ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА, В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА
методическая разработка на тему
Материал предназначен для преподавателей дисциплин естественно-научного цикла СПО и ВПО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bereberdin_a.v._statya.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование информационно–профессиональной культуры студентов колледжа, в процессе преподавания предметов естественно-математического цикла
Беребердин Александр Викторович, преподаватель математики, заведующий филиалом колледжа, кандидат педагогических наук
Геленджикский филиал ГБОУ СПО «Краснодарский торгово-экономический колледж» Краснодарского края
Переход к информационной цивилизации является отличительной особенностью всех развитых стран. В связи с этим перед системой среднего профессионального образования встает вопрос пересмотра концепции преподавания ряда дисциплин, в том числе математики и информатики, а также изменения приоритетных направлений ее развития. Одним из этих направлений является воспитание личности, обладающей такими качествами, как творческая активность, профессионализм, информационная культура, системное научное мышление. Средние профессиональные учебные заведения, решая конкретную задачу подготовки специалистов, должны вносить свой вклад в формирование данных свойств личности.
В Концепции информатизации сферы образования РФ отмечено, что лимитирующим фактором в современных информационных технологиях являются не средства вычислительной техники, а кадры, способные ставить содержательные задачи и находить новые области эффективного использования компьютеров. Однако компьютеры выступают только в роли консультантов, а принятие решений остается за человеком. Таким образом, студент должен обладать информационной культурой, которая не сводится к простому применению информационных технологий.
Проблемы, возникающие на уроках математики, заставляют меня задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету. Ведь не секрет, что многие дети пасуют перед трудностями, а иногда и не хотят приложить определённых усилий для приобретения знаний. Стандарт профессиональной подготовки по всем профессиям, реализуемым в нашем колледже, требует серьёзных знаний по математике, а учащиеся, поступающие в колледж, особенно по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих, как правило, имеют слабую подготовку и полное отсутствие интереса к предмету. Сегодня время диктует, чтобы выпускники колледжа были в будущем конкурентоспособными на рынке труда. Для этого необходимо не просто вооружить выпускника набором знаний, но и сформировать такие качества личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Совершенно очевидно, что математика не в состоянии обеспечить ученика отдельными знаниями на всю жизнь, но она должна и обязана вооружить его методами познания, сформировать познавательную самостоятельность. Поэтому на уроках математики учащиеся учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы, одним словом – думать.
Как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу и активизировать их в течение всего урока, чтобы роль преподавателя состояла не в том, как яснее и красочнее, чем в учебнике сообщить необходимую информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главное действующее лицо ученик. Средства коммуникации, устройства обработки информации, а также мощный арсенал аппаратных и программных средств для решения различных задач за последние годы стали все более доступными и совершенными. Введение новых технологий вносит радикальные изменения в систему образования: ранее ее центром являлся преподаватель, а теперь – студент. Это дает возможность каждому студенту обучаться в подходящем для него темпе и на том уровне, который соответствует его способностям. Но для этого он должен обладать необходимым уровнем информационно-профессиональной культуры.
Для решения любой исследовательской задачи определяющим является выбор теоретико-методологической стратегии, в качестве которой выступают подходы. Эти подходы будут использоваться нами для построения модели формирования информационно-профессиональной культуры. Решая эту задачу, мы пришли к следующим выводам.
1. Организационную комплексность теоретического построения и исследования деятельностных, культурологических и информационных аспектов модели формирования информационно-профессиональной культуры студентов наиболее эффективно рассматривать с позиций системного, деятельностного, культурологического и информационного подходов.
2. Реализация системного подхода при исследовании процесса формирования информационно-профессиональной культуры, позволила сделать вывод о том, что системный подход, выступающий теоретико-методологической основой исследования проблемы, позволяет рассмотреть данный процесс как педагогическую систему, являющуюся подсистемой системы профессиональной подготовки кадров. Ее исследование подразумевает изучение составляющих ее структурных компонентов (цель, содержание, формы и методы организации педагогического процесса). На основе системного анализа мы выделили следующие функциональные компоненты модели формирования информационно-профессиональной культуры студента: диагностический, содержательно-практический, воспитательно-культуротворческий и коррекционный.
