Исследовательская работа применение проблемного обучения для формирования профессиональных компетенций
материал

Исследовательская работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_rabota_mastera.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Саратовский техникум отраслевых технологий»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Тема: Применение   приемов и методов проблемного обучения для формирования профессиональных компетенций на уроках учебной практики  студентов СПО

                                                                                     Выполнила:

Зотова Наталья Николаевна,

Мастер профессионального обучения ГАПОУ СО «СТОТ»

г. Саратов-2017 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1.Теоретические аспекты проблемного    подхода в обучении…………5

1.1 Сущность и  основы проблемного обучения………………………………..5

1.2. Структура проблемного обучения…………………………………………..6

1.3. Пути реализации проблемного обучения…………………………………...9

Глава 2. Особенности применения приемов и методов проблемного при подготовке специалистов в системе СПО……………………………………...11

Заключение……………………………………………………………………….15

Литература……………………………………………………………………….16


Введение

Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому, какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в учебное заведение, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Интеллектуальное развитие – важнейшая сторона подготовки подрастающих поколений.

Успех интеллектуального развития достигается главным образом на уроке, когда преподаватель остается один на один со своими воспитанниками. И от его умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, т.е. их интеллектуальное развитие, что убедительно доказывает современная психология и педагогика.

Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей учащихся и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения.

Творческие способности реализуются через мыслительную деятельность. Психологической основой концепции проблемного обучения является теория мышления, как продуктивного процесса. Мышление занимает ведущую роль в интеллектуальном развитии человека.

 

Личная актуальность: выбор темы обусловлен моим интересом к современным технологиям обучения. Особенностью проблемного обучения является творческая атмосфера обсуждения, свобода дискуссии: и преподаватель, и обучаемые должны проявлять положительное отношение к участию в анализе проблемы, в выдвижении и обсуждении гипотез, а также в формировании новых проблем.

Цель работы: изучив источники, привлечь студентов  к активной познавательной деятельности на уроках производственного обучения, формируя у них профессиональные компетенции.

Задачи работы:

1. Изучить литературу, педагогический опыт

2. Выбрать методы проблемного обучения,  для проведения уроков учебной практики, оптимальные для формирования профессиональных компетенций.

 

При работе над темой были изучены следующие материалы:

1.   Баксанский О. Е. Проблемное обучение: обоснование и реализация // Наука и школа. - 2012 г. - 1 - с.19-25.

2.  Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы// Педагогика и психология. 2012 г.,- 4- с. 201

3.  Лернер И. Л. Проблемное обучение.- М., 2011 г.- с.267

4.   Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М., 2012.

5.  http://www.allsoch.ru/ Куликова Л. Г. Проблемный метод обучения в процессе подготовки учащегося.

6.  http://www.eduworld.ru/ Холодная М.А., Каланов А. Н. Проблемные методы обучения.

 

Глава 1. Теоретические аспекты проблемного подхода в обучении

Сущность и основы проблемного обучения

Технология проблемного обучения   является эффективным средством повышения познавательной активности студентов. Данная технология позволяет развить творческие способности, способствует формированию самостоятельного мышления, успешному освоению знаний студентов. Технология проблемного обучения является универсальной, т.е. подходящей для организации учебной деятельности на любом предметном уроке.

Суть технологии проблемного обучения можно выразить словами П.П. Блонского : «Обучать ребенка - значит не давать ему нашей истины, но развивать его собственную истину до нашей, иными словами, не навязывать ему нашего мира, созданного нашей мыслью, но, помогать ему перерабатывать мыслью непосредственно очевидный чувственный мир».

Проблемное обучение – это обучение развивающее, которое способствует развитию творческих способностей студентов.

Важной особенностью проблемного обучения является организация преподавателя самостоятельной познавательной деятельности студента. Познавательная деятельность студента должна сочетаться с готовыми предметными знаниями.

Организация урока с использованием проблемного обучения должна базироваться на знании закономерностей развития мышления студента и педагогических средств.

