статья "РОЛЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ"
статья на тему

Шамрина Ирина Васильевна

Стремительность и неопределенность становятся характерными для всех сторон нашей жизни, проявляется на всех уровнях – глобальном, региональном, социальном, индивидуальном. Эти принципиально новые условия выдвигают новые требования к подготовке специалиста на всех уровнях профессионального образования. Образование сегодня должно соответствовать требованиям международного стандарта качества, удовлетворять запросам всех потребителей образовательных услуг – личности, общества, государства, производства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОЛЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Шамрина И.В.

ГБПОУ ВО «Лискинский аграрно-технологический техникум»

г. Лиски, Воронежская обл.

Лискинский аграрно-технологический техникум» в настоящее время готовит специалистов аграрного профиля по специальностям – ветеринария, агрономия, зоотехния, экономика и бухгалтерский учет, механизация сельского хозяйства.

Как самостоятельное учебное заведение существует с 2012 году. Хотя техникум и молодой, но уже зарекомендовал себя с положительной стороны и выпускает специалистов, востребованных на сельскохозяйственных предприятиях.

Учебное заведение по праву гордится своими выпускниками, нареканий, на качество которых никогда не поступало.

Такие успехи стали возможны потому, что учебное заведение располагает богатой учебно-производственной базой, умело используя которую педагогический коллектив успешно готовит специалистов агропромышленного профиля.

Стремительность и неопределенность становятся характерными для всех сторон нашей жизни, проявляется на всех уровнях – глобальном, региональном, социальном, индивидуальном. Эти принципиально новые условия выдвигают новые требования к подготовке специалиста на всех уровнях профессионального образования [1].

Образование сегодня должно соответствовать требованиям международного стандарта качества, удовлетворять запросам всех потребителей образовательных услуг – личности, общества, государства, производства [3].

Опросы работодателей показывают, что из профессиональных качеств выпускников средних специальных учебных заведений они ценят, прежде всего:

•        качество полученного ими образования (уровень профессиональных знаний и умений);

•        наличие опыта практической работы, повышающего уровень их профессиональных знаний и умений;

•        способность к восполнению и применению своих знаний, в том числе в смежных и других областях, что выражается в способности к самообразованию, в общей эрудиции, в разносторонности и широте знаний, в наличии дополнительной профессиональной подготовки.

Современный специалист – это человек, обладающий активностью предпринимателя, мудростью педагога, ответственностью врача, пытливостью исследователя, логикой юриста.

Чтобы подготовить специалиста с высоким уровнем интеллекта и всесторонне гармонически развитую личность оказывается нужно не так уж много, а проще говоря, надо выполнить 3 простых условия:

•        иметь конкурентоспособных педагогов;

•        иметь соответствующую требованиям материально-техническую базу;

•        иметь профессионально ориентированных абитуриентов с высоким уровнем школьной подготовки.

Построение учебного процесса по подготовке специалиста определенного профиля в нашем учебном заведении строится с построения модели специалиста, составления квалификационной характеристики данной профессии, отражающей место работы, занимаемые должности, какими знаниями и умениями должен владеть специалист [2].

В соответствии с требованиями ФГОС и квалификационной характеристикой составляется набор дисциплин и профессиональных модулей, включающих междисциплинарные курсы, учебного плана.

Наряду с компетентными составителями учебного плана непосредственное участие в составление принимают работодатели, т.е. заказчики. Именно их требования и предложения учитываются при составлении планов. И именно работодатели заинтересованы в высоком качестве подготовки специалистов. В этом плане заключаются прямые договора между учебным заведением и предприятиями на подготовку специалистов.

Конкурентоспособность специалиста определяется не только уровнем его знаний и умений. Работодатели больше обращают внимание на мотивационную устойчивость выпускника, эмоциональную устойчивость, толерантность, инициативность, коммуникабельность. Помимо этого важен на рынке труда и опыт.

Накопление опыта начинается и реализуется в учебном процессе.

С этой целью в техникуме большое внимания уделяется практическому обучению, используя инновационные формы и методы обучения: деловые игры, конкурсы, обсуждение ситуаций, внедрение информационных технологий при проведения практических занятий, проведение практических занятий на рабочих местах, выполнение практических заданий в процессе производственной практики, проведение квалификационных практик на лучших предприятиях и учреждениях, передовых хозяйствах разных форм собственности и другие.

