Организация и содержание диагностической работы в системе дополнительного образования
статья на тему
Выступление на городском семинаре- практикуме "Организация и содержание диагностической работы в системе дополнительного образования"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация и содержание диагностической работы в системе дополнительного образования
На примере работы молодежного клуба «Школа жизни»
В обществе, где не прививают здоровый образ жизни. а только лечат больных , всегда будет нехватка врачей. В культуре, где душой человека занимаются только тогда, когда она болит, всегда будет нехватка психотерапевтов и инспекторов по делам несовершеннолетних. Полагаться в решении этой проблемы на семью недостаточно. И недопустимо, если нормальными юношами и девушками, пока они не пошли по дурной дороге, - ими, их душой и проблемами, никто не занимается. Заниматься душой можно по разному. Можно развивать память, внимание, мышление – это важно, но мыслитель с хорошей памятью может долго вспоминать, как был беспомощен перед лицом бытового хамства. Важнее готовить человека к разнообразию житейских ситуаций: умению быть разным, гибким, ориентированным и сильным.
Ученые утверждают, что психология необходима и как предмет общего образования. Г И. .Челпанов задавал резонный вопрос: «Если мы считаем необходимым, чтобы молодые люди знали природу растений и животных, то отчего же в такой мере не необходимо для них знание внутреннего мира? Отчего научное знание того , что такое память, внимание, воображение ,темперамент и т.д. не столь же ценно, сколько является ценным знание внешних явлений.?» А между тем дети имеют слабое представление о содержании внутреннего мира. Слова о «богатстве внутреннего мира» воспринимаются ими как красивая метафора, не имеющая отношения к ним и к окружающим людям. Все знают, что физическая травма опасна и что надо учить как избегать травм и как оказывать первую помощь. О стрессах, страхах и других психических травмах в последнее время стали говорить и писать , а о психологических травмах и психологическом нездоровье – очень мало. .Неумение понять личностные проблемы, отсутствие представлений о способах их разрешения нарушают позитивное отношение школьников к себе и другим, деформируют образ жизни в целом нередко толкая на правонарушения. Подрастающему человеку все время говорят , что надо уметь управлять своим поведением , но не говорят как этому научиться. Интерес к самопознанию превышает их возможности познать себя , так как они не располагают сведениями о психологических особенностях человека.
Учебный курс клуба «Школа жизни» имеет практическую и прикладную направленность - с одной стороны, овладение психологическими знаниями способствует личностному росту, а с другой – достигается конструктивность в решении жизненно важных и реально существующих у растущего человека проблем.
Этот учебный курс вводится в один из критических периодов развития личности – поздний подростковый и ранний юный, когда старшеклассников беспокоит полоса неопределенности, начинающаяся за школьным порогом. Они хотели бы приобрести навыки ориентации в сложных жизненных ситуациях, чтобы находить оптимальный способ поведения.
Если необходимые умения не приобретаются на пороге взрослой жизни, человек оказывается незащищенным перед трудностями, стрессовыми ситуациями, часто терпит неудачу в неформальных отношениях, оказывается коммуникативно-некомпетентным и личностно зависимым.
Часто это происходит из-за того, что, испытывая затруднения, он боится обратиться к окружающим за помощью, т.к. просто не умеет общаться, а на занятиях по данной программе каждый подросток, окруженный вниманием, проявляет искреннюю заинтересованность к людям, помогает им и рассчитывает на их помощь. Он может активно экспериментировать различные стили общения, усваивать и отрабатывать совершенно иные, не свойственные ему ранее коммуникативные умения и навыки, ощущая психологический комфорт и защищенность.
Центральная задача курса– помочь старшекласснику стать более творческим, более социально адаптированным, более защищенным.и как следствие целенаправленно формировать базу его внутренних ресурсов и стабильности в рамках здоровье сберегающих технологий
Главная задача конкретизируется в частных ,одной из которых является задача:
- Диагностики и коррекции личностных качеств и умений
Вопрос использования психодиагностических методов в обучении заслуживает особого внимания.
Все применяемые методики по целевому назначению можно разделить на три группы
- Входная диагностика. Предполагает использование достаточно простых методик, таких как :Анкетирование, взаимное интервьюирование, сочинение на заданную тему.(Кто я в этом мире?)
