Эффективные технологии обучения в организации самостоятельной работы студентов в процессе преподавания математики.
статья на тему
Задача обучения состоит не столько в передаче знаний, сколько в подготовке выпускника к возможности самостоятельного овладения профессией.При изучении дисциплин математического цикла могут быть использованы две формы информативно-коммуникационных технологий: аудиторная и внеаудиторная:
-электронный конспект лекций;
-расчётно-графические работы;
-контрольно-оценочные средства;
-электронный практикум по математике;
-полезхные ссылки на ресурсы Интернет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
effektivnye_tekhnologii_obucheniya_v_organizatsii_samostoyatelnoy_raboty_studentov.doc | 19.27 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Кемеровский профессионально-технический техникум
Эффективные технологии обучения в организации самостоятельной работы студентов в процессе преподавания математики
подготовила преподаватель математики
Малыгина Галина Сергеевна
г. Кемерово
2015
Эффективные технологии обучения в организации самостоятельной работы студентов в процессе преподавания математики
Г.С.Малыгина, преподаватель математики ГОУ СПО,
Кемеровский профессионально- технический техникум
Возрастающая скорость смены технологий выводит на первый план необходимость реализации принципа опережающего обучения. Задача состоит не столько в передаче знаний, сколько в подготовке выпускника к возможности самостоятельного оперативного овладения актуальными профессиями. Самостоятельная работа студента приобретает очень важное значение.
При изучении учебных дисциплин математического цикла (линейная алгебра и аналитическая геометрия, математический анализ, теория вероятностей и математическая статистика, дискретная математика и др.) могут быть использованы две формы, опирающиеся на информационно-коммуникационные технологии: аудиторная и внеаудиторная, которые могут быть реализованы (особенно при дистанционном обучении) с помощью следующих эффективных технологий обучения:
1. Электронный конспект лекций – набор документов – файлов, чаще всего в формате MS Word. Количество документов совпадает с полным числом плановых лекций семестра. Все документы пронизаны системой гиперссылок внутренних (внутри одной лекции) и внешних (с программой курса). Электронная лекция отличается от традиционного печатного аналога тем, что в дополнение к традиционным текстовым акцентам, помимо гиперссылок, широко используются цвет, шрифт, графика.
2. Расчетно-графические работы – несколько наборов документов, сформированных по тематическому признаку, как правило, четыре типовых расчета в семестр. В одном наборе представлены 25 однотипных вариантов, состоящих из 20-25 заданий, и один документ – образец подробного, эталонного решения аналогичного варианта. Очевидно, что описанный метод способствует формированию у студентов таких важных компетенций, как культура письменного изложения результатов той или иной работы; общая информационная культура, так как без определенного уровня владения информационными технологиями использование такого метода было бы невозможным.
3. Контрольно-оценочные средства – дидактические материалы для самоконтроля результатов изучения раздела, темы, курса. В основном, это компьютерные программы, содержащие типовые задачи для тренинга. Как правило, программы генерируют множество однотипных задач за счет параметризации условия. Ответы студента при работе с такими программами автоматически комментируются. Особой популярностью у студентов пользуются «нулевые» варианты всех видов текстов для подготовки к очередному аудиторному тестированию, так как предварительная работа в режиме тренинга существенно повышает результативность контрольных мероприятий, на которых предлагаются задачи различных уровней сложности и глубины внутренних связей с различными разделами курса и другими дисциплинами.
4. Электронный практикум по математике – набор файлов, разработанных в том или ином современном пакете прикладных математических программ, представляющих примеры решения традиционных и нетрадиционных математических задач практически без программирования и задачи для самостоятельного решения. Особенности современных инструментальных систем представляют пользователю широкий спектр возможностей по работе с информацией: численные и аналитические вычисления, графическая визуализация результатов, анимация, импорт и экспорт аудио- и видеоинформации. Документы Электронного практикума по математике используются в качестве справочника и отправной точки для самостоятельной исследовательской работы; играют существенную роль для продолжения образования с усиленной долей самостоятельности, позволяют дифференцировать обучение, предоставляя студентам с повышенными интеллектуальными возможностями исходный материал для индивидуального саморазвития.
5. Полезные ссылки на ресурсы Интернет – отдельный текстовый документ, содержащий аннотированный список гиперссылок на наиболее значимые образовательные порталы, сайты. Нужно отметить, что среди прочих присутствуют ссылки на официальные сайты Министерства образования и науки, где студенты могут получить информацию тактического и стратегического характера о тенденциях развития отечественной системы образования, о государственных образовательных стандартах, о рейтинге вузов и специальностей, о состоянии дел на рынке труда и др. Играя роль исходных точек в едином информационном образовательном пространстве, эти данные позволяют молодому человеку свободно включиться в проблематику отечественного образования на фоне глобализации окружающего мира. Все это способствует своевременному формированию социальной компетенции выпускника.
Останавливаясь на специфике организации самостоятельной работы студентов в компьютерной аудитории, можно отметить, что присутствие преподавателя, группы студентов позволяет более результативно и дифференцированно консультировать отдельного студента. При обнаружении типичных затруднений преподаватель, привлекая общее внимание, делает необходимые разъяснения с использованием современного проекционного оборудования. Если функционирует локальная сеть, можно, переключаясь с одного компьютера на другой, прокомментировать иные оригинальные решения. Обучающая и мотивационная функция таких консультаций является весьма высокой.
Таким образом, реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании требует поиска и практической отработки новых методов обучения, опирающихся на информационно-коммуникационные технологии, новые учебные материалы, на перевод организации общения преподавателя и студентов в различные формы, создающие ситуации активного включения обучающегося в практическую деятельность, формирующие готовность и способность к целеполаганию, к оценке, действию, рефлексии.
Список использованных источников:
1. Морозова Н. В. Инновационные средства организации самостоятельной работы студентов [Текст] / Н. В. Морозова // Молодой ученый. — 2011. — №2. Т.2. — С. 102-104.
2. Проектирование оценочных средств компетентносто-ориентированных основных образовательных программ для реализации уровневого профессионально-педагогического образования [Текст]: метод. пособие для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов / авт.-сост. И.В. Осипова, О.В. Тарасюк, А.М. Старкова. – Екатеринбург: ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». – 2010. – 72 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогической конференции "Дифференцированный подход в организации самостоятельной работы студентов на занятиях по математике"
Студент и выпускник колледжа должен не только получать знания по предметам программы, овладевать умениями и навыками использования этих знаний, но также владеть методами исследовательской работы и уме...
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Осмысление опыта отечественной педагоги с целью определения значимости самостоятельной работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС СПО....
Организация самостоятельной работы студентов в процессе методико- математической подготовки будущих учителей начальных классов к профессиональной деятельности
В презентации представлены формы и виды самостоятельной работы со студентами СПО по методике преподавания начального курса математики с КРТ, условия проведения...
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ И ПРОЦЕСС ИНФОРМАТИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Ю.Ю.Штенгель
Статья участник конференции...
Эффективные технологии обучения в организации самостоятельной работы студентов в процессе преподавания математики
статья к выступлению на Цикловой методической комиссии...
1. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения учебной дисциплины. ОГСЭ. 07 Основы православной культуры
Настоящие методические указания для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Основы православной культуры» представляют собой структурно-технологическ...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения учебной дисциплины ЕН. 01 Математика
Методические рекомендации разработаны в соответствии с рабочей программой УД ЕН.01 Математика с целью оказания методической помощи студентам колледжа в ходе изучения дисциплины.Данные рекомендации пре...