Схема комплексного анализа и оценки урока с учетом ФГОС
статья на тему

Малькова Людмила Алексеевна

Схема комплексного анализа и оценки урока с учетом ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shema_kompleksnogo_analiza_i_otsenki_uroka.docx23.04 КБ

Предварительный просмотр:

СХЕМА КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА И  ОЦЕНКИ УРОКА  С УЧЕТОМ ФГОС

Содержательный аспект урока

  1. Сложность содержания, его соответствие возможностям обучающихся

Содержание учебных заданий соответствует по своей сложности возможностям обучающихся и типу класса, обеспечивает работу в зоне ближайшего развития обучающихся.

5 4 3 2 1

      Содержание учебных заданий не соответствует по своей сложности возможностям детей и типу класса

  1. Реализация компетентностного подхода.

Содержание урока построено с учетом компетентностного подхода. Реализуется принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью.

5 4 3 2 1

     Содержание урока не предусматривает реализацию компетентностного подхода

  1. Творческий или репродуктивный характер учебных заданий.

На уроке широко используются творческие, продуктивные задания, требующие применения знаний в измененной или новой ситуации, в нестандартной ситуации.

5 4 3 2 1

      На уроке преобладают задания репродуктивного характера, выполняемые по образцу.

  1. Развивающая направленность заданий.

Большинство заданий носит не только обучающий, но и развивающий характер.

5 4 3 2 1

      Преобладают задания обучающего характера

Структура и логика построения урока

  1. Структура урока.

Структура урока соответствует системе обучения, программе и специфике учебного предмета.

5 4 3 2 1

     Структура урока не соответствует системе обучения

  1. Логика построения урока.

Урок построен логично и системно, продумана последовательность учебных заданий. Обоснованное соотношение частей урока.

5 4 3 2 1

      Нарушена логика построения урока, отсутствует система в подборе и последовательности предъявления учебных заданий. Соотношение частей урока не продумано.

Методологические и технологические аспекты урока

  1. Формы учебной работы

Предусмотрено оптимальное сочетание фронтальной, индивидуальной  и групповой работы.

5 4 3 2 1

      Преобладают фронтальные формы работы. На уроке очень мал объем самостоятельной работы обучающихся.В процессе индивидуальной самостоятельной работы обучающихся класса один из них выполняет это же задание на доске.

  1. Методы обучения и методические приемы.

На уроке широко используются проблемные методы обучения (частично-поисковый, исследовательский), приемы активизации познавательной деятельности детей, диалоговые технологии.

5 4 3 2 1

       На уроке преобладают традиционные методы обучения (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный)

  1. Характер используемой наглядности.

Широко используется условно-изобразительная наглядность (знаково-символические средства, модели и пр.).

5 4 3 2 1

Преобладает использование образной наглядности (картинок, иллюстраций)

  1.  Целесообразность и функциональность используемых средств обучения.

Используемая наглядность функциональна, т.е. используется для решения определенной учебно-практической задачи.

5 4 3 2 1

Наглядность используется ради наглядности, как средство привлечения внимания детей, не выполняя при этом дидактической функции.

  1.  Организация оперативной обратной связи.

Организована оперативная обратная связь. Учитель отслеживает усвоение детьми учебного материала и правильность выполнения заданий, осуществляя своевременную коррекцию ошибок.

5 4 3 2 1

Средства обратной связи не используются.

  1.  Осуществление дифференцированного подхода к обучающимся, учет их индивидуальных особенностей.

       Ведет тонкий учет индивидуальных особенностей детей. Предусмотрена индивидуализация и дифференциация детей.

5 4 3 2 1

Деятельностный аспект урока.

  1.  Формирование мотивационного компонента учебной деятельности.

На уроках обеспечена положительная учебная мотивация, ведется целенаправленная работа по формированию положительной учебной мотивации.

5 4 3 2 1

Учитель не ведет целенаправленную работу по формированию положительной учебной мотивации. Дети демонстрируют низкий уровень учебной мотивации.

  1.  Постановка учебных задач.

На уроке ставятся перед детьми учебные задачи, дети их осознают. Обучающиеся принимают участие в целеполагании.

5 4 3 2 1

На уроке  вообще не ставятся перед детьми задачи деятельности или ставятся преимущественно практические задачи.

  1.  Формирование познавательных УУД,

Обучающиеся осваивают одно или несколько познавательных УУД (моделирование, логические действия, смысловое чтение и др.).

5 4 3 2 1

         Обучающиеся выполняют только предметные действия, связанные с усвоением программного материала.

