Из опыта работы в области духовно-патриотического воспитания будущих учителей в процессе внеурочной работы
статья на тему
Тема духовно-нравственного воспитания молодежи всегда актуальна в обществе. Ведь будущее страны зависит от того, какими ценностями будут руководствоваться в своей жизни последующие поколения. Хотелось бы, чтобы будущее России строилось на прочном фундаменте уважения россиян к истории своей страны, к ее традициям, к абсолютным духовным и культурным ценностям человечества.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Из опыта работы в области духовно-патриотического воспитания будущих учителей в процессе внеурочной работы
Н.Г. Голубева, преподаватель,
диссеминация опыта на семинаре
классных руководителей,
Февраль, 2015г.
г.Благовещенск
Защита и сохранение традиционных духовных ценностей российского общества (особенно таких, как толерантность, коллективизм, добродушие, сострадательность, милосердие), его менталитета становятся жизненно необходимыми задачами современного общества. Естественно, основная нагрузка при выполнении данной фундаментальной задачи в контексте профилактики аморальности лежит на системе образования. Речь идет о воспитании гражданской активности молодого поколения, формировании стойкой убежденности в актуальности веками сложившихся духовных традиций, норм и ценностей.
В связи с этим задача духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.
Тема духовно-нравственного воспитания молодежи всегда актуальна в обществе. Ведь будущее страны зависит от того, какими ценностями будут руководствоваться в своей жизни последующие поколения. Хотелось бы, чтобы будущее России строилось на прочном фундаменте уважения россиян к истории своей страны, к ее традициям, к абсолютным духовным и культурным ценностям человечества.
Для достижения положительных результатов в воспитании студентов, безусловно, необходима концентрация усилий и взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: руководителей, организаторов, студентов, преподавателей, классных руководителей, воспитателей и др.
Внеурочная воспитательная работа, занимает важное место, т.к. обеспечивает духовно-нравственные компоненты в содержании образования.
В условиях досуга происходит активное взаимодействие формирующейся личности с окружающим миром, трансляция духовно-культурных ценностей, обеспечивается преемственность поколений, передача традиций, стимулирование творчества. В результате создаются благоприятные условия для развития личности.
Огромная роль в воспитательной деятельности принадлежит классному руководителю группы, который является активным участником студенческой жизни. Анализ научной литературы, собственный многолетний педагогический опыт классного руководства позволяет мне осуществлять деятельность по нескольким направлениям:
- создание оптимальной социопедагогической воспитывающей среды, направленной на развитие профессиональной и социальной компетентности будущего специалиста, содействия социальной и творческой самореализации личности; формирование у студентов гражданской позиции, - сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей в условиях современной жизни; удовлетворение потребностей личностей в интеллектуальном, культурном, нравственном и физическом развитии; поддержка студенческих инициатив, т.е. гражданское, правовое, нравственное, духовное, творческое, спортивное и профессиональное воспитание.
Духовное пространство студенческой среды сегодня должно быть наполнено идеями гражданского воспитания. Ярким примером гражданственности и патриотизма для будущих специалистов является подвиг нашего народа во время Великой Отечественной войны (1941-1945гг.). Познание наших корней, сознание неповторимости Отечества, его судьбы, гордость за сопричастность к деяниям предков воспитываются в молодежной среде в результате реализации Всероссийского проекта «Год Победы!», посвященного 70-летию Победы.
Студенты вовлечены в активную поисковую, исследовательскую деятельность по изучению таких направлений, как: «Великая Отечественная Война в истории колледжа», «Портрет Победы». Они самостоятельно работают с материалами из фондов музея колледжа, изучают фотодокументы, письма, воспоминания выпускников и преподавателей педучилища, составляют сценарий, подбирают необходимую информацию, музыку, стихи, оформляют презентации и др.
Презентация итогов работы – выступление на научно-практической конференции колледжа. Цель этой работы - увековечивание памяти защитников Отечества. Такая деятельность учит помнить историческое прошлое, осознавать героизм и нравственную красоту подвига защитников Отечества, понимать собственную ответственность за свою Родину, принимать посильное участие в сохранении памяти о ее героях, побуждает ребят к проявлению гражданской активности.
Для решения поставленных задач большую помощь классному руководителю оказывает использование активных методов и форм деятельности. Например, нами организовываются и проводятся экскурсии:
- в «Учебно-методический центр по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Амурской области» с целью пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, углубления знаний по безопасности жизнедеятельности. Мостославская Ольга Владимировна рассказывает о задачах гражданской обороны в условиях мирного и военного времени, с использованием презентаций и статистики, проводит тренировки по использованию индивидуальных средств защиты органов дыхания.
