Оценка урока на соответствие требованиям ФГОС
статья на тему
Оценка урока на соответствие требованиям ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otsenka_uroka_na_sootvetstvie_trebovaniyam_fgos.docx | 26.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Оценка урока на соответствие требованиям ФГОС
ПОО_______________________________________________________________________________________ Группа____________
Дисциплина __________________________________________________________________________________________________
Тема урока____________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________
Раздел 1. Целеполагание | |||
Критерии оценки | Да | Частично | Нет |
Учитель объявляет цель урока без пояснений и комментариев | 1 | – | 0 |
Учитель пытается сделать цель урока понятной для ученика (объясняет цель в логике темы, предмета, практического использования знаний) | 2 | 1 | 0 |
Учитель пытается сделать цель урока личностно значимой для учеников (при объяснении цели ориентируется на пользу, любознательность, иные личные мотивы детей) | 2 | 1 | 0 |
Цель урока обсуждается и формируется в диалоге с учениками (дети высказывают свои предположения, зачем может быть нужно то, что изучается на уроке) | 3 | 2 | 0 |
Задачи, которые решаются на уроке, диагностичны, измеряемы (есть критерии, понятные детям, которые могут быть использованы в процессе само- и взаимооценивания) | 3 | 2 | 0 |
Всего по разделу | |||
Максимум по разделу | 7 |
Раздел 2. Информационное обеспечение | |||
Критерии оценки | Да | Частично | Нет |
Основной источник информации – рассказ учителя, знания преподносятся в монологической модели | 0 | – | 1 |
Используются только традиционные информационные материалы (учебник, рабочая тетрадь) | 1 | – | 0 |
Используются наряду с традиционными разнообразные справочные материалы (словари, энциклопедии, справочники, электронные учебные материалы и ресурсы Интернет) | 2 | 1 | 0 |
Создаются учебные ситуации, в которых необходимо сравнивать, сопоставлять данные из разных источников | 2 | 1 | 0 |
Источником информации становятся личные наблюдения учеников, опыт, эксперимент | 2 | 1 | 0 |
Используются материалы разных форматов (текст, таблицы, схемы, графика, видео, аудио) | 2 | 1 | 0 |
Целесообразность использования ИКТ | 2 | 1 | 0 |
Всего по разделу | |||
Максимум по разделу | 10 |
Раздел 3. Организация деятельности учеников | |||
Критерии оценки | Да | Частично | Нет |
Учитель дает возможность ученикам пробовать разные варианты выполнения заданий и обсуждает их эффективность | 2 | 1 | 0 |
Задания вариативны, ученик имеет возможности выбора темпа, уровня сложности, способов деятельности | 2 | 1 | 0 |
Есть технологическая карта урока | 2 | 1 | 0 |
Всего по разделу | 6 |
Раздел 4. Педагогические технологии | |||
Критерии оценки | Да | Частично | Нет |
Урок строится на репродуктивных технологиях и фронтальной работе (рассказ учителя + его воспроизведение – прямое или через выполнение простых заданий) | 0 | – | 1 |
На уроке используются активные технологии обучения: экспериментальные, исследователь-ские, игровые, проблемное обучение, работа в группах и парах_________________________________________, _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ (подчеркнуть нужное или дописать) | 2 | 1 | 0 |
Учитель дает задания, где на предметном содержании формируются метапредметные умения и компетенции (какие________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ ) | 2 | 1 | 0 |
На уроке прослеживаются связи с внеурочной деятельностью учеников | 2 | 1 | 0 |
Всего по разделу | 7 |
Раздел 5. Оценка деятельности и рефлексия | |||
Критерии оценки | Да | Частично | Нет |
Учитель использует только стандартную 5-балльную шкалу оценки | 0 | – | 1 |
Учитель использует стандартную 5-балльную шкалу оценки и объясняет критерии выставления балла | 2 | 1 | 0 |
Учитель использует формирующее (критериальное) оценивание, критерии обсуждены с учениками и понятны им | 3 | 2 | 0 |
Учитель организует взаимооценку учеников по установленным критериям | 3 | 2 | 0 |
Учитель создает возможности для самооценки по установленным критериям | 3 | 2 | 0 |
Учитель организует эмоциональную рефлексию учеников (понравилось/не понравилось, как себя чувствовал на уроке) | 3 | 2 | 0 |
Учитель организует качественную рефлексию учеников (достижение результата, сложность, полезность, взаимодействие и пр.) | 3 | 2 | 0 |
Всего по разделу | |||
Максимум по разделу | 17 |
Рекомендации по использованию оценочного листа
Оценочный лист не предназначен для полного комплексного анализа урока и оценивает его только с точки зрения соответствия требованиям ФГОС по определенным параметрам: целеполагание, информационное обеспечение, организационные особенности, педагогические технологии, оценка деятельности и рефлексия.
Критерии выбраны в связи с тем, что именно они являются важными при оценке уровня соответствия урока требованиям ФГОС.
