МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНЙ ГРАФИКИ» по теме «Системно-деятельный подход в обучении» Тема урока «"Анализ геометрической формы предмета"
методическая разработка на тему

Верченко Галина Андреевна

Цели настоящей  методической разработки:   Организовать осмысление мотивации обучения,создать условия для понятия темы урока и заинтересовать студентов, а также способствовать развитию умения слушать, анализировать,  видеть самое главное,  

  В методической разработке выделены этапы урока и деятельность обучающихся и преподавателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inzhenrnaya_grafika.docx60.4 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

 

«Чернянский агромеханический техникум»



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


ОТКРЫТОГО УРОКА  ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

 «ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНЙ ГРАФИКИ»

по теме «Системно-деятельный подход в обучении»

Тема урока «"Анализ геометрической формы предмета"



Разработал преподаватель Верченко Г.А


п.Чернянка

2015

 

План  урока

 

Группа: 23, II курс

 Профессия «Сварщик(электросварочные и газосварочные работы)»

 

Время: 45 мин.

 

Тема: «Анализ геометрической формы предмета»

 

Цели урока:

-     Учебная: Создать условия для понятия темы урока. Заинтересовать студентов. Организовать осмысление мотивации обучения.

-     Развивающая: Развивать умение слушать, анализировать, умение видеть самое главное, существенное, развитие осознанности.

-     Воспитательная: Воспитывать аккуратность, эстетичность, самостоятельность, трудолюбие, чувство успеха.

 

Оборудование:

-     Экран, ПК.

-     Доска, мел.

-     Карточки с тестовым заданием.

-     Карточки с чертежами деталей для выполнения анализа геометрической формы.

 

Форма работы: Коллективная, студенты объединяются в "конструкторские бюро" (2 группы).

 

 

Ход урока

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

Организационный момент

Приветствие. Разделение на 2 подгруппы (КБ).

Студенты делятся на КБ №1 и КБ №2.

 

Рефлексия «Настроение»

Ребята, отметьте свое настроение в начале урока:

- комфортно

- уверен в силах

- хорошо

- плохо

Несколько учеников озвучивают: "Я уверен в своих силах", "У меня хорошее настроение"

Проблемная ситуация

Посмотрите, пожалуйста, на экран:

  

Как называется этот предмет?

 

Можете ли вы определить форму детали?

 

В этом нам поможет тема нашего урока.

 

 - Заготовка ключа, название этой детали мы узнали из основной надписи чертежа.

- Затрудняемся.

Сообщение темы урока

Запишите тему сегодняшнего урок в тетрадь "Анализ геометрической формы предмета".

 

записывают в тетрадь

Целеполагание           

Прочитайте тему еще раз и попытайтесь определить цели урока:

 

О чем хотите узнать? Какие вопросы возникли?

 

Сегодня на уроке мы должны научиться анализировать геометрическую форму предметов, а для этого нам необходимо умение слушать, анализировать, уметь выделять самое главное и существенное, воспитывать в себе трудолюбие.

 

1.Что такое анализ геометрической формы предмета?

 

2.Для чего он необходим?

 

3.Какие геометрические формы существуют?

Сообщение плана работы на уроке

Поможет раскрыть тему урока - план нашей работы (записать на доске).

1.Понятие о формах геометрических тел.

2.Геометрические тела в основе формы деталей.

3.Как легче определить форму предмета по чертежу?

 

 

Беседа на повторение.

Работа у доски и на карточках.

ответ 1-го учащегося у доски

ответ 2-го учащегося у доски

Предлагаю вспомнить какие геометрические тела вы знаете, эту тему мы проходили на предыдущем уроке.

 

На доске начерчена заготовка схемы, которую необходимо заполнить, аналогичные схемы (в виде карточек) лежат у вас на столах. К доске приглашаются 2 человека.

 

(пока студенты выходят к доске) Как вы думаете почему, мы пригласили к доске 2-х человек?

 

 

Значит, каждый сначала запишет название группы по объединяющему тела общему признаку, а потом и названия тел.

 

К доске выходят 2 ученика.

 

-Все геометрические тела можно разделить на 2 группы.

 

- Можно выделить группу гранных тел, имеющих грани, ребра и вершины: куб, параллелепипед, призмы, пирамиды.

