Математическое моделирование как средство формирования информационной коммуникационной компетентности обучающихся на занятиях по физике.
статья на тему

Монова Наталия Дмитриевна

В статье представлены работы по математическому модельрованию в среде "Живая физика". Разработки способствуют формированию информационно-комуникационной компетенции обучающихся, а также могут быть использованы в качестве демонстрационного матерала. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Математическое моделирование как средство

формирования информационной коммуникационной компетентности обучающихся  на занятиях по физике.

СПбГБПОУ “Колледж отраслевых технологий “Краснодеревец”

Преподаватели физики: Монова Н.Д.

Современная информационно-коммуникационная деятельность требует новых методологических подходов к ее изучению и соответственно новых методов и критериев оценки педагогических достижений.

Одним из методов формирования компетентностного подхода на занятиях по физике является математическое моделирование в среде Matlab, “Живая физика” и других системах. В настоящей статье представлены  следующие математические модели:

  1. Исследование движения тела, брошенного под углом к горизонту и попадание его в движущуюся мишень.
  2. Исследование колебаний маятника в электростатическом поле.

Первая модель представлена в виде лабораторной работы. Целью работы является: закрепить знания обучающихся законов движения тела, брошенного под углом к горизонту, относительности механического движения, научиться использовать эти законы для расчета пути, времени движения. Задача содержит четыре параметра, которые можно менять с помощью специальных регуляторов. Обучающимся предлагается подобрать значения скоростей  движущейся  мишени,  начальной  скорости  снаряда  

( стрелы) по оси OX и OY меняя начальное положение мишени относительно орудия. С  помощью графиков определить время попадания и координаты.

Отчет оформить в виде таблицы.

            Вторая модель рассматривает колебания математического маятника в электростатическом поле, созданном с помощью воздушного конденсатора.

Заряд маятника и конденсатора, расстояния между пластинами можно менять с помощью специальных регуляторов. С помощью модели можно наблюдать как свободные, так и вынужденные колебания. На графиках фиксируется временная зависимость смещения, скорости маятника, значения кинетической и полной механической энергии. Модель может быт рекомендована в качестве демонстрационного материала при изучении физики колебаний.

На рис 1 представлен вариант использования первой модели с коэффициентами жесткости равными нулю. Если выбрать коэффициэнт жесткости к=0,5, возможна отличная от нуля вероятность вторичного попадания в цель.

C:\Users\Елена\Desktop\модель л рпбота 444.PNG

Рис 1

При работе со второй моделью рекомендуется следующая последовательность действий:

  1. Установить начальную скорость маятника вдоль OX, наблюдать гармонические колебания маятника
  2. Установить сопротивление среды к=0,1, наблюдать затухающие колебания маятника
  3. Поместив маятник в электростатическое поле наблюдать вынужденные колебания
  4. Меняя расстояния между воздушным конденсатором наблюдать изменение частоты и периода колебаний (Рис 2).

C:\Users\Елена\Desktop\Рис33.PNG

Рис 2

Наглядность, красивое оформление,  и доступность в использовании       предложенных моделей рассматриваемых процессов позволяет надеяться на

заинтересованность использования их в процессе обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фестиваль-конкурс IT-проектов как средство формирования информационно-коммуникационной компетентности студентов и школьников

Выступление на секции "Использование информационно-коммникационных технологий в сфере образования" Пятого Международного IT-Форума 4-5 июня 2013 года....

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ

Роль проектной деятельности в формировании  компетенций студентов...

Информационно-коммуникационные технологии в преподавании дисциплин физика и информатика.

Информационно-коммуникационные технологии в преподавании дисциплин физика и информатика....

Формирование информационно-коммуникационной компетентности среднего медицинского персонала в условиях медицинского колледжа

Текст выпускной кваликационной работы, представленной к защите 25 января 2019 года. Это - результат профессионального пути длиной в 15 лет. Но, если разобраться, то путь этот начался практически с рож...

Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования профессиональных компетенций студентов на занятиях по математике, инженерной графике.

Компьютер в образовательном учреждении перестал быть только предметом изучения, он стал средством изучения. Основная задача применения компьютерных технологий обучения – повышение эффективности ...