы по уровням обученности  студентов и группам разной подготовленности;
  • деление содержания программы.

Дифференцированное выставление оценки по физической и технической подготовленности обучающихся.

      При оценке  физической подготовленности учитываю как максимальный результат, так и прирост результата. Причем индивидуальные достижения имеют приоритетное значение. При выставлении отметки по физической культуре идет учет и теоретические знания, и технику выполнения двигательного действия, и прилежание, и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность.

 Информационно-коммуникативные технологии:

 в качестве подготовки рабочих программ, поурочных планов, дидактических материалов (тестовые задания), различных докладов, методических разработок;

  • использование Интернет-ресурсов, для создания собственных   презентаций к урокам в качестве наглядности;
  • использование сети Интернет для активного поиска необходимой информации;
  • для участия в дистанционных олимпиадах, конференциях через сеть Интернет;
  • использование обучающимися для подготовки домашнего задания;
  • для общения с коллегами и обмена опытом в сетевых сообществах.

 Здоровьесберегающие технологии:

      Знакомство с результатами медицинских осмотров  подростков и их учёт в учебно-воспитательной работе.

  1. Помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности  студентов и семьи в целом.
  2. Создание условий для заинтересованного отношения к учёбе.
  3. Создание здорового психологического климата на уроках.
  4. Создание ситуации успеха для каждого  обучающегося.
  5. Учет возраста, пола обучающихся при проведении занятий физической подготовки.
  6. Учет состояния здоровья, уровня развития и подготовленности обучающихся.
  7.  Соблюдение необходимых условий в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами (освещение, характеристика воздуха, температурный режим) на уроках физкультуры.

 Применение средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов на уроках физической культуры.

     Достижения в обучении физической культуре,  во многом зависят от заинтересованности  обучающихся, физических способностей и их активности. А залогом этого, в свою очередь, служат конкретные и посильные цели, достижение которых поощряется тем или иным образом, как правило, – оценками. Оценки являются не только инструментом рейтинга  сокурсников, но и позволяют  студентам выделиться, проявить себя перед сверстниками и родителями. Поэтому необходимо очень ответственно относиться к диагностике уровня знаний и умений  обучающихся в, максимально гибко работая с оценками.

 Оценка учебных достижений по учебному предмету «Физическая культура» отличается многогранностью, так как задачами физического воспитания являются:

·   совершенствование физических качеств;

·   формирование двигательных умений и навыков;

·   формирование специальных физкультурных знаний;

·   умение применять полученные знания на занятиях и в повседневной жизни.

       На уроках физической культуры оцениваются:

·    физическая подготовленность,

·    практические умения и навыки,

·    теоретические знания,

·    навыки организации физкультурно-оздоровительной деятельности,

·    динамика (прирост) оцениваемых параметров по сравнению с исходными или предшествующими промежуточными значениями (учитывается базовый уровень здоровья, физической подготовленности),

Для оценки  достижений обучающихся использую методы наблюдения, опроса, практического выполнения упражнений индивидуально или фронтально в любое время урока.

       При оценке уровня физической подготовленности следует принимать во внимание реальную динамику показателей физической подготовленности за определенный период времени, а также особенности развития двигательных способностей  обучающихся, динамику их изменения у   студентов определенного возраста, исходный уровень достижений конкретных обучающихся.

Дисциплина, поведение на уроке, отсутствие или наличие у обучающихся спортивной формы не являются объектом оценивания.

Также не забываю похвалить  студента: «Молодец!», «Сегодня у тебя получается значительно лучше», – и т.д.: это дает дополнительный стимул для достижения успехов.

Таким образом, современные подходы к оцениванию достижений обучающихся на уроках физической культуры связаны не только с широкими академическими свободами  преподавателя, но и с большой ответственностью.

Системы оценивания деятельности обучающихся на уроках физической культуры:

1.  Метод оценивания по пятибалльной шкале.

2. Рейтинговая система оценивания - индивидуальный числовой показатель оценки учебных достижений, который характеризует каждого обучающегося. Для составления рейтинга используется язык цифр, что в какой-то мере исключает влияние личности  педагога, то есть оценка более объективна. В основе системы лежит получение баллов за правильное выполнение двигательных действий и тестовых заданий в форме зачета исходя из 5 баллов:

    Рейтинговая технология - методически точно оценивается каждое упражнение соответствующим числом баллов, и устанавливается рейтинг, соответствующий тому или иному уровню выполнения упражнения. Эти баллы рейтинга переводятся в привычные оценки «5», «4», «3», «2», «1». При подведении итогов, учитывается сумма всех баллов. Эта процедура позволяет отойти от использования субъективно – экспертного оценивания знаний, умений, навыков  обучающихся. Важным моментом рейтинговой системы является то, что дифференцированно оценивая ту или иную сторону деятельности  обучающегося определенным числом баллов, оказывается мотивационное влияние на необходимую сторону работы обучающегося.

2. Мониторинг физической подготовленности и физического развития для оценивания учащихся по приросту показателей с учетом их способностей.