Проблемное обучение отличается от традиционного, прежде всего целеполаганием (постановкой цели) и организацией процесса усвоения знаний. Урок с применением проблемного обучения организуется таким образом, что студентам даётся возможность искать пути решения поставленной проблемы.

Познавательная деятельность в условиях проблемной ситуации выстроена в следующую цепочку: проблемная ситуация → проблема → поиск способов ее решения → решение проблемы.

Нужно знать, что проблема и проблемная ситуация – разные понятия. Проблема содержит проблемную ситуацию. Проблемная ситуация - осознанное затруднение, путь преодоления которого следует искать.

Среди достоинств проблемного метода обучения следует отметить формирование личностной мотивации ученика, развитие мыслительной способности, познавательной активности, формирование диалектического мышления.

Проблемное обучение связано с определенными трудностями. Оно, прежде всего, требует дифференцированного подхода. Необходимо уметь подвести студента к противоречию, а студент сам должен найти способ решения. Умение учителя, прежде всего, заключается в умении создать проблемную ситуацию. В качестве заданий при организации проблемного обучения можно предложить обучающимся провести сравнение, сделать выводы из проблемной ситуации, сформулировать вопросы, сопоставить факты.

1.2. Структура проблемного обучения

Традиционный и проблемный урок имеют общую цель – получение знаний учащимися. Однако проблемный урок отличается от традиционного, прежде всего, этапами введения и воспроизведения знаний. Центральным звеном проблемного урока является проблемная ситуация, которую студенты разрешают в процессе учебной деятельности под руководством преподавателя. Результатом этой деятельности становятся приобретенные знания. Одновременно на таком уроке студенты  осваивают способы решения проблемных ситуаций. Преподавателю  при создании проблемных ситуаций следует учесть степень готовности студентов к принятию решения, например, умение задавать вопросы и участвовать в диалоге, выдвигать гипотезы, умение использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию. Как правило, студенты  имеют представления о некоторых этапах решения проблемных ситуаций. Например, с умением выдвигать гипотезы, учащиеся знакомятся на уроках теоретического обучения.  

При создании проблемных ситуаций также следует учитывать уровень знаний студентов, психологические особенности и интеллектуальные возможности. В противном случае, студенты могут потерять интерес к решению проблемы, т.к. она окажется им не по силам.

Проблемный урок имеет следующую структуру:

I. Постановка учебной проблемы

II. Постановка учебной задачи

III. Поиск решения

IV. Выражение решения

V. Реализация продукта

Существуют ещё похожие структуры проблемного урока, предложенные методистами и учителями-практиками, но во всех структурах проблемного урока присутствует поиск и решение проблемы.

Кратко охарактеризуем этапы проблемного урока.

На этапе создания учебной проблемы у учащихся возникает вопрос: «Почему не получается?». При постановке учебной задачи формулируется тема урока и его задачи.

Как создать учебную проблему на уроке? Это возможно или с помощью создания проблемной ситуации или мотивирующих приемов.

На этапе поиска учебной проблемы применяются методы проблемного изложения, эвристический, исследовательский.

Эвристическую беседу можно охарактеризовать как вопросно-ответный метод. Преподаватель задаёт логически связанные вопросы, а студенты – отвечают.

Результатом эвристической беседы является решение проблемы. Вопросы, которые задаёт преподаватель в ходе беседы, являются этапами решения проблемы.

Поэтому новый вопрос в процессе эвристической беседы формулируется после решения предыдущего вопроса, т.е. вытекает из ответа на предыдущий вопрос. Каждый решённый вопрос в процессе беседы – часть решения общей проблемы. Таким образом, структурными элементами эвристической беседы являются вопросы и ответы. Вопросы беседы актуализируют знания учащихся, чтобы найти ответ, они должны опираться на полученные ранее знания. Ответ студента в эвристической беседе рассматривается как его личный опыт, поскольку он не знал готовый ответ и не видел его в учебной литературе или не слышал от преподавателя.