  1.  Формирование регулятивных УУД,

Обучающиеся осваивают одно или несколько регулятивных УУД (планирование, прогнозирование, контроль, оценка, коррекция и др.). Урок имеет рефлексивную направленность.

5 4 3 2 1

Урок не имеет рефлексивной направленности. Контроль и оценку осуществляет учитель.

  1.  Формирование коммуникативных УУД

Обучающиеся осваивают одно или несколько коммуникативных УУД (планирование сотрудничества, постановка вопросов, выражение собственных мыслей).

5 4 3 2 1

Обучающиеся преимущественно односложно отвечают на вопросы учителя.

  1.  Характер активности детей.

Обучающиеся проявляют на уроке познавательную активность, выступают в роли субъектов деятельности.

5 4 3 2 1

На уроке активен преимущественно учитель. Дети в основном слушают учителя и выполняют задания по образцу. Обучающиеся выступают в роли объектов воздействия учителя.

Организационный аспект урока.

  1. Темп проведения урока.

Выбран оптимальный темп урока. Соблюдаются временные рамки выполнения заданий.

5 4 3 2 1

         Темп урока чересчур быстрый (многие дети не успевают выполнять задания) или чересчур медленный (много пауз, затянутость отдельных этапов урока). Не соблюдаются временные рамки выполнения заданий.

  1.  Организация класса, дисциплина.

Четкая организация класса, управление учителем деятельности детей и их дисциплиной. Дисциплина поддерживается за счет интереса детей к выполнению заданий и их включения в активную деятельность.

5 4 3 2 1

Отсутствие четкости в организации плана. Либо наблюдается плохая дисциплина детей на уроке, неумение учителя ею управлять, либо дисциплина поддерживается за счет жестких мер со стороны учителя и боязни наказаний со стороны детей.

Коммуникативные и личностные аспекты урока.

  1.  Организация учебного сотрудничества.

Организовано сотрудничество учителя и обучающихся как равных партнеров, а также сотрудничество детей друг с другом. Стиль общения гибкий с преобладанием демократического.

5 4 3 2 1

Учебное сотрудничество отсутствует. Возникают конфликтные ситуации. Стиль общения авторитарный.

  1.  Психологический климат урока.

На уроке преобладает благоприятный психологический климат, гуманное, уважительное и доброжелательное отношение учителя к обучающимся.

5 4 3 2 1

 Психологический климат урока неблагоприятен, учитель делает много замечаний, повышает голос, управляет классом силовыми методами.

  1.  Учет личностных особенностей обучающихся.

На уроке создаются ситуации успеха, ситуации выбора. Обучающиеся имеют возможность высказывать собственную точку зрения, актуализируется их собственный опыт.

5 4 3 2 1

Личностные особенности детей на уроках не учитываются.

Педагогическая техника учителя

  1.  Владение речью.

У учителя выразительная речь, отсутствуют речевые ошибки, он владеет голосом.

5 4 3 2 1

Речь учителя недостаточно выразительна, он допускает речевые ошибки, монотонно.

  1.  Владение невербальными средствами общения.

Учитель демонстрирует мастерство  в использовании мимики, жестов и других невербальных средств общения.                                                                

5 4 3 2 1

       Учитель демонстрирует неумение применять невербальные средства общения.

Самоанализ урока учителем.

  1.  Формулировка учителем целей урока

Учитель четко и конкретно формулирует как развивающие, так и дидактические цели урока.

5 4 3 2 1

       Учитель формулирует цели недостатчоно конкретно или неполно (называет только дидактические цели и затрудняется определить развивающие).

  1.  Соотнесение учителем целей урока и результатов урока.

Учитель соотносит цели урока и его результаты, определяет, какие цели удалось реализовать, а какие нет и по какой причине.

5 4 3 2 1

         Учитель не может соотнести цели и результаты урока.

Методист ГАПОУ МОК им. В.Талалихина  Л.А.Малькова.

Создано по материалам сайта MyShared.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно - тематическое планирование в средней группе по ФГОС на декабрь 2015

Комплексно - тематическое планирование в средней группе по ФГОС на декабрь 2015....

Схема комплексного анализа и оценки урока с учетом ФГОС

Схема комплексного анализа и оценки урока с учетом ФГОС...

Оценка урока на соответствие требованиям ФГОС

Оценка урока на соответствие требованиям ФГОС...

Статья "Комплексный подход к оценке результативности деятельности организации"

В статье представлены методика и расчет показателей комплексной оценки результативности деятельности организации и исследована их динамика...

Комплексный анализ текста на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся.

Традиционно вся наша система образования ориентировалась на знания как на цель обучения. По сумме полученных учениками знаний оценивалась работа педколлектива. Преобразования российского общества в це...