Организация проектной деятельности при подготовке специалистов среднего профессионального образования
статья
Организация проектной деятельности при подготовке специалистов среднего профессионального образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_proektnoy_deyatelnosti.docx | 25.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация проектной деятельности при подготовке
специалистов среднего профессионального образования
Проектная деятельность является эффективной педагогической технологией, обеспечивающая повышение качества профессионального обучения и готовность обучающихся к профессиональной деятельности.
В наше время, в условиях развития рыночной экономики, когда наблюдается небывалый рост объема информации, от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как предприимчивость, конкурентоспособность, способность ориентироваться, принимать решения, быть готовым к эффективной профессиональной деятельности, а это невозможно без умения работать творчески. Актуализируется потребность в специалистах, способных к профессиональной самореализации и функционированию в новых социально-экономических условиях.В Законе РФ “Об образовании”, законодательно утверждены цели образования как «ориентацию на обеспечение самоопределения личности, на создание условий для ее самореализации».
Е. С. Полат [1] даёт такое определение методу проектов в современном понимании: «…метод, предполагающий «определённую совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов». Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода обучающиеся не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются навыкам приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения практических задач.
Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой. Этому вопросу отводили исключительную роль ученые всех времен. Особенно четкие концепции о роли самостоятельности в приобретении знаний имеются в трудах К. Д. Ушинского, Н. Г. Чернышевского, Д. И. Писарева и др. Эта проблема является актуальной и сейчас. Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении среднего профессионального образования, но и в дальнейшей трудовой деятельности специалистов.
В стандартах третьего поколения [2] в требованиях для квалификации техник-программист указано, что специалисты должны обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности; работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями; брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий; самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Эти задачи помогают реализовать организация проектной деятельности. Обучающиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие. В современных условиях особую важность приобретают не столько собственно знания обучаемого, сколько его способность квалифицированно осуществлять определенную профессиональную деятельность.
Эффективной педагогической технологией является проектная деятельность, обеспечивающая повышение качества профессионального обучения обучающихся и готовность их к профессиональной деятельности за счет развития инициативности, самостоятельности в принятии решений, мобильности, способности применять полученные знания для решения практических производственных задач.
Определены цели образования с точки зрения компетентностного подхода:
1.Научить учиться, т.е. научить определять цели познавательной деятельности, выбирать источники информации, оценивать результаты и самостоятельно организовывать свою деятельность. Педагог осуществляет управление обучением.
2.Научить ориентироваться в ключевых проблемах современности (экономике, межкультурном взаимодействии и т.д.) и в мире духовных ценностей.
3.Научить решать проблемы профессионального характера, а также проблемы, связанные с реализацией разнообразных социальных ролей.
Для реализации данных целей образования педагогический коллектив колледжа внедряет метод проектов, который, на мой взгляд, позволяет решать проблему формирования компетенций у студентов как одно из требований образовательных стандартов. Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении студентам возможности самостоятельного приобретения знаний и умений в процессе решения поставленной проблемы, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Суть этого метода – стимулировать интерес студентов к определенным проблемам, решение которых предполагает владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность предполагает практическое применение имеющихся и приобретенных знаний. Этот метод позволяет реально соединить теоретические знания с практическим опытом их применения.
Метод проектов представляет собой технологию организации образовательных ситуаций, в которых обучающийся ставит и решает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности обучающегося, направлен на реализацию личностно – ориентированного учебного процесса.
Эффективность проектной деятельности обучающихся напрямую зависит от того, насколько преподаватель детально продумает этапы проекта. Преподаватель на всех этапах выступает в роли консультанта и помощника, а акцент обучения делается как на содержание, так и на процесс применения имеющихся знаний.
Значительная часть проектной деятельности – сбор материалов и применение их на практике. Навыки в работе, в том числе и учебные, приобретаются в самом процессе работы и тем быстрее и прочнее, чем больше заинтересованы студенты в достижении намеченной цели. Итогом проектной работы может быть просмотр, выставка, участие в конференции и т.д.
Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.
Проектная деятельность или метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи - решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Авторитет преподавателя определяется его способностью быть инициатором интересных начинаний. Впереди будет тот, кто инициирует и провоцирует самостоятельную активность обучающихся, кто бросает вызов их сообразительности и изобретательности, помогает увидеть мир во всем его единстве, красоте, многообразии.
Предоставление обучающемуся четко и однозначно сформулированных критериев оценки достижения им учебных успехов (уровня знания, умения, понимания и формирования компетентностей) должно способствовать формированию четкой мотивации участия в учебном процессе за счет создания положительной обратной связи на основе ясного, четкого формулирования конечной цели усвоения и заданного объема учебной информации.
