Статья на тему: Индивидуальный проект – как средство развития информационно-коммуникационной компетенции
статья

Прусова Ульяна Анатольевна

В соответствии с требованиями  ФГОС СОО «Индивидуальный проект» выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._prusova._kalantseva._izhorskiy_kolledzh._1.docx35.18 КБ

Предварительный просмотр:

Прусова У.А., преподаватель, г. Санкт-Петербург

Каланцева Л.А., преподаватель, г. Санкт-Петербург

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  «Ижорский колледж»

Индивидуальный проект – как средство развития информационно-коммуникационной компетенции

С введением Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО) в старшей школе
в образовательные программы среднего профессионального образования (СПО)  в общеобразовательный цикл введен «Индивидуальный  проект».
В статье рассматривается опыт внедрения индивидуального проектирования в образовательный процесс по направлению подготовки 43.01.09 «Повар, кондитер».

В соответствии с требованиями  ФГОС СОО «Индивидуальный проект» выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.

В учебном плане Ижорского колледжа по профессии 43.01.09 Повар кондитер работа над индивидуальным проектом рассчитана на 2 года на первом и втором курсе.

Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).

Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:

  • письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.);
  • материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
  • отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты [1].

Учебно-исследовательская и проектная деятельность в колледже ведется постоянно, но чаще всего это индивидуальные проекты при подготовке к урокам (небольшие мини-проекты), предметным декадам, научно-практическим конференциям разного уровня, при выполнении которой не было необходимости вовлекать одновременно всех обучающихся для достижения, определенных ФГОС СОО, метапредметных результатов:

  • самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
  • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и
    со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий [3].

Индивидуальный проект внедряется в учебный процесс в соответствии с учебным планом и выполняется в зависимости от направления обучения
по различным предметам,  разнообразным видам деятельности  под руководством преподавателя, который курирует индивидуальное проектирование в группе.

В колледже разработано Положение «Об индивидуальном проекте».
Преподаватель дополнительно может разработать методические рекомендации для выполнения конкретных тем и заданий, где определяются конкретные требования к результатам выполнения проектов, срокам предоставления и вариантам защиты проектов.

Обучающимся предоставляется право выбора темы индивидуального проекта из представленных тем, или они могут предложить свою тематику
с обоснованием целесообразности ее разработки.

  Лучшие проекты могут быть представлены на ежегодной общеколледжной научно-практической конференции, на открытых научно-практических конференциях различного уровня; изданы отдельным сборником.

Профессиональная образовательная программа по профессии «Повар, кондитер» на базе основного общего образования должна учитывать требования ФГОС СОО, но в первую очередь должны быть достигнуты результаты, определенные ФГОС СПО по профессии, в котором в требованиях к результатам освоения программы определено освоение общих компетенций, в том числе:

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности [7].

Поэтому в статье предлагается рассмотреть опыт выполнения индивидуальных проектов с целью  развития информационно-коммуникационных компетенций профессиональной направленности.

По «теории поколений» считается, что те же, кто родился после 2003 года, относятся к поколению Z. Как раз родившиеся в это время приходят сейчас в колледж для получения профессий, освоения профессиональных образовательных программ.

Исследования показывают, что поколение Z способно обрабатывать больше информации на более высоких скоростях, но сохранять свое внимание долго на чем-либо является для них проблемой, поскольку они, как правило, работают в многозадачном режиме. Они быстро анализируют большие объемы информации, выдают новые оригинальные решения, легко справляется с несколькими задачами одновременно. Социальные сети держат их в курсе тенденций.

Для поколения Z диджитал-технологии являются природными. Они не знают жизни без интернета, смартфона и социальных сетей, они очень хорошо разбираются в гаджетах.

Учебная деятельность по индивидуальному проектированию
с использованием информационных технологий позволит каждому проявить себя индивидуально, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, максимально раскрыть свой  творческий  потенциал,  показать публично достигнутый результат, но предложенные темы и  задания проектов должны быть тесно связаны с профессиональной деятельностью.

В современных реалиях профессионального развития специалиста  большое значение приобретают  умения искать необходимую информацию, анализировать, отбирать и целесообразно пользоваться ею, проводить элементарные исследования, выдвигать гипотезы, делать выводы.

 При организации этой деятельности кардинально меняется функция педагога: он перестает быть основным источником информации для учеников и становится организатором их собственно познавательной деятельности [1].

Исходя из вышеизложенных оснований и аргументов,  обучающимся по профессии «Повар, кондитер» было  предложено групповое выполнение  проекта: создание сайта/приложения/облачного хранилища/группы в социальных сетях для обучающихся Ижорского  колледжа по направлению подготовки  «Поварское и кондитерское дело».                                         Выбор проекта основывался на том, что тема должна представлять интерес для учащегося и иметь непосредственное отношение к выбранной им профессии, должна быть интересна педагогу, должна быть реализуема в имеющихся условиях.

Ребята с интересом приняли эту тему и совместно с преподавателем

разрабатывали темы подкастов для наполнения сайта. Определилась большая группа участников, желающих участвовать в  выполнении этого проекта.

После обсуждения в формате мозгового штурма было, ребятами  было предложено множество интересующих их тем. Затем из этого множества были определены следующие подкасты (таблица 1).

