Статья на тему: Индивидуальный проект – как средство развития информационно-коммуникационной компетенции
статья
В соответствии с требованиями ФГОС СОО «Индивидуальный проект» выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._prusova._kalantseva._izhorskiy_kolledzh._1.docx | 35.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Прусова У.А., преподаватель, г. Санкт-Петербург
Каланцева Л.А., преподаватель, г. Санкт-Петербург
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ижорский колледж»
Индивидуальный проект – как средство развития информационно-коммуникационной компетенции
С введением Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО) в старшей школе
в образовательные программы среднего профессионального образования (СПО) в общеобразовательный цикл введен «Индивидуальный проект».
В статье рассматривается опыт внедрения индивидуального проектирования в образовательный процесс по направлению подготовки 43.01.09 «Повар, кондитер».
В соответствии с требованиями ФГОС СОО «Индивидуальный проект» выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
В учебном плане Ижорского колледжа по профессии 43.01.09 Повар кондитер работа над индивидуальным проектом рассчитана на 2 года на первом и втором курсе.
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
- письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.);
- материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
- отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты [1].
Учебно-исследовательская и проектная деятельность в колледже ведется постоянно, но чаще всего это индивидуальные проекты при подготовке к урокам (небольшие мини-проекты), предметным декадам, научно-практическим конференциям разного уровня, при выполнении которой не было необходимости вовлекать одновременно всех обучающихся для достижения, определенных ФГОС СОО, метапредметных результатов:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и
со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий [3].
Индивидуальный проект внедряется в учебный процесс в соответствии с учебным планом и выполняется в зависимости от направления обучения
по различным предметам, разнообразным видам деятельности под руководством преподавателя, который курирует индивидуальное проектирование в группе.
В колледже разработано Положение «Об индивидуальном проекте».
Преподаватель дополнительно может разработать методические рекомендации для выполнения конкретных тем и заданий, где определяются конкретные требования к результатам выполнения проектов, срокам предоставления и вариантам защиты проектов.
Обучающимся предоставляется право выбора темы индивидуального проекта из представленных тем, или они могут предложить свою тематику
с обоснованием целесообразности ее разработки.
Лучшие проекты могут быть представлены на ежегодной общеколледжной научно-практической конференции, на открытых научно-практических конференциях различного уровня; изданы отдельным сборником.
Профессиональная образовательная программа по профессии «Повар, кондитер» на базе основного общего образования должна учитывать требования ФГОС СОО, но в первую очередь должны быть достигнуты результаты, определенные ФГОС СПО по профессии, в котором в требованиях к результатам освоения программы определено освоение общих компетенций, в том числе:
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности [7].
Поэтому в статье предлагается рассмотреть опыт выполнения индивидуальных проектов с целью развития информационно-коммуникационных компетенций профессиональной направленности.
По «теории поколений» считается, что те же, кто родился после 2003 года, относятся к поколению Z. Как раз родившиеся в это время приходят сейчас в колледж для получения профессий, освоения профессиональных образовательных программ.
Исследования показывают, что поколение Z способно обрабатывать больше информации на более высоких скоростях, но сохранять свое внимание долго на чем-либо является для них проблемой, поскольку они, как правило, работают в многозадачном режиме. Они быстро анализируют большие объемы информации, выдают новые оригинальные решения, легко справляется с несколькими задачами одновременно. Социальные сети держат их в курсе тенденций.
Для поколения Z диджитал-технологии являются природными. Они не знают жизни без интернета, смартфона и социальных сетей, они очень хорошо разбираются в гаджетах.
Учебная деятельность по индивидуальному проектированию
с использованием информационных технологий позволит каждому проявить себя индивидуально, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, максимально раскрыть свой творческий потенциал, показать публично достигнутый результат, но предложенные темы и задания проектов должны быть тесно связаны с профессиональной деятельностью.
В современных реалиях профессионального развития специалиста большое значение приобретают умения искать необходимую информацию, анализировать, отбирать и целесообразно пользоваться ею, проводить элементарные исследования, выдвигать гипотезы, делать выводы.
При организации этой деятельности кардинально меняется функция педагога: он перестает быть основным источником информации для учеников и становится организатором их собственно познавательной деятельности [1].
Исходя из вышеизложенных оснований и аргументов, обучающимся по профессии «Повар, кондитер» было предложено групповое выполнение проекта: создание сайта/приложения/облачного хранилища/группы в социальных сетях для обучающихся Ижорского колледжа по направлению подготовки «Поварское и кондитерское дело». Выбор проекта основывался на том, что тема должна представлять интерес для учащегося и иметь непосредственное отношение к выбранной им профессии, должна быть интересна педагогу, должна быть реализуема в имеющихся условиях.
Ребята с интересом приняли эту тему и совместно с преподавателем
разрабатывали темы подкастов для наполнения сайта. Определилась большая группа участников, желающих участвовать в выполнении этого проекта.
После обсуждения в формате мозгового штурма было, ребятами было предложено множество интересующих их тем. Затем из этого множества были определены следующие подкасты (таблица 1).