3. Контрольно-оценочная система по физической культуре, основанная на накопительном принципе. Новизна заключается в следующем:

    во-первых, перенос основных оценочных действий и ответственности за формирование оценки на обучающихся, тем самым, обеспечивая их оценочную самостоятельность и развитие рефлексивных умений и навыков. Обучающийся самостоятельно «строит (проектируeт)» свою оценку, что способствует  развитию его проектных умений;

   во-вторых, учёт в суммарной оценке по физической культуре результатов внеурочной физкультурной деятельности и иных объектов, ранее не учитывающихся в процессе оценивания.

4. Метод   компетентностно – ориентированных заданий (КОЗ). Методология заключается в отслеживании сформированности критериев, предъявляемых ФГОС второго поколения.

5. Методы оценки техники владения двигательными действиями:

     Метод открытого наблюдения заключается в том, что учащиеся знают, кого и что будет оценивать учитель, а скрытого – в том, что им известно лишь, что учитель наблюдает за определенными видами двигательных действий.

     Метод вызова заключается в том, что  преподаватель выявляет отдельных  студентов, у которых очень хорошо получаются конкретные упражнения, и просит их продемонстрировать классу образец выполнения двигательных действий.

    Метод упражнений предназначен для проверки уровня владения отдельными умениями и навыками и качества выполнения домашних заданий.

  Комбинированный метод,  при котором учитель одновременно с проверкой знаний оценивает технику соответствующих двигательных действий.

   Данные методы можно применять индивидуально и фронтально для оценивания работы большой группы учащихся или класса в целом.

6. Самооценка.

7. Система «Портфолио» достижений обучающегося.

 

Использование ИКТ в образовательном процессе.   http://wiki.vladimir.i-edu.ru/images/4/4d/%D0%94%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D0%BB%D0%B5%D1%82.jpg

 Одним из приоритетных направлений моей работы нашего колледжа является повышение качества образования через использование информационных технологий на уроках и внеурочных занятиях наряду с традиционными формами обучения.

Уроки физической культуры включают большой объем теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому использование электронных презентаций позволяет   эффективно решать эту проблему.  Я активно использую на теоретических уроках физической культуры уроки в форме электронной презентации. Это разрешило мне при использовании компьютерных технологий в образовательном процессе, сделать урок более интересным, наглядным и динамичным. Многие объяснения техники выполнения разучиваемых движений, исторические документы и события, биографии спортсменов, освещение теоретических вопросов различных направлений не могут быть показаны  обучающимся непосредственно. Поэтому необходимо использовать различные виды наглядности. Сам факт проведения урока физической культуры в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует  студентов, у них появляется внешняя мотивация. Из внешней мотивации “вырастает” интерес к предмету.

Изменяется содержание деятельности преподавателя; преподаватель становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой – требует высокого уровня технологической и методической подготовленности.

Использование тестирующих компьютерных программ на уроках физической культуры, при подготовке к олимпиаде по предмету “физическая культура” позволяет объективно оценить теоретические знания обучающихся. Тесты могут использоваться на любом этапе обучения. Компьютерные тесты предусматривают как работу с подсказкой ответов, так и без них, на каждый вопрос дается 4 варианта ответа. Время, выделяемое на тест зависит от сложности вопросов и их количества и ограничивается 10 – 15 минутами. По окончании работы открывается окно результатов. В этом окне отображается оценка по пятибалльной системе. Выигрывает от этого не только  преподаватель, такая компьютерная программа полезна, прежде всего,  студентам. Компьютер всегда непредвзят, это независимый эксперт. В компьютеризованном виде возможен вариант самообучения, идущий в 2 – 4 раза быстрее, чем при традиционном коллективном разборе результатов тестирования.

Таким образом, компьютерная поддержка позволяет вывести современный урок на качественно новый уровень, повысить статус  преподавателя, использовать различные виды деятельности на уроке, эффективнее организовать контроль и учёт знаний  обучающихся.

Таким образом, исходя из своего опыта работы, я считаю, что при организации и проведении современного урока физической культуры необходимо использование ИКТ, что позволяет успешно совмещать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творческие способности  обучающихся, расширять общий кругозор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Остановка и стоянка транспортных средств"

Урок по теме "Остановка и стоянка транспортных средств" входит в программу профильного курса "Водитель транспортных средств" для учащихся 10-11 классов, обучающихся в Учебно-производственном комбинате...

Задачи, стоящие перед мастером производственного обучения при реализации практико-ориентированных программ в системе СПО

Практико-ориентированное обучение – это процесс освоения студент образовательной программы с целью формирования у студентов профессиональной компетенции за счёт выполнения ими реальных практических за...

Доклад на городской конференции преподавателей "Применение профессиональных задач на уроках математики для мотивации студентов-медиков"

Данный доклад был представлен на городской конференции преподавателей "Личностно-ориентированное обучение: опыт, проблемы"...

Тематические задачи по ПДД (Раздел 12-Остановка и стоянка)

В данном разделе собраны вопросы и задачи по Правилам Дорожного Движения по различным темам...

ДИСКУССИЯ КАК ИНТЕРАКТИВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: ЕЁ ЗАДАЧИ, ПРИЧИНЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ, РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Слово «дискуссия»  происходит от латинского discussio (discussionis) «сотрясение; исследование, рассмотрение». Дискуссия – это разноплановое  обсуждение какого-...

Возрастные психологические потребности и задачи в подростковом возрасте. (Лекторий для преподавателей, мастеров производственного обучения)

Данный материал может использоваться при  подготовке родительских собраний, родительских лекториев, семинаров для родителей....