МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ
статья на тему

жданова ирина петровна

Роль проектной деятельности в формировании  компетенций студентов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zhdanova_i.p.docx15.56 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ  СТУДЕНТОВ

Жданова И.П.

 

Сегодня конкурентоспособность выпускника на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться  к  изменяющимся условиям труда. Одним из ответов системы образования на этот запрос времени является идея компетентностно-ориентированного образования.

Одной из основных составляющих модели специалиста сегодня является информационная компетентность, которая предусматривает умение работать с электронными ресурсами, компьютерной техникой, использование современного программного обеспечения.

Чтобы  подготовить  выпускника компетентного во многих потенциально важных сферах   жизнедеятельности, и прежде всего в профессиональной, необходимо применять технологии развивающие познавательную, коммуникативную, личностную активность студентов. Формирование информционной компетенции  требует поиска особых организационных форм обучения. Базовой образовательной технологией, позволяющей в полном объеме реализовать компетентностный подход в образовании, является метод проектов.

При проектной деятельности у студентов формируются такие ключевые компетенции, как информационная, коммуникативная, компетенции решения проблем.

Активное использование информационных и мультимедийных технологий в процессе работы над проектом помогают раскрыть интеллектуальный и творческий потенциал студента. Это прослеживается на всех этапах работы, начиная с выбора темы, обоснования её актульности, подбора материала, его систематизации. заканчивая презентацией, конкурсной защитой результата.

Во время работы над проектом студенты учатся:

работать с различными источниками информации (электронные образовательные ресурсы, электронные СМИ, интернет ресурсы);

находить информацию, в том числе в интернете (грамотно делать запросы на поиск информации, отбирать IT - информацию по значимости);

правильно организовывать работу в микрогруппах;

систематизировать, структурировать отобранный  материал; оформлять материал с учетом его специфики; представлять его с использованием мультимедиа технологий;

мыслить творчески с учетом направленности на конечный результат;

искать и находить нестандартные решения  профессиональных, социально значимых задач.

В целях повышения интеллектуальной составляющей учебной деятельности студентов, развития умений и навыков творческой, поисково – исследовательской, самостоятельной работы, реализации компетентностного подхода в обучении   в техникуме ежегодно проводится Неделя студенческой науки. Разноплановые мероприятия Недели обязательно включают конкурс молодежных социально значимых проектов.

Студенты самостоятельно определяют  тему по актуальной социально значимой   проблеме. В ходе разработки проекта студенты формулируют основной проблемный вопрос, выдвигают гипотезу, определяют источники информации, собирают материал, анализируют и отбирают наиболее важную информацию, делают заключение и вывод о том, подтвердилась ли гипотеза проекта, предлагают механизм решения проблемы. Завершается работа над проектом процедурой защиты с обязательным представлением мультимедийной презентации, видеофильма.  

Цели конкурса: формирование познавательной самостоятельности студентов посредством метода проекта; развитие информационно-коммуникационной  компетентности; приобщение к общечеловеческим духовным ценностям; формирование активной гражданской позиции.

Жюри конкурса социальных проектов состоит из студентов старших курсов, что способствует формированию экспертной компетентности, способности к анализу произведенного продукта - умение обоснованно качественно оценить  созданный информационный продукт, указав его достоинства и недостатки.

Кроме того, проектная деятельность показала сформированность у студентов умений и навыков взаимодействия с партнером; менеджерские умения и навыки (планирование деятельности, умение эффективно исрльзовать время, ресурсы, принимать решения, анализировать деятельность, ее ход и результаты, умения отстаивать свою точку зрения; умение уверенно держать себя во время выступления, отвечать на неожиданные вопросы. Выполнение проекта способствовало активизации познавательной деятельности и формированию информационно-коммуникационных компетенций студентов.

Литература

Палат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. — М.: Академия, 2006.

Компетентностный подход. [Электронный ресурс] - htt_ pedsovet.alledu.ru/filesO/filesl/files45/files368/docs/awgust.doc


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА ГЕОГРАФИЯ

Метод проектов реализует одну из принципиальных новаций современного образования - компетентностный подход.Проектная технология – это создание ситуации творчества, где ученик получает шанс натолкнутся...

Диссеминация опыта: « Метод проектов как средство формирования коммуникативных навыков у студентов»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8415529","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"447","style":"width: 62px; height: 59px;","width":"480"}}]]    ...

Фестиваль-конкурс IT-проектов как средство формирования информационно-коммуникационной компетентности студентов и школьников

Выступление на секции "Использование информационно-коммникационных технологий в сфере образования" Пятого Международного IT-Форума 4-5 июня 2013 года....

Математическое моделирование как средство формирования информационной коммуникационной компетентности обучающихся на занятиях по физике.

В статье представлены работы по математическому модельрованию в среде "Живая физика". Разработки способствуют формированию информационно-комуникационной компетенции обучающихся, а также могут быть исп...

Формирование информационно-коммуникационной компетентности среднего медицинского персонала в условиях медицинского колледжа

Текст выпускной кваликационной работы, представленной к защите 25 января 2019 года. Это - результат профессионального пути длиной в 15 лет. Но, если разобраться, то путь этот начался практически с рож...

Метод проектов как средство формирования и развития коммуникативной и информационной компетенций студентов на уроках русского языка

Статья «Метод проектов как средство формирования и развития коммуникативной и информационной компетенций студентов на уроках русского языка»...

Статья на тему: Индивидуальный проект – как средство развития информационно-коммуникационной компетенции

В соответствии с требованиями  ФГОС СОО «Индивидуальный проект» выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом,...