В процессе осуществления практики решаются следующие задачи:

  1. Овладение студентами общими и профессиональными компетенциями, позволяющими решать задачи организации работы ветеринарного фельдшера
  2. Становление целостных представлений студента о своеобразии работы ветеринарного специалиста на сельскохозяйственных предприятиях.
  3. Развитие умений осуществлять анализ результатов деятельности в условиях учебной и производственной (по профилю специальности)  практики.

Практика по профилю специальности организуется непосредственно в ветеринарных учреждениях государственной ветеринарной службы; в хозяйствах с различной формой собственности (ООО, ЗАО, ОАО, ЧП, СПК); в фермерских и крестьянских хозяйствах и др.  с целью ознакомления студентов с передовыми технологиями производства, с организацией ветеринарного обслуживания сельскохозяйственных, домашних животных, птиц, пчёл и приобретение практических навыков по рабочей профессии.

Основной базой учебной и производственной практики для студентов, обучающихся по специальности Ветеринария в техникуме, является ООО «ЭкоНиваАгро». Это крупнейший многопрофильный сельскохозяйственный холдинг, ветеринарные специалисты которого являются руководителями производственной практики студентов.

Также студенты приобретают практический опыт на базах практик: ОАО «Мак», ЗАО «9-я Пятилетка», СПК «Лискинский», ОАО «Лиско Бройлер».

По окончании прохождения производственной практики студенты оформляют отчеты, которые содержат отзывы руководителей практики от предприятия, аттестационные листы. По итогам практики организуется научно-практическая конференция «Практика-опыт-проблемы», на которой студенты делятся своими впечатлениями о практике, рассказывают, какой практический опыт приобрели, демонстрируя презентации, фото и видеоматериалы.

Успешной подготовке специалистов способствует и собственная учебно-производственная база, которую мы по возможности укрепляем и совершенствуем в духе требований времени.

С целью овладения профессиональной деятельностью и профессиональными компетенциями студент в ходе практики формирует практический опыт и профессиональные умения.

        Практический опыт состоит:

- в участии в выполнении зоогигиенических, профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий;

- проведении диагностического исследования, диспансеризации, профилактических мероприятий;

- выполнении лечебно-диагностических мероприятий в различных условиях;

- ведении ветеринарной документации;

- предубойного осмотра животных;

- участия в различных видах экспертиз сельскохозяйственной продукции и сырья животного происхождения;

- проведении информационно-просветительских бесед с населением;

- подготовке информационных материалов ветеринарной тематики;

- участии в планировании и анализе показателей деятельности структурного подразделения организации отрасли, малого предприятия;

- участии в управлении первичным трудовым коллективом;

- принятии управленческих решений.

Приобретенные практические умения студенты продемонстрировали на отборочном соревновании чемпионата WorldSkills Russia по компетенции Ветеринария, проходящем на базе государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Московской области «Всероссийский аграрный колледж заочного образования»  в котором приняли участие студенты 3-4 курса нашего техникума. По результатам соревнований Вешкурцева А. и Просветов Р. заняли 3 и 2 место соответственно и прошли во Всероссийский этап чемпионата, что говорит о высокой практической подготовке, которую получают студенты в Лискинском аграрно-технологическом техникуме.

Список литературы

  1. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: учебник для студентов высших учебных заведений: в 2 т. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
  2. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технология обучения в средних специальных учебных заведениях: Учебное пособие для преп. УСПО. – М.: Мастерство, 2001. – 272 с.
  3. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. –  М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 288 с.



Предварительный просмотр:

РОЛЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Шамрина И.В.

ГБПОУ ВО «Лискинский аграрно-технологический техникум»

г. Лиски, Воронежская обл.

Лискинский аграрно-технологический техникум» в настоящее время готовит специалистов аграрного профиля по специальностям – ветеринария, агрономия, зоотехния, экономика и бухгалтерский учет, механизация сельского хозяйства.

Как самостоятельное учебное заведение существует с 2012 году. Хотя техникум и молодой, но уже зарекомендовал себя с положительной стороны и выпускает специалистов, востребованных на сельскохозяйственных предприятиях.

