Методическая разработка урока производственного обучения "Плоскостная разметка"
методическая разработка на тему
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Магнитогорский государственный технический университет
им. Г.И. Носова»
Многопрофильный колледж
Методическая разработка открытого занятия
Тема: Плоскостная разметка
Предмет, дисциплина (модуль) Практика учебная ПМ.04 Выполнение работ по профессии Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования
Магнитогорск: 2015 г.
Согласовано
Предметно-цикловой комиссией Электротехнических дисциплин
Председатель И.А.Ложкин /ИОФ
Протокол № _____ от ____ _________20___
Составитель (и):
Мастер производственного обучения ФГБОУ ВПО «МГТУ» МпК Т.П.Иванова/_______
Мастер производственного обучения ФГБОУ ВПО «МГТУ» МпК Л.И.Ершова/_______
Данная методическая разработка учебного занятия по дисциплине Выполнение работ по профессии Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования предназначена для проведения учебного занятия обучающихся по специальности Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям). Материал соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. Данное учебное занятие является составляющей частью раздела Рабочей программы практики учебной ПМ.04 Выполнение работ по профессии Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования
Методическая цель - формирование познавательных и профессиональных интересов обучающихся, активной жизненной позиции будущего специалиста через организацию разнообразной познавательной деятельности на уроке в ходе изучения и применения слесарной операции - разметка.
Пояснительная записка
Тема учебного занятия: Плоскостная разметка
Цель занятия: научить обучающихся приемам плоскостной разметки с использованием разметочного и мерительного инструмента и приспособлений с соблюдением правил охраны труда и организацией рабочего места.
Реализация поставленной цели осуществляется через решение следующих задач:
Задачи занятия:
Обучающая: обучить приемам разметки плоских поверхностей.
Развивающая: создать условия для формирования познавательного интереса к предмету, выбранной профессии.
Воспитательная: способствовать развитию профессионального интереса, активной жизненной позиции через осознание собственных действий, ответственность за их результат.
Данное занятие способствует направлено на формирование:
Общих компетенций:
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
Профессиональных компетенций:
ПК 4.3. Выполнять слесарную обработку деталей приспособлений для ремонта и наладки электрооборудования по 11-12 квалитетам
Вид урока / организационная форма проведения занятия: Комбинированный урок.
Принципы преподавания: устный опрос, рассказ, показ приемов мастером производственного обучения, демонстрация наглядных пособий, практическая работа.
Обеспечение урока: разметочная плита, разметочный инструмент, инструкционно-технологические карты, металлические пластины.
Межпредметные связи
Обеспечивающие дисциплины/профессиональный модуль | Изучаемая дисциплина /профессиональный модуль | Обеспечиваемые дисциплины/профессиональный модуль |
ОП.01 Инженерная графика ОП.05 Материаловедение ОП.09 Охрана труда | Практика учебная ПМ.04 Выполнение работ по профессии Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования | МДК 04.01 Организация и технология выполнения электротехнических работ слесаря-электрика по ремонту электрооборудования |
Внутрипредметные связи
Обеспечивающие темы | Изучаемая тема | Обеспечиваемые темы |
МДК 04.01 Организация и технология выполнения электротехнических работ слесаря-электрика по ремонту электрооборудования | Практика учебная | Плоскостная разметка |
Активные и интерактивные формы
Применяемые активные и интерактивные методы | Краткая характеристика |
Игра | Вопрос-ответ. Студенты берут карточки с вопросами. Отвечают командой. Из предложенных букв студенты составляют слова, относящиеся к плоскостной разметке. |
Технологическая карта урока
| ||
Время | Деятельность мастера производственного обучения | Деятельность обучающихся
|
5 мин | Организационный момент Приветствую обучающихся. Проверка наличия обучающихся на уроке производственного обучения. Проверка спецодежды с соблюдением требований техники безопасности. Урок у нас пройдет в форме игры. Мы с вами разделились на 2 бригады, и каждая бригада выбрала себе бригадира (назвать членов каждой бригады и бригадиров). По итогам игры в конце урока мы выявим самую лучшую бригаду. Для этого в течение всего урока будет заполняться турнирная таблица (Приложение 2), в которой проставляется командный зачет. Всего у нас три тура игры, два из которых теоретические, и третий тур практический. При подведении итогов, будет учитываться участие в теоретических турах и правильность выполнения задания.
| Приветствуют мастера п/о.
