Статья «Формирование у студентов педагогического колледжа навыков общения с родителями в дошкольных учреждениях» (на примере использования разных технологий)
статья на тему

Аннотация: в статье представлен опыт работы по использованию различных технологий обучения студентов на занятиях по Теории и методике развития  речи у детей с целью преодоления будущими воспитателями возможных трудностей в работе с родителями детей дошкольного возраста; материал  адресован преподавателям педагогических колледжей, а также воспитателям дошкольных учреждений.

Ключевые слова: коммуникативные умения, партнёрское взаимодействие, общение, технологии обучения                                   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_rabote_s_roditelyami_14g.docx18.6 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Формирование у студентов педагогического колледжа навыков общения с родителями в дошкольных учреждениях»                                                        (на примере использования разных технологий)                                                                из опыта работы

Автор: Ашейчик Татьяна Александровна,                                                              преподаватель    СПб  ГБПОУ Педагогический колледж №8

2014 год  

Аннотация: в статье представлен опыт работы по использованию различных технологий обучения студентов на занятиях по Теории и методике развития  речи у детей с целью преодоления будущими воспитателями возможных трудностей в работе с родителями детей дошкольного возраста; материал  адресован преподавателям педагогических колледжей, а также воспитателям дошкольных учреждений.

Ключевые слова: коммуникативные умения, партнёрское взаимодействие, общение, технологии обучения                                   

     

     В настоящее время работодатели дошкольных учреждений предъявляют  всё более высокие требования к выпускникам педагогических колледжей. Это неизбежно ведёт к постоянной модернизации процесса обучения в средних специальных учебных заведениях, к усилению работы по повышению качества знаний молодых специалистов, а также уровня овладения ими общими и профессиональными компетенциями в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности «Дошкольное образование».                                                                    

     Среди компетенций есть такие, которые требуют от современного педагога инициативы, самостоятельности, сформированности коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих продуктивность общения с детьми, коллегами и родителями воспитанников как активными субъектами образовательного процесса. Организовывая собственную деятельность, выпускнику колледжа придётся, как указано в «Профессиональном стандарте» (от 18.10.13), «выстраивать партнёрское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения», понадобятся знания об «основных закономерностях семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью».  Неумение общаться с родителями детей, слабо выраженные   склонности и интерес к этому аспекту профессиональной деятельности одна из немногих трудностей, с которыми сталкивается большинство вчерашних студентов.

     Решению данной проблемы способствует освоение студентами педагогического колледжа профессионального модуля ПМ.04 «Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения». На начальном этапе освоения профессии наиболее приемлемыми формами взаимодействия с родителями  для будущих воспитателей, как правило, являются те, которые не требуют живого общения. Это: информационные сайты, дистанционное обучение, реклама, газеты, стенды, буклеты, переносная библиотека, анкетирование, презентации. Педагогическая практика в дошкольных учреждениях предусматривает для выпускников колледжа и приобретение  опыта непосредственного общения с родителями при проведении консультаций и родительских собраний. Но, к сожалению, часть студентов в силу своих индивидуальных особенностей и недостаточной мотивации профессионального обучения не обладают в достаточном объёме коммуникативными и организаторскими способностями, позволяющими легко, непринуждённо выстраивать диалог на разные темы, касающиеся вопросов воспитания и образования детей.                                              

     Преодолеть неуверенность в себе, приобрести и закрепить навыки проведения активных форм взаимодействия с родителями помогает                                 познавательная деятельность студентов на учебных  практических занятиях, в частности по Теории и методике развития речи у детей (МДК 03.02).  Использование разных технологий  при  изучении  многих  тем этой дисциплины способствует формированию умения у будущих воспитателей самостоятельно решать практические задачи, побуждает  студентов  к   активной интеллектуальной деятельности, стимулирует процессы обучения и делает познаваемое значимым. Например, при изучении  вопроса «Организация и проведение экскурсий» студенты вовлекаются в процесс решения целого ряда проблем: как помочь родителям самостоятельно и правильно выбрать тему экскурсии, что следует учесть в ходе консультации по вопросам методики рассматривания объектов, какие дать  рекомендации по  содержанию экскурсии,  что сделать для обогащения знаний детей по выбранной теме. Такие задачи ставятся перед студентами уже в процессе знакомства с новым материалом при помощи технологии проблемно-развивающего обучения, а также в ходе закрепления полученных знаний.  Будущих воспитателей необходимо прежде всего заинтересовать обсуждаемым вопросом (используя игровые ситуации, примеры из занимательной литературы), поставить их в «позицию обучающих». Дополняя и уточняя ответы, нужно показать необходимость для работы с людьми постоянного стремления к дальнейшему саморазвитию, значимость широкой эрудиции педагога, умения находить разнообразные способы решения задач. Уже на младших курсах у студентов должны развиваться способности к самореализации, саморегуляции, так как в этот период у них формируется отношение к профессиональной деятельности как ценности.