 

- Существует так же группа тел вращения: шар (или сфера, если тело полое), тор, цилиндр, конус

Беседа.

 

Раздача карточек.

 

Объяснение задания.

Итак, мы уже знаем, что форма большинства предметов представляет собой сочетание различных геометрических тел или их частей. Следовательно, для чтения и выполнения чертежей нужно знать, как изображаются геометрические тела.

 

Сейчас проверим, как хорошо вы помните изображения геометрических тел. Форма каждого из них имеет свои характерные признаки. По этим признакам мы отличаем шар от куба и т.д. С большинством этих тел вы уже знакомы. Мы говорим "куб" и каждый представляет его форму. Говорим "шар" и опять в нашем сознании возникает образ определенного геометрического тела.

 

Я раздаю вам карточки.

 

Задание для КБ №1: выписать в тетрадь номера изображений гранных геометрических тел и их названия.

 

Задание для КБ №2: выписать в тетрадь номера изображений геометрических тел вращения и их названия.

 

На выполнение задания отводится 7 минут.

 

 

Тест

Приступаем к работе. При ответе вы можете пользоваться схемой на экране.

 

Самостоятельная работа учащихся.

 

Проверка правильности выполненного теста.

Проверим, как справились с задание КБ №1. Назовите номера и названия гранных геометрических тел.

 

(При необходимости все вместе исправляют ошибки в ответах)

 

 

Проверим, как справились с задание КБ №2. Назовите номера и названия геометрических тел вращения.

 

(При необходимости все вместе исправляют ошибки в ответах).

 http://atestat.umk-spo.biz/images/test.png

- К гранным геометрическим телам относятся:

 1, 14 - 6-угольная призма,

 2- угольная пирамида,

 5 – куб,

 9 – 3-угольная пирамида,

 10- 4-угольная пирамида,

 11- 4-угольная призма,

 12 - 3-угольная призма,

 15 - 6-угольная усеченная призма (2-мя плоскостями)

 - К геометрическим телам вращения относятся:

 3, 8 – цилиндр,

 4, 6 – конус,

 7 – усеченный конус,

 13 – цилиндр,

 16 - усеченный конус,

 17 - шар (или сфера),

 18 – тор.

Беседа.

Вспомните определение (или при необходимости найдите его в тетради или учебнике) что такое геометрическое тело.

 

(повторение определения)

Работа с тетрадью или учебником.

 

- Геометрическое тело - тело имеющее объем. Форма каждого тела имеет свои характерные признаки.

Беседа.

Присмотритесь внимательнее к окружающим нас предметам. Они имеют форму геометрических тел или их сочетание.

 

Активная работа с группой.

 

Я называю тела, а вы приводите примеры предметов:

 

- шар

 

- пирамида

 

 

- призма

 

- конус

 

- цилиндр.

Отвечают:

 

-планеты, мяч, глобус

 

-пирамиды в Гизе

 

-карандаш, кирпич

 

-ведро у пожарных, колпак, рожок мороженного в виде конуса

 

- шайба, банка консервов.

Беседа по анализу геометрической формы предмета.

 

В основе формы деталей машин и механизмов также находятся геометрические тела.

 

Давайте в этом убедимся, еще раз посмотрим на изображение детали, которое мы рассматривали в начале урока.

 

На данном рисунке выполнено изображении «заготовка ключа». Какова ее форма? Данную деталь можно разбить на простые геометрические тела расположенные на одной оси: усеченный конус, цилиндр, куб, цилиндр с цилиндрическим сквозным отверстием, усеченный шар.

Мысленно разбив деталь на отдельные части, мы проанализировали геометрическую форму предмета.

 

Как легче определить форму предмета по чертежу?

 

Для этого сложную форму детали мысленно расчленяют на отдельные составляющие ее части, имеющие форму различных геометрических тел. После такого расчленения форму детали определить легче.

 

Мысленное расчленение предмета на составляющие его геометрические тела называют анализом геометрической формы.

 

 

 

- Записывают определение в тетрадь.

Работа в группах по анализу геометрической формы предмета (шток).

- А теперь представьте себе, что вы инженеры-конструкторы, находитесь в настоящем конструкторском бюро. Вам необходимо изучить деталь для выполнения будущего чертежа.

 

Изображения деталей для самостоятельной работы.

Проанализируйте ее форму.