С этой целью необходимо унифицировать оценивание выполненной работы по каждому виду занятий. Обучающийся должен сам давать оценку выполненной работе, т.е. должна быть разработана форма «самооценки» выполненной работы. Для этого в техникуме или колледже необходимо иметь разработанную форму с перечнем формируемых компетенций при выполнении каждого вида работы и критериев их оценивания.
Формализуя в значительной степени процедуру оценки уровня работы, увеличивается однозначность понимания смысла оценки работы аттестуемым и экспертом, уменьшается время, необходимое эксперту для выставления оценки. Пример критериев для оценивания.
1. Практическая значимость проекта (от 1 до 3 баллов) означает, может ли проект быть применен в дальнейшем, на уроках в других классах и на других предметах, чем больше сфера применения – тем больше баллов.
2. Оформление проекта (от 1 до 5 баллов) – удобен ли интерфейс проекта для пользователя, есть ли инструкции к использованию проекта; предусмотрена ли защита оценок от несанкционированного доступа.
3. Презентация проекта (от 1 до 5 баллов) – здесь оценивается выступление авторов: насколько полно и доступно представлен проект, изложены цели, область применения, этапы выполнения проекта; соблюден регламент выступления: не более 5-7 минут.
4. Оформление пояснительной записки (от 1 до 3 баллов) – соответствие оформления требованиям стандартов. 147
5. Ответы на вопросы (от 1 до 5 баллов) – оцениваются владение темой, правильность и развернутость ответов.
Общая оценка в баллах: (сумма баллов) до 11 – оценка «удовлетворительно», от 12 до 18 – оценка «хорошо», 19-21 баллов – оценка «отлично».
В каждом критерию студенту подсказывается, на что необходимо обратить внимание при выполнении работы и написании пояснительной записки по работе. Предлагаемые группы критериев стимулируют использование современных технологий и позволяют всесторонне оценить профессионализм студента.
Важнейшим результатом выполнения проекта должно быть формирование профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры. Квалифицированный специалист обязан обладать внутренней стабилизацией работы собственного сознания.
Защита проектной работы обучающимися проводится перед другими студентами, однокурсниками и преподавателями смежных дисциплин, что способствует развитию творческого и логического мышления, самостоятельности, коммуникативных навыков, повышает познавательный интерес, интерес к выбранной профессии, воспитывает внимательность, способность к самоанализу и оценке других.
Обучающиеся младших курсов получают представлений о своей будущей специальности, выполнении, оформлении и защите своей проектной работы. Однокурсники – выявляют уровень усвоения изученного ранее материала, получают практический опыт, и подготавливаются к защите дипломного проекта по специальности.
Урок- защита проекта содержит все основные элементы.
1. Организационное начало, включающее приветствие студентов, знакомство со схемой проведения урока, представление защищающихся студентов, знакомство с системой оценки. Каждому обучающемуся предлагается фиксировать в течение урока все свои правильные ответы.
2. Мотивацию познавательной деятельности – знакомство с целями и задачами курсового проектирования, установление при участии студентов межпредметных связей.
3. Проверку опорных знаний и их актуализация – задаются вопросы, оценивается их правильность, корректируются ответы.
4. Введение нового материала. Студент, защищающий свой проект, представляет презентацию своей работы с использованием мультимедийной техники. При этом студенты слушают, изучают материал, знакомятся с последовательностью представления курсовой работы и схемой её защиты, вносят корректировку в схему собственной защиты, готовят интересующие вопросы.
5. Контроль знаний для студентов, представляющих проект. Преподаватель и приглашенные преподаватели задают вопросы по защищаемой теме, оценивают правильность ответов, при необходимости корректирует. Студенты также задают вопросы, ставят оценку и обосновывают её.
6. Подведение итогов.
Проведение защиты предполагает повышение уровня личностной активности не только обучающихся, но и преподавателей, а также рассмотрение обучения как процесса межличностного взаимодействия и общения в системах «преподаватель – студент», «студент – студент».
Кроме того, на таких уроках предоставляется возможность использования интерактивных методов обучения. Интерактивные методы обучения реализуются через совместную деятельность обучающихся над освоением учебного материала, в обмене знаниями, идеями, способами деятельности, а также предполагают организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.
Преподаватель в ходе руководства проектом в различные этапы выполнения выполняет роли.
1. Энтузиаста, который повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в направлении достижения цели.
2. Специалиста, который компетентен в нескольких (не во всех!) областях.