- в «Музей пожарной охраны» - с целью пропаганды знаний в области пожарной безопасности. В ходе экскурсии и рассказа методика подачи специфического материала разнообразна. В выставочном зале студенты знакомятся с огромным количеством экспонатов, макетов, узнают об истории пожарной охраны страны и Приамурья, о последствиях халатности в обращении людей с огнем, о нелегкой работе пожарных.
-в центр Амурского областного отделения Всероссийской общественной организации «Боевое Братство», с целью содействия военно-патриотическому воспитанию молодых граждан, формированию у них уважения к защитникам Отечества, боевых действий и военной службы. Студенты встречаются с ветеранами боевых действий в горячих точках, слушают рассказы участников, просматривают видеофильмы, знакомятся с экспонатами.
Итогами такой формы работы является написание студентами эссе, отзыва об экскурсии.
Хочется сказать, что одно дело, когда такие рассказы, беседы готовим мы, классные руководители и, совсем другое дело, когда студенты выходят в организацию и слушают специалистов, профессионалов, - результат получается другой.
Защита и сохранение традиционных духовных ценностей российского общества (особенно таких, как толерантность, коллективизм, добродушие, сострадательность, милосердие), его менталитета становятся жизненно необходимыми задачами современного общества. Речь идет о воспитании гражданской активности молодого поколения, формировании стойкой убежденности в актуальности веками сложившихся духовных традиций, норм и ценностей. В связи с этим задача духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.
С целью помочь определиться студентам в своих нравственных ориентирах, защиты и сохранения традиционных духовных ценностей российского общества, особенно таких, как толерантность, коллективизм, доброта, сострадание, милосердие совместно со студентами был подготовлен и проведен открытый классный час «Маяки добра и человечности» с использованием практико-ориентированных и интерактивных методов.
На встрече мы определили проблему: Какой идти дорогой в воспитании? Студентам были предложены притчи, художественные произведения (Борис Ганага «Белый носовой платок»), практические задания, упражнения, игровые технологии, которые побуждали их к размышлению, обсуждению, помогли многим ребятам по-новому взглянуть на взаимоотношения со сверстниками, родителями, педагогами, на своё поведение через призму нравственных ориентиров общества и гуманных качеств личности.
В итоге мы пришли к заключению о том, что в наше время воспитание детей, учеников – дело не только или школы или семьи, а и школы и семьи. Сделали выводы, что только совместная, согласованная, взаимодополняющая воспитательная работа семьи и образовательного учреждения поможет организовывать для детей и с детьми уроки жизни, уроки любви, сострадания, уроки мужества, долга, уроки от сердца к сердцу.
Таким образом, становясь непосредственными участниками действия, студенты с интересом воспринимают материал, что облегчает задачу классного руководителя, а студентов приобщает к духовному обогащению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание в процессе обучения иностранному языку (из опыта работы).
В статье рассматриваются четыре аспекта постановки воспитательной цели урока иностранного языка, а также факторы, посредством которых осуществляется воспитание на уроках, даны определения нравст...
Методическая работа на тему: "Интеграция в процессе музыкального обучения будущих учителей"
В работе рассматриваются процессы взаимосвязи музыки с другими предметами в условиях подготовки будущих учителей-музыкантов для системы образовательных учреждений....
Презентация к методической работе: "Интеграция в процессе музыкального обучения будущих учителей"
Презентация кратко раскрывает основное содержание работы....
Из опыта работы по теме: "Военно-патриотическое воспитание как одно из направлений работы студенческого совета колледжа"
Современное общество требует, чтобы молодые люди имели активную жизненную позицию, умели отстаивать её, а, если это необходимо, приходить к компромиссам, были творческими, инициативными, самосто...
Организация самостоятельной работы студентов в процессе методико- математической подготовки будущих учителей начальных классов к профессиональной деятельности
В презентации представлены формы и виды самостоятельной работы со студентами СПО по методике преподавания начального курса математики с КРТ, условия проведения...
Чти прошлое, твори настоящее, верь в будущее! ( обобщение опыта работы по патриотическому воспитанию)
Мы много говорим о патриотическом воспитании подростающего поколения, говорим на педсоветах, педчтениях, на разного рода конференциях, но зачастую в наших учебных заведениях нет системы такого воспита...
«Внеурочная деятельность составляющая воспитательно – образовательного процесса в школе – интернате для детей с ТМНР». (из опыта работы)
Внеурочная деятельность детей с ТМНР....