 

 

 

 

- «Шток» состоит: из 3-х цилиндров, расположенных на одной оси. В 1-м цилиндре по оси симметрии выполнен вырез в форме прямоугольной призмы. 2-й цилиндр примыкает к 1-му и 3-му и имеет самый маленький диаметр. 3-й цилиндр имеет самый большой диаметр, с двух сторон выполнены симметричные вертикальные прямоугольные срезы.

Отчет о работе в группе.

1.Какую деталь вы исследовали?

 

2.Что вам помогло легче определить форму изделия по чертежу?

 

3.Как бы вы назвали процесс мысленного расчленения предмета на составляющие его геометрические тела?

 

4. Определение анализа геометрической формы предмета.

 

Защищают свои проекты

 

Дают определение анализа геометрической формы предмета.

Подведение итогов

 

Рефлексия настроения.

 

Что нового вы узнали на уроке?

 

Достигли ли вы своих целей?

 

Что больше всего понравилось?

 

Какое настроение в конце урока?

 

Уверены ли в своих силах сейчас?

 

Дают ответы.

Оценки за урок

 

Домашнее задание.

 

Оценки за урок - ...

 

Домашнее задание п. 31, стр. 140, рис. 144 - выполните анализ формы детали, ответьте на вопросы.

 

В тетради выполните рисунок какого-либо окружающего предмета, выполните анализ его геометрической формы.

 

Выставляют оценки.

 

 

 

Записывают домашнее задание.

 

ОЦЕНОЧНАЯ  ВЕДОМОСТЬ

 

Задания

 

Кол-во

баллов за задание (max)

Конструкторское бюро №1

Конструкторское бюро №2

Работа у доски по видам геометрических тел.

 

5 баллов

 

 

Тестовое задание на определение геометрических тел.

 

9 баллов

 

 

Работа в группах по анализу геометрической формы предмета (шток).

10 баллов

 

«Шток» состоит: из 3-х цилиндров (1б), расположенных на одной оси. В 1-м цилиндре (1б) по оси симметриивыполнен вырез (1б) в формепрямоугольной призмы (1б)2-й цилиндр примыкает к 1-му (1б)  и 3-му (1б) и имеет самый маленький диаметр.3-й цилиндр (1б) имеет самый большой диаметр, с двух сторон (1б) выполнены симметричные вертикальные прямоугольные срезы (2б).

 

 

 

 

 

ИТОГО

 

 

 

 

12 баллов – оценка «3»

13 – 18 баллов – оценка «4»

19 – 24 балла – оценка «5»


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка лабораторной работы по дисциплине "Основы физиологи кожи и волос" по теме: "Вирусы"

Методическая разработка лабораторной работы по дисциплине "Основы физиологи кожи и волос" по теме: "Вирусы"...

Методическая разработка тестовых заданий по дисциплине «Основы бухгалтерского учета» на тему «Налог на прибыль»

Практическое занятие по формированию и закреплению знаний, умений и практических навыков по налогу на прибыль...

Методическая разработка открытого занятия по дисциплине: "Основы горного дела"

Данная методическая разработка является продолжением моих методических исканий в рамках личностно-ориентированного обучения. Лекция-конференция выдерживает те требования, которые предъявляются к занят...

Методическая разработка олимпиады по учебной дисциплине «Основы материаловедения»

Вопросы олимпиады рекомендуются для аттестации обучающихся по теме «Железоуглеродистые сплавы»   предмета «Основы материаловедения», а также для проведения олимпиады...

Методическая разработка для преподавателя по дисциплине: «Основы права» по теме: «Семейное право» 06.05.01 Сестринское дело

Методическая разработка для преподавателя по дисциплине: «Основы права» по теме: «Семейное право» 06.05.01 Сестринское дело...

Методическая разработка Открытого занятия учебной практики по теме: «Выполнение дуговой наплавки валиков в нижнем положении шва»

Методическая разработка занятия учебной практики «Выполнение дуговой наплавкиваликов в нижнем положении шва» разработана в соответствии с программой учебнойпрактики по профессии СПО 15.01....

методическая разработка Олимпиада по дисциплине ОП.01 "Инженерная графика"

Методическая разработка по дисциплине "Инженерная графика" рекомендована для работы со студентами 2 курсов СПО по специальности 08.02.01 "СЭЗС"...