Учебное заведение по праву гордится своими выпускниками, нареканий, на качество которых никогда не поступало.

Такие успехи стали возможны потому, что учебное заведение располагает богатой учебно-производственной базой, умело используя которую педагогический коллектив успешно готовит специалистов агропромышленного профиля.

Стремительность и неопределенность становятся характерными для всех сторон нашей жизни, проявляется на всех уровнях – глобальном, региональном, социальном, индивидуальном. Эти принципиально новые условия выдвигают новые требования к подготовке специалиста на всех уровнях профессионального образования [1].

Образование сегодня должно соответствовать требованиям международного стандарта качества, удовлетворять запросам всех потребителей образовательных услуг – личности, общества, государства, производства [3].

Опросы работодателей показывают, что из профессиональных качеств выпускников средних специальных учебных заведений они ценят, прежде всего:

•        качество полученного ими образования (уровень профессиональных знаний и умений);

•        наличие опыта практической работы, повышающего уровень их профессиональных знаний и умений;

•        способность к восполнению и применению своих знаний, в том числе в смежных и других областях, что выражается в способности к самообразованию, в общей эрудиции, в разносторонности и широте знаний, в наличии дополнительной профессиональной подготовки.

Современный специалист – это человек, обладающий активностью предпринимателя, мудростью педагога, ответственностью врача, пытливостью исследователя, логикой юриста.

Чтобы подготовить специалиста с высоким уровнем интеллекта и всесторонне гармонически развитую личность оказывается нужно не так уж много, а проще говоря, надо выполнить 3 простых условия:

•        иметь конкурентоспособных педагогов;

•        иметь соответствующую требованиям материально-техническую базу;

•        иметь профессионально ориентированных абитуриентов с высоким уровнем школьной подготовки.

Построение учебного процесса по подготовке специалиста определенного профиля в нашем учебном заведении строится с построения модели специалиста, составления квалификационной характеристики данной профессии, отражающей место работы, занимаемые должности, какими знаниями и умениями должен владеть специалист [2].

В соответствии с требованиями ФГОС и квалификационной характеристикой составляется набор дисциплин и профессиональных модулей, включающих междисциплинарные курсы, учебного плана.

Наряду с компетентными составителями учебного плана непосредственное участие в составление принимают работодатели, т.е. заказчики. Именно их требования и предложения учитываются при составлении планов. И именно работодатели заинтересованы в высоком качестве подготовки специалистов. В этом плане заключаются прямые договора между учебным заведением и предприятиями на подготовку специалистов.

Конкурентоспособность специалиста определяется не только уровнем его знаний и умений. Работодатели больше обращают внимание на мотивационную устойчивость выпускника, эмоциональную устойчивость, толерантность, инициативность, коммуникабельность. Помимо этого важен на рынке труда и опыт.

Накопление опыта начинается и реализуется в учебном процессе.

С этой целью в техникуме большое внимания уделяется практическому обучению, используя инновационные формы и методы обучения: деловые игры, конкурсы, обсуждение ситуаций, внедрение информационных технологий при проведения практических занятий, проведение практических занятий на рабочих местах, выполнение практических заданий в процессе производственной практики, проведение квалификационных практик на лучших предприятиях и учреждениях, передовых хозяйствах разных форм собственности и другие.

В процессе осуществления практики решаются следующие задачи:

  1. Овладение студентами общими и профессиональными компетенциями, позволяющими решать задачи организации работы ветеринарного фельдшера
  2. Становление целостных представлений студента о своеобразии работы ветеринарного специалиста на сельскохозяйственных предприятиях.
  3. Развитие умений осуществлять анализ результатов деятельности в условиях учебной и производственной (по профилю специальности)  практики.

Практика по профилю специальности организуется непосредственно в ветеринарных учреждениях государственной ветеринарной службы; в хозяйствах с различной формой собственности (ООО, ЗАО, ОАО, ЧП, СПК); в фермерских и крестьянских хозяйствах и др.  с целью ознакомления студентов с передовыми технологиями производства, с организацией ветеринарного обслуживания сельскохозяйственных, домашних животных, птиц, пчёл и приобретение практических навыков по рабочей профессии.