3. Деятельностный подход, выступая теоретико-методологической стратегией исследования проблемы формирования информационно-профессиональной культуры студента, позволяет рассмотреть особенности деятельности преподавателя и студентов и их взаимодействие; которое носит системный, целенаправленный, творческий характер и определяется их индивидуальными особенностями, мотивами и условиями образовательного процесса; деятельностный подход позволяет исследовать деятельностные компоненты формирования информационно-профессиональной культуры студента, к которым относятся цель, объект, субъект, средства, методы, этапы, результат. Этапы формирования информационно-профессиональной культуры студента отражают процессуальный аспект созданной модели и тесно связаны с ее функциональными компонентами (диагностический, содержательно-практический, воспитательно-культуротворческий и коррекционный).
4. Реализация культурологического подхода при исследовании процесса формирования информационно-профессиональной культуры у студентов представляет собой совокупность теоретико-методологических положений и организационно-педагогических мер, направленных на создание условий, обеспечивающих формирование информационно-профессиональной культуры. Исследование педагогических проблем с позиций культурологического подхода предполагает учет деятельностных функций культуры, детерминирующих определение педагогического процесса как культурно-образовательного.
5. Информационный подход при исследовании процесса формирования информационно-профессиональной культуры у студентов выступает в качестве практико-ориентированной тактики исследования процесса формирования информационно-профессиональной культуры, который осуществляется через основные информационные функции получения, передачи, распознавания, преобразования и хранения информации. Основной задачей данного подхода, является описание общей структуры информационных процессов, а также разработка способов и процедур качественного преобразования информации. Процесс формирования информационно-профессиональной культуры всегда является открытым, предполагающим постоянный обмен информацией с внешней средой.
6. Модель формирования информационно-профессиональной культуры студента построена на принципах гуманистической профессиональной направленности, целостности, открытости, динамичности, интегративности, уровневости, прогностичности, научности и включает четыре взаимосвязанных компонента (диагностический, содержательно-практический, воспитательно-культуротворческий и коррекционный).
7. Диагностический компонент модели позволяет установить оперативную обратную связь преподавателя со студентами, своевременно получить информацию об эффективности формирования информационно-профессиональной культуры студента. Данный компонент включает установление обратной связи между преподавателем и студентами, оценку результативности реализации модели, мотивационно-стимулирующее действие, коммуникацию, конструирование, прогноз и реализуется в предварительной, промежуточной и заключительной диагностике.
8. Содержательно-практический компонент обеспечивает усвоение студентами знаний, умений и навыков, необходимых для информационно - профессиональной деятельности. Данный компонент выполняет функции планирования, обучающую и организационную, и его реализация включает три основных этапа.
9. Воспитательно-культуротворческий компонент обеспечивает формирование в образовательном процессе профессионально-важных качеств личности студента, необходимых для информационно-профессиональной деятельности. Данный компонент выполняет воспитательную, развивающую, мотивационную функции.
10. Коррекционный компонент направлен на устранение недостатков процесса формирования информационно-профессиональной культуры студента. Данный компонент выполняет компенсирующую, аналитическую, стимулирующую, образовательную и диагностическую функции.
Использование такой модели позволяет нам повысить эффективность учебного процесса, помогает достигать лучшего результата в изучении предметов естественно-математического цикла, и в конечном итоге формировать информационно-профессиональную культуру студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выбор теоретико-методологической стратегии для построения модели формирования информационно-профессиональной культуры студентов колледжа
Для решения любой исследовательской задачи определяющим является выбор теоретико-методологической стратегии, в качестве которой выступают подходы. Эти подходы будут использоваться нами для построения ...
Формирование интереса к учению у студентов колледжа на примере преподавания дисциплины Отечественная история
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА СТУДЕНОВ КОЛЛЕДЖА В ИЗУЧЕНИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ...
Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО по теме: «Подготовка к дифференцированному зачету в процессе изучения предметов психолого-педагогического цикла»
Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19788067","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 120px; height: 104px; f...
Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО по теме: "Написание реферата в процессе изучения предметов психолого-педагогического цикла и включения студентов в профессиональную исследовательскую деятельность"
Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19788067","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 120px; height: 104px; f...
Формирование единой информационной образовательной среды как условие развитие профессиональной компетентности студентов колледжа.
Одним из важнейших направлений развития современного среднего профессионального образования является его информатизация, которая заключается в обеспечении данной сферы образования те...
Доклад Современные тенденции в преподавании предметов естественно-математического цикла
ВОПРОС О НЕОБХОДИМОСТИ НОВОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА В СПО...
VI Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Педагогическая статья "Из опыта преподавания предмета История в колледже"
статья "Из опыта преподавания предмета История в колледже"...