По каждому из пяти разделов определены критерии и обозначен количественный уровень оценки – в зависимости от представленности критерия в деятельности учителя и учеников. Большинство критериев при оценивании имеют равный вес: если критерий представлен полностью – 2 балла, частично – 1 балл, не представлен – 0 баллов. При этом несколько критериев имеют особую значимость при определении соответствия урока требованиям ФГОС (см. разделы 1, 2, 5), их наличие оценивается 3 баллами, частичное присутствие – 2. Есть также критерии «обратного» характера: их наличие оценивается 0 баллов, частичное присутствие – 1 баллом, отсутствие – 2 (см. разделы 3, 4, 5).
Раздел 1. Целеполагание
Значимость критерия сопряжена с ролью целеполагания в процессе создания мотивации к обучению.
Критерии оценки | Характеристики критериев |
Учитель объявляет цель урока | Целеполагание осуществляется формально и не является для ученика мотивирующим фактором |
Учитель пытается сделать цель урока понятной для ученика | Если цель урока понятна ученику, это является мотивацией познавательной деятельности, хотя и недостаточно сильной |
Учитель пытается сделать цель урока личностно значимой для учеников | Если цель урока принимается на личностном уровне, ученик осознает полезность, значимость, интерес предстоящей работы, это является сильным мотивационным стимулом для его деятельности |
Цель урока обсуждается и формируется в диалоге с учениками | Участие учеников в целеполагании обеспечивает высокий уровень осмысленности и принятия цели и, как следствие, высокий уровень учебной мотивации |
Цели урока диагностичны, измеряемы | Измеримость целей обеспечивает возможность оценки результата с позиций достижения целей, Это важно для ученика, поскольку способствует формированию навыков самоконтроля, самооценки |
Раздел 2. Информационное обеспечение
Значимость критерия обусловлена особенностями познавательной деятельности. Стандарты второго поколения ориентированы на переход от репродуктивной деятельности к активному обучению, которое обеспечивается не только за счет использования определенных педагогических технологий, но и за счет использования различных информационных источников и создания полноценной информационно-образовательной среды обучения.
Критерии оценки | Характеристики критериев |
На уроке используются традиционные информа-ционные материалы (учеб-ник, рабочая тетрадь) | Наличие одного источника информации уменьшает возможности для создания учебных ситуаций, в которых ученику приходится осуществлять самостоятельную познавательную деятельность |
На уроке используются справочные материалы (словари, энциклопедии, справочники) | Увеличение количества информационных источников позволяет активизировать познавательную деятельность ученика, создавать проблемные ситуации, стимулировать развитие метапредметных умений, связанных со сравнением, сопоставлением, оценкой |
На уроке используются электронные учебные ма-териалы и ресурсы Интер-нет | Увеличение количества информационных источников позволяет активизировать познавательную деятельность ученика, создавать проблемные ситуации, стимулировать развитие метапредметных умений, связанных с самостоятельным поиском информации |
Источником информации становятся личные на-блюдения учеников, опыт, эксперимент | Увеличение количества информационных источников позволяет активизировать познавательную деятельность ученика, создавать проблемные ситуации, стимулировать развитие метапредметных умений, связанных с исследовательской деятельностью, организацией эксперимента, формулировкой гипотезы, ее проверкой, обобщением и анализом результатов |
На уроке используются материалы разных фор-матов (текст, графика, видео, аудио) | Наличие различных информационных источников не только позволяет стимулировать познавательную деятельность и развитие метапредметных компетентностей, но и дает возможность ученику выбирать типы информации, соответствующие его индивидуальным особенностям |
На уроке создаются ситуации, в которых ученики сопоставляют данные, делают обобщение, дают оценку | Ориентация на решение метапредметных задач обучения |
Целесообразность использования ИКТ | Использование ИКТ может быть как формальным, иллюстративным (презентация как сопровождение лекции учителя), так и способствовать организации активной познавательной деятельности |
Раздел 3. Организация деятельности учеников
Значимость критерия обусловлена требованиями ФГОС к организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Критерии оценки | Характеристики критериев |
Учитель дает подробные инструкции по выполне-нию заданий или ал-горитмы деятельности, ученики не имеют возмож-ности действовать иначе | Жесткая регламентация деятельности учеников на уроке снижает возможности для развития познавательной самостоятельности |
Учитель дает возможность ученикам пробовать раз-ные варианты выполнения заданий и обсуждает их результативность | Выбор и анализ результативности способов решения познавательных задач способствует формированию различных стратегий познавательной деятельности, а не только действий по образцу |
Задания вариативны, ученик имеет возможности выбора по уровню сложности или способам деятельности | Вариативность заданий позволяет ориентироваться на личностные результаты обучения, оценивать динамику ученика, его продвижение (обогащение способов деятельности, повышение уровня сложности) |
Есть технологическая кар-та урока | В отличие от жестких алгоритмов выполнения конкретных заданий, технологическая карта отражает этапы урока и позволяет ученику двигаться в собственном темпе, фиксируя результаты своего продвижения. Технологическая карта позволяет более четко и результативно организовать самостоятельную работу учеников |
Раздел 4. Педагогические технологии
Значимость критерия обусловлена требованиями ФГОС, связанными с использованием технологий активного обучения.