При использовании проблемного метода изложения учитель показывает пути, образец решения проблемы, раскрывает логику решения, как можно действовать, чтобы решить проблему. Данный метод исключает готовое изложение научных знаний.

Использование исследовательского метода требует достаточной теоретической базы знаний учащихся. Этот метод характеризуется высоким уровнем познавательной активности учеников. Данный метод отлично подходит для лабораторных и практических уроков среднего и старшего звена. Применение исследовательского метода в обучении относят к дидактике «переоткрытия», т.е. открытия учениками знаний, которые уже в науке известны. Этим отличается учебное исследование школьников от исследования научного.

Этап проблемного урока «Поиск решения» направлен на открытие учениками нового знания. Эти знания можно получить через гипотезы. Сначала гипотеза, т.е. предположение, выдвигается, а потом проверяется. Выдвигаются доводы в пользу или, наоборот, в опровержение гипотезы. На этом этапе урока лучше использовать побуждающий диалог.

Учитель побуждает учеников к выдвижению гипотезы с помощью интересных фактов или наводящих вопросов.

1.3. Пути реализации проблемного обучения

Решение любой проблемы начинается с ее правильной и четкой формулировки. Процесс формулировки означает, что учащийся уже понимает возникшую перед ним задачу и в известной мере видит, «нащупывает» пути ее решения, то есть, составляет план решения, затем осуществляет план и «оглядывается назад» (изучение полученного решения).

  Существует три вида решения проблемы в зависимости от наличия у решающего определенного опыта в отношении данного класса проблемных задач.

  Первый вид решения. Сюда относится случаи решения таких задач, относительно которых у решающего нет никакого прежнего опыта. В этих случаях субъект идет путем проб и ошибок до тех пор, пока одна из проб более или менее случайно не приведет к решению проблемы.

  Второй вид решения. Сюда относятся ситуации, относительно которых у человека имеются некоторые формулы, схемы и другие виды опыта. Решение происходит здесь в форме узнавания в предложенной ситуации одной из имеющихся схем.

  Третий вид решения проблем заключается в том, что у человека имеется некоторый опыт, но опыт этот во всей его совокупности не позволяет человеку решить данную проблему. Решение здесь состоит в том, что создаются на основе анализа условий задачи специально для данного случая новая, не имевшаяся ранее схема действий.

  При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, давая в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факты и организует их учебно-познавательную деятельность. На основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формулируют (с помощью преподавателя) определение понятий, правила, теоремы, законы, или самостоятельно применяют известные знания в навой ситуации (изобретают, конструируют и др.).

  При проблемном обучении преподаватель систематически организует самостоятельные работы учащихся по усвоению новых знаний, умений, повторению закрепленного и отработке навыков. Учащиеся сами добывают новые знания, у них вырабатываются навыки умственных операций и действий, развиваются внимание, творческое воображение, догадка, формируется способность открывать новые знания и находить новые способы действия путем выдвижения гипотез и их обоснования.

Проблемное преподавание и проблемное обучение требуют специальной методической подготовки как преподавателей, так и обучаемых.

Особенностью проблемного обучения является творческая атмосфера обсуждения, свобода дискуссии: и преподаватель, и обучаемые должны проявлять положительное отношение к участию в анализе проблемы, в выдвижении и обсуждении гипотез, а также в формировании новых проблем.

Учебно-проблемный способ имеет три разновидности и зависимости от того, какая проблемная ситуация создается поставленной задачей:

а) исследовательская;

б) познавательная;

в) учебная.

Таким образом, в зависимости от характера проблемных ситуаций преподаватель может использовать ту или иную разновидность учебно-проблемного способа решения задач.

Деятельность преподавателя при проблемном обучении включает:

1. Нахождение проблемы и создание проблемной ситуации.

2. Знание или нахождение наиболее эффективного способа ее решения.

3. Руководство этапом определения проблемы.