- Диагностика внутри предмета. Включается в структуру урока и позволяет проиллюстрировать теоретический материал и получить знания о себе .От конкретной методики можно оттолкнуться во введении к теме , использовать как прием в проблемном обучении, а также показать, каким образом психологическое знание реально работает на практике. Для этого наиболее подходят известные и популярные методики, например использую такие: на определение Личностных качеств
Агрессивность- А.Басс и А.Дарки
Готовность к сотрудничеству и компромиссу К.Томас
Тип темперамента Г.Айзенк
Акцентуация характера А.С.Прутченков и А.А.Сиялов
Творческие способности П.Торренс
Деловые качества А.И.Самоукин
Потребности в достижении Н.В.Самоукин
Стрессоустойчивость К.Шрайнер
- Диагностика внутригрупповых отношений
Атмосфера в группе А.Н.Лутошкин
- Профдиагностика
Классификация Е.А.Климова ДДО-м
«Карта интересов»и т.д.
Методики незаконченных предложений, рисуночные методики, проективные интервью, сочинение сказок.
Информация полученная участниками в ходе таких занятий способствует развитию у них интереса к интроспективному анализу, формированию рефлексивных компонентов психики. Пониманию психологических особенностей отдельных людей и механизмов человеческого поведения; что дает возможность почувствовать действительное разнообразие людей.
3.Диагностика усвоения знаний.
Предполагает использование методик, позволяющих выявить обьем усвоенных знаний. Диапазон и качество их применения. Использую ассоциативную методику «пятиминутка», сочинения на психологическую тему(«Психологические умения которых мне не хватает», «Кого любить труднее - своего соседа или все человечество.?» и т.д.),
Составление рассказа от лица какого –либо предмета, составление анализа проблемной ситуации. А также Диагностика . Усвоения знаний требует применения опосредованных процедур анализа и интерпретации обратной связи
Порядок предъявления диагностического материала может быть достаточно гибким, он может варьироваться в зависимости от особенностей контингента учащихся и особенностей учебного процесса.
Собранная диагностическая информация может быть использована для профессиональной ориентации, а также для помощи выпускнику в прогнозировании будущей жизненной перспективы.
Дальнейшая судьба учащихся, прошедших курс, отслеживается четвертый год. Наблюдения подтверждают, что у этих молодых людей выше адаптивные способности, они более конструктивны и эмоционально устойчивы в случае жизненных неудач.
Учреждения дополнительного образования- это гибкая, открытая система, имеющая возможность обеспечит индивидуализацию и одновременно развитие социального опыта в общении и взаимодействии детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебное занятие в системе дополнительного образования.
Презентация для начинающих педагогов дополнительного образования....
Открытое занятие Школы педагогического мастерства для педагогов дополнительного образования по теме : «Первичная сердечно-легочная реанимация» (использование электронных ресурсов на учебных занятиях в системе дополнительного образования)
Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования и освещает тему " Первичная сердечно-легочная реанимация" с использованием электронных ресурсов в системе дополнит...
Система работы педагога дополнительного образования по применению средств информационно-коммуникационных технологий в обучении учащихся объединения
Приобретая навыки работы с различными компьютерными программами, внедряя их в учебный процесс, можно организовывать свои занятия на более высоком педагогическом уровне. Современные информа...
Перечень заданий для проведения промежуточной аттестации по МДК 03.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога дополнительного образования для обучающихся по специальности 42.02.03 Педагогика дополнительного образования
Перечень заданий для проведения промежуточной аттестациипо МДК 03.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога дополнительного образованияТема 3.1. Теоретические осн...
Методическая работа как успешное развитие системы дополнительного образования
В статье анализируется методическая работа, как успешное развитие системы дополнительного образования. Ведущей задачей является выработка системы, нахождение доступных и вместе с тем эффективных...
Индивидуальная работа в системе дополнительного образования
В данной работе даны определения индивидуальной работе, индивидуального образовательного маршрута, индивидуальной образовательной программы. Рассматривается работа с одарёнными детьми. Дана схема план...
Работа в творческой группе на тему: "Методическое сопровождение деятельности педагогов ДОУ в системе дополнительного образования дошкольников "
Краткая аннотация проекта Новые социально-экономические отношения в современном обществе обусловили изменения, происходящие в системе дошкольного ...