Применение проблемного обучения в профессиональном образовании.
статья на тему

Ахалыпова Ирина Ивановна

Одной из наиболее часто применяемых технологий в профессиональном образовании является проблемное обучение, которое стимулирует самореализацию учащегося через мыслительную и познавательную деятельность, направленную на решение реальной проблемы в процессе обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение проблемного обучения в профессиональном образовании.

Преподаватель И.И.Ахалыпова.

Инновационные технологии обучения прочно вошли в современную систему профессионального образования.

В инновационной парадигме образования основной миссией признается самореализация личности в рамках субъекта активного творческого, познавательного и деятельного развития .

Одной из наиболее часто применяемых технологий в профессиональном образовании является проблемное обучение, которое стимулирует самореализацию учащегося через мыслительную и познавательную деятельность, направленную на решение реальной проблемы в процессе обучения.

Преподаватель является организатором, направляющим и помощником в исследовании, анализе и реализации достижения цели.

В ходе работы над поиском решения проблемы между преподавателем и учащимся устанавливается демократический стиль общения и доверие.

Компетентность приобретается учащимся в процессе освоения программы посредством продвижения по уровням достижения конкретных микроцелей, складывающихся в общую цель.  

Проблема- центральное звено  вокруг которого формируется активизация процесса обучения при изучении практически каждой темы МДК 02.02. «Внутреннее электроснабжение промышленных и гражданских зданий» ПМ.02 «Организация и выполнение работ по монтажу и наладке электрооборудования промышленных и гражданских зданий» для специальности технического профиля 08.02.09 «Монтаж наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных  и гражданских зданий».

В качестве примера можно рассмотреть проблему энергосбережения  социальная значимость которой ясна каждому человеку.

Формулируется проблема, определяется противоречие между реальной ситуацией и желаемой.

Решение этой проблемы может быть рассмотрено на примере реального цеха промышленного предприятия и ориентировано на формирование как общих, так  и профессиональных компетенций.

Целью проблемного обучения являются:

1.приобретение ЗУН;

2.самостоятельная деятельность;

3.развитие познавательных и творческих способностей.

Учащемуся предлагается найти решение проблемы потерь электроэнергии на предприятии в конкретном цехе с определенным количеством электрооборудования различными способами  и с различных точек зрения, а именно социальной, технической и финансовой.

Определить социальную значимость вопроса, расход и экономию электроэнергии , оценить затраты и экономию в денежном выражении.

Ставятся задачи:

1.определить источники потерь и возможные способы их устранения;

2.рассчитать активную и реактивную мощности  или провести энергоресурсоаудит;

3.рассчитать затраты на электроэнергию в денежном выражении;

4.составить карту потребления электроэнергии согласно расчетам или энергоресурсоаудиту;

5.провести анализ потерь;

6.обобщить полученные сведения и выбрать способ компенсации;

7. выбрать устройство компенсации, используя источники информации, определенные преподавателем (справочную литературу и интернет ресурсы) и используя консультации;

8.расчитать объем компенсации и экономию электроэнергии и денежных средств;

9.оформить отчет о проделанной работе.

Учащийся решает поставленные задачи и делает соответствующие выводы, предлагая решение вопроса экономии электроэнергии и расходов на нее. Решением проблемы является установка компенсационного устройства, выбранного на основании расчетов и энергоаудита. Составляется отчет о проделанной работе с выводами и рекомендациями, которые можно использовать на реальном производстве.

Преимуществом проблемного обучения профессиональным дисциплинам является мотивация, конкретность целей и задач, реальность, наглядность, которые облегчают освоение содержания понятий, представлений и усвоения технических научных знаний и умений.

Эти знания  получены не для воспроизведения, а в процессе реальной деятельности для решения конкретной проблемы в отличие от знаний традиционной формы обучения, которая не является оптимальной особенно для профессионального образования.

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что именно проблемное обучение формирует глубокое понимание, прочность знаний, твердость позиции, развитие, коммуникабельность и самовыражение, что повышает качество образования в условиях ФГОС.

Поэтому  проблемное обучение должно занять основное место в формировании профессиональных компетенций у учащихся при освоении спец.дисциплин.

Преподаватель                                                            Ахалыпова И.И.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

10- Всероссийская интернет – конференция «Поиск эффективных форм и методов обучения в профессиональном образовании».Тема: Современное состояние и особенности развития профессии бухгалтер. Система образования и подготовки профессиональных бухгалтеров в РФ.

Обострившиеся процессы глобализации диктуют переход функционирования российских предприятий по международным правилам. Международные стандарты бухгалтерской отчетности (МСФО) должны быть приближены к ...

статья "РОЛЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ"

Стремительность и неопределенность становятся характерными для всех сторон нашей жизни, проявляется на всех уровнях – глобальном, региональном, социальном, индивидуальном. Эти принципиально новые усло...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК КУРАТОРА УЧЕБНОЙ ГРУППЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Педагогический дневник куратора учебной группы отражает деятельность куратора, способствует накоплению информации об обучающихся среднего профессионального образования, удобен в оформлении....

Профессиональное обучение и профессиональное образование лиц с нарушениями слуха

Профессиональное образование является одним из этапов становления личности, реализации потребностей в интеллектуальном, культурном развитии, социализации выпускников.Лица с нарушениями слуха составляю...

Информационно-коммуникационные технологии и электронное обучение в профессиональном образовании:интерактивная игра викторина

Информационно-коммуникационные технологии и электронное обучение в профессиональном образовании:интерактивная игра викторина...

Информационно-коммуникационные технологии и электронное обучение в профессиональном образовании

Информационно-коммуникационные технологии и электронноеобучение в профессиональном образовании...