3. Консультанта, который может организовать доступ к ресурсам, в том числе к др. специалистам.
4. Руководителя, который может четко спланировать и реализовать проект.
5. «Человека, который задает вопросы», который организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов, обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь.
6. Координатора, который поддерживает групповой процесс решения проблем.
7. Эксперта, который дает четкий анализ результатов как выполненного проекта в целом, так и отдельных его этапов.
Образовательный потенциал проектной деятельности:
– создаёт у учащихся образ цельного знания;
– повышает мотивацию учащихся в получении дополнительных знаний;
– изучение важнейших методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации); – интерпретация результатов.
Воспитывает:
– значимые общечеловеческие ценности (социальное партнёрство, толерантность, диалог);
– чувства ответственности, самодисциплины, самостоятельность;
– способности к самоорганизации; – желания делать свою работу качественно.
Развивает:
– исследовательские и творческие способности личности;
– способность к самоопределению и целеполаганию;
– умения самостоятельно конструировать свои знания;
– коммуникативные умения и навыки;
– способность ориентироваться в информационном пространстве;
– умение работать с различными типами текстов;
– умение планировать свою работу и время;
– навыки анализа и рефлексии, умение представить результаты своей работы;
– увеличение мотивации на самообразование;
– развитие культуры мышления.
Результатом проектной деятельности является, прежде всего, сама деятельность. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т. е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию. Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции преподавателя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как преподавателю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу обучающихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности обучающихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Формы продуктов проектной деятельности: Web-сайт, автоматизированная информационная система, база данных, обучающая программа, программа тестирования, программа моделирования производственных процессов, программа решения математических задач, компьютерные игры, творческие проекты, такие как создание комиксов, музыкальных треков.
Проектная деятельность развивает компетентностные качества личности:
1. Аналитические умения (умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять её, обнаруживать отсутствие информации и восстанавливать её).
2. Практические умения (использование на практике академической теории, методов и принципов).
3. Творческие умения (одной логикой, как правило, проблемную ситуацию не решить; очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путём).
4. Коммуникативные умения (умение вести дискуссию, убеждать окружающих, использовать наглядный материал и другие медиасредства, кооперироваться в группы; защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчёт).
5. Социальные умения (оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать чужое мнение в дискуссии или аргументировать своё и т. д.).
В итоге, с одной стороны, усвоение и реализация обучаемыми в процессе проектной деятельности своего права на индивидуальность приучают их к признанию права и других на то же. Уважение к себе воспитывается через уважение выбора других, признание их равенства, необходимость терпимости к их индивидуальности.
В настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней – стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного или критического мышления.
Внедрение новых информационных технологий в процессе обучения улучшает качество образовательной работы, повышает производительность труда учителя, активизирует познавательную деятельность учащихся на уроке, способствует повышению самостоятельности учащихся при изучении нового материала. Участие в проекте позволяет учащимся приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.
Список использованной литературы
1. Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие /
Е. С. Полат , М. Ю. Бухаркина, – М.: Издательский центр «Академия», 2010. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 230115 Программирование в компьютерных системах
3. Селевко Г.К. Педагогические технологии авторских школ Г.К. Селевко. – М., 2005. – с. 45–49.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О проблемах математической подготовки учащихся среднего профессионального образования
В статье указаны основные проблемы математической подготовки учащихся среднего профессионального образования. Те аспекты, на которые нужно обратить внимание преподавателю учреждения СПО при подборе эф...
Рабочая программа учебной дисциплины Новые информационные и коммуникационные технологии в образовании предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников среднего профессионального образования по с
Обеспечение дополнительной подготовки в области информатики на специальности Преподавание в начальных классах...
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Осмысление опыта отечественной педагоги с целью определения значимости самостоятельной работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС СПО....
Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине ОП.14 Основы предпринимательской деятельности программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования 35.02.07 Механизация сельского хозяйств
Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине ОП.14 Основы предпринимательской деятельности программы подготовки специалистов среднего звенапо специальности среднего профессион...
Организация рефлексии на уроке в системе среднего профессионального образования: организация и освоение педагогами методов и приемов работы
Организация рефлексии на уроке в системе среднего профессионального образования: организация и освоение педагогами методов и приемов работы...
Рабочая программа по профессиональному модулю ПМ. 06. «Организация различных видов этнокультурной деятельности» программы подготовки специалистов среднего звена по специальности CПО 44.02.01«Дошкольное образование»
Программа профессионального модуля является вариативной частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с требованиями работодателей к специальности СПО 44.02.01 «Дошкольн...