Критерии оценки | Характеристики критериев |
Урок в основном строится на репродуктивных техно-логиях и фронтальной ра-боте (рассказ учителя + его воспроизведение – прямое или через выполнение простых заданий) | Такое технологическое решение урока не соответствует требованиям ФГОС, даже если на уроке много времени отводится для самостоятельной работы учеников, но эта работа носит репродуктивный характер (выполнение однотипных заданий без самоконтроля, самопроверки и иных форм активной познавательной деятельности) |
На уроке используются активные технологии обучения: эксперимен-тальные, исследователь-ские, игровые, проблемное обучение, работа в группах и парах (подчеркнуть нужное или дописать) | Эти технологии активного обучения способствуют формированию тех образовательных результатов, которые предусмотрены ФГОС. Важно при оценке учитывать адекватность используемых технологий возрастным особенностям детей, учебному содержанию, этапу изучения материала |
Учитель дает задания, где на предметном содержа-нии формируются мета-предметные умения и компетенции (какие) | Конечный результат обучения в соответствии с ФГОС – не сами знания, а способы их получения и применения, что обеспечивается формированием метапредметных умений и компетенций – когнитивных, коммуникативных, исследовательских и пр. |
На уроке прослеживаются связи с внеурочной деятельностью учеников | Урок не является единственной формой образовательной деятельности, он – одна из форм – наряду с внеурочной работой, проектной, исследовательской и творческой деятельностью детей. Хорошо, если урочная и внеурочная деятельность взаимно дополняют и обогащают друг друга. |
Раздел 5. Оценка деятельности и рефлексия
Значимость критерия обусловлена тем, что ФГОС ставят задачу по смещению акцентов с внешней оценки на самооценку, с контроля – на самоконтроль и рефлексию, то есть осмысление познавательного процесса и его результатов. Кроме того, важно постепенно отходить от оценивания «от ошибки» – к формирующему оцениванию, стимулирующему познавательную деятельность через понимание причин успехов и затруднений. Есть также проблемы, связанные с оценкой и фиксацией не только предметных, но и метапредметных, и личностных результатов обучения.
Критерии оценки | Характеристики критериев |
Учитель использует толь-ко стандартную 5-бал-льную шкалу оценки | При таком подходе невозможно реализовать требования ФГОС в области оценки результатов обучения |
Учитель использует стан-дартную 5-балльную шка-лу оценки и формулирует критерии выставления балла | Этот подход не обеспечивает полноценное выполнение требований ФГОС, но делает более осмысленным сам процесс оценивания, когда ученик понимает, за что выставляется тот или иной балл |
Учитель использует фор-мирующее (критериаль-ное) оценивание, критерии обсуждены с учениками и понятны им | Понятность, прозрачность критериев оценки и подход к оценке не от подсчета количества ошибок, а от реализованных разнообразных возможностей работает на достижение требований ФГОС в области подходов к оцениванию учебных результатов, позволяя оценивать не только предметные, но и метапредметные результаты |
Учитель организует вза-имооценку учеников по установленным критериям | Этот подход позволяет решать коммуникативные задачи обучения, делает оценку более прозрачной и способствует объективному восприятию |
Учитель создает возмож-ности для самооценки по установленным критериям | Решение важнейших задач, связанных с формированием осознанного отношения к собственной познавательной деятельности и формированию ответственности за ее результаты |
Учитель организует эмо-циональную рефлексию учеников (понравилось/ не понравилось, как себя чувствовал на уроке) | Эмоциональная рефлексия важна, т.к. позволяет оценивать комфортность образовательного процесса для ученика и оценивать его личностные результаты (уровень уверенности в себе, самооценки и пр.) |
Учитель организует каче-ственную рефлексию уче-ников (достижение ре-зультата, сложность, поле-зность, взаимодействие и пр.) | Качественная рефлексия позволяет сделать более осмысленной познавательную деятельность ученика (выбор познавательной стратегии, самооценка результатов – как предметных, так и метапредметных) |
Л.А.Малькова, методист ГАПОУ МОК им. В.Талалихина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Методические рекомендации посвящены специфике современного урока в начальной школе в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...
ВНЕДРЕНИЕ УЧЕБНЫХ ПРАКТИК ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС
Одной из особенностей образования в системе СПО является практикоориентированность, которая ярко выражена в новых стандартах.Для реализации практикоориентированного подхода и формирования компетенций,...
Целеполагание на уроках английского языка в соответствии с требованием ФГОС
Одним из важнейших принципов эффективного урока на современном этапе является принцип личностного целеполагания ученик...
«Современный урок в соответствии с ФГОС НОО - – индивидуальная стратегия профессионального роста»
Слайд 1 Тема «Современный урокв соответствии с ФГОС НОО – индивидуальная стратегия профессионального роста»Слайд 2Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на ст...
Конструирование современного урока в свете требований ФГОС
Одним из главных требований ФГОС является формирование совокупности «универсальных учебных действий». Напомню, что УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ – это совокупность действ...
Проблема качества образования, новые подходы к диагностике и оценке образовательных результатов учащихся в соответствии с требованиями ФГОС в СПО
Статья посвящена вопросу : " Как помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициат...