Урок-анализ в 9-м классе на тему: «Глупая голова» или злоумышленник. ( по рассказу А.П.Чехова «Злоумышленник»).
материал на тему

Сульдина Ольга Ивановна

Тема урока: «Глупая голова» или злоумышленник. ( по рассказу А.П.Чехова «Злоумышленник»).

Цели урока:

  • Образовательная цель: Выяснить, что  автор поднимает в рассказе тему  образованных людей и крестьян, не имеющих образования, а также проблему их взаимопонимания, выделить тему вины (виновен или не виновен в своем проступке Денис Григорьев?)
  • Развивающая цель: умение анализировать образы, умение выделять тему произведения, умение высказывать свое мнение, умение слушать, развитие речи, мышления учащихся, навык выразительного чтения.
  • Воспитывающая цель: формирование мировоззренческих позиций учащихся, толерантности.

Тип урока: Урок- анализ художественного произведения в 9 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon suldina_a.p.chehova_zloumyshlennik.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Глупая голова» или злоумышленник. ( по рассказу А.П.Чехова «Злоумышленник»).

Цели урока:

  • Образовательная цель: Выяснить, что  автор поднимает в рассказе тему  образованных людей и крестьян, не имеющих образования, а также проблему их взаимопонимания, выделить тему вины (виновен или не виновен в своем проступке Денис Григорьев?)
  • Развивающая цель: умение анализировать образы, умение выделять тему произведения, умение высказывать свое мнение, умение слушать, развитие речи, мышления учащихся, навык выразительного чтения.
  • Воспитывающая цель: формирование мировоззренческих позиций учащихся, толерантности.

 

Тип урока: Урок- анализ художественного произведения в 9 классе.

Цель этапа

Деятельность учителя, учащихся.

Методические приемы.

Средства

Выводы

Умения и навыки

Обозначить тему, цель урока.

Проверить усвоение учащимися пройденного произведения.

Анализ главного героя (внешность, речь)

Передать настроение произведения.

Выяснить, какую тему поднимает в своем рассказе А.П.Чехов

Познакомить учащихся с точкой зрения автора.

Проверить усвоение учащимися пройденного материала по творчеству А.П.Чехова.

Подвести итог урока.

Дать задание к следующему уроку.

Вступительное слово учителя: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством А.П.Чехова и поговорим о еще одном его произведении, которое называется «Злоумышленник».

Цель нашего урока в том, чтобы определить тему  рассказа, понять, что  хотел донести до нас автор, какие проблемы он поднимает в своем произведении.

1 карточка- характеристика Очумелова.

Аналитическая беседа с элементами чтения:  Ребята, вы должны были дома прочитать рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник» и ответить на вопросы в учебнике. Все выполнили домашнее задание?(ответы учащихся). 

Кто является главным героем произведения? (Денис Григорьев)

Найдите в тексте описание внешности Дениса. («Перед судебным следователем стоит маленький, чрезвычайно тощий мужичонко в пестрядинной рубахе и латаных портах. Его обросшее волосами и изъеденное рябинами лицо и глаза, едва видные из-за густых, нависших бровей, имеют выражение угрюмой суровости. На голове целая шапка давно уже нечесаных, путаных волос, что придает ему еще большую, паучью суровость. Он бос»).

 Давайте обратим внимание на речь данного персонажа, как он говорит? ( Денис Григорьев говорит неграмотно, его  речь изобилует просторечиями.) Найдите наиболее яркие примеры из текста. («Чаво?», «Знамо, было», « …Ежели б я рельсу унес или, положим, бревно поперек ейного пути положил, ну, тогды, пожалуй, своротило бы поезд, а то…тьфу! гайка!»…).

Чтение произведения по ролям. Теперь давайте прочитаем выразительно произведение, подчеркнув при чтении смешное, наивное в поведении Дениса и горечь, которой окрашен рассказ А.П.Чехова.

Аналитическая беседа:

Какие чувства вызывает у вас Денис?

Как вы считаете, виноват ли Денис в своем проступке? Действительно ли, Денис отвинтил гайку со злым умыслом? Поясните название рассказа. (Денис не понимал, что, отвинтив одну гайку, он может погубить людей, он делал это неосознанно, без злого умысла. С одной стороны, он не виноват, так как даже не осознает своей вины, но с другой, если каждый отвинтит по гайке, то произойдет крушение поезда и погибнут люди. Ведь, если отпустить «преступника» на свободу, то где гарантия, что он снова не отвинтит гайку? Название рассказа иронично).

Какую тему поднимает автор своим рассказом? ( Автор поднимает в рассказе тему  людей образованных и крестьян, не имеющих образования. Перед нами раскрывается проблема непонимания между мужиком и следователем. Денис не понимает, в чем он виноват, ведь это всего лишь одна гайка, в деревне все так делают…А следователю не верится, что мужик не сознает своей вины: неужели он не понимает, что из-за его поступка могут погибнуть люди? В рассказе показано как бы столкновение двух совершенно разных миров - мира следователя (интеллигентского, образованного мира) и мира мужика (крестьянского, непросвещенного мира). Но между этими «мирами» нет ни понимания, ни согласия. Эта проблема обусловлена историческим развитием России, ее прошлым, то есть имеет глубокие корни. И проблему эту решить не так-то просто.)