Рапорт старосты о явке обучающихся на урок.
|
5 мин | Сообщение темы и цели урока |
|
60 мин | Вводный инструктаж. Тема нашего урока: «Разметка плоских поверхностей. При изучении школьного курса «Технология» вы уже сталкивались с понятием разметка, поэтому давайте вспомним: 1. Что понимается под понятием разметка? 2. Какой инструмент используется для разметки? 3. Перечислите правила охраны труда при разметке плоских поверхностей. (ответы обучающихся обобщаются мастером производственного обучения).
Зная тему сегодняшнего занятия, я предлагаю вам в листах оценивания поставить ту отметку, которые вы планируете получить по итогам сегодняшнего занятия.
Провожу инструктаж по теме «Разметка плоских поверхностей», перечисляю названия инструментов, применяемых при размете плоских поверхностей, правила техники безопасности при выполнении данной слесарной операции. Для закрепления прослушанного материала перейдем к 1 тур «Вопрос-ответ Перед вами 10 цифр, за которыми спрятаны вопросы. За каждый правильный ответ бригада получает 2 балла, в случае же незнания правильного ответа или неполного ответа, право ответа передается другой команде. Итак, начинаем. 1 бригада выбирайте номер вопроса. Мастер задает учащимся 10 вопросов по теме, на которые требуется устный ответ (использование ИКТ). Предложенные вопросы являются основополагающими в изучении темы «Плоскостная разметка». Вопросы: 1. Что называется разметкой? 2.Какие виды разметки вы знаете? 3.Какие инструменты и приспособления применяются для разметки? 4.Перечислите последовательность действий при подготовке к разметке? 5.Что принимается за базы при плоскостной разметке? 6.Назовите последовательность нанесения линий при разметке? 7.Назовите причины брака при разметке. 8. Перечислите правила техники безопасности, которые необходимо соблюдать при разметке. 9.Какие средства окрашивания применяются при разметке чаще всего? 10. Логическая цепочка (чертилка, кернер, угольник, циркуль, зубило, шаблон, риска). Найдите лишнее слово.
2 Тур (обе команды получают одинаковое количество карточек) Ребята, сейчас я вам раздам буквы и прошу вас за 5 мин. собрать из них слова, с которыми вы познакомились при изучении темы ПЛОСКОСТНАЯ РАЗМЕТКА. За каждое правильно собранное слово команда получает 1 балл (каждой команде одинаковые буквы, чтобы было понятно, что сложность одинакова для всех) (использование ИКТ)
После выполнения задания все садятся, остаются по 1 представителю от бригады, проводится самопроверка (правильные ответы на карточке). Подведение итогов 2 тура. Тур практический. Молодцы ребята! Свои знания теории вы продемонстрировали, пора перейти к практике. Посмотрите на критерии оценок при выполнении практического задания (озвучить, за что выставляется оценки-5, 4, 3, 2) (Приложение 1) Сегодня я предлагаю вам отработать приемы плоскостной разметки. Вы должны произвести разметку взаимно перпендикулярных, параллельных линий, под углом 900, 450; квадрат внутри окружности, построение шестиугольника внутри окружности на листовом металле. Задание № 1 Нанесение параллельных рисок с помощью линейки и циркуля Задание № 2 Нанесение взаимно перпендикулярных рисок с помощью линейки и циркуля Задание № 3 Нанесение рисок, расположенных под углом друг к другу с помощью линейки и циркуля (построить угол 900) Задание № 4 Нанесение рисок, расположенных под углом друг к другу с помощью линейки и циркуля (построить угол 450) Задание № 5 Разметка центров отверстий на данном расстоянии от ребер заготовки с помощью линейки и циркуля Задание № 6 Разметка окружности и деление на 4 части с помощью линейки и циркуля. ВОПРОСЫ ЕСТЬ КО МНЕ? Тогда прошу всех пройти в слесарную мастерскую, у каждого на верстаках лежат заготовки и технологические карты. Желаю всем удачи!
|
Выставляют планируемую оценку в лист оценивания
Отвечают на поставленные вопросы
Отвечают на поставленные вопросы.