     При ознакомлении с темой «Формирование грамматически правильной речи у дошкольников» студентам предлагается задание - провести на педагогической практике анкетирование родителей. Цель опроса - выяснить зафиксированные родителями примеры детских грамматических ошибок, их причины и осведомлённость взрослых в данном вопросе. Результаты анкетирования анализируются и оцениваются в процессе работы  малых групп (технология обучения в сотрудничестве). Каждый студент в отдельности и команда в целом выступают перед аудиторией - «родителями». Идёт активное обсуждение проблемы, обмен мнениями. В итоге – все группы составляют рекомендации для родителей по  использованию различных приёмов с целью исправления грамматических ошибок в речи детей.                                                                              

   Ещё одной форме работы с родителями студенты учатся в ходе  «Деловой игры», показывая мастер-класс. Будущие воспитатели знакомят «родителей» с разнообразием игр и упражнений по грамматике, их методикой, обращают внимание на особенности проведения в разных возрастных группах. Деловая игра имитирует реальные процессы взаимодействия воспитателя с родителями детей, даёт возможность «прожить» некоторое время в «реальных» жизненных условиях. Студенты могут «увидеть результаты собственных действий, понять и проанализировать допущенные ошибки, в том числе и те, которые были сделаны другими участниками игрового взаимодействия» (Е.Д.Полнер  Основы современных технологий обучения. - Санкт-Петербург, 2005, С.55).                                                                                              

     Изучая   вопрос  «Знакомство  детей  с  художественной  литературой»,                целесообразно использовать метод проектов для формирования у студентов умения определять цели и задачи работы с родителями, планировать её и поэтапно выполнять. Предлагаемые преподавателем задания для исследований даются  исходя из познавательных возможностей и уровня подготовленности студентов: «Создание сайта  для родителей по вопросам литературного воспитания детей», «Презентация  о творчестве детского писателя (поэта, художника-иллюстратора)», «Рецепты составления домашней библиотеки», «Организация литературной гостиной (салона)».  Защищая проекты, необходимо показать «родителям» роль художественной литературы в речевом развитии дошкольников, пути формирования их читательских интересов, формы работы с книгой в домашних условиях. Грамотно выполнить все этапы проектной деятельности помогает знакомство студентов с выпускными квалификационными работами старшекурсников по данному направлению, в которых представлены разные формы работы с родителями (оформление тематической выставки книг, показ на собрании мастер-класса, проведение с участием родителей литературной викторины и КВН-а, организация «Вечеров семейного чтения» и др.).                                                                                                                          

     Все названные выше технологии и эффективные методы обучения студентов на занятиях по МДК 03.02  совершенствуют мотивационную сферу будущих воспитателей, способствуют лучшему усвоению знаний и формированию умений, необходимых в дальнейшем для работы с родителями в дошкольных учреждениях.       

Литература:                                                                                                                          

1. О. Л. Зверева, Т. В. Кротова Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. – М., изд. Творческий центр «Сфера», 2008                                                                                                                                         2. Е.Н.Кочнева  Формирование профессиональных компетенций  студентов педагогического колледжа на основе потребностей работодателей - Автореф., 

Челябинск, 2012 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Формирование эстетической культуры студентов педагогического колледжа

     Долгое время образование в нашей стране осуществлялось вне контекста культуры, что привело к снижению общего культурного уровня населения, разрушению культурной среды,...

Использование компьютерных технологий в обучении английскому языку студентов педагогического колледжа

Актуальность проблемы исследования заключается в том, что с развитием общества меняется содержание обучения иностранным языкам, увеличивается объем изучаемого материала, поэтому использование компьюте...

Формирование профессиональной компетентности студентов педагогического колледжа в процессе решения психолого-педагогических ситуаций.

В рамках реализации ФГОС СПО актуальной проблемой является формирование педагогической компетентности будущих педагогов. В данной статье .......

Статья "Формирование готовности студентов колледжа по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» к применению в педагогической деятельности технологии ТРИЗ"

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых без­защитных граждан — маленьки...

Статья «Формирование у студентов педагогического колледжа навыков общения с родителями в дошкольных учреждениях» (на примере использования разных технологий)

 Аннотация: в статье представлен опыт работы по использованию различных технологий обучения студентов на занятиях по Теории и методике развития  речи у детей с целью преодоления будущ...

Статья "Организация самостоятельной работы студентов педагогического колледжа с использованием информационно-компьютерных технологий"

В статье осуществлен анализ проблем организации самостоятельной работы студентов с использованием технологий информационно-компьютерных технологий. Рассматриваются разные формы самостоятельной работы ...