Таблица 1
№ п/п | Тема подкаста |
Глоссарий профессиональных терминов | |
Библиотека профессиональной литературы | |
Каталог сайтов и приложений профессиональной направленности | |
Новости в гастрономической индустрии | |
Конкурсы поваров | |
Worldskills, компетенции «Поварское дело» и «Кондитерское дело» | |
Гастрономические фестивали | |
Гастрономический туризм | |
Гид Мишлен в России | |
Петербургская кухня | |
Общественное питание в годы Великой Отечественной войны | |
Профессиональные праздники | |
Тематические мероприятия. Сценарии профессиональных мероприятий | |
Предприятия сферы питания Колпинского района. Производственная практика/социальные партнеры-работодатели Колпинского района | |
Повышение квалификации по профессии | |
Атлас национальных блюд | |
Популяризация Русской кухни | |
Импортозамещение в России | |
Тренды 2021 года предприятий ресторанного сервиса | |
Инновационное оборудование | |
QR-КОДЫ. «Описание и эксплуатация оборудования, имеющегося в учебных кухнях Ижорского колледжа» | |
Профессиональная спецодежда и обувь. | |
Профессиональный инвентарь и посуда | |
Нормативно-правовая документация сферы сервиса | |
Санитарные нормы сферы ресторанного сервиса | |
Коллекция видео мастер-классов |
После выбора темы проекта и разработки подкастов проекта для дальнейшей работы обучающимся было необходимо определиться с конкретными заданиями. Работать предложено малыми группами или индивидуально. После выбора направлений за обучающимися были закреплены подкасты и определены объемы наполнения разделов и сроки выполнения заданий.
Этапы работы над проектом. Процедура работы над проектом была разбита на 4 этапа.
1. Подготовительный этап
- выбор темы проекта
2. Планирование
- уточнение темы проекта, её конкретизация;
- определение и анализ проблемы;
- постановка цели и задач проекта;
- определение способа представления результатов (формы проекта);
- поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности;
- определение источников необходимой информации;
- составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ.
3. Основной практический этап
- сбор и изучение информации;
- поэтапное выполнение задач проекта;
- систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы,
- промежуточные отчеты, текущий контроль качества составления проекта;
- внесение (при необходимости) изменений в разработку проекта;
- оформление результатов
4. Заключительный этап
- подготовка презентационных материалов;
- защита/презентация проекта;
- оценка качества выполнения проекта [2].
Ребята с интересом работают каждый по своему направлению, обсуждают полученные результаты. Преподаватель курирует и направляет проектную деятельность обучающихся, помогает в определении целей и задач, контролирует процесс работы над проектом по определенным промежуточным точкам, приводит к результату и защите проекта.
Индивидуальный проект является основным объектом оценки предметных, метапредметных и личностных результатов, сформированных у обучающихся в ходе освоения образовательной программы.
Работа над проектом будет способствовать получению результатов:
- осознанный выбор профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
- сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем [6].
Формирование информационной компетентности представляет собой процесс перехода к такому состоянию, когда обучающийся становится способным находить, понимать, оценивать и применять информацию в различных формах для решения личных, социальных профессиональных проблем. В данном процессе осваиваются умения и навыки наблюдать и делать логические выводы, анализировать ситуацию с разных точек зрения, неуклонно самостоятельно работать над повышением своей информационно-коммуникационной компетенции.
Преподаватель, курирующий проект, формирует информационно-образовательную среду, в которой обучающийся может одновременно реализовывать свой личностный творческий потенциал и профессионально развиваться. Под его управлением проектом обучающиеся приходят к заданному результату.
Как итог готового проекта рассматриваются следующие результаты – освоение общих компетенций ФГОС СПО и метапредметных компетенций ФГОС СОО, обозначенных выше в статье.
Список литературы
- Мандель Б.Р. Основы проектной деятельности: учебное пособие для обучающихся в системе СПО / Б. Р. Мандель. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2018. – 293 с.
- Половкова М.В. Индивидуальный проект. 10-11 класс. Учебное пособие/ М.В. Половкова, А.В. Носов, Т.В. Половкова и др. – М.: Просвещение, 2020. – 160с.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся : практ. пособие для работников общеобразоват. учреждений / И.С. Сергеев. - [2-е изд., испр. и доп.]. - Москва : Аркти, 2020.
- Симоненко В.Д. Технология : базовый уровень. 10-11 классы : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ – М. : Издательский центр «Вентана-Граф», 2019.
- Спиридонова Л.Е. Индивидуальный проект: рабочая тетрадь. 10-11 класс. Учебное пособие/Б.А. Комаров, О.В. Маркова, В.М. Стацунова. – Спб.: КАРО, 2019. – 104с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 с изменениями с изменениями и дополнениями от: 11 декабря 2020 г.)
- Федеральный государственный образовательный стандарт
среднего профессионального образования по профессии 43.01.09 Повар, кондитер (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. N 1569, с изменениями с изменениями и дополнениями от: 17 декабря 2020 г).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов как средство развития коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранному языку
Инновационные методы обучения иностранному языку в процессе реализация ФГОС...
Фестиваль-конкурс IT-проектов как средство формирования информационно-коммуникационной компетентности студентов и школьников
Выступление на секции "Использование информационно-коммникационных технологий в сфере образования" Пятого Международного IT-Форума 4-5 июня 2013 года....
МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ
Роль проектной деятельности в формировании компетенций студентов...
Статья на тему: "Теневой театр как средство развития творческих способностей детей в системе дополнительного образования".
Всякий театр - тайна, а теневой, самый древний и поэтичный. В этой статье можно узнать об особенностях создания теневого театра для детей в доп. образовании. А также чем полезен теневой театр для ребе...
Математическое моделирование как средство формирования информационной коммуникационной компетентности обучающихся на занятиях по физике.
В статье представлены работы по математическому модельрованию в среде "Живая физика". Разработки способствуют формированию информационно-комуникационной компетенции обучающихся, а также могут быть исп...
Статья на тема «Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста»
Физическая культура играет важную роль в укреплении организма и формировании здоровья дошкольников. Физическое воспитание направлено на формирование двигательных навыков и психофизических качеств, как...
Вклад в развитие информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения
Благодарственное письмо...