Составляют слова. |
270 мин | Самостоятельная работа обучающихся по разметке плоской поверхности (текущий инструктаж). (Целевые обходы: ● проверка организации рабочего места обучающихся; ● проверка правильности выполнения разметки; ● контроль качества работ и соблюдение правил охраны труда при разметке плоских поверхностей; ● оказание индивидуальной помощи при выполнении слесарной операции «Разметка плоских поверхностей».
| Рассматривают предложенные чертежи.
Выбирают чертеж изделия.
Занимают рабочие места.
Самостоятельная работа обучающихся. ● организуют рабочее место, в соответствии с выполняемым заданием; ● выполняют операцию «разметка», в соответствии с заданием; ● проводят промежуточный самоконтроль правильности выполнения разметки; ● производят окончательный самоконтроль.
|
20 мин | Подведение итогов урока. Заключительный инструктаж. У вас на столах есть смайлики, прошу вас выбрать смайлик, который соответствует вашему настроению и прикрепить на лепесток цветка, и мы получим наш «БУКЕТ НАСТРОЕНИЯ». После подсчета количества баллов, набранных каждой бригадой, подводятся итоги всей проделанной ребятами работы, и объявляется лучшая бригада. Бригада, набравшая наибольшее количество очков получает за урок «5»; остальным участникам по усмотрению мастера также выставляются оценки. Ну что, давайте подведем итоги практического тура. Все ребята справились с заданием, нарушений ТБ не допустил никто. На оценку «5» справились: На оценку «4»: На оценку «3»: Провожу детальный анализ допущенных ошибок, указываю пути и методы их устранения (при этом анализируются типичные дефекты при выполнении разметки, такие как сдваивание рисок, несовпадение сопрягаемых рисок, постановка керновых углублений за пределами рисок; а также - причины их появления и способы предупреждения). Демонстрирую и анализирую лучшие работы обучающихся. Поздравляем вас! Вручаются сладкие призы.
| Заполняют итоговые отметки в листах оценивания. |
5 мин
| Провожу рефлексию по итогам урока: 1. Какие затруднения возникали в процессе работы и как вы из них выходили? 2. Совпали ли ваши планируемые отметки и те, которые вы получили по итогам урока? 3. Что помешало или помогло достигнуть планируемого результата? | Анализируют свою производственную деятельность и отвечают на поставленные вопросы. Сравнивают итоговые оценки с планируемыми. |
А закончить наш урок я хочу словами Анатоль Франса «Если человек нашел свое призвание, труд становится для него радостью». Желаю вам, чтобы ваша профессия приносила вам только радость.
Всем спасибо за урок!
Приложение 1
Критерии оценок
Норма времени 4ч30мин | Организация рабочего места
| Задание №1 | Задание №2 | Задание №3 | Задание №4 | Задание №5 | Задание №6 | Соблюдение ТБ | |||||||||||||||||||||||||||||
<4ч30мин | 4ч30мин | Без замечаний | Незначительные замечания | Ошибка | Без замечаний | Незначительные замечания | Ошибка | Без замечаний | Незначительные замечания | Ошибка | Без замечаний | Незначительные замечания | Ошибка | Без замечаний | Незначительные замечания | Ошибка | Без замечаний | Незначительные замечания | Ошибка | ||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |||||||||||||||||||||||||||||
5-4 | 3 | 3-5 | 5 | 4 | 2-3 | 5 | 4 | 2-3 | 5 | 4 | 2-3 | 5 | 4 | 2-3 | 5 | 4 | 2-3 | 5 | 4 | 2-3 | 3-5 | ||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
Приложение 2
№ п/п | Ф.И.О. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | Итого |
1 бригада | |||||||||||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тур № 1 |
| ||||||||||||
Тур № 2 |
| ||||||||||||
|
| ||||||||||||
2 бригада | |||||||||||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тур № 1 |
| ||||||||||||
Тур № 2 |
| ||||||||||||
|
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация по теме "Плоскостная разметка" | 1.23 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока: Разметка Цель: Научиться приемам разметки плоских поверхностей Формируемый практический опыт: выполнения слесарной обработки деталей и приспособлений для ремонта и наладки электрооборудования по 11-12 квалитетам Формируемая ПК: ПК 4.3. Выполнять слесарную обработку деталей приспособлений для ремонта и наладки электрооборудования по 11-12 квалитетам
Оборудование и материалы: разметочная плита; разметочный инструмент; инструкционно-технологические карты; металлические пластины
Критерии оценки: 5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески; «4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный; «3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); изделие оформлено небрежно или не закончено в срок; «2» – ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.