Ребята, а как вы думаете, рассказ основан на реальности, или это сущая выдумка автора?(Ответы учащихся) Известно, что, пытаясь преодолеть  противоречие между образованными людьми и крестьянами в действительности писатель потерпел досадную неудачу. Популярный в те годы очеркист и журналист В.А. Гиляровский в заметке «Сюжет рассказа "Злоумышленник"» рассказал о встрече Чехова в подмосковном дачном местечке Красково и о знакомстве с крестьянином Никитой Пантюхиным (Хромым). Никита Пантюхин был "великим мастером по ловле налимов" и в качестве грузил использовал железнодорожные гайки. В.А. Гиляровский писал: "А.П. старался объяснить Никите, что отвинчивать гайки нельзя, что из-за этого может произойти крушение поезда, но это было совершенно непонятно мужику: «Нешто я все гайки-то отвинчиваю? В одном месте одну, в другом – другую... Нешто мы не понимаем, что льзя, что нельзя!»"

 Чтение эпизода учителем.

Аналитическая беседа: Почему не совпали точки зрения юриста и писателя? Как Горький и Чехов отнеслись к товарищу прокурора?

Как вы думаете, что должно измениться в обществе, чтобы поступок Дениса был невозможен?

1. Кто застал Дениса Григорьева за отвинчиванием гайки в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник»?

а) Иван Акинфов;

б) Следователь;

в) Митрофан Петров.

2. Портрет какого персонажа дан ниже:

«…маленький, чрезвычайно тощий мужичонко в пестрядинной рубахе и латаных портах. Его обросшее волосами и изъеденное рябинами лицо и глаза, едва видные из-за густых, нависших бровей, имеют выражение угрюмой суровости».

а) Хрюкин;                       в) Иван Акинфов;

б) Денис Григорьев;        г) Очумелов.

3. Что постоянно то снимает, то надевает на себя Очумелов?

а) шляпу;                          в) перчатки;

б) пальто;                        

4. Кому принадлежат эти слова: «…Надо судить умеючи, не зря…Хоть и высеки, но чтоб за дело, по совести…»?

а) Очумелов;                   в) Хрюкин;

б) городовой;                  г) Денис Григорьев.

Заключительное  слово учителя: Мы познакомились лишь с частью творческого наследия А.П.Чехова, но уже многое можем сказать о его произведениях. А.П.Чехов - один из талантливейших русских писателей. Особенность его творчества -  в том, что он мог в небольших своих произведениях изобразить всю глубину проблемы. В своих рассказах писатель высмеивает пороки общества, но и с горечью говорит о последствиях, вызванных этими пороками. А.П.Чехов затрагивает в своих произведениях и нравственные, и социальные вопросы, его волнует как настоящее, так и прошлое, и будущее России.

Выдача домашнего задания:

  1. Нарисовать иллюстрацию к произведению А.П.Чехова «Злоумышленник» (по желанию).

Записи на доске.

Стенды с материалом «Годы жизни и творчества Чехова А.П.»

Дом-музей Чехова в Ялте.

А.П. Чехов в иллюстрациях художников. Файлы с устаревшими словами и литературными терминами. Плакаты.

Текст произведения А.П.Чехова

«Злоумышлен-

ник».

Текст.

Учебник

Главный герой рассказа – «маленький, чрезвычайно тощий мужичонко в пестрядинной рубахе и латаных портах» является простым необразованным крестьянином, не понимающим, в чем его вина, почему его задержали.

С одной стороны, Денис не виноват, так как даже не осознает своей вины, но с другой, если каждый отвинтит по гайке, то произойдет крушение поезда и  могут погибнуть люди. Автор поднимает в рассказе тему  людей образованных и крестьян, не имеющих образования. Перед нами раскрывается проблема непонимания между мужиком и следователем.

Особенность творчества А.П.Чехова -  в том, что он мог в небольших своих произведениях изобразить всю глубину проблемы. В своих рассказах писатель высмеивает пороки общества, но и с горечью говорит о последствиях, вызванных этими пороками.

Умение слушать.

Умение высказывать свое мнение, умение анализировать образы, название

произведения.

Развитие мышления, речи учащихся, умение анализировать образы в произведении.

Умение слушать, навык выразительного

чтения.

Умение высказывать свое мнение, выделять тему произведения.

Умение слушать.

Умение высказывать

свои мысли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта открытого урока по литературе: Тема гибели души в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»

Данная разработка урока литературы посвящена проблеме композиционного анализа прозаического текста. Целью  урока станетРазвитие читательской культуры и понимания авторской позиции....

План-конспект открытого урока по литературе (анализ рассказа А.П.Чехова "Ионыч")

Данный материал можно использовать на уроках литературы в 10 классе....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНЙ ГРАФИКИ» по теме «Системно-деятельный подход в обучении» Тема урока «"Анализ геометрической формы предмета"

Цели настоящей  методической разработки:   Организовать осмысление мотивации обучения,создать условия для понятия темы урока и заинтересовать студентов, а также способствовать разв...

Презентация "Тема маленького человека в рассказе А.П. Чехова "Смерть чиновника"

Презентация помогает учащимся сконцентрироваться на идее и композиции рассказа.1слайд         Тема «маленького человека"                ...

Применение ТРКМ при изучении темы "Артерии головы,шеи и верхних конечностей".

Представлен учебно-методический материал с использованием технологии развития критического мышления при изучении дисциплины Анатомия и физиология человека, тема "Артерии головы,шеи и верхних...

Видеоматериал к теме "Мышцы головы"

Составлен с целью оказания методической помощи обучающимся при изучении мышц головы  https://cloud.mail.ru/public/3SDS/5HbtmQADM...

Новый тип рассказа А. П. Чехова, 2020

Чехов создал рассказ как самостоятельный и полноценный жанр и доказал, что прозаический микромир может вместить в себя беспредельность. Тот или иной рассказ Чехова нетрудно превратить в роман, ибо в н...