Математическое моделирование как средство формирования информационной коммуникационной компетентности обучающихся на занятиях по физике.
статья на тему
В статье представлены работы по математическому модельрованию в среде "Живая физика". Разработки способствуют формированию информационно-комуникационной компетенции обучающихся, а также могут быть использованы в качестве демонстрационного матерала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка математических моделей | 122.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Математическое моделирование как средство
формирования информационной коммуникационной компетентности обучающихся на занятиях по физике.
СПбГБПОУ “Колледж отраслевых технологий “Краснодеревец”
Преподаватели физики: Монова Н.Д.
Современная информационно-коммуникационная деятельность требует новых методологических подходов к ее изучению и соответственно новых методов и критериев оценки педагогических достижений.
Одним из методов формирования компетентностного подхода на занятиях по физике является математическое моделирование в среде Matlab, “Живая физика” и других системах. В настоящей статье представлены следующие математические модели:
- Исследование движения тела, брошенного под углом к горизонту и попадание его в движущуюся мишень.
- Исследование колебаний маятника в электростатическом поле.
Первая модель представлена в виде лабораторной работы. Целью работы является: закрепить знания обучающихся законов движения тела, брошенного под углом к горизонту, относительности механического движения, научиться использовать эти законы для расчета пути, времени движения. Задача содержит четыре параметра, которые можно менять с помощью специальных регуляторов. Обучающимся предлагается подобрать значения скоростей движущейся мишени, начальной скорости снаряда
( стрелы) по оси OX и OY меняя начальное положение мишени относительно орудия. С помощью графиков определить время попадания и координаты.
Отчет оформить в виде таблицы.
Вторая модель рассматривает колебания математического маятника в электростатическом поле, созданном с помощью воздушного конденсатора.
Заряд маятника и конденсатора, расстояния между пластинами можно менять с помощью специальных регуляторов. С помощью модели можно наблюдать как свободные, так и вынужденные колебания. На графиках фиксируется временная зависимость смещения, скорости маятника, значения кинетической и полной механической энергии. Модель может быт рекомендована в качестве демонстрационного материала при изучении физики колебаний.
На рис 1 представлен вариант использования первой модели с коэффициентами жесткости равными нулю. Если выбрать коэффициэнт жесткости к=0,5, возможна отличная от нуля вероятность вторичного попадания в цель.
Рис 1
При работе со второй моделью рекомендуется следующая последовательность действий:
- Установить начальную скорость маятника вдоль OX, наблюдать гармонические колебания маятника
- Установить сопротивление среды к=0,1, наблюдать затухающие колебания маятника
- Поместив маятник в электростатическое поле наблюдать вынужденные колебания
- Меняя расстояния между воздушным конденсатором наблюдать изменение частоты и периода колебаний (Рис 2).
Рис 2
Наглядность, красивое оформление, и доступность в использовании предложенных моделей рассматриваемых процессов позволяет надеяться на
заинтересованность использования их в процессе обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективность учебного занятия по формированию информационно-коммуникативных компетентностей
Две странички, но полезность для учителей большая. Посмотрите!...
Фестиваль-конкурс IT-проектов как средство формирования информационно-коммуникационной компетентности студентов и школьников
Выступление на секции "Использование информационно-коммникационных технологий в сфере образования" Пятого Международного IT-Форума 4-5 июня 2013 года....
МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ
Роль проектной деятельности в формировании компетенций студентов...
Информационно-коммуникационные технологии в преподавании дисциплин физика и информатика.
Информационно-коммуникационные технологии в преподавании дисциплин физика и информатика....
Формирование информационно-коммуникационной компетентности среднего медицинского персонала в условиях медицинского колледжа
Текст выпускной кваликационной работы, представленной к защите 25 января 2019 года. Это - результат профессионального пути длиной в 15 лет. Но, если разобраться, то путь этот начался практически с рож...
Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования профессиональных компетенций студентов на занятиях по математике, инженерной графике.
Компьютер в образовательном учреждении перестал быть только предметом изучения, он стал средством изучения. Основная задача применения компьютерных технологий обучения – повышение эффективности ...