4. Оказание помощи обучаемым в анализе условий и выборе плана решения задачи.

5. Уточнение формулировки проблемы.

6. Оказание помощи в нахождении способов самоконтроля обучаемым.

7. Разбор допущенных отдельными обучаемыми ошибок и определение их возможного влияния на решение задачи.

8. Организация коллективного обсуждения решенной проблемы с учетом возможных путей ее реализации на практике коллектива в целом.

Для выбора наиболее эффективных методов и форм работы преподавателю необходимо систематизировать, обобщать и использовать педагогический опыт своих коллег. Именно изучение чужого опыта и сопоставление его со своим является движущей силой профессионального развития как отдельного преподавателя, так и педагогического коллектива.

Глава 2. Особенности применения приемов и методов проблемного обучения  при подготовке специалистов в системе СПО

Задачей мастера на уроках производственного обучения является формирование у студентов профессиональных и общих  компетенций – одного из основных приоритетов в современном среднем  профессиональном образовании. В связи с этим широкую актуальность приобрели новые педагогические технологии, ориентированные на создание таких условий, которые дают каждому студенту думать, открывать, размышлять, сомневаться, спорить и приходить к определенному выводу. В этом помогает применение технологии проблемного обучения на уроках производственного обучения. Проблемное обучение создает условия для формирования положительной мотивации учения и глубокого усвоения знаний. Как вызвать у студентов положительное отношение к обучению и помочь им превратить знания в умения? Как обучить всех: и тех, кто учится с интересом,  и тех у кого его нет? Эти вопросы мастеру производственного обучения приходится решать каждый раз при подготовке урока учебной практики. Увлечь, заинтересовать студентов помогает технология проблемного обучения. Для этого мастеру необходимо владеть:

- поисковыми методами обучения;

- знание фактического материала;

- технологией постановки вопросов;

Цель – создание необходимых условий,  как для формирования профессиональных компетенций обучающихся, так и для повышения уровня усвоения им учебного материала посредством технологии проблемного обучения

На примере урока производственного обучения (фрагмент)

ПМ.01. Подготовительно-сварочные работы

Раздел 1. ПМ.01 . Выполнение работ по подготовке металла к сварке

Тема урока: «Подготовка газосварочной аппаратуры к резке металла».

Цель урока:

обучающая: закрепить знания по междисциплинарному курсу, сформировать профессиональные компетенции при работе с газосварочным оборудованием, отработка последовательности при  подготовке газовых баллонов, регулирующей и коммуникационной аппаратуры для резки к работе, с соблюдением требований правил ТБ.

с целью достижения лучших результатов, уметь применять полученные знания на практике.

воспитательная: формировать культуру отношений в процессе учебного труда, умение работать в звене, воспитание бережливости и аккуратности при выполнении работ.

Связь с МДК: МДК 01. 01. Подготовка металла к сварке

Тип урока: Практическое занятие учебной практики.

Вид урока: Урок – практикум (самостоятельная работа обучающихся).

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение урока:

оборудование и аппаратура: баллоны, ацетиленовый генератор, редуктор, шланги, резаки.

инструмент: баллонный ключ, набор гаечных ключей, пасатижы.

дидактические средства обучения: рабочие тетради; технологические карты; критерии оценивания; алгоритм действий; экранные пособия (мультипроектор, слайды).

Место проведения: газопламенная мастерская

Прогнозируемый результат:

Овладение профессиональными компетенциями:

ПК .2. Подготавливать газовые баллоны, регулирующую и коммуникационную аппаратуру для сварки и резки.

1.1 Мастер п/о готовится  к формулированию и решению проблемы.

Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению результатов.

Студенты отвечают на вопросы во время интерактивной беседы:

1.Что такое газосварочный пост?

2. Назовите преимущества использования газовых баллонов  перед ацетиленовыми  генераторами?

3. Какие отличия газовых редукторов вы знаете?

4. Преимущества работы на ацетилено-кислородном резаке?