Таблица 1

№ п/п

Тема подкаста

Глоссарий профессиональных терминов

Библиотека профессиональной литературы

Каталог сайтов и приложений профессиональной направленности

Новости  в гастрономической индустрии

Конкурсы поваров

Worldskills, компетенции «Поварское дело» и «Кондитерское дело»

Гастрономические фестивали

Гастрономический туризм

Гид Мишлен в России

Петербургская кухня

Общественное питание в годы Великой Отечественной войны

Профессиональные праздники

Тематические мероприятия. Сценарии профессиональных мероприятий

Предприятия сферы питания Колпинского района. Производственная практика/социальные партнеры-работодатели Колпинского района  

Повышение квалификации по профессии

Атлас национальных блюд

Популяризация Русской кухни

Импортозамещение в России

Тренды 2021 года предприятий ресторанного сервиса

Инновационное оборудование

QR-КОДЫ. «Описание и эксплуатация оборудования, имеющегося в учебных кухнях  Ижорского колледжа»

Профессиональная спецодежда и обувь.

Профессиональный инвентарь и посуда

Нормативно-правовая документация сферы сервиса

Санитарные нормы сферы ресторанного сервиса

Коллекция видео мастер-классов

После выбора темы проекта и разработки подкастов проекта для дальнейшей работы обучающимся было необходимо определиться с конкретными заданиями.  Работать предложено малыми группами или индивидуально. После выбора направлений за обучающимися были закреплены подкасты и определены объемы наполнения разделов и сроки выполнения заданий.

Этапы работы над проектом. Процедура работы над проектом была разбита на 4 этапа.

1. Подготовительный этап

  • выбор темы проекта

2. Планирование

  • уточнение темы проекта, её конкретизация;
  • определение и анализ проблемы;
  • постановка цели и задач проекта;
  • определение способа представления результатов (формы проекта);
  • поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности;
  • определение источников необходимой информации;
  • составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ.

3. Основной практический этап

  • сбор и изучение информации;
  • поэтапное выполнение задач проекта;
  • систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы,
  • промежуточные отчеты, текущий контроль качества составления проекта;
  • внесение (при необходимости) изменений в разработку проекта;
  • оформление результатов

4. Заключительный этап

  • подготовка презентационных материалов;
  • защита/презентация проекта;
  • оценка качества выполнения проекта [2].

Ребята с интересом работают каждый по своему направлению, обсуждают полученные результаты. Преподаватель курирует и направляет проектную деятельность обучающихся, помогает в определении целей и задач, контролирует процесс работы над проектом по определенным промежуточным точкам, приводит к результату и защите проекта.

Индивидуальный проект является основным объектом оценки предметных, метапредметных и личностных результатов, сформированных у обучающихся в ходе освоения образовательной программы.

Работа над проектом будет способствовать получению результатов:

  • осознанный выбор профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
  • сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  • готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем [6].

Формирование информационной компетентности представляет собой процесс перехода к такому состоянию, когда обучающийся  становится способным находить, понимать, оценивать и применять информацию в различных формах для решения личных, социальных профессиональных проблем. В данном процессе осваиваются умения и навыки наблюдать и делать логические выводы, анализировать ситуацию с разных точек зрения, неуклонно самостоятельно работать над повышением своей информационно-коммуникационной компетенции.

Преподаватель, курирующий проект, формирует информационно-образовательную среду, в которой обучающийся может одновременно реализовывать свой личностный творческий потенциал и профессионально развиваться. Под его управлением проектом обучающиеся приходят к заданному результату.

Как итог готового проекта рассматриваются следующие результаты – освоение общих компетенций ФГОС СПО и метапредметных компетенций ФГОС СОО, обозначенных выше в статье.

Список литературы

  1. Мандель Б.Р. Основы проектной деятельности: учебное пособие для обучающихся в системе СПО / Б. Р. Мандель. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2018. – 293 с.
  2. Половкова М.В. Индивидуальный проект. 10-11 класс. Учебное пособие/ М.В. Половкова, А.В. Носов, Т.В. Половкова и др. – М.: Просвещение, 2020. – 160с.
  3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся : практ. пособие для работников общеобразоват. учреждений / И.С. Сергеев. - [2-е изд., испр. и доп.]. - Москва : Аркти, 2020.
  4. Симоненко В.Д. Технология : базовый уровень. 10-11 классы :  учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ – М. : Издательский центр «Вентана-Граф», 2019.
  5. Спиридонова Л.Е. Индивидуальный проект: рабочая тетрадь. 10-11 класс. Учебное пособие/Б.А. Комаров, О.В. Маркова, В.М. Стацунова. – Спб.: КАРО, 2019. – 104с.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утвержден  приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 с изменениями с изменениями и дополнениями от: 11 декабря 2020 г.)
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт
    среднего профессионального образования по профессии 43.01.09 Повар, кондитер (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. N 1569, с изменениями с изменениями и дополнениями от: 17 декабря 2020 г).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как средство развития коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранному языку

Инновационные методы обучения иностранному языку в процессе реализация ФГОС...

Фестиваль-конкурс IT-проектов как средство формирования информационно-коммуникационной компетентности студентов и школьников

Выступление на секции "Использование информационно-коммникационных технологий в сфере образования" Пятого Международного IT-Форума 4-5 июня 2013 года....

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ

Роль проектной деятельности в формировании  компетенций студентов...

Статья на тему: "Теневой театр как средство развития творческих способностей детей в системе дополнительного образования".

Всякий театр - тайна, а теневой, самый древний и поэтичный. В этой статье можно узнать об особенностях создания теневого театра для детей в доп. образовании. А также чем полезен теневой театр для ребе...

Математическое моделирование как средство формирования информационной коммуникационной компетентности обучающихся на занятиях по физике.

В статье представлены работы по математическому модельрованию в среде "Живая физика". Разработки способствуют формированию информационно-комуникационной компетенции обучающихся, а также могут быть исп...

Статья на тема «Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста»

Физическая культура играет важную роль в укреплении организма и формировании здоровья дошкольников. Физическое воспитание направлено на формирование двигательных навыков и психофизических качеств, как...