План: Термины и определения Разметочный инструмент Приемы разметки Подготовка к разметке Брак при разметке Охрана труда при выполнении вида работ
1. Термины и определения Разметка – это слесарная операция, при которой на заготовку наносят линии (риски), определяющие контуры будущей детали
2. Разметочный инструмент ч ертилки; кернеры; разметочные циркули, рейсмусы
а. круглая б. с отогнутым концом в. применение чертилки с отогнутым концом г. со вставными иглами д. карманная 2.1 Чертилка это инструмент, которым на поверхность заготовки наносят линии (риски) при помощи линейки или угольника. Чертилки изготавливают из инструментальной стали У10 или У12. Рабочая часть чертилки затачивается на заточном станке под углом 15 - 20
2.2 Кернер это слесарный инструмент, применяемый для нанесения углублений (кернов) по размеченным линиям. Кернеры изготавливают из инструментальной стали У7А, У8А, 7ХФ и 8ХФ. Рабочую и ударную части кернера подвергают термической обработке для увеличения прочности. Острие кернера затачивают под углом 60
Специальные кернеры
2.3 Разметочный циркуль это инструмент, применяемый для нанесения окружностей и дуг, а так же для переноса размеров с линеек на деталь
2.4 Инструмент для пространственной разметки Рейсмус - это основной инструмент, применяемый при пространственной разметке
2.5 Разметочные штангенциркули
Затачивание инструментов
3. Приемы плоскостной разметки
Накернивание разметочных линий
4. Подготовка к разметке 1. Окрасить поверхность заготовки окрашивают мелом, раствором медного купороса, быстросохнущими лаками или красками (для более четкой видимости разметочных линий) 2. Нанести разметочные линии: горизонтальные; вертикальные; наклонные; окружности и дуги.
5. Брак при разметке 1. Несоответствие размеров разметочной заготовки данным чертежа. 2. Неточность разметочного инструмента. 3.Неправильно выбранные базы.
6. Охрана труда при выполнении разметки. 1. Заготовки надежно устанавливать не на краю плиты, ближе к середине. 2. На острозаточенные концы чертилок надевать пробки или специальные колпачки. 3. Используемый для окрашивания медный купорос наносят только кисточкой, соблюдая меры предосторожности (он ядовит). 4. Следить за исправностью крепления молотка на ручке. 5. Удалять пыль и окалину только щеткой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
Тема: «Требования к качеству блюд и гарниров из круп, бобовых и макаронных изделий, оформление, отпуск, требования к качеству. Работа со Сборником рецептур."...
Методическая разработка урока производственного обучения «Обработка застежки втачными планками»
Цель урока: Образовательная: Научить обучающихся правильно с технологической ...
Методическая разработка урока производственного обучения по теме "Приготовление сладких блюд"
Технология выполнения операций по подбору продуктов, приготовлению сиропов, нарезке продукции и другие операции по приготовлению киселей и гренок...
Методические разработки уроков производственного обучения
Материал подготовлен для уроков производственного обучения по процессам и аппаратам в биотехнологии....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока производственного обучения по профессии продавец, контролёр-кассир Тема урока «Размещение и хранение товаров и тары в подсобном помеще-нии»
Данная методическая разработка – это пособие, показывающее элементы современной педагогической технологии «урок-семинар» применительно к конкретной теме урока производственного обучения по профессии п...
Методическая разработка урока производственного обучения "Плоскостная разметка"
Методическая разработка открытого урока производственного обучения по теме "Плоскостная разметка"...
Методическая разработка урока производственного обучения по УП. 01. Выполнение слесарных и слесарно-сборочных работ. Тема: «Разметка металла».
Краткая аннотация урока: Урок производственного обучения по теме «Разметка металла» состоит из четырёх этапов:1. Организационной части,2....