Действия мастера для создания условий достижения запланированных результатов.

1.Подготовить вопросы для организации проблемной беседы

2.Подготовить слайды презентации

3. Подвести студентов  к осознанию трудности подготовки газосварочной аппаратуры к резке металла, - формулировке проблемы,  нахождению способов решения проблемы неисправностей регулирующей аппаратуры,

4. Сформулировать тему и задачи урока.

Действия обучающихся для достижения запланированных результатов

Обучающиеся учувствуют в интерактивной беседе

Выдвигают гипотезы по проблеме и способов ее решения.

2.2. Теоретическое решение проблемы с использованием презентации и натуральных образцов

Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению результатов.

Студенты отвечают  на вопросы:

1. Какие виды резаков вы знаете?

2. Почему чаще всего из ацетиленовых генераторов применяютгенератор  типа АСП-1,25?

3.Как вы считаете, почему ацетиленокислородная резка является лучшим способом при резке толстолистовых металлов?

4. Можно ли заменить кислородный шланг  ацетиленовым?

5. Каким приспособлением присоединяется редуктор к баллону?

6. Под каким максимальным давлением в баллоне хранится газообразный кислород?

Действия мастера для создания условий достижения запланированных результатов.

1.Подготовить презентацию, наглядные пособия

2.Выбор задания

3. Составить алгоритм задания

4. Подготовить сварочное оборудование и материалы для резки.

5. Разработать инструкционную карту последовательности операций

5. Организовать обсуждение выполнения задания, сделав акцент на свойства применяемых газов и опасность работы.

Применение на данном уроке  производственного обучения технологии проблемного обучения способствует формированию ПК.2. Подготавливать газовые баллоны, регулирующую и коммуникационную аппаратуру для сварки и резки.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что применение технологии проблемного обучения на уроках производственного обучения позволяет развивать у студентов  творческое мышление, формированию профессиональных и общих компетенций студентов.

Заключение

В своей работе я выполнила поставленные цели, а именно рассмотрела проблему  «проблемного обучения»  студентов, а также какие методы активного обучения необходимо применять мастеру п/о  в своей деятельности.

На мой взгляд, характерной особенностью совершенствования форм обучения является стремление мастера п/о к применению разнообразных приемов и методов при проведении вводного инструктажа на уроках производственного обучения в общей системе изучения определенного раздела или темы. Причем у наиболее опытных мастеров п/о больше возможностей, т.к. у них складывается свой методический почерк, который позволяет им максимально раскрыть сильные стороны своего мастерства и за счет разнообразия форм активизировать познавательную деятельность учащихся.

Таким образом, правильный выбор места и времени применения того или иного метода активного обучения позволяет достигнуть совокупного обучающего эффекта, чего, разумеется, нельзя получить при использовании простых методов обучения.

 

 

 

Литература

 

1.   Баксанский О. Е. Проблемное обучение: обоснование и реализация // Наука и школа. - 2012 г. - 1 - с.19-25.

2.  Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы// Педагогика и психология. 2012 г.,- 4- с. 201

3.  Лернер И. Л. Проблемное обучение.- М., 2011 г.- с.267

4.   Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М., 2012.

5.  http://www.allsoch.ru/ Куликова Л. Г. Проблемный метод обучения в процессе подготовки учащегося.

6.  http://www.eduworld.ru/ Холодная М.А., Каланов А. Н. Проблемные методы обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль производственного обучения при формировании профессиональных компетенций обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье расматриваются основные проблемы, методы профессионального обучения инвалидов....

доклад на тему"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ"

Перед  профессиональным  образованием  стоят  сложные  задачи - не  только  подготовка   грамотного  специалиста,  но  и  формирование...

Значимость практического обучения в формировании профессиональных компетенций у студентов, обучающихся по специальности «Фармация»

Показателем уровня квалификации любого специалиста являются профессионализм и компетентность. Профессиональная успешность и конкурентоспособность на рынке фармацевтических кадров – это критерий ...