ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья на тему
Осмысление опыта отечественной педагоги с целью определения значимости самостоятельной работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС СПО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eysner_t.v._sam._rabota_.rar | 17.4 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Национальная доктрина образования предполагает его непрерывность в течение всей жизни человека. Эта приоритетная задача обуславливает деятельность учебных заведений, направленную на развитие у студентов навыков самообразования, самоконтроля, самоуправления.
Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта в среднее профессиональное образование законодательно определило по изучаемым дисциплинам часы для самостоятельной подготовки студентов. В связи с чем, необходима планомерная работа, направленная на методическое обеспечение самостоятельной деятельности будущих специалистов.
Обратимся к опыту отечественной педагогики и рассмотрим основные структурные компоненты самостоятельной деятельности.
На первом месте находится мотивационный элемент, как потребность в новых знаниях, выполняющих функции самообразования и осознание деятельности. Обучающийся должен уметь выделять познавательные задачи и цели учебной работы.
Подбор, определение, применение адекватных способов действий, ведущих к достижению результатов, относится к процессуальному компоненту структуры образовательной деятельности.
В учебных заведениях СПО, и, в частности, в ГБПОУ КК АСТ, применяют следующие виды самостоятельной работы: аудиторная самостоятельная работа (лабораторно-практические занятия, контрольные проверочные задания, работа с книгой, документами, деловые игры, семинары и так далее); внеаудиторная самостоятельная работа (выполнение домашних заданий и творческих работ, выполнение курсовых и дипломных работ, подготовка к зачетам и экзаменам и другие)
Конспектирование лекций, первоисточников, работа с учебником, подготовка к практическим и лабораторным занятиям, контрольным работам и семинарам, доклады, рефераты, составление кроссвордов, тестов, глоссариев, графических диктантов, изготовление макетов, моделей, решение ситуационных задач, подготовка к промежуточным и итоговым аттестационным испытаниям относятся к текущей самостоятельной работе над материалом учебных дисциплин. [2]
Природные способности молодых людей должны быть максимально использованы в процессе самостоятельного открытия нового научного знания, развития самостоятельности и системности мышления. Значимость открытия «истины», придания этому процессу личностных смыслов, отмечали в своих трудах Я. А. Коменский, признающий природную рациональность и механичность метода познания и А. Дистервег, сторонник эвристичности. Выражение Я. А. Коменского: «Учащие (педагоги) меньше бы учили, а учащиеся больше бы учились» [4] определяет, на мой взгляд, и современную доктрину образования.
Опыт показывает, что обострились противоречия между умениями и способностями личности к коллективной творческой деятельности, и отсутствием должных педагогических условий для их развитии в самостоятельной практике обучения [3]
Нацеленность современного образовательного процесса на самореализацию личности, предполагает поэтапное развитие у студентов системы творческого саморазвития в деле овладения будущей профессией, а, значит, овладения навыками самостоятельной деятельности.
Для обеспечения системного подхода преподаватель должен определить для себя концепцию самостоятельной работы студентов. В первую очередь необходимо осознать природу данного феномена. "Самостоятельная деятельность" студентов (учащихся) - форма организации учебной, познавательной деятельности без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию, путем проявления максимальной самостоятельности, творчества, инициативы. [5]
Преподаватель, основываясь на своём опыте, в праве определять виды заданий и формы контроля за их выполнением. Не смотря на активное использование интернет- ресурсов, для развития у студентов навыков самостоятельной деятельности, важно правильно организовать работу с книгой (конспектирование первоисточников, реферирование текста, подготовка доклада, навык работы с документами) [1]. Следовательно, с учетом рабочей программы по дисциплине, преподаватель определяет темы для самостоятельной работы, предлагает составить по ним развернутый план.
Для развития навыков выполнения практических заданий (задач, разработки схем, чертежей, кроссвордов, тестов, графических диктантов и тому подобное) можно сформировать задания по дисциплине, используя рейтинговую систему выставления оценок. Для проведения лабораторно-практических занятий разработать контрольные вопросы или тесты с указанием рекомендуемой литературы.