Основной базой учебной и производственной практики для студентов, обучающихся по специальности Ветеринария в техникуме, является ООО «ЭкоНиваАгро». Это крупнейший многопрофильный сельскохозяйственный холдинг, ветеринарные специалисты которого являются руководителями производственной практики студентов.

Также студенты приобретают практический опыт на базах практик: ОАО «Мак», ЗАО «9-я Пятилетка», СПК «Лискинский», ОАО «Лиско Бройлер».

По окончании прохождения производственной практики студенты оформляют отчеты, которые содержат отзывы руководителей практики от предприятия, аттестационные листы. По итогам практики организуется научно-практическая конференция «Практика-опыт-проблемы», на которой студенты делятся своими впечатлениями о практике, рассказывают, какой практический опыт приобрели, демонстрируя презентации, фото и видеоматериалы.

Успешной подготовке специалистов способствует и собственная учебно-производственная база, которую мы по возможности укрепляем и совершенствуем в духе требований времени.

С целью овладения профессиональной деятельностью и профессиональными компетенциями студент в ходе практики формирует практический опыт и профессиональные умения.

        Практический опыт состоит:

- в участии в выполнении зоогигиенических, профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий;

- проведении диагностического исследования, диспансеризации, профилактических мероприятий;

- выполнении лечебно-диагностических мероприятий в различных условиях;

- ведении ветеринарной документации;

- предубойного осмотра животных;

- участия в различных видах экспертиз сельскохозяйственной продукции и сырья животного происхождения;

- проведении информационно-просветительских бесед с населением;

- подготовке информационных материалов ветеринарной тематики;

- участии в планировании и анализе показателей деятельности структурного подразделения организации отрасли, малого предприятия;

- участии в управлении первичным трудовым коллективом;

- принятии управленческих решений.

Приобретенные практические умения студенты продемонстрировали на отборочном соревновании чемпионата WorldSkills Russia по компетенции Ветеринария, проходящем на базе государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Московской области «Всероссийский аграрный колледж заочного образования»  в котором приняли участие студенты 3-4 курса нашего техникума. По результатам соревнований Вешкурцева А. и Просветов Р. заняли 3 и 2 место соответственно и прошли во Всероссийский этап чемпионата, что говорит о высокой практической подготовке, которую получают студенты в Лискинском аграрно-технологическом техникуме.

Список литературы

  1. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: учебник для студентов высших учебных заведений: в 2 т. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
  2. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технология обучения в средних специальных учебных заведениях: Учебное пособие для преп. УСПО. – М.: Мастерство, 2001. – 272 с.
  3. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. –  М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

10- Всероссийская интернет – конференция «Поиск эффективных форм и методов обучения в профессиональном образовании».Тема: Современное состояние и особенности развития профессии бухгалтер. Система образования и подготовки профессиональных бухгалтеров в РФ.

Обострившиеся процессы глобализации диктуют переход функционирования российских предприятий по международным правилам. Международные стандарты бухгалтерской отчетности (МСФО) должны быть приближены к ...

Применение проблемного обучения в профессиональном образовании.

Одной из наиболее часто применяемых технологий в профессиональном образовании является проблемное обучение, которое стимулирует самореализацию учащегося через мыслительную и познавательную деятельност...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК КУРАТОРА УЧЕБНОЙ ГРУППЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Педагогический дневник куратора учебной группы отражает деятельность куратора, способствует накоплению информации об обучающихся среднего профессионального образования, удобен в оформлении....

Профессиональное обучение и профессиональное образование лиц с нарушениями слуха

Профессиональное образование является одним из этапов становления личности, реализации потребностей в интеллектуальном, культурном развитии, социализации выпускников.Лица с нарушениями слуха составляю...

Информационно-коммуникационные технологии и электронное обучение в профессиональном образовании:интерактивная игра викторина

Информационно-коммуникационные технологии и электронное обучение в профессиональном образовании:интерактивная игра викторина...

Информационно-коммуникационные технологии и электронное обучение в профессиональном образовании

Информационно-коммуникационные технологии и электронноеобучение в профессиональном образовании...

ИКТ и электронное обучение в профессиональном образовании

Информационно-коммуникационные технологии и электронное обучение в профессиональном образованииШараева О.В., к.п.н., преподавательГБПОУ ДЗМ «МК №6»,  Пашедко О.В., преподаватель ГБПОУ...