10- Всероссийская интернет – конференция «Поиск эффективных форм и методов обучения в профессиональном образовании».Тема: Современное состояние и особенности развития профессии бухгалтер. Система образования и подготовки профессиональных бухгалтеров в РФ.
статья на тему

Калицева Заира Аврамовна

Обострившиеся процессы глобализации диктуют переход функционирования российских предприятий по международным правилам. Международные стандарты бухгалтерской отчетности (МСФО) должны быть приближены к реалиям российской экономики. Основную роль в обеспечении процесса функционирования российских предприятий и организаций по международным стандартам играет такой специалист профессионал как бухгалтер, к которому предъявляется ряд требований.

Скачать:


Предварительный просмотр:

10- Всероссийская интернет – конференция «Поиск эффективных форм и методов обучения в профессиональном образовании»

Направление: Состояние и перспективы профессионального образования в России

Тема: Современное состояние и особенности развития профессии бухгалтер. Система образования и подготовки профессиональных бухгалтеров в РФ.

Калицева З.А.,преподаватель экономических  дисциплин

ГБОУ СПО «Владикавказский торгово -экономический  техникум»

Обострившиеся процессы глобализации диктуют переход функционирования российских предприятий по международным правилам. Международные стандарты бухгалтерской отчетности (МСФО) должны быть приближены к реалиям российской экономики. Основную роль в обеспечении процесса функционирования российских предприятий и организаций по международным стандартам играет такой специалист профессионал как бухгалтер, к которому предъявляется ряд требований.

Международной федерацией бухгалтеров (МФБ), стандартами МСФО,  Институтом профессиональных бухгалтеров  (ИПБ), финансовым факультетом академии при Правительстве РФ сформированы основные требования к профессии бухгалтер. Данные учебные заведения выпускают профессиональных бухгалтеров с высшим образованием. На уровне среднего профессионального образования специалистов со знанием МСФО не выпускают. В ФГОС и в учебных планах специальности  «Бухгалтерский учет», данное понятие и дисциплины связанные с МСФО отсутствуют. Следует отметить, что со стороны потенциальных компаний-работодателей спрос на бухгалтеров специалистов со знанием МСФО возрастает с каждым годом. МСФО устанавливает следующие требования к профессиональному уровню бухгалтеров:

  1. IES (МСО) 6 устанавливает требования по окончательной оценке профессиональных способностей и компетентности кандидата перед признанием его квалификационного уровня
  2. IES (МСО) 7 «Постоянное профессиональное развитие: программа обучения на протяжении всей жизни и постоянное развитие  профессиональной компетентности» требует, чтобы организации - члены международной федерации бухгалтеров (МФБ).

Кроме того, следует отметить,  государство стало также проявлять интерес к профессиональному уровню бухгалтеров в РФ. Так был утвержден Профессиональный стандарт «Бухгалтер» (Приказ Минтруда России от 22.12.2014 N 1061н «Об утверждении профессионального стандарта «Бухгалтер»), который  отражает единый подход к уровням квалификации работников, его трудовым функциям и действиям, необходимым умениям и знаниям, требованиям к образованию и обучению и  к опыту практической работы. Стандартом установлены такие требования: среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена;  дополнительное профессиональное образование по специальным программам.  В число трудовых функций в соответствии со Стандартом бухгалтера включены:

  • принятие к учету первичных учетных документов о фактах хозяйственной жизни экономического субъекта;
  • денежное измерение объектов бухгалтерского учета и текущая группировка фактов хозяйственной жизни;
  • итоговое обобщение фактов хозяйственной жизни;
  • составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • составление консолидированной финансовой отчетности;
  • внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • ведение налогового учета и составление налоговой отчетности, налоговое планирование;
  • проведение финансового анализа, бюджетирование и управление денежными потоками.

При определении содержания процесса подготовки и повышения квалификации кадров в рассматриваемой области должно быть обращено особое внимание на необходимость:

  • глубокого освоения лежащих в основе МСФО концепций полезности и существенности информации, приоритета экономического содержания перед юридической формой, сохранения капитала, ценности денег и др.;
  • формирования навыков активного использования информации, накапливаемой в бухгалтерском учете, доя управления хозяйствующим субъектом и эффективного корпоративного управления;
  • выработки навыков применения таких способов обработки информации как дисконтирование, вероятностные расчеты, математическая статистика и т.п.;
  • формирования нового подхода к применению стандартов и иных нормативных правовых актов в сфере бухгалтерского учета и отчетности. Такой подход заключается в самостоятельной постановке бухгалтерского учета и отчетности путем реализации принципов и требований, устанавливаемых стандартами и иными нормативными правовыми актами;
  • приобретения навыков профессионального суждения при квалификации, стоимостном измерении и оценке значимости (существенности) фактов хозяйственной жизни для целей бухгалтерского учета, отчетности и аудита;
  • обучения использованию финансовых показателей, сформированных по МСФО, в системе национальных счетов;
  • глубокого понимания норм профессиональной этики и следования им.

Основными направлениями совершенствования системы подготовки и повышения квалификации кадров профессии бухгалтер являются:

  • переориентация учебных программ средних специальных и высших учебных заведений, а также программ подготовки профессиональных бухгалтеров и аудиторов на углубленное изучение МСФО и формирование навыков применения их на практике;
  • мониторинг качества учебных программ средних специальных и высших учебных заведений, а также программ подготовки профессиональных бухгалтеров и аудиторов;
  • разработка программ обучения руководителей и другого управленческого персонала хозяйствующих субъектов основам бухгалтерского учета и экономического анализа бухгалтерской отчетности, в том числе консолидированной финансовой отчетности;
  • обеспечение соответствия учебных программ подготовки профессиональных бухгалтеров и аудиторов соответствующим международным программам (с учетом законодательства и традиций бухгалтерского образования в Российской Федерации);
  • разработка российских стандартов образования и аттестации профессиональных бухгалтеров и аудиторов на основе стандартов Международной федерации бухгалтеров;
  • обновление и разработка нового учебно-методического обеспечения образовательного процесса для различных категорий обучающихся ведению бухгалтерского учета и отчетности.

Специальность бухгалтера, как профессионала в области МСФО, с высшим образованием,  приобретает общественную значимость и признание. После проведения работы по реализации Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации бухгалтерская профессия по праву может называться престижной. Необходимо также прописать на законодательном уровне в ФГОС и учебных планах специальности «Бухгалтер» обязательное наличие дисциплин МСФО, не только высшего профессионального, но и среднего профессионального образования.

Список литературы:

  1. Положение о признании МСФО и их разъяснений для применения на территории Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 25.02.2011 № 107
  2. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 04.11.2014)
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности среднего профессионального образования 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (углубленная подготовка), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 апреля 2010 г. N 282




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование профессиональных компетенций будущих специалистов общественного питания с помощью активных формых и методов обучения

Будущие специалисты общественного питания должны закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения, должны владеть теоретическими знаниями и профессиональными компетенциями....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ "ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ  ПРОГРАММА  позволяет организовать работу по повышеню уровня профессиональной подготовки воспитателей в области применения современных образовательных те...

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

Сегодня преподаватель, работающий в сфере  среднего профессионального образования, поставлен перед задачей: подготовить современного специалиста, способного конкурировать на рынке труда. По...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01. Дошкольное образование

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01. Дошкольное образование

Рабочая программа учебной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СП...

ПРИМЕНЕНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

Актуальность данной темы не вызывает сомнений. Математика одна из дисциплин, которая способствует формированию профессиональных знаний и умений, имеет большие возможности для формирования ключевых ком...