Для подготовки к экзаменам составить список вопросов по экзаменуемой дисциплине и представить образцы выполнения практических заданий, если таковые предусмотрены учебным планом.
При разработке заданий внеаудиторной самостоятельной деятельности следует понимать, что домашнее задание неизбежная составная часть и необходимое дополнение к хорошему занятию. Только при единстве урочной и внеурочной работы студентов могут быть достигнуты образовательные и воспитательные цели. Высшая школа в этой деятельности не является исключением.
Необходимо стремиться к дифференцированному подходу, учитывать индивидуальные способности студентов, их сильные стороны, объем знаний. Индивидуальные домашние задания должны позволить испытать чувство успеха и тем студентам, которые слабо успевают.
Мотивации эффективного выполнения самостоятельного задания способствует показ практической значимости результатов труда.
Преподаватель оказывает содержательную помощь, напоминая, направляя, стимулируя и активизируя деятельность обучающихся.
В силах преподавателя выбрать разнообразные формы заданий для самостоятельного изучения материала, а, так же, методы контроля и оценки результатов обучения. Мною используются оценка работы с нормативно-правовыми документами, выполнение индивидуальных заданий, в том числе, творческого характера, заполнение сравнительных таблиц, обсуждение обзора периодической печати и СМИ, тестирование.
Рейтинговая система контроля выполнения заданий, промежуточная и итоговая оценка знаний осуществляется с применением программы Microsoft Excel. Предельная ясность и прозрачность учёта разнообразных заданий позволяет каждому студенту определить объём усвоенного материала, а мне, преподавателю, проследить динамику и траекторию развития обучающихся.
Сущность современного образовательного процесса заключается не только в том, чтобы дать знания, умения, навыки молодым людям, развивать у них мышление, но и обучить их формам, методам, средствам самостоятельного добывания знаний. Формирование у студентов умения без чьей- либо помощи пополнять знания, ориентироваться в стремительном потоке информации- одно из направлений совершенствования качества подготовки специалистов высшего звена
Использованная литература
1. Алексанян Г. А. Модель организации самостоятельной деятельности студентов ВПО с использованием ИКТ // ИСОМ. 2012. №5.
2. Воеводин Л.Д. Самостоятельная работа студентов над источниками -эффективное средство самообразования / Л.Д. Воеводин // Вестник Московского университета. Сер. II, Право. 2006. -№ 4.
3. Дьяченко И.И. Соотношение технологии с опытом, методикой обучения и педагогическими науками / И.И. Дьяченко // Современные технологии обучения и контроля. Краснодар: Изд-во КубТТУ, 8. 2011.
4. Коменский Я.А. Великая дидактика// Избранные педагогические сочинения. М.,1955
5. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины /Авторы-составители М.Ю. Олешков и В.М. Уваров. М.: Компания Спутник +, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективные технологии обучения в организации самостоятельной работы студентов в процессе преподавания математики.
Задача обучения состоит не столько в передаче знаний, сколько в подготовке выпускника к возможности самостоятельного овладения профессией.При изучении дисциплин математического цикла могут быть исполь...
Организация самостоятельной работы студентов в процессе методико- математической подготовки будущих учителей начальных классов к профессиональной деятельности
В презентации представлены формы и виды самостоятельной работы со студентами СПО по методике преподавания начального курса математики с КРТ, условия проведения...
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ И ПРОЦЕСС ИНФОРМАТИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Ю.Ю.Штенгель
Статья участник конференции...
Эффективные технологии обучения в организации самостоятельной работы студентов в процессе преподавания математики
статья к выступлению на Цикловой методической комиссии...
1. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения учебной дисциплины. ОГСЭ. 07 Основы православной культуры
Настоящие методические указания для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Основы православной культуры» представляют собой структурно-технологическ...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения учебной дисциплины ОП.02 Психология
Методические рекомендации разработаны в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины ОП.02 Психология с целью оказания методической помощи студентам колледжа в ходе изучения дисцип...
Организация проектной деятельности при подготовке специалистов среднего профессионального образования
Организация проектной деятельности при подготовке специалистов среднего профессионального образования...